Научная статья на тему '2018. 04. 044. Каллинг Дж. , скиллинг г. Как выглядит Новая Зеландия на фоне других стран ОЭСР? Сравнение предложения рабочей силы. Culling J. , Skilling H. How does New Zealand stack up? a comparison of labour supply across the OECD // reserve Bank of New Zealand Bulletin. - 2018. - vol. 81, n 2. - p. 1-19'

2018. 04. 044. Каллинг Дж. , скиллинг г. Как выглядит Новая Зеландия на фоне других стран ОЭСР? Сравнение предложения рабочей силы. Culling J. , Skilling H. How does New Zealand stack up? a comparison of labour supply across the OECD // reserve Bank of New Zealand Bulletin. - 2018. - vol. 81, n 2. - p. 1-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ / ОЭСР / РЫНОК ТРУДА / РАБОЧАЯ СИЛА / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 044. Каллинг Дж. , скиллинг г. Как выглядит Новая Зеландия на фоне других стран ОЭСР? Сравнение предложения рабочей силы. Culling J. , Skilling H. How does New Zealand stack up? a comparison of labour supply across the OECD // reserve Bank of New Zealand Bulletin. - 2018. - vol. 81, n 2. - p. 1-19»

2018.04.044. КАЛЛИНГДж., СКИЛЛИНГГ. КАК ВЫГЛЯДИТ НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ НА ФОНЕ ДРУГИХ СТРАН ОЭСР? СРАВНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.

CULLING J., SKILLING H. How does New Zealand stack up? A comparison of labour supply across the OECD // Reserve Bank of New Zealand bulletin. - 2018. - Vol. 81, N 2. - P. 1-19.

Ключевые слова: Новая Зеландия; ОЭСР; рынок труда; рабочая сила; старение населения.

Статья сотрудников Резервного банка Новой Зеландии Дж. Каллинга и Г. Скиллинга посвящена исследованию ее рынка труда в сравнении с другими странами - членами ОЭСР.

Численность рабочей силы Новой Зеландии, отмечают авторы, устойчиво растет с 2000 г. Этот рост частично отражает высокие показатели совокупной нормы участия трудоспособного населения в трудовой деятельности (aggregate labour force participation rate), т.е. соотношения между численностью рабочей силы и трудоспособного населения (далее - норма участия). Трудоспособным населением в Новой Зеландии, как и в большинстве стран ОЭСР, считается население в возрасте старше 15 лет. Лишь в семи странах есть ограничение предельного возраста трудоспособности 74 годами (с. 16).

В Новой Зеландии норма участия достигла рекордного показателя в 71,1% в сентябре 2018 г. (с. 5). Несмотря на старение населения, происходил рост данного показателя. Доля людей в возрасте 55 лет и старше в трудоспособном населении увеличилась на 8 процентных пунктов (п.п.) по сравнению с 2000 г. На столько же снизилась доля в трудоспособном населении возрастной категории 30-49 лет. Тенденция к росту нормы участия объясняется главным образом повышением доли в рабочей силе всех лиц старше 55 лет, а также женщин в возрасте 25-54 лет.

В целом норма участия лиц пожилого возраста повысилась в Новой Зеландии с 2000 г. более чем на 20 п.п. Среди возможных причин такой динамики авторы выделяют: повышение пенсионного возраста с 60 лет в 1992 г. до 65 лет в 2001 г.; запрет (начиная с 1999 г.) принудительного выхода на пенсию; улучшение состояния здоровья и повышение продолжительности жизни; научно-

технический прогресс, снизивший роль физических усилий человека в выполнении ряда видов работ (с. 6).

Норма участия женщин повысилась более чем на 8 п.п. с 2000 г. и недавно превысила 80%. Авторы объясняют это изменениями социальных норм и отношения к работающим женщинам, а также экономической политики.

При повышении доли женщин и лиц пожилого возраста в рабочей силе следует ожидать снижения количества отработанных человекочасов, поскольку представители данных социальных групп чаще работают неполный рабочий день.

Отмеченные тенденции перевесили негативное влияние старения населения на норму участия. Однако с учетом изменения количества отработанных человекочасов предложение на рынке труда в Новой Зеландии не увеличилось в той мере, в какой оно должно было бы произойти при росте участия населения в рабочей силе и его численности.

Среднегодовой темп прироста рабочей силы Новой Зеландии в 2000-2016 гг. составил 1,9%, что более чем вдвое превосходит средний для стран ОЭСР, а также Австралии и США показатель. Такой прирост частично отражает динамику численности населения выше средней по ОЭСР, что во многом обусловлено рекордно большой чистой иммиграцией. Около трети прироста обусловлено изменениями участия населения в трудовой деятельности.

