Научная статья на тему 'Причины и последствия поражения либерально-демократической партии на выборах в палату советников в июле 2007 г'

Причины и последствия поражения либерально-демократической партии на выборах в палату советников в июле 2007 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
264
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ABE'S CABINET / ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯПОНИИ / ЛИБЕРАЛЬНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ ЯПОНИИ / КАБИНЕТ АБЭ / БОРЬБА ЛДП И ДПЯ / JAPANESE GOVERNMENT / LIBERAL DEMOCRATIC PARTY OF JAPAN / THE STRUGGLE OF LDP AND DPJ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины и последствия поражения либерально-демократической партии на выборах в палату советников в июле 2007 г»

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Причины и последствия поражения Либеральнодемократической партии на выборах в палату советников в июле 2007 г.

А. И. Сенаторов, И. А. Цветова

2007 год, как и предыдущий, был богат политическими событиями в Японии. В июле Либерально-демократическая партия (ЛДП) потерпела крупное поражение на выборах в палату советников. За выборным провалом последовали реорганизация кабинета Абэ, а вскоре отставка премьер-министра, формирование нового правительства во главе с другим лидером правящей партии Фукуда Ясуо, который в сентябре 2008 г. ушел в отставку.

Возглавивший правительство в сентябре 2006 г. С. Абэ сформулировал направление и приоритеты работы правительства на парламентской арене в программной речи. «Сегодня настало время вернуться к истокам, глобально пересмотреть послевоенный режим и отправиться в новое плавание». По мнению Абэ, многое в провозглашенных послевоенной конституцией принципах государственного управления, образования, экономики, отношений между государством и органами местного самоуправления, внешней политики и обеспечения безопасности «делает невозможной» адаптацию Японии к переменам XXI в.

Усилия кабинета Абэ, как и в конце 2006 г., были сосредоточены в первую очередь на мерах по «выводу Японии из послевоенного режима», а конкретно - на решении задачи ЛДП осуществить пересмотр конституции, приступить к практическому «возрождению образования» в понимании Абэ, перестроить механизм руководства в сфере внешней политики.

В мае 2007 г. правительство добилось принятия Закона о народном референдуме, проект которого был внесен годом ранее в парламент от имени правящих партий. Этим законом был определен порядок инициирования парламентом пересмотра конституции и получения его народного одобрения. Правда, процедура проведения референдума в действующем Основном законе конкретно не регламентирована. Тема референдума

по данному закону ограничена исключительно пересмотром конституции. Правящие партии пошли на уступку оппозиции, согласившись с ее требованием допустить к участию в референдуме граждан, достигших 18 лет (по нынешнему японскому законодательству правом на выборы обладают граждане в возрасте от 20 лет). На ознакомление с содержанием предлагающихся поправок в конституцию участникам референдума законом отводится от 60 до 180 дней, начиная со дня принятия соответствующей резолюции парламента об их внесении. Установлены правила агитации в процессе народного референдума. В частности, на этот особый вид выборной кампании распространены положения действующих законов, ограничивающие политическую деятельность публичных служащих. Им, а также преподавателям запрещена агитация за или против пересмотра конституции. Предусмотрено в течение трех лет внести изменения и дополнения в другие законодательные акты, требующиеся для того, чтобы допустить к голосованию граждан в возрасте от 18 лет, конкретизировать меры, связанные с ограничениями в агитации и выражении мнения за или против поправок в конституцию. В этой связи установлено, что Закон о народном референдуме будет введен в действие через три года, т. е. в мае 2010 г.1

После принятия этого закона С. Абэ, полагая, что останется премьер-министром в течение еще нескольких лет, поспешил заявить о намерении включить пересмотр конституции в планы своих политических действий.

Еще одним приоритетом, «самой важной задачей правительства», премьер-министр назвал «возрождение образования», которое, судя по его многим высказываниям, рассматривалось как возвращение к неким истокам, традициям национального образования, утраченным в послевоенное время. Абэ требовал прививать детям понимание таких ценностей, как «общественный дух, дисциплина, любовь и привязанность к месту рождения и воспитания», указывал, что комитеты по образованию, учрежденные в послевоенные годы повсеместно и действующие до сих пор, не оправдали возложенные на них надежды2.

Вслед за коренным пересмотром Основного закона об образовании, уже осуществленным в конце 2006 г., не взирая на жесткое сопротивление оппозиционных партий, на парламентской сессии правительство добилось принятия ряда поправок к законам, регламентирующим обязательное школьное образование. В частности, целевые установки школьного образования были дополнены воспитанием «нормативного сознания», «любви к своей стране и родине», были расширены права министерства науки и просвещения по контролю над работой комитетов по образованию. С 2009 г. будет введен порядок регулярного, раз в

1 Основное содержание Закона о народном референдуме см.: Асахи симбун. 15.05.2007.

2 Асахи симбун. 27.01.2007.

10 лет, подтверждения квалификации учителей и получения разрешения на преподавание (в настоящее время допуск к преподаванию учителей, получивших соответствующее образование, является постоянным).

В январе 2008 г. Управление национальной обороны было преобразовано в министерство обороны. Премьер-министр объявил, что Япония приступает в сотрудничестве с США к оснащению системы противоракетной обороны, а также начинает изучение возможности «в отдельных конкретных случаях» применять запрещенное конституцией право на коллективную оборону. Кроме того, Абэ заявил о намерении перестроить механизм принятия решений в сфере внешней политики и обеспечения безопасности: «расширить функции командного пункта из резиденции премьер-министра, чтобы обеспечить сильное политическое руководство», увеличить разведывательные возможности кабинета3.

Премьер-министр определил основные направления работы правительства:

- под его личным руководством «проводить новую мощную стратегию экономического роста», опирающуюся на инновации, - «открыть Японию для Азии и всего мира»;

- строить «общество всесторонних возможностей», выполнить «Комплексный план поддержки нового выбора» с тем, чтобы не допустить «разделения на группу победителей и группу поверженных» (речь идет о недопущении поляризации общества как следствия реформирования на принципах конкуренции);

- продолжать административно-финансовую реформу;

- разработать и осуществить меры по поддержке местной экономики;

- не допустить банкротства пенсионной системы, разработать «новую фронтальную стратегию здоровья», продвигать комплексную реформу с целью построения «системы социального обеспечения японского типа»4.

Такая программа, несомненно, была нужна правительству в преддверии ожидавшихся в июле выборов в палату советников, в которой некоторое преимущество ЛДП над оппозицией сохранялось лишь за счет союза с Комэйто. По этой же причине премьер-министр решил перенести на осень, после проведения выборов, обсуждение назревших, но болезненных для разных слоев населения вопросов реформы общей системы налогообложения.

