В ближайшие годы федеральное правительство продолжит свою работу над формированием соответствующих рамочных условий, чтобы экология, экономика и общество воспринимались как единое целое, а не как конкуренты. Это единственный способ, с помощью которого можно построить базу для трансформации биобезопасной, устойчивой экономики, в которой биологизация является руководящим принципом.
С.М. Пястолов
2019.01.019. КАРБОНИ О.А. ЭФФЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИЙ И ИР: ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПО БАЗЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ.
CARBONI О.А. The effect of public support on investment and R&D: An empirical evaluation on European manufacturing firms // Technological forecasting & social change. - 2017. - Vol. 117. - Р. 282-295. -Mode of access: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.11.017
Ключевые слова: непараметрическая оценка; государственные субсидии; ИР; инвестиции.
В своей статье автор из Италии проводит сравнительный анализ мер государственной поддержки инвестиций в ИР в про-мышленно развитых странах Европы. Он отталкивается от тезиса об общественном консенсусе по поводу полезности таких мер ввиду неэффективности рынка в данном аспекте. Однако глобальный финансовый кризис 2007-2009 гг. существенно обострил положение. Уровень инвестиций корпораций секторов нематериального производства уменьшился более чем на 12% в Испании и на 3,1 и 2,6 п.п. соответственно в Италии и Великобритании (с. 283). В этой ситуации анализ влияния государственной поддержки имеет особую ценность.
Согласно данным Eurostat (2009), доли государственных инвестиций в ИР с середины 1990-х до середины 2000-х годов составляли приблизительно 35% в ЕС 27, 30 - в США и 18,5% - в Японии (с. 283).
Основные схемы поддержки инвестиций в ИР. Европейские, национальные и региональные источники стимулов для поддержки инвестиций в технологии: гранты на капиталовложения;
гранты на покрытие выплат процентов по кредитам; налоговые льготы для новых инвестиций в материально-вещественном имуществе или нематериальных активах; государственные вложения в акционерный капитал компаний, работающих в секторах промышленности и услуг с целью поддержания деятельности и создания новых заводов, для расширения и модернизации определенных видов бизнес-операций; кредитные поручительства для обеспечения средне- и долгосрочных займов.
Региональные стимулы включают такие меры, как государственная поддержка развития технологий, налоговые льготы, право ускоренной амортизации, пакет услуг патентования.
Германия. Применяется два типа стимулирующих программ: инвестиционный пакет, включающий различные меры возмещения текущих инвестиционных затрат; эксплуатационный пакет, содержащий программы субсидирования затрат на ранее сделанные инвестиции. Большинство инвестиций поддерживается прямыми субсидиями, ссудами под сниженный процент, государственными гарантиями. Действует также ряд федеральных и региональных программ. Налоговые стимулы включают предынвестиционные и инвестиционные пособия на определенные стартовые проекты, на развитие малого и среднего инновационного бизнеса. Непосредственно на ИР налоговые стимулы не распространяются.
Италия. Существует широкий выбор поддержки новых и уже сделанных инвестиций.
Великобритания. Правительственная поддержка отдельных регионов направлена, помимо прочего, на уменьшение экономического неравенства. Это основной вид поддержки правительства. Применяются следующие схемы: грант на инвестирование в производство (Англия); выборочная финансовая помощь (Северная Ирландия); выборочная помощь региону (Шотландия); единый инвестиционный фонд (Уэльс).
Франция. Программы стимулирования на национальном и локальном уровнях координируются преимущественно Управлением по благоустройству территории и региональному развитию (Délégation à l'aménagement du territoire et à l'action régionale -DATAR). Правительство выделяет гранты (субсидии для регионального развития) французским или зарубежным инвесторам для обслуживания инвестиций, сделанных в определенных районах;
особые статьи - для малого и среднего бизнеса сферы обслуживания, для поддержки учреждений, кредитующих французских или зарубежных инвесторов. Создание или перестройка бизнеса также получают государственную поддержку, если они направлены на развитие технологий, исследования или разработки.
