3) тот факт, что так называемые «женские рабочие места и сферы деятельности» (women's jobs and sectors) часто означают низкооплачиваемую работу в соответствии с принятыми коллективными договорами.
Непрозрачные и бессистемные процессы формирования заработной платы, а также индивидуальная договорная система оплаты труда создают менее благоприятные условия для женщин. В некоторых европейских странах принимаются специальные законы, направленные на сокращение тендерного разрыва в оплате труда. Одним из примеров является Бельгия, где в 2012 г. был принят закон, благодаря которому тендерный разрыв сократился до 6,5%, что значительно ниже среднеевропейского показателя, составляющего 16,3%. В основе этого закона лежит идея о том, что уровень оплаты труда должен согласовываться социальными партнерами на всех уровнях согласования коллективных переговоров (национальном, отраслевом, уровне отдельного предприятия) (с. 80).
Б.Г. Ивановский
2018.04.046. БАБИЧ 3. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ХОРВАТИИ. BABIC Z. Decentralizacija socijalne skrbi i socijalne nejednakosti: Slucaj Hrvatske // Revija za socijalnu politiku. - Zagreb, 2018. -Vol. 25, N 1. - Str. 25^8.
Ключевые слова: социальное неравенство; социальная помощь; региональные аспекты социального неравенства.
В настоящее время одной из острых социальных проблем Хорватии является нарушение ключевой конституционной гарантии - равных прав всех граждан, в том числе в области социальной поддержки. Ее возникновение обусловлено частичной децентрализацией социальных программ в стране, объемы финансирования которых зависят от существенно разнящихся между собой экономических возможностей отдельных территорий Хорватии.
Начало децентрализации социальной помощи в стране было положено принятым в 1997 г. Законом о социальной помощи, которым была введена норма о направлении не менее 5% доходов местных бюджетов на финансирование социальных потребностей на-
селения соответствующих административно-территориальных единиц (с. 29). Эта доля не ограничивалась, в связи с чем регионы страны с высоким уровнем экономического развития и, соответственно, значительными бюджетными ресурсами могли направлять больше средств на социальную поддержку своего населения по сравнению с экономически менее развитыми регионами. В дальнейшем нормативно-правовая база неоднократно совершенствовалась, и в настоящее время в Хорватии действует Закон о социальной помощи, принятый в 2015 г., в соответствии с которым установлено разграничение прав и полномочий по социальной поддержке населения между различными органами управления. Отмечается, что на верхнем уровне управления (например, министерств) государство не отказалось от установления минимальных размеров отдельных видов социальных выплат.
Последствия политики частичной децентрализации, основанной на требовании приближения социальных служб к потребителям социальных услуг, рассмотрены автором на примере программ социальной помощи пожилым гражданам. Такие программы особенно актуальны, поскольку в последние несколько десятилетий в Хорватии сочетаются два процесса - снижение рождаемости и рост ожидаемой продолжительности жизни. Повысилась доля лиц старших (от 65 лет) возрастных групп, в том числе граждан старше 80 лет, что объективно повышает потребность в их социальном обслуживании, включая его стационарную форму. Децентрализация не способствовала удовлетворению этих потребностей. Так, в 2003 и в 2016 гг. общее количество домов престарелых, находившихся в подчинении жупаний1, было одним и тем же, составляя 45 единиц. Только в 2016 г. был открыт новый дом престарелых на 200 мест в Загребе (с. 32).
В этих условиях стали развиваться частные дома престарелых. Их число в стране увеличилось с 48 в 2003 г. до 97 в 2015 г., а количество мест в них в период 2004-2014 гг. - на 2552 по сравнению с 426 местами в домах престарелых общественного сектора (с. 33). Развивается обслуживание престарелых и организациями иных правовых форм без создания требующих значительных инве-
1 Основная единица административно-территориального деления Хорватии (всего имеется 21 жупания, включая столичный город Загреб). - Прим. реф.