На практике выполнение программы правительства в той части, которая затрагивала непосредственные жизненные интересы основной массы электората, выражалось главным образом либо в продолжении обсуждения проблем, либо в принятии половинчатых решений, не получивших поддержки оппозиционных партий.

3 Там же.

4 Асахи симбун. 27.01.2007.

В административно-финансовой реформе акцент был сделан на дальнейшем сокращении государственных расходов. Актуальная проблема обеспечения органов местного самоуправления самостоятельными источниками финансирования их обширной деятельности по-прежнему конкретно не обсуждалась, подготовку необходимых для ее решения законопроектов премьер-министр обещал завершить лишь к 2010 г.

Комплексный пересмотр системы государственной службы в рамках административной реформы, который по планам намечалось осуществить еще в 2005 г., был перенесен на 2009 г. Первоочередной была признана задача принять законы, относившиеся к проблеме «спускания с небес», т. е. перехода высокопоставленных чиновников после их увольнения на руководящие должности в общественных и частных предприятиях, связанных со сферами их прежней деятельности. Как признают в Японии, «спускание с небес» остается одним из традиционных источников коррупции. Оппозиционные партии считают, что с принятием таких законов задача предупреждения коррупции не решается.

Не было подтверждено обещание правительства создать «простую, понятную, близкую гражданам и пользующуюся их доверием систему социального обеспечения». В парламент был внесен законопроект, по которому вместо Управления социального страхования с 2010 г. должна начать работу новая общественная организация, занимающаяся пенсионными делами под контролем министерства благосостояния и труда. Работники новой пенсионной организации лишатся статуса государственных служащих, а часть ее деятельности может быть поручена частным предприятиям. Обсуждение законопроекта совпало с обнаружением утраты записей об уплате страховых взносов примерно по 50 млн. пенсионных дел. Информация об этом еще более усилила недоверие граждан к общественной пенсионной системе, вызвала волну критики в адрес правительства, заставила его оправдываться и обещать немедленные шаги с целью исправления выявленных упущений. В итоге лишь в конце продленной парламентской сессии правящим партиям удалось добиться одновременного принятия Закона о реорганизации Управления социального страхования и спешно разработанного специального закона, определяющего механизм наведения порядка в регистрации страховых взносов и гарантирующего справедливое восстановление утерянных записей и выплату пенсий.

Парламентская сессия 2007 г. отличалась тем, что кабинет Абэ буквально продавливал разработанные им законопроекты, используя численное превосходство депутатов ЛДП и Комэйто. Прохождение правительственных законопроектов, тем не менее, шло с большим трудом не только из-за несогласия оппозиционных партий с их содержанием, но и вследствие постоянного отвлечения парламента на обсуждение различных инцидентов, виновниками которых становились члены прави-

тельства и депутаты. Один за другим выявлялись факты незаконного получения денег министрами в разные периоды их политической деятельности. Однако в народе нарастало недовольство тем, что дискуссия в парламенте по вновь приобретшей актуальность проблеме «политики и деньги» оказалась безрезультатной, не привела к усилению общественного контроля за движением денежных средств к политикам.

Сильное противостояние правящих партий и оппозиции, достигло кульминации во время споров вокруг пенсионных проблем. К этому моменту высокий накал приобрела критика различных промахов кабинета С. Абэ в средствах массовой информации. Рейтинг правительства начал быстро падать. По опросам общественного мнения, проводившимся газетой «Асахи», поддержка кабинета Абэ, которую в сентябре-октябре 2006 г. высказали 63% опрошенных, к началу июня 2007 г. снизилась до 30%, а о недоверии правительству заявили 49% респондентов5.

Очередные выборы в палату советников были назначены на 29 июля. В этой палате парламента Японии к началу выборов из 242 депутатских мест 133 принадлежали правящим партиям (ЛДП - 110, Комэйто -23). Оппозиция была представлена главным образом Демократической партией (81 депутат, на 29 меньше, чем у ЛДП). Срок полномочий депутатов палаты советников в Японии установлен на шесть лет, причем каждые три года переизбирается половина ее состава. Таким образом, на выборах оспаривался 121 депутатский мандат, в том числе 73 в местных (одномандатных или многомандатных) избирательных округах и 48 по пропорциональной системе, партийным спискам в общенациональном округе.

Правящей ЛДП было крайне важно упрочить свои позиции в верхней палате парламента, значительно ослабленные на предыдущих выборах в 2004 г., и тем самым установить и в ней, как и в палате представителей, надежное, по возможности единоличное, без учета сил Комэйто, превосходство над оппозиционными партиями.

В свою очередь главный оппонент ЛДП, Демократическая партия (ДП) поставила цель - реабилитироваться после существенного сокращения численности своих депутатов в палате представителей на выборах в 2005 г., развить дальше серьезный успех, достигнутый в 2004 г. на выборах в палату советников, утвердить свое положение не только как главной силы оппозиции, но и единственного реального конкурента ЛДП в борьбе за власть. Одзава Итиро, возглавивший ДП в апреле 2006 г., называл предстоящие выборы «последним шансом» для достижения успеха этой партии, чтобы приблизить ее к правящему положению.

Естественно, что в предвыборные обещания (манифесты) ЛДП и ДП были включены, прежде всего, их взгляды по вопросам, ставшим предметом противостояния на парламентской сессии.

ЛДП свой манифест опубликовала в виде 155 пунктов практических действий, 97 из которых относились к проблемам повседневной жизни населения, начиная с пенсионного обеспечения. Но на первый план все же были вынесены задачи «строительства основ красивой страны», включая инициирование парламентом в 2010 г. пересмотра конституции и развертывание массового движения за его одобрение народным референдумом. Во внешней политике партия обещала дальнейшее укрепление японо-американского союза, усиление солидарности с Австралией, Индией, государствами Западной Европы, имеющими общий с Японией взгляд на ценности, возвращение на родину из КНДР похищенных японцев и т. д.6

ДП предложила собственный ответ на насущные нужды основной массы электората. Она обещала со всей ответственностью расследовать обнаруженные упущения в пенсионном обеспечении; принять меры для стабильного финансирования пенсий и сохранения достигнутого уровня их выплат; ликвидировать нехватку врачей в отдаленных местностях; наделить органы местного самоуправления самостоятельными источниками финансирования; проявлять заботу о малых и средних предприятиях; внедрить порядок «подворной компенсации доходов» фермерам и т.п. Партия обещала также дополнительные меры по предупреждению коррупции чиновников и политиков. Относительно внешней политики в манифест ДП были включены обещания «исправить ошибки дипломатии следования за США», немедленно прекратить направление японских военнослужащих в Ирак, добиваться установления доверительных отношений с КНР, Республикой Корея, другими азиатскими странами и т.п.7

Насущность проблем, ставших предметом споров политических партий, привлекла к выборам в палату советников несколько большее, чем обычно, внимание избирателей. В среднем по стране в голосовании приняли участие 58,64% граждан, обладающих выборным правом (на аналогичных выборах в 2001 г. - 56,44%, в 2004 г. - 56,57%).