Испания. Центральное правительство обеспечивает финансовую помощь и налоговые льготы для инновационных действий в определенных отраслях промышленности, которые рассматриваются как приоритетные (например, горная промышленность, технологическое развитие, научная сфера). Региональные стимулы -финансовые субсидии для определенных экономико-географических районов с целью смягчения территориальных диспропорций.
Австрия. Широкий диапазон инвестиционных стимулов, грантов и субсидий для проведения научных исследований, в том числе для малых и средних предприятий. Тип финансирования варьирует от денежных грантов и субсидий для погашений процентных требований до кредитных поручительств. Автор выделяет четыре важные характеристики поддерживаемых инвестиционных проектов: региональная направленность; внимание малым и средним предприятиям; поощрение технологического развития; поощрение защиты окружающей среды.
Венгрия. Правительство предоставляет налоговые льготы на определенных условиях как местным, так и зарубежным инвесторам. Преимущество - за компаниями, вкладывающими капитал в области, где отмечен высокий уровень безработицы или отставание в промышленном развитии. Объем и структура налоговых стимулов зависят от особенностей региона и размера инвестиций. Освобождение от уплаты налога дается максимум на десять лет.
Агентство по вопросам развития инвестиций и торговли Венгрии (Hungarian Investment and Trade Development Agency -ITD Hungary) поддерживает инвестиции в строительство новых заводов с полным циклом изготовления изделия стоимостью от 10 млн евро. Стимулирующий пакет, предлагаемый венгерским правительством, также включает: не облагаемые налогами суммы, направляемые на технологическое развитие; субсидии на обучение персонала; связанные кредиты (решения принимаются венгерским правительством по каждому конкретному случаю); субсидии на создание рабочих мест; государственная поддержка технологиче-
ского развития. Налоговые стимулы ИР: увеличение необлагаемой суммы и пакет услуг патентования.
В целом для европейской научно-технологической политики характерно то, что инфрамаржинальные проекты, как правило, не финансируются. Считается, что они будут выполнены и без государственной поддержки, поскольку предполагают получение прибыли для конкретных собственников.
Главный вопрос проведенного исследования - заменяют ли государственные меры финансовой и других видов поддержки частные инвестиции? Если это имеет место, то фирмы просто заменяют частные источники общественными, оставляя общий уровень расходов неизменным. Когда общественные ресурсы собираются при помощи социально дорогостоящих налоговых механизмов, итоговый результат состоит в том, что вся система проигрывает материально (с. 292).
В целях проверки гипотезы о наличии эффекта замещения автор применяет непараметрические оценки в измерениях воздействия государственных субсидий на величины инвестиций и расходов на ИР. Для каждой фирмы - получателя субсидии подобран несубсидированный «близнец» (фирма, характеризуемая той же вероятностью получения субсидии). Результаты расчетов показывают, что гранты имеют существенное положительное влияние как на уровни инвестиций в физические активы, так и на расходы на ИР. Таким образом, гипотеза о наличии полного эффекта вытеснения государственного финансирования может быть отклонена, делает вывод автор.
С.М. Пястолов
2019.01.020. СМ. ПЯСТОЛОВ. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИМЕРОВ СОВМЕСТНЫЕ УСИЛИЙ УЧЕНЫ1Х И ОБЩЕСТВА В СОЗДАНИИ И РАСПРОСТРАНЕНИИ ЗНАНИЙ. (Обзор).
Ключевые слова: смена промышленных укладов; «отмененная наука»; вовлеченность общественности; экосистемы инноваций.
Моменты и пространства переходов от одного промышленного уклада к другому обладают особыми свойствами. Именно в этих точках, по образному сравнению Д. Гесса, сообщества исследователей общественных движений (Social Movement Studies -