Научная статья на тему '2017. 01. 045. Даудерштэдт М. , келтек С. Отсутствие социального прогресса в Европе. Dauderstädt M. , Keltek C. no progress on social cohesion in Europe. - Berlin: Friedrich-Ebert-Stiftung (FeS), 2016. - 7 p'

2017. 01. 045. Даудерштэдт М. , келтек С. Отсутствие социального прогресса в Европе. Dauderstädt M. , Keltek C. no progress on social cohesion in Europe. - Berlin: Friedrich-Ebert-Stiftung (FeS), 2016. - 7 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС / СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ивановский Б.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 045. Даудерштэдт М. , келтек С. Отсутствие социального прогресса в Европе. Dauderstädt M. , Keltek C. no progress on social cohesion in Europe. - Berlin: Friedrich-Ebert-Stiftung (FeS), 2016. - 7 p»

В периоды предыдущих промышленных революций потребовались десятилетия на перестройку системы подготовки рабочей силы и институтов рынка труда. Учитывая темпы изменений, происходящих в условиях четвертой промышленной революции, когда 50% знаний, получаемых студентами-первокурсниками технических специальностей, устаревают к моменту получения ими диплома, эксперты затрудняются определить суть трансформации системы подготовки кадров для будущей экономики.

Как ожидается, в период 2015-2020 гг. стабильным останется набор навыков, требуемый для работы в СМИ и индустрии развлечений, а наиболее кардинальное изменение требуемых для работы навыков произойдет в сфере финансовых и инвестиционных услуг.

Эксперты, опрошенные в ходе исследования, отмечают, что в 2020 г. для трети всех рабочих мест ключевым навыком, запрашиваемым работодателями, будет умение решать сложные задачи (complex problem-solving), и только для 4% рабочих мест основным навыком останется физическая сила и ловкость. При этом умение решать сложные задачи будет менее важным навыком в высокотехнологичных отраслях (промышленное производство, инфраструктура, энергетика), где комплексные проблемы все в большей степени решаются посредством машин. В целом навыки общения (умение убеждать, эмоциональный интеллект, умение обучать других) будут важны во всех отраслях экономики, причем в большей степени, чем узкие технические навыки (программирование, управление и контроль оборудования). Специальные навыки (грамотность в сфере ИКТ, хорошая обучаемость), когнитивные способности (креативность, аналитический ум) и навыки обработки информации (умение слушать, критическое мышление) станут ключевыми навыками для работников в большинстве сфер экономической активности (с. 24).

О.Н. Пряжникова

2017.01.045. ДАУДЕРШТЭДТ М., КЕЛТЕК С. ОТСУТСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА В ЕВРОПЕ.

DAUDERSTÁDT M., KELTEK C. No progress on social cohesion in Europe. - Berlin: Friedrich-Ebert-Stiftung (FES), 2016. - 7 p.

Ключевые слова: ЕС; социальное неравенство; перераспределение доходов.

Кризис социальной сферы в Европе продолжается уже в течение нескольких лет, отмечают авторы. В беднейших странах социальное неравенство увеличивалось быстрее среднего показателя по ЕС. Об этом свидетельствуют коэффициент Джини и квинтиль-ный коэффициент неравенства доходов 880/8201, который рассчитывался в евро по уровню покупательной способности для каждой страны ЕС и по пяти группам населения, охватывающим примерно 100 млн человек и выделенным в зависимости от уровня доходов в каждой их них2.

Согласно расчетам, коэффициент 880/820 в 2014 г. вырос в большинстве стран ЕС. Лидерами стали Германия, Эстония, Словакия и Великобритания, где он увеличился более чем на 10% по сравнению с 2013 г. (а коэффициент Джини - на 3,4%). При этом в среднем по Евросоюзу рост коэффициента 880/820 колебался в диапазоне от 4 до 1,3% (с. 2). Хотя с 1 января 2015 года в Германии вступил в силу закон о минимальной оплате труда, охватывающей все отрасли и всех работающих на их предприятиях, авторы полагают, что тенденция к росту неравенства в стране в последующие годы может сохраниться. Пока уровень социального неравенства в Германии остается несколько ниже среднеевропейского, коэффициент 880/820-5,1 против 5,2 в ЕС. В странах Южной и Восточной Европы этот показатель составляет 6.

Крайне тяжелая ситуация в сфере распределения доходов наблюдается в странах Средиземноморья, где слабо защищенные слои населения особенно сильно пострадали от политики жесткой экономии. Среднедушевой доход в этих странах колеблется от 15

1 Коэффициент S80/S20, или соотношение долей квантилей дохода, рассчитывается как отношение общего дохода 20 процентов домохозяйств с наибольшим доходом к общему доходу 20 процентов домохозяйств с наименьшим доходом. Так как соотношение S80/S20 рассматривает только верхнюю и нижнюю квантиль, то на него влияют крайние значения распределения доходов, в то время как в случае коэффициента Джини учитывается распределение всех доходов. -Прим. ред.