В связи с резким падением поддержки кабинета Абэ, отмечавшимся в канун выборов, неудачный их исход для ЛДП признавался вполне возможным, но результаты голосования оказались еще более впечатляющими. В то время как ЛДП получила 37 депутатских мест, ДП значительно ее опередила, завоевав 60 мест. Как и в 2004 г., ДП первенствовала, при том более убедительно, в пропорциональных выборах (20 депутатов по сравнению с 14 у ЛДП). Но еще больше ее превосходство проявилось в выборах по местным округам (соответственно 40 и 23). Что особенно показательно, она добилась большого успеха в одноман-

6 Асахи симбун.06.06.2007.

7 Асахи симбуи. 14.06.2007. См. также сравнение предвыборных обещаний всех партий: Иомиури симмбун. 02.07.2007.

датных округах, которые до этого считались практически вотчиной правящей партии. На этот раз ЛДП потерпела поражение в 23 из 29 таких округов.

Потери понесла и другая правящая партия - Комэйто, утратившая три депутатских места. Произошло также дальнейшее сокращение и без того незначительного представительства в палате советников Коммунистической партии Японии (КПЯ) и Социал-демократической партии (СДП). Два депутата были избраны от Новой народной партии, один - от Партии Япония (обе партии образованы политиками, исключенными из ЛДП в 2005 г.), семь депутатов - в качестве независимых, беспартийных.

Таким образом, с учетом партийной принадлежности депутатов, не подлежавших переизбранию, в палате советников сложилась следующая расстановка политических сил: ДП имеет 109 депутатов (45%), ЛДП - 83 (34,3%), Комэйто - 20 (6,5%), КПЯ - 7, СДП - 5, Новая народная партия - 4, Партия Япония - 1, независимые и прочие - 128.

Результаты этих выборов стали еще одним подтверждением тенденции к формированию в Японии при формальном сохранении многопартийного состава парламента некоего варианта двухпартийной системы, в которой соперничество за власть ведут две крупные партии -ЛДП и ДП.

Главным результатом выборов явился выход ДП на первое место в палате советников. Более того, она добилась единоличного превосходства в этой палате над совокупной численностью депутатов правящей коалиции (109 депутатов против 103). Поскольку депутатов остальных партий и часть независимых можно рассматривать как представляющих оппозицию, то ДП получила возможность по своему усмотрению управлять работой этой части законодательной ветви власти. Демократическая партия может теперь оказывать более значительное, чем прежде, воздействие на определение государственной политики и при необходимости, если не отклонять правительственные законопроекты, то, по меньшей мере, требовать их корректировки или надолго тормозить прохождение через парламент.

Весьма важно, что факт отстранения ЛДП с первого места в палате советников означал выражение ей народного недоверия, ставил под сомнение легитимность или хотя бы моральное право либерал-демократов сохранять правящее положение. Оппозиционные партии получили удобный предлог требовать роспуска палаты представителей и досрочного проведения ее выборов.

В чем же причины столь сильного падения электоральной поддержки либерал-демократов, особенно впечатляющей при сравнении с их

беспрецедентно громкой победой двумя годами ранее на выборах в палату представителей?

Частично ответ на этот вопрос дали опросы общественного мнения, проведенные в первые после выборов дни. Больших расхождений в них не наблюдалось. Так, при опросе, организованном газетой «Асахи», главными причинами поражения ЛДП респонденты назвали пенсионные проблемы, скандалы вокруг министров кабинета Абэ и рост различий в доходах разных групп населения («какуса»). На пенсионные проблемы указали 39% лиц, поддерживающих ЛДП, 37% лиц, не имеющих твердой ориентации, так называемых «беспартийных». Наибольшая доля опрошенных, которые отнесли к главным причинам исхода выборов скандалы вокруг министров, оказалась у лиц, поддерживающих ЛДП (50%>), а рост разрыва в доходах - среди «беспартийных» (17%). С мнением о том, что главным виновником поражения ЛДП стал премьер-министр Абэ согласились 34% опрошенных, 59% дали отрицательный ответ. Показательно и то, что успех Демократической партии респонденты объясняли главным образом «проблемами ЛДП», в то время как лишь 9% связывали с надеждами на политику ДП и 4% с надеждами на ее лидера И. Одзава9.

Многие видные обозреватели, политики, политологи и экономисты выступили с оценками причин и уроков поражения ЛДП. Свое заключение опубликовала специальная комиссия по анализу итогов выборов.

Бывший премьер-министр, ветеран ЛДП Я. Накасонэ в беседе с обозревателями и учеными признал, что одним из факторов, определивших исход выборов, было проведение их «в обстановке последствий правления Коидзуми, которые выявились уже при кабинете Абэ». К таким последствиям Накасонэ отнес «проблему роста различий в доходах, игнорирование нужд провинции, безразличное отношение к сельскому хозяйству». Искрой для «разжигания большого пожара», по его мнению, явились пенсионные проблемы и безответственное отношение к ним кабинетов Коидзуми и Абэ, вызвавшие народное возмущение. Одновременно Накасонэ и его собеседники отметили, что Демократическая партия и ее глава И. Одзава умело использовали в выборной тактике все слабые места правящей партии 10.

Профессор Токийского университета, политолог К. Кабасима подчеркнул ключевое значение результатов голосования в одномандатных местных избирательных округах. Поражение ЛДП в них, где она изначально имела сильные позиции, Кабасима объяснял тем, что при Коидзуми был разрушен порядок перераспределения плодов экономического развития на общественные дела и на поддержку сельскохозяйственного производства, а кабинет Абэ одобрил и продолжил политику сво-

9 Асахи симбун. 02.08.2007.

10 Иомиури симбун. 31.07.2007.

его предшественника. Кроме того, по мнению этого известного политолога, премьер-министр Абэ по сравнению с Коидзуми прилагал недостаточные усилия для продолжения реформ. Таким образом, ЛДП и правительство «утратили поддержку своего электората, как в провинции, так и в крупных городах»! 1.

