2019.01.008. ШВЕНД К.А., КЛАСКИ М., КОРДЕЛЛ М. ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЦЕЛИ БЕЗДОМНЫХ МУЖЧИН, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ УСЛУГАМИ ПРИЮТА.
SCHWEND K.A., CLUSKEY M., CORDELL M. Lifestyles and goals of homeless male shelter users // SAGE Open. - Thousand Oaks (CA), 2015. - Vol. 5, N 1. - P. 1-6.
Ключевые слова: образ жизни; бездомность; здоровье; приюты; социальная и психологическая помощь; реинтеграция.
Исследователи из Университета Брэдли (г. Пеория, шт. Иллинойс, США) Келли Швенд, Морин Класки и Майкл Корделл провели исследование с целью изучить здоровье, образ жизни и цели бездомных американцев. В своей статье они отмечают, что, несмотря на борьбу с проблемой бездомности в США, количество бездомных все еще остается значительным. Поэтому существующая система социальной поддержки людей, не имеющих жилья, требует постоянного мониторинга и совершенствования. Сложно определить точное число бездомных, но, по данным Национального альянса по искоренению бездомности, в январе 2012 г. в США их насчитывалось 633 782 (это 20 человек на 10 000 жителей США)1. При этом с 2011 по 2012 г. наблюдалось небольшое снижение уровня бездомности на 0,4%, что составляет примерно 2235 человек. Проблема бездомности, как подчеркивают исследователи, тесно переплетена с ростом уровня бедности. Так, рост числа бедных с 2010 по 2011 г. составил 5%. В рамках своего исследования авторы определяют бездомных как «индивидов или семьи, живущие в приютах, которые находятся под государственным или частным управлением и предназначены для обеспечения временных жилищных условий»2. Операциональное определение бездомных - резиденты, пользующиеся койкой для ночлега в местных приютах.
1 The state of homelessness in America 2013: A research report on homeless-ness. - Wash.: The national alliance to end homelessness, 2013. - Mode of access: http://endhomelessness.org/wp-content/uploads/2015/04/2013-state-of-homelessness. pdf [Accessed: 09.01.2019.]
2 Homeless emergency assistance and rapid transition to housing. - Wash.: US Dept of housing and urban development. - Mode of access: https://www.govinfo. gov/content/pkg/FR-2011-12-05/html/2011-30942.htm [Accessed: 09.01.2019.]
К. Швенд, М. Класки и М. Корделл вслед за другими исследователями бездомности1 разделяют ее причины на личные, финансовые и структурные. Личные причины - это проблемы, связанные психическим и физическим здоровьем, насилием в семье, употреблением наркотиков. Структурные и финансовые связаны с безработицей, отсутствием доступного жилья, сокращением программ государственной поддержки и т.п. Авторы также отмечают, что большинство бездомных имеют проблемы со здоровьем; показатели заболеваемости и смертности среди них выше по сравнению с населением в целом [с. 1].
Немаловажный момент в решении проблемы бездомных состоит в том, что они живут, не имея планов на будущее. Социальные службы предоставляют им питание и ночлег, но они не ориентированы на их обучение, профессиональную подготовку и социальное сопровождение, что способствовало бы их реинтеграции в общество и побудило бы стремиться к самообеспечению. Безусловно, удовлетворение основных физиологических потребностей является первейшей задачей в процессе оказания помощи бездомным, но это должно быть только начальным шагом более комплексной поддержки. Важно понимать, что люди, оставшиеся без крыши над головой, зачастую изолируются от общества и стигматизируются, поэтому возвращение им чувства принадлежности к какой-либо социальной группе и ощущения контроля над собственной жизнью необходимо для их успешной социальной реинтеграции [с. 2].
Комплексному решению проблемы, по мнению авторов, будет способствовать «организованное целеориентированное планирование» [там же]. Они предлагают использовать многомерную биопсихосоциальную коррекционную модель Дайкмана2, которая включает в себя четыре фазы. Первая фаза - это первоначальное взаимодействие с бездомным, в рамках которого оцениваются его физические нужды и потребность в безопасности. На втором этапе основное внимание уделяется состоянию психического здоровья
1 См., например: Attitudes of and culturally sensitive health care / Christi-ani A., Hudson A.L., Nyamathi A., Mutere M., Sweat J. // J. of child a. adolescent psychiatric nursing. - Hoboken (NJ), 2008. - Vol. 21, N 3. - P. 154-163.
2 Dykeman B. Intervention strategies with the homeless population // J. of instructional psychology. - Boston (MA), 2011. - Vol. 38, N 1. - P. 32-39.
пользователя приюта, его когнитивным возможностям и способности пользоваться общественными ресурсами. Третий этап поддержки нацелен на психологическое консультирование для решения проблемы образа жизни бездомного, связанного с его отношением к работе, социальным запросам, самооценке и духовному развитию. Четвертый этап заключается в оказании адресной помощи клиенту при обеспечении питанием, поиске жилья и работы. В идеале, подчеркивают авторы, функция приюта должна заключаться в обеспечении временного проживания в сочетании с активной постоянной поддержкой, нацеленной на образовательную и профессиональную подготовку бездомного [с. 2].