Более детально методику расчетов см.: Dauderstadt M., Keltek C. Immeasurable inequality in the European Union // Intereconomics. - 2011. - Vol. 46, N 1. -P. 44-51.

до 25 тыс. евро, что ниже среднедушевого дохода в среднем по ЕС (более 26 тыс. евро), но выше, чем во вновь принятых в Евросоюз странах Восточной Европы, где этот показатель снижался в последние годы и в настоящее время составляет менее 15 тыс. евро. Эта тенденция наблюдается также и в Италии, где доход на душу населения упал ниже среднеевропейского. Ситуация в социальной сфере этих стран, сложившаяся в настоящее время, резко контрастирует с периодом до 2009 г., когда росло благосостояние населения, что привлекало мигрантов (в них прибыло более 8 млн мигрантов). В результате финансово-экономического кризиса они превратились в страны эмиграции со снижающимися доходами, высоким уровнем безработицы, растущей нищетой и сокращающимися программами социальной поддержки.

Для сокращения социального неравенства, по мнению авторов, необходимо добиться того, чтобы рост доходов малообеспеченных слоев населения происходил более высокими темпами, чем рост доходов более благополучных категорий населения. Рост доходов беднейших домохозяйств стимулирует и рост совокупного спроса, поскольку по сравнению с состоятельными домохозяйства-ми они имеют более низкую склонность к сбережению. В качестве другого инструмента сокращения социального неравенства авторы предлагают использовать механизм перераспределения доходов через систему налогообложения высоких доходов, наследства и активов, причем не только внутри отдельных стран, но и на уровне ЕС (через бюджет ЕС).

Для совершенствования перераспределения доходов необходимо также использовать и рыночные механизмы, таких как установление адекватного размера минимальной оплаты труда и проведения такой конкурентной политики, которая бы ограничивала возможность получения чрезмерных доходов от прибыли и прироста капитала. Следует также, по мнению авторов, проводить более взвешенную внешнеэкономическую политику. В настоящее время экономический рост в странах ЕС, особенно в зоне евро, зависит от профицита торгового баланса. Вместе с тем такая обширная экономическая зона, как Евросоюз, должна наладить свой собственный производственный цикл, который должен стимулировать рост занятости и доходов и вести к увеличению покупательной способности на внутреннем рынке ЕС. Экономическое процветание

не может осуществляться только за счет увеличения экспортных поставок в другие страны. Оно достигается за счет роста инвестиций и потребления на собственном рынке, полагают авторы.

Б.Г. Ивановский

2017.01.046. УСЛОВИЯ ЖИЗНИ И РАБОТЫ В ЕВРОПЕ. Living and working in Europe. Eurofound yearbook 2015. -Luxembourg: Publications office of the European Union, 2016. - 96 p.

Ключевые слова: ЕС; политика занятости; безработица; занятость молодежи; согласованная заработная плата.

В очередном докладе Европейского фонда по улучшению условий жизни и работы (European Foundation for the improvement of living and working conditions, Eurofound) анализируются условия жизни и трудовой деятельности европейцев в 2015 г.

Начиная с 2013 г. занятость в Европе постоянно растет примерно на 1% в год, что соответствует темпам роста этого показателя в докризисный период. К концу 2015 г. безработица в данном регионе сократилась в 28 странах Евросоюза до 9,0%, а в странах зоны евро - до 10,4% (с. 8). При этом различия в динамике занятости между странами-членами ЕС, наблюдавшиеся в период финансового кризиса, стали к настоящему моменту менее значительными. Хотя уровень безработицы в Греции и Испании, наиболее пострадавших от кризиса, составлял более 20%, сейчас в этих странах происходит восстановление роста занятости. Так, в Испании за период с первого квартала 2014 г. по первый квартал 2015 г. было создано 500 тыс. рабочих мест. В Ирландии уровень безработицы снизился до 8,8%, что ниже среднеевропейского показателя. В Австрии и Финляндии, которые пострадали от кризиса в наименьшей степени, наблюдался рост безработицы в 2015 г. В Австрии это было связано с более низкой величиной ее базового уровня.

В Италии и Франции уровень безработицы все еще исчисляется двухзначными величинами - 11,4 и 10,2% соответственно. В Великобритании наблюдается рост занятости: с 2012 г. по 2015 г. в стране было создано 1,7 млн рабочих мест. Такая тенденция характерна в целом для стран Евросоюза: с 2008 г., на который пришелся пик финансового кризиса, и по 2015 г. в трудовую деятельность было вовлечено более 3 млн ранее безработных. Вместе с тем стра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.