Научная статья на тему '2018. 04. 047. Соколова Е. В. "освоение прошлого" в литературе современной Германии / РАН. ИНИОН. - М. , 2016. - 108 с'

2018. 04. 047. Соколова Е. В. "освоение прошлого" в литературе современной Германии / РАН. ИНИОН. - М. , 2016. - 108 с Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ГЕРМАНИИ / ПРОБЛЕМА "ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОШЛОГО" / "ТЕОРИЯ ТРАВМЫ" И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПЕР ЛЕО / ПЕТЕР ШНАЙДЕР
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 047. Соколова Е. В. "освоение прошлого" в литературе современной Германии / РАН. ИНИОН. - М. , 2016. - 108 с»

2018.04.047. СОКОЛОВА ЕВ. «ОСВОЕНИЕ ПРОШЛОГО» В ЛИТЕРАТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ / РАН. ИНИОН. - М., 2016. - 108 с.

Ключевые слова: современная литература Германии; проблема «преодоления прошлого»; «теория травмы» и художественная литература; Пер Лео; Петер Шнайдер.

Под проблемой «преодоления прошлого»1 - одной из определяющих для культуры Германии второй половины XX в., - принято понимать всевозможные усилия по осознанию, анализу и переработке опыта исторического преступления Германии времен Третьего рейха (1933-1945), открывающие носителям культуры этой страны возможность научиться жить дальше, не закрывая глаза на преступления нацизма (прежде всего, Холокост); при этом особо подчеркивается обучающий аспект - в духе изречения «кто не помнит своего прошлого, обречен пережить его вновь», приписываемого Джорджу Сантаяне, и в согласии с современной междисциплинарной «теорией травмы» (trauma studies), берущей начало в исследованиях З. Фрейда: в его работе «По ту сторону принципа удовольствия» (Jenseits des Lustprinzips, 1920) впервые вскрываются механизмы сопротивления сознания, не позволяющие вспомнить травматическое событие, чтобы заново - «успешно» - пережить его уже в состоянии надлежащей готовности психики (с. 4).

Восприятие культурой Германии означенной проблематики в представленном аналитическом обзоре изучается динамически на материале художественной литературы в соотнесении с актуальными исследованиями в области «теории травмы» и с акцентом на текущую ситуацию.

Способ повествования в художественном тексте непосредственно связан с восприятием автором своего и исторического прошлого в соответствии с возрастом, личным участием / неучастием в травматических событиях, вовлеченностью в них его родственников и друзей. Все это определяет понимание им «своего» и «чужого», подсказывает выбор способа интеграции чужих и собственных воспоминаний и в конечном счете формирует художественный

1 Нем. : Vergangenheitsbewältigung (термин Х. Хаймпеля).

стиль (Е. Агацци1). Авторы «поколения участников» преступлений нацизма в целом предпочли молчание - их опыт столкновения с ужасным, участия в нем, оказался невыразимым, что вообще характерно для первой фазы реагирования на стресс - «фазы психологического шока». Следующее «поколение детей» сосредоточилось преимущественно на жесткой эмоциональной (отвергающей) критике образа действий предыдущего поколения. Выраженная эмоциональная реакция на событие и его последствия в целом коррелирует со второй фазой психического реагирования на тяжелый стресс - «фазой воздействия» (А. Пушкарев2, Е. Пятницкая3). В текстах «поколения внуков», через которые в наибольшей степени проявляется психическое воздействие национал-социализма на коллективное бессознательное (Е. Агацци), эмоциональная доминанта уже уступает место аналитической (с. 6).

Произведения немецкой литературы последнего времени (П. Лео, П. Шнайдер) дают основания полагать, что проработка травматического опыта истории Германии ХХ в. ее культурой в начале ХХ1 в. достигает нового уровня. «Преодоление прошлого», подразумевающее борьбу с ним как на уровне «коллективного бессознательного» («вытеснение», «подавление», «отрицание»), так и на более близких к реальности уровнях «социального самосознания», привело к обнаружению «жертвы» внутри этих слоев «коллективной психики»4 - «жертвы», которая нуждается в извлечении и излечении / исцелении, не совместимом в принципе с борьбой и требующем доверия. Иными словами, назрела необходимость в признании и принятии («освоении») всего травматического содержания различных слоев «коллективного бессознательного»: в преобразовании не признаваемого / отвергаемого «чужого», в признанное / познанное «свое». Продолжая аналогию с психологией

1 Agazzi E. Erinnerte und rekonstruierte Geschichte. Drei Generationen deutscher Sriftsteller und die Fragen der Vergangenheit. - Göttingen, 2005. - 175 S.

