Научная статья на тему '2018. 04. 040. Сейруп Й. Подходящий премьер-министр: ответственность за назначение в японских политических скандалах Sejrup J. A proper prime Minister: Appointive responsibility in Japanese Cabinet scandals // social Science Japan J. - Oxford, 2018. - vol. 21, n 2. - Р. 1-20'

2018. 04. 040. Сейруп Й. Подходящий премьер-министр: ответственность за назначение в японских политических скандалах Sejrup J. A proper prime Minister: Appointive responsibility in Japanese Cabinet scandals // social Science Japan J. - Oxford, 2018. - vol. 21, n 2. - Р. 1-20 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / ПОЛИТИКА / ИДЕОЛОГИЯ / КАБИНЕТ МИНИСТРОВ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СКАНДАЛЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 040. Сейруп Й. Подходящий премьер-министр: ответственность за назначение в японских политических скандалах Sejrup J. A proper prime Minister: Appointive responsibility in Japanese Cabinet scandals // social Science Japan J. - Oxford, 2018. - vol. 21, n 2. - Р. 1-20»

и холодным оружием; 7) действие принципа обязательной интеграции в проекты экономического развития страны как стратегия предупреждения преступности; 8) эффективная деятельность трех центральных органов борьбы с преступностью - полиции, судов и исправительных учреждений.

Подчеркивается, что отличительной чертой уголовной политики Японии является своевременное адекватное реагирование правоприменительной практики на изменение криминальной ситуации. Эффективным инструментом борьбы с преступностью являются принимаемые Кабинетом министров и неукоснительно реализуемые «Планы по создания общества с низкой преступностью», которые интегрируются в социально-экономические планы развития страны, государственный бюджет и законодательство.

Е.В. Алферова

2018.04.040. СЕЙРУП Й. ПОДХОДЯЩИЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЗНАЧЕНИЕ В ЯПОНСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СКАНДАЛАХ

SEJRUP J. A proper prime minister: Appointive responsibility in Japanese cabinet scandals // Social science Japan j. - Oxford, 2018. -Vol. 21, N 2. - Р. 1-20.

Ключевые слова: Япония; политика; идеология; кабинет министров; политические скандалы.

Преподаватель университета Осло Йенс Сейруп исследует концепцию «ответственности за назначение», появившуюся сравнительно недавно в японской политической риторике.

Для японской политики характерна как частая сменяемость кабинетов, так и сравнительно быстрая ротация министров внутри кабинетов. Политические скандалы самого разного свойства происходят регулярно. Отстранение от должности политика, как правило, происходит по одному и тому же сценарию: массмедиа становится известно о каком-либо эпизоде недостойного поведения члена кабинета; некоторое время скандал муссируется в СМИ; затем на сцену выступают оппоненты правящей группировки и министра, оказавшегося в фокусе скандала (в качестве критиков могут выступать как оппозиционные партии, так и конкуренты внутри самой Либерально-демократической или другой правящей партии),

и требуют немедленной его отставки. Далее следует «драма с отставкой» (яп. дзинин гэки): опороченный политик прибывает в офис премьер-министра, пишет прошение об отставке, премьер его неохотно принимает, после чего следует покаянная пресс-конференция виновника скандала.

Подобные «драмы» были нередки в японской послевоенной политике и сделались достаточно привычным явлением. Однако в недавние годы добавился один любопытный нюанс: после отставки часто наступает вторая часть «представления» - на этот раз представители оппозиции, либо внутрипартийные конкуренты начинают требовать от премьер-министра признать свою ответственность за назначение кандидата, оказавшегося недостойным и не соответствующего требованиям к занятию министерского поста. Развязка наступает, когда премьер-министр публично признает свою ответственность и приносит извинение избирателям. На этом инцидент, как правило, бывает исчерпан, хотя оппозиция каждый раз требует полного роспуска кабинета и досрочных выборов.

Любопытно, что данное требование оппозиции не совсем соответствует конституции: кабинет министров несет перед Парламентом коллективную ответственность, премьер имеет право снимать министров с должности, но он не отвечает персонально за их поведение перед законодательным собранием. И хотя по-японски термин ниммэй сэкинин - «ответственность за назначение» - звучит как юридическая формулировка, на практике он является не более, чем моральным и идеологическим конструктом. При этом до 1990-х годов упоминания об «ответственности за назначение» были весьма редки. Так, в период с 1989 по 1996 г. термин вообще не упоминался, несмотря на то что отставки с громкими скандалами происходили регулярно. Затем с 1996 до 2001 г. (вступление в должность Коидзуми) упоминания об ответственности за подчиненных стали встречаться, но не так часто, а в премьерство Коид-зуми (2001-2006) снова сократились до минимума. В период с 2006 по 2012 г. происходит десятикратный скачок упоминаний этого термина в прессе. Начиная со второго срока Абэ частота сокращается, однако не падает до уровня периода Коидзуми.