Весьма жесткую оценку дал глава фракции Т. Ямадзаки. По его мнению, правительство подвергалось насмешкам, поскольку представляло собой «кабинет приятелей», сплошь состоящий из тех, кто играл главную роль в избрании Абэ председателем партии. Руководство глушило внутрипартийную критику, не слушало несогласных. В стремлении к финансовому оздоровлению «нельзя было все сводить к сокращению расходов». В политике необходимо «сделать поворот от приоритета так называемой “рыночности” к акценту на исправление разрыва в доходах, в сторону проявления заботы о социально слабых и провинции»!2.

Депутат парламента от ЛДП К. Като отметил, что причины поражения либерал-демократов выходят далеко за пределы пенсионных проблем. Более вескими причинами, по его мнению, явились «продолжение рыночного курса Коидзуми, распространенного на общественные сферы - медицину, трудовые отношения, благосостояние, образование», а также последствия осуществленной при Коидзуми перестройки порядка финансирования деятельности органов местного самоуправления («реформы по трем направлениям в единстве»), которая вела к разрушению провинции. Результатом стало ослабление поддержки ЛДП на местах. 70-80% недовольства политикой ЛДП, считает Като, происходит от «наследия премьер-министра Коидзуми», а вина Абэ в том, что он не «понял народного беспокойства»!3.

Результаты выборов стали следствием негативной реакции электората на политику и стиль деятельности ЛДП, кабинета Абэ и лично премьер-министра, но одновременно были обусловлены и «наследием», полученным от правительства Коидзуми.

К поражению либерал-демократов на выборах, на наш взгляд, привела, во-первых, концентрация усилий кабинета Абэ, вопреки реальным интересам основной массы избирателей, на решении задачи «выхода Японии из послевоенного режима». В то же время признанные самим же правительством актуальными другие проблемы, в том числе порожденные «реформами Коидзуми», оставались без должного внимания. Наиболее слабым звеном в работе правительства оказалась особо чувствительная для большей части населения сфера социального обеспечения,

11 Асахи симбун. 31.07.2007.

12 Иомиури симбун. 14.08.2007.

13 Като Коити. Сэйсаку тюсин-ни тонай «сайсэн»-о (За внутрипартийную реорганизацию с акцентом на политику). - Тюо корон. 2007, №9, с. 142.

прежде всего пенсии. Начатое правительством Коидзуми и продолженное при Абэ сокращение финансирования регионального развития и общественных работ, расширение различий в экономическом и финансовом положении между зоной крупных городов и сельской местностью, провинциальными городами также подрывали доверие к политике правительства и правящей партии. Жертвы повсеместно усиливающейся конкуренции во всех сферах жизни, которыми в первую очередь становились мелкие и средние предприятия и непостоянные работники компаний, не могли быть удовлетворены обещаниями «поддержки нового выбора», не подтверждаемыми реально ощутимой помощью.

Во-вторых, недоверие к правительству усиливалось по мере выявления многих фактов далекого от «чистой политики» поведения членов правительства, а также их нередких безответственных высказываний, вызывавших общественное осуждение. Премьер-министр запоздало реагировал на такое поведение министров, его авторитет падал из-за становившихся предметом публичного обсуждения конфликтов в его ближайшем окружении. К этому следует добавить, что в отличие от Коидзуми, умевшего целенаправленно воздействовать на средства массовой информации, у Абэ общение с прессой успеха не приносило.

В-третьих, не оправдалось начатое при Коидзуми и продолженное при Абэ смещение акцента предвыборной работы с традиционной опоры на местные поддерживающие организации (так называемые «организованные голоса») на привлечение на свою сторону в первую очередь «беспартийных» слоев населения крупных городов. Такая тактика размывала традиционный электорат в провинции, сельской местности и особенно наглядно проявилась в поражении кандидатов ЛДП на выборах по местным одномандатным округам. Компенсировать эти потери успехами в зоне крупных городов либерал-демократам не удалось, поскольку значительная часть «беспартийного» электората также ощущала бремя «реформ Коидзуми».

Наконец, сказалась возросшая активность главного конкурента ЛДП - Демократической партии, которая сделала в парламенте и обществе объектом острой критики каждый промах и недостаток ЛДП и правительства, настойчиво выдвигала собственные альтернативные проекты решения актуальных проблем. В наступательном духе была организована и избирательная кампания. Продолжая работу, направленную на получение поддержки населения крупных городов, Демократическая партия на этот раз большое внимание уделила пропаганде своей политики в сельской местности и провинциальных городах. ДП приняла меры к тому, чтобы получить «организованные» голоса профсоюзов, в отношениях с которыми у нее с некоторых пор наблюдалось заметное отчуждение. Повороту к жесткому противоборству с либерал-демократами способствовало избрание в апреле 2006 г. лидером Демократической партии И. Одзава, влиятельного политика, бывшего руко-

водящего деятеля ЛДП, с 1993 г. одержимого идеей формирования в Японии второй мощной консервативной партии, способной успешно соперничать с ЛДП в борьбе за власть. Возглавив ДП, И. Одзава рассматривал достижение успеха на данных выборах как последний шанс приблизить осуществление этой идеи.

В политической практике ЛДП поражение на парламентских выборах, даже не столь серьезное, как на этот раз, обычно вело за собой отставку главы партии и правительства. Но Абэ заявил о решимости продолжить руководство страной и партией. 28 августа Абэ сменил в своей партии «руководящую тройку», в которую входят генеральный секретарь партии, председатель совета по изучению политики и председатель совета по общим делам. Генеральным секретарем он назначил Асо Таро.

В тот же день Абэ реорганизовал свой кабинет. Признав необходимость его решительного обновления, по сути «с чистого листа», Абэ осуществил основательную замену членов правительства. Из 17 прежних министров были сохранены только пять. Г енеральным секретарем кабинета Абэ был вынужден назначить влиятельного политика, ветерана партии Ёсано Каору. Руководителями министерств, отвечающих за региональное развитие и дела местного самоуправления, а также сферу социального обеспечения, были назначены лица, известные как последовательные критики политики прежнего правительства по этим вопросам. Министром иностранных дел стал Матимура Нобутака, работавший ранее на этом посту в кабинете Коидзуми.

Характерно, что в новый кабинет и партийную руководящую тройку были введены лидеры и наиболее заметные деятели почти всех внутрипартийных фракций, за исключением фракции С. Танигаки. Это свидетельствовало о желании Абэ заручиться широкой поддержкой внутри партии.

