Научная статья на тему '2018.04.045. НЕРАВЕНСТВО В ЕВРОПЕ. INEGUALITY IN EUROPE: SOCIAL EUROPE DOSSIER / ED. BY MEYER H. - DüSSELDORF: FRIEDRICH-EBERT-STIFTUNG: HANS BöCKLER STIFTUNG, 2017. - 104 P'

2018.04.045. НЕРАВЕНСТВО В ЕВРОПЕ. INEGUALITY IN EUROPE: SOCIAL EUROPE DOSSIER / ED. BY MEYER H. - DüSSELDORF: FRIEDRICH-EBERT-STIFTUNG: HANS BöCKLER STIFTUNG, 2017. - 104 P Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / ЗАНЯТОСТЬ / НЕРАВЕНСТВО / ОПЛАТА ТРУДА / БЛАГОСОСТОЯНИЕ / НОМИНАЛЬНЫЙ ДОХОД / ГЕНДЕРНЫЙ РАЗРЫВ В ОПЛАТЕ ТРУДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивановский Б.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018.04.045. НЕРАВЕНСТВО В ЕВРОПЕ. INEGUALITY IN EUROPE: SOCIAL EUROPE DOSSIER / ED. BY MEYER H. - DüSSELDORF: FRIEDRICH-EBERT-STIFTUNG: HANS BöCKLER STIFTUNG, 2017. - 104 P»

новании изменения численности трудоспособного населения и его участия в рабочей силе.

A.A. Сидоров

2018.04.045. НЕРАВЕНСТВО В ЕВРОПЕ.

Ineguality in Europe: Social Europe dossier / Ed. by Meyer H. -Düsseldorf: Friedrich-Ebert-Stiftung: Hans Böckler Stiftung, 2017. -104 p.

Ключевые слова: Евросоюз; занятость; неравенство; оплата труда; благосостояние; номинальный доход; гендерный разрыв в оплате труда.

В сборнике статей, опубликованном интернет-издательством Social Europe (Лондон), рассматриваются различные аспекты и формы проявления неравенства в Европе.

Неравенство в Европе проявляется на следующих трех уровнях: внутри отдельных стран, между странами-членами и в масштабе Евросоюза в целом, отмечает М. Дадерштадт (M. Dauder-städt). За последние десятилетия неравенство выросло в большинстве европейских стран, что способствовало росту популистских настроений. Неравенство в доходах между странами ЕС, как показал анализ, связано, в частности, с изменениями валютного курса и темпами инфляции. По этой причине сравнение доходов следует проводить на основе паритетов покупательной способности (purchasing power parities), тем самым исключая влияние изменения валютного курса (с. 53). Среднедушевой доход в беднейших странах ЕС, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), как правило, выше, чем доход, рассчитанный по валютному курсу, поскольку многие товары в этих странах дешевле. Таким образом, неравенство между странами ЕС, оцененное по ППС, оказывается меньшим. Когда неравенство между странами имеет тенденцию к сокращению и уровень дохода бедных стран приближается к уровню более богатых государств, что обычно сопровождается более высоким уровнем инфляции, разница в оценках среднедушевого дохода по ППС и по реальному валютному курсу сокращается.

Основная причина разрыва в показателях ВВП на душу населения в разных странах - это различия в уровне производительно-

сти труда. Наемные работники в бедных странах вынуждены трудиться в течение более продолжительного времени (часто более 2 тыс. часов в год), в то время как в богатых государствах продолжительность рабочего времени может составлять менее 1500 часов в год. Таким образом, более низкий уровень производительности труда в бедных странах (около 20% от уровня развитых стран) ведет к большому разрыву в уровне доходов (с. 59).

Успешность процесса догоняющего развития (в частности, в периферийных странах Европы) определяется характером структурных преобразованиях (повышением эффективности использования капитала, совершенствованием технологий и инновациями), которые приводят к реальной конвергенции доходов. Уровень номинальных доходов (nominal incomes), вообще говоря, повышается при росте валютного курса и при высокой инфляции. Последняя, таким образом, является необходимым условием увеличения доходов в отраслях с медленным ростом или вообще без какого-либо роста производительности, что должно привести к росту эффективности экономики в целом. Таким образом, низкая инфляция и стабилизация валютного курса - путь к замедлению или вообще к прекращению процесса сближения экономической ситуации в разных странах.

Материальное благосостояние людей определяется двумя основными ресурсами - доходами и богатством, считает А. Тафенси (A. Tiefensee) (с. 73). Обладание богатством, в частности, позволяет расширить возможности потребления, компенсировать потери дохода, например, если проживать в собственном жилье, а не в арендованном. Богатство обеспечивает финансовую независимость и общее благосостояние, усиливает экономическую и политическую власть. В этой связи знание закономерностей и механизмов распределения богатства представляется автору важным фактором, определяющим социально-экономическое развитие.