Авторы выделяют два фактора изменения нормы участия: старение населения, с одной стороны, и прочие факторы, включающие изменения участия в трудовой деятельности отдельных группах населения - с другой. Старение населения в значительной степени оказывало негативное влияние на нормы участия в развитых странах с 2000 г. Средний по странам ОЭСР вклад этого фактора составил -2,6 п.п., что сопоставимо с показателем для Новой Зеландии в -3 п.п. Схожие показатели отмечены в Австралии и США. Однако прочие факторы оказали в Новой Зеландии значительно большее положительное влияние, чем в большинстве стран ОЭСР. Прочие факторы способствовали росту совокупной нормы участия в Новой Зеландии на 7,5 п.п. Больший показатель имеет только Венгрия (9,6 п.п.). Это значительно больше, чем в Австралии и ОЭСР - с показателями в 4,6 и 3,9 п.п. соответственно (с. 10).

По данным на 2016 г., Новая Зеландия находится на 5-м месте среди стран ОЭСР по показателю нормы участия. Явный лидер -Исландия с показателем более 80%. У Эстонии, Норвегии и Швеции также более высокие показатели, но ненамного. Наиболее низкая норма участия у Италии - менее 50% (с. 11).

Норма участия по возрастным и тендерным группам среди стран ОЭСР примерно одинакова. Наиболее низкое участие - среди лиц пожилого возраста, наиболее высокое - среди мужского населения. Нормы участия мужчин в странах ОЭСР различаются в диапазоне от 87 до 96%. В то же время нормы участия женщин и молодежи различаются в значительно большей степени. Высокая относительно стран ОЭСР совокупная норма участия Новой Зеландии отражает значительное участие молодежи и лиц пожилого возраста в рабочей силе. У Австралии и США данные показатели также относительно высоки. Однако участие мужчин и женщин ниже среднего показателя по ОЭСР негативно сказывается на норме участия у обеих стран. У Исландии высокие нормы участия для всех возрастных и тендерных групп. В то же время Италия имеет норму участия ниже средней по всем группам, а на группы с низким участием приходится больше населения, чем в среднем по ОЭСР.

Отработанные человекочасы являются важнейшим компонентом характеристики рынка труда. Например, молодежь может решить трудоустроиться, однако будет работать неполный день. В таком случае предложение на рынке труда ниже, чем при полном рабочем дне.

Фактически отработанное время в среднем в 2000-2016 гг. снизилось во всех странах ОЭСР параллельно с повышением доли женщин и лиц пожилого возраста в рабочей силе, предпочитающих работать неполное рабочее время. В Новой Зеландии наблюдались аналогичные для стран ОЭСР тенденции. Иная картина со средней продолжительностью рабочей недели в человекочасах. Здесь у Новой Зеландии снижение почти вдвое меньшее, чем по ОЭСР. Разница объясняется увеличением среднего отработанного времени женщинами и лицами пожилого возраста в 2000-2016 гг., чего не наблюдалось в других странах. Авторы считают, что рост предложения на рынке труда в Новой Зеландии опережал средний темп роста в ОЭСР в большей степени, чем можно предположить на ос-

новании изменения численности трудоспособного населения и его участия в рабочей силе.

A.A. Сидоров

2018.04.045. НЕРАВЕНСТВО В ЕВРОПЕ.

Ineguality in Europe: Social Europe dossier / Ed. by Meyer H. -Düsseldorf: Friedrich-Ebert-Stiftung: Hans Böckler Stiftung, 2017. -104 p.

Ключевые слова: Евросоюз; занятость; неравенство; оплата труда; благосостояние; номинальный доход; гендерный разрыв в оплате труда.

В сборнике статей, опубликованном интернет-издательством Social Europe (Лондон), рассматриваются различные аспекты и формы проявления неравенства в Европе.

Неравенство в Европе проявляется на следующих трех уровнях: внутри отдельных стран, между странами-членами и в масштабе Евросоюза в целом, отмечает М. Дадерштадт (M. Dauder-städt). За последние десятилетия неравенство выросло в большинстве европейских стран, что способствовало росту популистских настроений. Неравенство в доходах между странами ЕС, как показал анализ, связано, в частности, с изменениями валютного курса и темпами инфляции. По этой причине сравнение доходов следует проводить на основе паритетов покупательной способности (purchasing power parities), тем самым исключая влияние изменения валютного курса (с. 53). Среднедушевой доход в беднейших странах ЕС, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), как правило, выше, чем доход, рассчитанный по валютному курсу, поскольку многие товары в этих странах дешевле. Таким образом, неравенство между странами ЕС, оцененное по ППС, оказывается меньшим. Когда неравенство между странами имеет тенденцию к сокращению и уровень дохода бедных стран приближается к уровню более богатых государств, что обычно сопровождается более высоким уровнем инфляции, разница в оценках среднедушевого дохода по ППС и по реальному валютному курсу сокращается.

Основная причина разрыва в показателях ВВП на душу населения в разных странах - это различия в уровне производительно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.