После формирования нового кабинета премьер-министр заявил о необходимости направления усилий правительства на решение «проблемы различий в доходах между центром и периферией». Вместе с тем он заявил, что продолжит курс на реформы, без которых «Япония в условиях сокращения населения и глобализации экономики не может быть жизнеспособной». Новым в позиции премьер-министра стало изъявление намерения «прислушиваться к голосу Демократической партии, вести конструктивные консультации с ней»14.

Показательно, что внутренние проблемы ЛДП, связанные с ее поражением на выборах, не ослабили активности Абэ во внешней политике. В первой половине 2007 г. он провозгласил «дипломатию ценностей», которая нашла отражение в заявлении Абэ «начать новую фазу сотрудничества» с НАТО (Брюссель, январь), в подтверждении при-

оритетности японо-американских союзнических отношений (Вашингтон, апрель), в подписании Совместной японо-австралийской декларации о сотрудничестве в обеспечении безопасности (Сидней, март).

В течение одного месяца, помимо поездок в Индонезию и Малайзию, Абэ совершил визит в Индию, где было согласовано намерение двух стран не только существенно расширить экономические связи, но и начать сотрудничество в области обеспечения безопасности. Во время очередного саммита АТЭС была проведена первая трехсторонняя встреча глав США, Японии и Австралии, подтвердившая их солидарность в вопросах обеспечения безопасности в Азиатско-тихоокеанском регионе.

10 сентября Абэ на открывшейся внеочередной сессии парламента представил программу действий реорганизованного им правительства. Премьер-министр вновь подчеркнул решимость оставаться главой правительства, чтобы продолжать проведение широких реформ и добиваться «вывода Японии из послевоенного режима».

В выступлении премьер-министра прозвучала особая озабоченность, касающаяся продолжения деятельности японских военно-морских сил в Индийском океане по тыловой поддержке американских войск, действующих в Афганистане. Абэ настаивал на необходимости сохранить участие Японии в борьбе против террора!5.

Начало осенней сессии парламента подтвердило опасения правительства, что изменение соотношения партийных сил в палате советников в пользу оппозиции будет использовано с целью не допустить принятия правительственных законопроектов, содержание которых для нее неприемлемо. Действительно, лидер Демократической партии И. Одзава призвал к жесткому противостоянию правительству, чтобы вынудить премьер-министра возможно скорее пойти на роспуск палаты представителей и назначить выборы ее нового состава в благоприятной для оппозиции обстановке, когда ЛДП еще не оправилась от поражения на выборах в палату советников. И. Одзава занял непреклонную позицию сопротивления по наиболее чувствительному для премьер-министра Абэ вопросу. Он заявил о намерении ДП препятствовать продлению истекающего 1 ноября срока действия Закона об особых мерах против террора, являющегося основанием для направления японских кораблей в Индийский океан. Таким образом, под угрозу ставилось выполнение сделанного президенту Бушу обещания Абэ не допустить прекращения оборонного сотрудничества с США в этом районе мира.

На третий день работы осенней парламентской сессии премьер-министр Абэ неожиданно для всех объявил руководству ЛДП о решении уйти в отставку, объяснив это тем, что при отсутствии народной поддержки ему трудно продолжать курс на вывод страны из «послево-

енного режима» и «борьбу против терроризма». Ответа на вопрос, почему Абэ решился на отставку только после реорганизации кабинета и объявления программы своих действий в парламенте, а не сразу после поражения на выборах, корреспондентам получить не удалось!6. Официальной версией отставки Абэ была названа его болезнь.

Во время короткой избирательной кампании оба кандидата на пост председателя ЛДП - Фукуда Ясуо и Асо Таро выражали обеспокоенность утратой партией народного доверия и обещали заняться в первую очередь решением проблем повседневной жизни населения. Они предпочли отмежеваться от заявлений о безоглядном продолжении курса Коидзуми на «структурные реформы без святых мест» и приоритете реформ над задачей экономического роста. Фукуда заявлял о стратегии «реформ и экономического роста» при одновременных усилиях для построения стабильной и вызывающей доверие пенсионной системы и решения других актуальных социальных задач.

В своих выступлениях Фукуда стремился создать себе имидж противника радикальной политики, указывал на необходимость больше считаться с народным мнением и не отказываться от консультаций с оппозицией.

Избранию Фукуда председателем ЛДП, видимо, способствовало более благожелательное отношение к нему за пределами партии, которое отмечалось в опросах общественного мнения. Что же касается настроений внутри ЛДП, то можно согласиться с мнением самого Фукуда, который считал фактором его избрания не численное соотношение внутрипартийных фракций, а скорее его личные качества - некую стабильность, возраст и предсказуемый, ровный характер!"7.

Став председателем ЛДП, Фукуда назначил генеральным секретарем партии вместо Т. Асо главу относительно небольшой фракции Ибуки Фумэй (69 лет). Руководителю еще одной небольшой фракции Танигаки Садакадзу (62 года) он поручил возглавить Совет по изучению политики. На посту председателя Совета по общим делам остался Никаи Тосихиро (68 лет), также лидер небольшой фракции, некогда входивший в близкое окружение нынешнего главы Демократической партии И. Одзава.

25 сентября 2007 г. парламент голосами правящих партий избрал Я. Фукуда премьер-министром. Не сочтя необходимым коренным образом менять состав прежнего кабинета, сформированного лишь месяцем ранее, Фукуда внес в него минимальные изменения. В формировании руководства ЛДП и правительства Фукуда в целом продолжил начатую при реорганизации кабинета Абэ работу по сплочению партии путем

16 Асахи симбун. 13.09.2007.

17 Пресс-конференция Я. Фукуда,- Асахи симбун. 24.09.2007.

назначения на руководящие должности лидеров и влиятельных членов всех, теперь без исключений, внутрипартийных фракций.

Премьер-министр Фукуда, разумеется, понимал, что перед его правительством стоят две самые неотложные задачи. Во-первых, задача вернуть народное доверие к правительству, без чего невозможно было опротестовать утверждения оппозиции об отсутствии у ЛДП морального права занимать правящее положение. Даже скромные, не очень впечатляющие успехи политического курса нового правительства помогли бы ЛДП, если не полностью избежать роспуска палаты представителей, где сохраняется громадное превосходство над оппозицией, то сделать это позже, когда появятся более благоприятные для правящей коалиции условия выборов нового состава этой палаты.

Во-вторых, срочно требовалось избрать тактику правительства и лично премьер-министра в отношениях с оппозицией, главным образом с Демократической партией, в новых, непривычных для либерал-демократов условиях утраты господства в одной из палат парламента.