Среди печатных изданий наиболее критична по отношению к власти и, соответственно, чаще всего упоминает термин «ответственность за назначение» (условно) левая газета «Асахи». Газета

«Ёмиури» более снисходительна. Наконец, меньше всего (но отнюдь не ноль) упоминаний об ответственности премьера в правой «Никкэй».

Громкие отставки связаны с двумя видами причин - либо коррупционный скандал, либо неподобающее поведение (высказывание). Первое в большей степени характерно для политиков из ЛДП, второе - для представителей Демократической партии, которая находилась у власти в период с 2009 по 2012 г. Как уже было отмечено, упоминания об ответственности за назначение участились с уходом Коидзуми в первый срок Абэ. Новый премьер часто сравнивался с предшественником, причем не в выгодную для него сторону. О нем говорили, что он слишком мягок и поэтому неспособен подвергнуть жесткой проверке кандидатов на министерский пост.

С этого времени Демократическая партия становится основной оппозиционной партией и именно она чаще всего апеллирует к ответственности премьера. В дальнейшем, когда ЛДП стала оппозицией, она сама применяла ту же аргументацию и пыталась на волне скандала по поводу отставки одного из министров кабинета убедить, в частности, премьера Нода назначить внеочередные выборы. К слову, нигде в публикациях и заявлениях оппозиции не говорится о том, какие конкретно проверки премьер должен учинять будущим министрам перед назначением.

Излишняя «мягкость» премьеров традиционно объяснялась фракционной борьбой и негласными обязанностями перед главами различных фракций и личными связями. Фракции, надо отметить, были чрезвычайно слабы в период премьерства Коидзуми, который публично отказался учитывать интересы партийных тяжеловесов при распределении мест в кабинете, однако после его ухода преемникам стало трудно игнорировать фракционные интересы.

Другой линией аргументации оппозиции бывает, напротив, понимание качеств министров кабинета, но сознательный отказ от их осуждения (данная критика, видимо, предполагает, что премьер страдает теми же недостатками или разделяет те же взгляды, что и проштрафившийся министр). Например, в 2007 г. разразился скандал, вызванный некорректным высказыванием министра обороны Кюма Фумио о ядерных бомбардировках Японии в ходе Второй мировой войны. Кюма употребил разговорное выражение, которое

можно интерпретировать как оправдание американской стороны: у них не было выбора. Премьер Абэ не отреагировал на ситуацию, хотя знал о ней, что было интерпретировано оппозицией как то, что Абэ разделяет мнение, приписываемое Кюма. В особенности упорствовал в этих обвинениях Одзава Итиро, тогдашний лидер оппозиции.

Прием идеологической синекдохи, отмечает Сейруп, при этом используется оппозицией весьма избирательно. Так указание на то, что качества части указывают на качества целого применяется только к кабинету и его министрам. То есть пороки отдельного министра указывают на пороки всего кабинета и правящей партии. Однако рассуждения о порочности отдельных элементов политической системы, коими и являются кабинеты и партии, не приводят к выводу о ее тотальном несовершенстве и необходимости переформатирования. Это лишний раз доказывает то, что высказывания об «ответственности за назначения» являются не более, чем политической риторикой.

А.А. Новикова

КУЛЬТУРА

2018.04.041. ТХИ ХЬЕН Н. ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕГРАЦИИ БУДДИЗМА И ВЬЕТНАМСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ВЕРОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ТХАНГ-НГИЕМСКОГО БУДДИЙСКОГО ХРАМА).

THI HIEN NGUYEN. A study of integration of Buddhism and Vietnamese folk beliefs (a case study of Thang Nghiem Buddhist temple) // Vietnamese social sciences. - Hanoi, 2016. - N 6. - P. 67-81.

Ключевые слова: Вьетнам; религия; тантрический буддизм; Тханг-Нгием.

Автор (Вьетнамский национальный институт исследований в области культуры и искусства) рассматривает Тханг-Нгиемский храмовый комплекс как пример постепенной адаптации буддизма к местной культурной среде, так что в результате образуется некая новая религиозная форма, имеющая мало общего с исходными элементами, задействованными в интеграционных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.