стиций домов престарелых путем оборудования небольших (до 20 мест) помещений для постоянного проживания пожилых. Тем не менее спрос на обслуживание престарелых в стационарных учреждениях по-прежнему удовлетворяется не полностью, причем имеются значительные различия между жупаниями.
Так, отношение общего числа мест для проживания престарелых на условиях стационарного обслуживания в 2016 г. к численности населения в возрасте старше 65 лет было наибольшим в Бьеловарско-Билогорской, Загребачской, Пожешко-Славонской и Вараждинской жупаниях, а также в Загребе, где оно составляло от 3,5 до 4,1%. С другой стороны, самыми низкими эти отношения оказались в Крапинско-Загорской и Вировитичко-Подравской жупаниях (соответственно 1,3 и 1,6%). В странах ЕС это отношение в 2008 г. составляло в среднем 5% (с. 34). В 17 из 21 жупании и в Загребе число мест в домах для престарелых, находящихся в их ведении, превышает это число в домах престарелых других форм собственности. При этом в Приморско-Горанской, Личко-Сеньской жупаниях имеются дома престарелых, подведомственные только им. С другой стороны, последние отсутствуют в Загребачской и Крапинско-Загорской жупаниях.
Другим следствием неодинаковых возможностей жупаний по финансированию социальных программ являются существенные различия рисков бедности населения, в том числе между городскими поселениями. Так, в расчете на одного жителя расходы на социальную защиту в 2011 и 2015 гг. в Загребе составили соответственно 563 и 582 хорватских куны1, в Риеке - 335 и 277, в Жупане - 134 и 142, в Вировитице - 64 и 30 кун. В 2011 г. при среднем уровне бедности в Хорватии 17,1% в Загребе он составил 5,9%, в Риеке -8,3, в Жупане - 22,2, в Вировитице - 20,7% (с. 38).
Подробно проанализировав социальные программы, реализуемые в этих городах, автор формулирует рекомендации по снижению социального неравенства в стране. По его мнению, необходимо, во-первых, сочетать децентрализацию социальной помощи с фискальной децентрализацией, позволяющей обеспечить низовые
1 Денежная единица Хорватии, существовавшая в 1941-1945 гг. и вновь введенная с 30 мая 1994 г. Название связано с одной из основных доденежных единиц славян - шкуркой куницы. 1 куна = 0,16 долл. (19 мая 2018 г.). - Прим. реф.
территориальные единицы финансовыми ресурсами, необходимыми для реализации социальных программ. Во-вторых, целесообразно рассмотреть вопрос о формировании государственного социального фонда для выравнивания возможностей финансирования социальных программ в экономически развитых и экономически депрессивных районах Хорватии.
С.Н. Смирнов
2018.04.047. ОТОБЕН. ТЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ В НЕФОРМАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.
OTOBE N. Gender and the informal economy: Key challenges and policy response / ILO policy department. - Geneva, 2017. - 45 p. -(ILO: Employment working paper; N 236).
Ключевые слова: Международная организация труда; ген-дерная структура занятости; неформальная экономика.
В исследовании рассматриваются различные аспекты занятости мужчин и женщин в неформальной нетрадиционной экономике, а также опыт некоторых стран в области организации трудовой деятельности социально незащищенных групп населения, таких как надомные работники, уличные продавцы и разносчики, мусорщики, а также женщины-предприниматели (с. 4).
Во всех обследованных регионах доля неоплачиваемых работников в неформальном секторе экономики гораздо выше среди женщин, чем среди мужчин. Более того, в большинстве развивающихся стран уровень незащищенной занятости (vulnerable employment) также выше среди женщин. Автор указывает, что понятие «незащищенная занятость» не равнозначно понятию «неформальная занятость» (informal employment), поскольку большинство незащищенных работников являются неформально занятыми, особенно в развивающихся странах. Неформальная занятость характеризуется недостаточным уровнем охвата действующим трудовым законодательством, ограниченным доступом к системе социальной защиты и ограниченными трудовыми правами, часто опасными условиями труда, а также низкой зарплатой и производительностью труда. Деятельность соответствующих работников