В настоящее время в зоне евро распределение домашних хозяйств по показателю чистых активов (реальные доходы + финансовые активы - обязательства) колеблется в широком диапазоне. Если все домохозяйства разделить на 100 равных групп (проценти-лей) по размеру чистого богатства, то 50-я группа (средняя) домо-хозяйств располагает чистым богатством в размере 104,1 тыс. евро. Однако 10-я группа обладает лишь чистым богатством в размере

1000 евро, 90-я - 496 тыс., 95-я - 744 тыс. евро. Это означает, что 10% наиболее богатых домовладельцев располагают более чем половиной всех чистых активов (с. 74).

Для оценки различий в уровне благосостояния внутри стран используется коэффициент Джини (Gini coefficient). Наибольшая его величина отмечается в Латвии и Германии, где его значение составляет 0,785 и 0,762 соответственно. Наименьшее - в Словакии и на Мальте (0,462 и 0,586) (с. 75).

Богатство накапливается путем сбережения доходов, получаемых в течение всей жизни, вплоть до достижения пенсионного возраста. Затем оно расходуется или передается в виде подарка или наследства. Трансферты накопленного богатства в европейских странах были и остаются важным фактором формирования богатства домашних хозяйств, утверждает Т. Пикетти. Так, в 2010 г. доля текущего чистого богатства, переданного по наследству или в виде подарков, составляла около 13% (общей величины богатства) на Кипре и более 31% в Германии. В настоящее время доля богатства домашних хозяйств, передаваемая по наследству, выросла до 30% на Кипре и 52% в Германии (с. 76).

Разрыв в оплате труда мужчин и женщин (гендерный разрыв) остается Евросоюзе все еще значительным - 16,3%, отмечает А. Шилле (A. Scheele). Однако по отдельным странам ЕС этот показатель существенно различается. В то время как в Италии и Люксембурге он составляет около 5%, в Эстонии мужчины получают почти на 30% больше женщин (с. 77).

Результаты исследования, проведенного автором, показывают, что гендерный разрыв в оплате труда обусловлен действием следующих взаимообусловленных факторов:

1) дискриминация на рынке труда по половому признаку и соответствующее неравное распределение мужчин и женщин по секторам экономики, профессиям и должностям (горизонтальная и вертикальная сегрегация);

2) тот факт, что женщины (значительно чаще, чем мужчины) вынуждены прерывать трудовую деятельность и / или переходить на неполный рабочий день (в силу семейных обстоятельств, связанных, например, с необходимостью ухода за детьми, престарелыми родственниками или инвалидами), что оказывает сильное влияние на величину их доходов;

3) тот факт, что так называемые «женские рабочие места и сферы деятельности» (women's jobs and sectors) часто означают низкооплачиваемую работу в соответствии с принятыми коллективными договорами.

Непрозрачные и бессистемные процессы формирования заработной платы, а также индивидуальная договорная система оплаты труда создают менее благоприятные условия для женщин. В некоторых европейских странах принимаются специальные законы, направленные на сокращение тендерного разрыва в оплате труда. Одним из примеров является Бельгия, где в 2012 г. был принят закон, благодаря которому тендерный разрыв сократился до 6,5%, что значительно ниже среднеевропейского показателя, составляющего 16,3%. В основе этого закона лежит идея о том, что уровень оплаты труда должен согласовываться социальными партнерами на всех уровнях согласования коллективных переговоров (национальном, отраслевом, уровне отдельного предприятия) (с. 80).

Б.Г. Ивановский

2018.04.046. БАБИЧ 3. ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В ХОРВАТИИ. BABIC Z. Decentralizacija socijalne skrbi i socijalne nejednakosti: Slucaj Hrvatske // Revija za socijalnu politiku. - Zagreb, 2018. -Vol. 25, N 1. - Str. 25^8.

Ключевые слова: социальное неравенство; социальная помощь; региональные аспекты социального неравенства.

В настоящее время одной из острых социальных проблем Хорватии является нарушение ключевой конституционной гарантии - равных прав всех граждан, в том числе в области социальной поддержки. Ее возникновение обусловлено частичной децентрализацией социальных программ в стране, объемы финансирования которых зависят от существенно разнящихся между собой экономических возможностей отдельных территорий Хорватии.

Начало децентрализации социальной помощи в стране было положено принятым в 1997 г. Законом о социальной помощи, которым была введена норма о направлении не менее 5% доходов местных бюджетов на финансирование социальных потребностей на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.