Нельзя не отметить, что определенной подвижке в сторону решения первой из названных задач способствовал, как это было в прежней практике ЛДП, факт замены главы партии и правительства. Так, при опросе общественного мнения, проведенном газетой «Асахи», 53% опрошенных выразили поддержку кабинету Фукуда, отрицательно высказались только 27%. Изменения ЛДП ни в лучшую, ни в худшую сторону не ожидало большинство опрошенных, но одновременно существовала надежда, что кабинет Фукуда включится в решение проблем пенсий (67%), внешней политики (55%) и разрыва в доходах (49%)18. Таким образом, японское общество в целом достаточно позитивно встретило рождение кабинета Фукуда.

Программу деятельности правительства премьер-министр Фукуда обнародовал 1 октября на возобновленной осенней парламентской сессии. Ключевыми фразами речи премьер-министра в парламенте стали заверения в том, что правительство будет отвечать «надеждам народа», обеспечивать его «спокойствие». Откровенно признав сложность проведения государственной политики при несогласованности в работе двух палат парламента, он выразил готовность к «искреннему разговору с коллегами из оппозиционных партий по важным политическим проблемам».

В неотложные задачи правительства были включены: возвращение доверия к правительству и политике в ее общем смысле; создание стабильной и пользующейся доверием системы социального обеспечения; поворот в сторону внимания к формированию условий для безопасной жизни и спокойствия людей; поддержка образования и воспитания детей; продолжение реформ при одновременном экономическом росте;

активные усилия по преодолению проблем, ставших следствием структурного реформирования; забота об экологии будущего.

В целом были подтверждены объявленные прежними правительствами планы административно-финансовой реформы, включая коренной пересмотр системы налогообложения. «Реформы и стабильный рост экономики, - подчеркивал премьер-министр, - это два колеса одной повозки, их следует двигать одновременно. Необходимо адаптировать национальную экономику к меняющимся условиям, укреплять и расширять связи с зарубежной экономикой. Поощрять внутренние и иностранные инвестиции, конкретизировать концепцию отрытых дверей для Азии, направленную на поддержку экономического роста в регионе, приступить к развитию туризма и росту конкурентоспособности Японии в финансовых услугах. Содействовать целенаправленному вложению инвестиций в стратегические отрасли и научно-техническое развитие. Расширить подготовку кадров и определить стратегию в сфере интеллектуальной собственности, чтобы занять передовые позиции в мире».

Основой японской внешней политики Фукуда назвал сохранение японо-американского союза и международное согласие, а ее неотложными задачами - «продолжение вспомогательной деятельности японских военно-морских сил самообороны в Индийском океане» и «скорейшее разрешение проблем с Северной Кореей». Деятельность Японии в соответствии с Законом об особых мерах против террора, настойчиво разъяснял премьер-министр, отвечает сотрудничеству с международным сообществом в борьбе против террора и национальным государственным интересам, поскольку Япония нуждается в безопасной морской транспортировке сырьевых ресурсов.

Параллельно с указанием на важность укрепления доверительных отношений в рамках японо-американского союза, Фукуда высказался за активную азиатскую дипломатию Японии. Премьер-министр сообщил, что его правительство будет строить взаимовыгодные отношения с КНР, исходя из общих стратегических интересов двух стран, еще более укрепит доверительные отношения с Республикой Корея, создаст условия для расширения экономического сотрудничества и развития прочих связей со странами АСЕАН. Что касается отношений с Российской Федерацией, то Фукуда выразил намерение «настойчиво добиваться решения территориальной проблемы и одновременно стремиться к развитию связей между двумя странами». В число целей японкой дипломатии премьер-министр включил также реформу Совета безопасности ООН и принятие в него Японии в качестве постоянного члена19.

Таким образом, программа деятельности нового правительства содержала как официальное признание срочной необходимости возвра-

щения правительству утраченного народного доверия, так и обещание практических шагов в этом направлении, включая корректировку прежнего политического курса. Одновременно была выражена готовность изменить свое отношение к мнению оппозиции в парламенте.

На рассмотрение осенней парламентской сессии правительство вынесло ряд законопроектов, многие из которых имели отношение к проблемам, непосредственно затрагивающим жизненные интересы населения. По такого рода вопросам правительство и ЛДП не отвергали консультации с оппозицией, шли на определенные уступки Демократической партии, которая выдвигала альтернативные проекты или требовала внесения поправок в правительственные проекты. В результате значительная часть законопроектов была принята на этой сессии в результате компромиссных решений. Этому способствовало и то обстоятельство, что законодатели работали под сильным давлением средств массовой информации, призывавших правящие партии и оппозицию не доводить дело до коллапса парламентской деятельности, быть «ответственными партиями».

В иной обстановке принималось решение по проблеме продолжения деятельности японских военных кораблей в Индийском океане, на котором правительство сконцентрировало главное внимание. Правительство разработало и 17 октября внесло в парламент проект нового Закона об особых мерах против террора, по которому деятельность во-енно-морских сил Японии в Индийском океане должна быть ограничена снабжением кораблей США и других стран горючим и водой, притом только в зоне без боевых действий и сроком на один год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Было очевидно, что и этот вариант прежнего закона встретит сопротивление Демократической партии. Вместе с тем близость взглядов многих депутатов ДП и ЛДП по многим спорным вопросам порождала разговоры о возможности сотрудничества двух партий в парламенте и даже достижения договоренности о «большой коалиции».

На таком фоне 30 октября и 2 ноября состоялись две конфиденциальные встречи глав ЛДП и ДП, Я. Фукуда и И. Одзава, на которых обсуждались перспективы дальнейших отношений между двумя партиями. Информация об этих встречах противоречива. Факт обсуждения какой-либо формы сотрудничества или «коалиции» фактически признавался, но оба участника встречи представляли дело так, что инициатива исходила от противоположной стороны. Вторая встреча закончилась провалом переговоров. Попытка И. Одзава заручиться согласием узкого круга руководства своей партии на достижение каких-либо договоренностей была отвергнута. По этой причине он подал генеральному секретарю ДП Ю. Хатояма прошение об отставке с поста председателя партии, публично объяснив, что он воспринял неодобрение его действий как выражение недоверия. Впрочем, двумя днями позже, после уговоров со

стороны других руководящих деятелей партии, Одзава заявление об отставке забрал и выразил готовность продолжить руководство партией20.

Не отказываясь от попыток втянуть ДП в парламентские консультации по правительственным законопроектам, правящая партия решила любой ценой добиваться безоговорочного принятия нового проекта Закона об особых мерах против террора, не допустив тем самым ослабления доверия в отношениях Японии с США. С этой целью правящая коалиция настояла на двойном продлении внеочередной сессии парламента до 15 января 2008 г. и применила крайний, но допустимый конституцией способ разрешения разногласий между палатами парламента путем вынесения ранее принятого палатой представителей, но отвергнутого палатой советников законопроекта, вновь на рассмотрение палаты представителей и его принятие в ней большинством в две трети голосов. Заметим, что до настоящего времени такой способ разрешения разногласий между двумя парламентскими палатами применялся только один раз, 1951 г.