Для выяснения обстоятельств, которые привели к потере жилья, и понимания личных краткосрочных и долгосрочных целей с бездомными были проведены интервью. В качестве интервьюера выступил научный сотрудник, сертифицированный медбрат. Было опрошено 30 бездомных совершеннолетних мужчин. Для поощрения участия в опросе пользователям ночлежки были выданы два автобусных билета и бутылка воды. Формат беседы был выбран из-за возможных проблем с чтением и письменным заполнением анкет. Каждая беседа проводилась в закрытой обстановке в течение примерно 30 минут. Среди ограничений своего исследования К. Швенд, М. Класки и М. Корделл отметили небольшой размер выборки, а также то, что интервью проводились одним интервьюером только в одном из приютов для бездомных и только с мужчинами. Следовательно, результаты исследования не могут быть обобщены.
Для интервью использовался опросник оценки образа жизни Рассела-Чапина и Айви1. Опрос состоял из 60 вопросов по пятибалльной шкале (шкала Ликерта). Опросник был разделен на шесть подшкал; каждая из них включала десять утверждений / вопросов, с помощью которых участникам нужно было оценить свой образ жизни. Подшкалы был следующими: 1) физическое здоровье (например, вопрос о сбалансированном питании); 2) эмоциональное благополучие (например, вопрос о наличии чувства юмора и наслаждении жизнью); 3) интеллектуальное совершенствование
1 Russell-Chapin L.A., Ivey A.E. Your supervised practicum and internship. -Belmont (CA): Brooks/Cole, 2004.
(например, вопрос о чтении книг, газет или журналов); 4) удовлетворенность работой и жизнью (например, вопрос о мотивированности вносить значимый вклад в работу); 5) социальная успешность (например, вопрос об удовлетворенности дружескими отношениями); 6) духовное осознание (например, вопрос о поиске смысла и ценностей жизни) [с. 4]. Более высокая оценка предложенного утверждения (а также подшкалы или опросника в целом) свидетельствовала о более позитивном восприятии и удовлетворении своим образом жизни, и, наоборот, низкая показывала менее позитивное отношение к собственному образу жизни и необходимость его улучшения. Кроме того, бездомных спрашивали о событиях, которые привели их к нынешнему состоянию, и об их целях в жизни на различные периоды времени. Опросник также включал вопросы о демографических характеристиках [с. 3].
После обработки полученных данных исследователи выяснили, что средний возраст бездомных составлял 45 лет и колебался от 24 до 69 лет. 86% опрошенных окончили среднюю школу или получили дополнительное образование. Большинство мужчин жили на улице от одного до пяти лет [там же].
Ответы на вопросы о событиях, приведших к бездомной жизни, были сгруппированы исследователями по четырем категориям: отношения с другими людьми (развод, потеря близких); экономика (потеря работы, неумение обращаться с деньгами); злоупотребление психоактивными веществами (алкоголизм, наркомания); здоровье.
Краткосрочные цели бездомных были связаны с поиском занятости, долгосрочные - с получением жилья. Текущие или еженедельные планы были ориентированы на то, чтобы оставаться трезвым, быть здоровым и найти работу. Планы на месяц были связаны с поиском дома, планы на год - с устройством на работу, получением жилья, приобретением транспорта, ведением трезвого образа жизни. Многие из опрошенных упоминали о роли в своей жизни дружбы и эмоциональной поддержки со стороны друзей и семьи. Среди тех, кто оказывает социальную поддержку, называли также сотрудников приютов [там же].
Средняя оценка опросника оценки образа жизни показала, что большинство респондентов недовольны своим образом жизни и нуждаются в помощи, благодаря которой они надеются выбрать
здоровый образ жизни. Самой низкой средней оценкой была оценка по подшкале физического здоровья (26 из 50). Самой высокой по среднему значению оказалась подшкала удовлетворенности жизнью и работой (35,07 из 50). Участники сообщили, что они готовы вносить вклад в общество и брать на себя новые обязанности. Оценка эмоционального благополучия в среднем оказалась довольно высокой (32 из 50), что свидетельствует о том, что бездомные не потеряли жизнеспособности (хотя в рамках этой подшкалы очень низким оказался показатель, связанный с ощущением себя любимым). Довольно низкой оказалась оценка социальной успешности (33,17 из 50), что, по-видимому, связано с социальной изоляцией бездомных. Оценка духовного осознания (31,43 из 50) показала, что в целом в жизни бездомных присутствуют такие духовные аспекты, как вера, забота о других, уважение ценностей других. В рамках подшкалы интеллектуального совершенствования (29,9 из 50) отмечено, что бездомным интересно обучаться новому и получать интересную информацию, но возможности приюта в этом ограничены.
В заключение авторы отмечают, что поддержка бездомных должна быть нацелена на удовлетворение уникальных и индивидуальных потребностей этой группы населения. Решающую роль в этом процессе на уровне местных сообществ должны взять на себя работники приютов, которым следует активно выступать с инициативами в области государственной политики и усовершенствования услуг для содействия процессу реинтеграции бездомных
[с. 6].
А.Ю. Долгов