2

Пушкарев А.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство: Диагностика, психофармакотерапия, психотерапия. - М., 2000. - 128 с.

3 Пятницкая Е.В. Психология травматического стресса. - Балашов, 2007. -

140 с.

4 Травма прошлого в России и Германии: Психологические последствия и возможности психотерапии: Материалы Российско-немецкой конференции / НОУ Институт практической психологии и психоанализа. - М., 2010. - 203 с.

индивидуума, можно говорить о переходе к «фазе нормального реагирования» (Е. Пятницкая, А. Пушкарев) на травматический опыт.

Намеченные выше траектории изучаются в обзоре на материале текстов немецкоязычных писателей разных поколений -Г. Грасса (1927-2015), М. Вальзера (р. 1927), У. Видмера (19382014), П. Шнайдера (р. 1940), М. Кёльмайера (р. 1949), П. Лео (р. 1972) в соотнесении с личными судьбами писателей, когда это необходимо.

В частности, историк и писатель из «поколения внуков» Пер Лео как в своем научном историко-философском трактате «Воля к сущему» (2013), так и в «научно-популярном» (Н. Берг1) семейном романе «Вода и почва» (2014) исходит из того, что любое истолкование, делающее «культуру» и «варварство» антиномиями мышления и строящее на этом аргументацию, обречено на провал. В романе «Вода и почва» он предлагает читателю сплетенную из «культуры» и «варварства» историю немецкой семьи от бюргерской эпохи до настоящего времени, поместив в один из фокусов повествования антиеврейскую «одержимость» немцев времен нацизма с естественностью, недоступной авторам предыдущих поколений. Эта естественность представляется чрезвычайно важной (Н. Берг) - и как проявление высокой требовательности к себе культуры, к которой принадлежит автор, и как необходимая часть социализации родившегося в начале 1970-х годов немца, и как свидетельство достижения нового уровня осмысления «проблемы прошлого» в современной культуре Германии.

На примере собственной семейной истории Пер Лео обнаруживает, что в истории Германии нет и не может быть спасающей, «правильной» в социально-историческом смысле страницы, которую человек получал бы с рождения и которая была бы способна обеспечить ему основание, оставаясь немцем, ставить себя вне глубоко скомпрометировавшей себя традиции. Вводя в роман в качестве персонажа собственного деда, активного приверженца нацист-

1 Berg N. Rezension // H-Soz-Kult. - Berlin, 2015. - 20.02. - Rez. zu: Leo P. Der Wille zum Wesen. Weltanschauungskultur, charakterologisches Denken und Judenfeindschaft in Deutschland, 1890-1940. - Berlin: Matthes & Seitz Verlag, 2013. -734 S. - Mode of access: http://hsozkult.geschichte.hu-berlin.de/index.asp?id=21961 &view=pdf&pn=rezensionen&type=rezbuecher

ской идеологии, и мотив унаследованной от него библиотеки, Пер Лео показывает, что традиция эта «пронизывает все общекультурное наследие и через него продолжает пребывать в настоящем: в самом авторе, в читателях, на которых оказала и продолжает оказывать воздействие» (с. 93), наиболее сильное именно там, где чрезмерно крепнет уверенность, что все это давно в прошлом.

С.Е. Ильина

2018.04.048. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ЛИТЕРАТУРЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ: Сб. науч. тр. / РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. литературоведения; отв. ред. Цурганова Е.А. - М., 2017. - 218 с.

Ключевые слова: литературно-критические школы; рецептивные исследования; литературный канон; имагология; изображение эмоций в литературе; влияние русского литературоведения; герменевтика; М.М. Бахтин; компьютерные методы в литературоведении; постмодернизм; неоаристотелианство; нар-ратология.

Настоящий сборник научных трудов продолжает серию исследований в области теории литературы и зарубежного литературоведения, проводившихся в Отделе литературоведения с 1974 г.

XX век в литературе стран Запада отмечен небывалым расцветом теории литературы и литературной критики, опережающим собственно литературно-художественный процесс.

За истекшее столетие ученые-филологи стран Запада создали поистине новаторские концепции, реконструирующие «старое» литературоведение и предложившие новые методики исследования литературных произведений. «В первой половине ХХ в. литературоведение в каждой из ведущих стран Запада имело свои характерные специфические направления. В Германии - это феноменология и герменевтика, трансформированные в 60-е годы в разновидности рецептивно-эстетических теорий. Во Франции - это структурализм, сменившийся в середине 60-х годов постструктуралистской доктриной. В англосаксонском литературоведении - это почти 50-летнее господство "новой критики", и деконструктивистской практики в конце столетия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.