Вступая в 2008 год, две главные политические силы страны, ЛДП и ДП, развернули подготовку к возможным досрочным выборам в палату представителей. Демократическая партия была заинтересована в том, чтобы они состоялись как можно раньше, пока либерал-демократы не оправились от выборного поражения в предыдущем году. И. Одзава ориентировал свою партию на продолжение в парламенте жесткого противостояния правительству с целью побудить его быстрее распустить палату представителей. Такая установка была фактически подтверждена 16 января на съезде ДП, посвященном десятилетию создания партии.

В свою очередь ЛДП также нуждалась в роспуске палаты представителей по соображениям морального плана, но только в случае уверенности в успехе на выборах ее нового состава. Однако разговоры в правящей партии о желательности прибегнуть к роспуску палаты представителей премьер-министром утихли после того, как первая проба преодоления сопротивления оппозиции в палате советников путем повторного голосования в палате представителей особого общественного недовольства не вызвала. Среди либерал-демократов укрепилось мнение, что роспуск палаты представителей, по меньшей мере, может произойти не ранее июля, когда премьер-министр должен выступить хозяином очередного саммита «восьмерки» на Хоккайдо.

В курсе деятельности на 2008 г., принятом съездом ЛДП, поставлена цель «призывать оппозиционные партии выработать новый порядок ведения парламентских дел, осуществлять политику, необходимую государству и народу». Премьер-министр Я. Фукуда в приветствии съезду выразил желание сделать 2008 год «временем поворота к обществу, в

котором главная роль будет принадлежать производителям и потребителям»2!.

18 января на открытии очередной сессии парламента премьер-министр огласил дальнейший политический курс правительства. Он сообщил о намерении строить государственную политику по следующим пяти направлениям:

1. Осуществить поворот к проведению административно-финансовой политики в интересах народа.

2. Упростить систему социального обеспечения и гарантировать спокойную жизнь народа.

3. Строить жизнеспособное экономическое общество, в котором все люди будут обеспеченными.

4. Активно включать Японию в решение глобальных задач в роли «государства мирного сотрудничества».

5. Сделать поворот в сторону создания «общества низкого углерода» («тэй тансо сякай»), в котором одновременно принимаются меры для предотвращения глобального потепления и продолжается экономический рост.

На каждом из этих направлений работы правительства Я. Фукуда требовал исходить из «народных интересов», строить ее в экономике с «позиции производителей и потребителей», в сфере социального обеспечения - с «позиции потребителей социальных услуг».

Премьер-министр указал, что перед Японией стоят многие «структурные задачи», возникшие вследствие мировых экономических перемен, проявляющихся в стремительном росте КНР, Индии и других стран. Поскольку опыта решения этих задач у развитых стран еще не имеется, то требуется, «сохраняя национальные культуру и традиции, самостоятельными усилиями строить, поднимать новую Японию». «Миссия моего правительства, - заявил Я. Фукуда, - повысить жизнеспособность народа, создавать условия, открывающие для него возможность проявлять активную жизненную энергию». Премьер-министр обещал проводить «ответственную политику», опираясь на коалицию ЛДП и Комэйто и учитывая мнение оппозиционных партий22.

* * *

Итак, состоявшиеся в июле 2007 г. выборы в палату советников японского парламента стали тестом на доверие правящей ЛДП и правительству С. Абэ, пришедшему на смену кабинету Дз. Коидзуми. Провал ЛДП на выборах стал отражением недовольства электората в первую очередь тем, что кабинет Абэ, выдвинув на первый план не столь актуальную задачу вывода Японии из «послевоенного режима»,

21 Асахи симбун. 18.01.2008.

22 Речь премьер-министра Я.Фукуда в парламенте. Асахи симбун. 19.01.2008.

практически ничего не сделал, чтобы исправить признанных им самим негативных социальных последствий курса на радикальные структурные реформы предыдущего правительства. Недовольство и обеспокоенность японского общества практическим содержанием и стилем работы кабинета Абэ дали оппозиционной ДП возможность привлечь на свою сторону избирателей, включая тех, кто в сельских районах и провинции до сих пор составлял традиционную опору либерал-демократов.

Выборное поражение ЛДП коренным образом изменило соотношение политических сил в палате советников: правящие партии лишились большинства в этой части парламента, а ДП заняла в ней господствующие позиции. Несмотря на сохранение решающего, более чем в две трети мест, превосходства над оппозицией в палате представителей, правящие партии и правительство теперь не могли столь откровенно диктовать свою волю в парламенте. Более того, проведение через парламент правительственных законопроектов могло быть надолго заблокировано в палате советников.

Премьер-министр С. Абэ отказался взять на себя вину за поражение ЛДП. Фактическое признание им необходимости пойти на некоторую корректировку правительственного политического курса, сделать его ближе к народным интересам пришло в противоречие с его собственной идеей сосредоточить усилия на выводе Японии из «послевоенного режима». Отсюда и главное последствие провала ЛДП на выборах: неожиданная и в то же время неизбежная отставка премьер-министра Абэ, общая продолжительность деятельности которого не превысила одного года.

Я. Фукуда, избранный новым председателем ЛДП, возглавив правительство, более четко выразил намерение строить его деятельность с учетом народных нужд, повернуться лицом к социальной политике. Провозглашенные им программные установки были нацелены на возвращение народного доверия правительству.

Их реализация могла бы привести к умеренной корректировке внутренней и внешней политики в сторону большей прагматичности. В частности, можно было ожидать, что структурные реформы в Японии будут продолжены взвешенно, в процессе тщательного поиска мер по предотвращению их негативных социальных последствий. Обострение политической конкуренции между ЛДП и ДП также должно было подталкивать правительство к тому, чтобы демонстрировать стремление к консенсусу при принятии наиболее ответственных решений. Вряд ли можно было прогнозировать более глубокие перемены в правительственной политике, поскольку внутренняя структура правящей ЛДП оставалась практически неизменной.

Достигнутое на выборах в палату советников превосходство Демократической партии над правящей коалицией было недостаточно для

смены власти, но одновременно являлось свидетельством того, что в Японии постепенно реализовывался и приобретал зримые очертания замысел формирования политической системы «двух крупных политических партий». В условиях разной расстановки партийных сил в двух палатах парламента ЛДП и ДП столкнулись с необходимостью определить характер их дальнейших взаимоотношений на парламентской арене. Поиск решения этой трудной задачи шел при одновременном развертывании активной подготовки обеих партий к возможным досрочным выборам в палату представителей.

Однако трудности коалиционного правления ЛДП и Комэйто в условиях «перекрученного парламента», с которыми кабинет Фукуда столкнулся в начальный период своей деятельности, сохранялись. ДП, получившая возможность играть руководящую роль в одной из палат парламента, не горела желанием становиться членом «большой коалиции» или помогать восстановлению господства ЛДП в высшем законодательном органе страны путем участия в какой-либо иной форме сотрудничества с правящими партиями. Сопротивление оппозиции практической работе правительства продолжалось, не ослабевая в течение очередной парламентской сессии 2008 г. (январь - июнь).

Кабинету Фукуда не удалось добиться заметного продвижения в заявленном им курсе в экономике и социальной сфере, в системных преобразованиях. В сфере же внешней политики впереди маячили не меньшие трудности в получении нового согласия парламента на продолжение деятельности японских военно-морских сил в Индийском океане, прекращение которой вошло бы в противоречие с принципиальной ориентацией правительства на укрепление японо-американского союза. Уровень поддержки кабинета Фукуда в японском обществе быстро падал.

В такой обстановке 2 августа 2008 г. премьер-министр Я. Фукуда пошел на реорганизацию правительства, внеся значительные изменения как в состав кабинета, так и партийного руководства, а через месяц неожиданно, подобно своему предшественнику С. Абэ, сообщил о решении уйти в отставку.

Как и годом ранее, ЛДП предстояло избрать нового лидера. Однако, если в 2007 г. было только два претендента, то теперь о желании возглавить правящую партию и стать премьер-министром заявили пять кандидатов различного возраста, начиная с 68-летнего амбициозного потомственного политика Асо Таро (его дед, Ёсида Сигэру, трижды возглавлял правительства Японии в первые послевоенные годы, а отец избирался депутатом парламента).

На завершившихся 28 сентября выборах председателя ЛДП с подавляющим преимуществом победу одержал Т. Асо, получивший голосов больше, чем вместе взятые четыре его соперника. Он добился

успеха с четвертой попытки, с 2001 г. участвуя во всех выборах главы ЛДП. Главным фактором его избрания на этот раз явилась постоянная активная политическая деятельность в правительстве и на руководящих партийных постах при каждом из его соперников-победителей, которыми были премьер-министры Дз. Коидзуми, С. Абэ и Я. Фукуда. Хотя Т. Асо и высказывал критические замечания относительно проведения «реформ Коидзуми», но, в конечном счете, он поддерживал этот курс, помогая премьер-министру проводить его в жизнь, играл роль верного члена его команды. При С. Абэ и Я. Фукуда он занимал посты министра иностранных дел и генерального секретаря партии.

24 сентября премьер-министр Я. Фукуда официально заявил об отставке своего кабинета, который проработал 365 дней, на один день меньше, чем кабинет С. Абэ. Схожи были мотивы добровольного отказа премьер-министров Я. Фукуда и С. Абэ от руководства страной. Я. Фукуда объяснил свою отставку тем, что «не смог соответствующе реагировать» на усложнившуюся обстановку в парламенте, иными словами, на утрату ЛДП права на руководство работой одной из палат: «Сегодня, когда во весь рост стоят и переплетаются между собой внутренние и внешние задачи, важна политическая стабильность. Я ухожу в отставку, очнувшись от иллюзий по поводу возможностей своей миссии» 23.

Т. Асо пришел к власти, полагая, что он сможет решить проблему «политической стабильности», используя для этой цели скорейший, в удобное для ЛДП время, роспуск палаты представителей с тем, чтобы на ее досрочных выборах убедительно подтвердить сохранение поддержки и доверия избирателей к ней, столь необходимых для уверенной и решительной деятельности правительства.

В соответствии с этим он осуществил пересмотр состава партийного руководства, мобилизовав все силы партии на достижение успеха на признанных неизбежными досрочных выборах в палату представителей. Генеральным секретарем ЛДП был назначен Хосода Хироюки из крупнейшей фракции Матимура, которому должны помогать два заместителя: один - ответственный за выборы в крупных городах, другой -в провинциальных районах.

Стремясь заручиться надежной поддержкой в своей партии, Т. Асо, 24 сентября избранный премьер-министром, в своем правительстве сохранил пять министров из предыдущего кабинета, назначил 12 новых, в том числе пятерых впервые. В состав правительства вошли Ёсано Каору и Исиба Сигэру, бывшие соперники Т. Асо на выборах председателя ЛДП.

29 сентября в программной речи в парламенте премьер-министр подчеркнул необходимость строить «светлую и сильную Японию»,

Иомиури симбун оп - Ипе. 24. 09. 2008.

обещал проводить «ответственную и действенную политику, опирающуюся на власть коалиции ЛДП и Комэйто». Политический курс кабинета Т. Асо был изложен в основном в духе двух предшествующих премьер-министров.

Т. Асо отнес к самым важным и неотложным среди задач правительства принятие правительственного проекта дополнительного бюджета, необходимого для осуществления чрезвычайных комплексных мер в экономике, а также получение согласия от парламента на продолжение деятельности японских военно-морских сил в Индийском океане. Премьер-министр подверг резкой критике позицию ДП, выражающей несогласие по этим вопросам, призвал ее к «ответственному поведению» в парламенте 24.

Недолговечность одного за другим двух правительств Японии и появление в течение двух лет третьего - очевидное свидетельство неустойчивости коалиционного правления ЛДП и Комэйто, фактически кризисного положения в главной правящей партии.

Высокий уровень поддержки кабинета Дз. Коидзуми в общественном мнении страны, особенно на выборах в палату представителей 2005 г., объяснялся, прежде всего, надеждами народа на выполнение обещания «разрушить прежнюю ЛДП» и «обновить Японию». Однако последующим правительствам не удавалось убедить японское общество в реальном выполнении такого рода обещаний. С. Абэ и Я. Фукуда ушли в отставку, ощутив, что недоверие народа к ЛДП и правительству сохраняется. Под руководством Т. Асо ЛДП, стремясь упрочить правящее положение, сделала акцент на подготовке досрочных выборов в палату представителей, несмотря на осознание того, что даже возможный успех на выборах не будет означать возвращения доверия избирателей и не решит проблемы отсутствия превосходства над оппозицией в другой палате парламента.

Полный текст речи Т. Асо см.: Иомиури симбун. 30.09.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.