МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
ЯСУО ФУКУДА -НОВЫЙ ПРЕМЬЕР-МИНИСТР ЯПОНИИ (политическая ситуация в Японии в 2006-2007 гг.)
Борис Михайлович АФОНИН,
кандидат исторических наук
Прошедший 2007 г. принес много интересного и неожиданного в политическую жизнь Страны восходящего солнца. Кто бы мог предвидеть, что Синдзо Абэ, возглавивший в сентябре 2006 г. японское правительство, имея высокий рейтинг (более 60%), вдруг быстро и неожиданно сойдет с политической арены1. Придя к власти, самый молодой за всю историю Японии глава Кабинета министров Синдзо Абэ пообещал соотечественникам создать «прекрасную Японию», пересмотреть действующую конституцию, повысить роль Японии в мировой политике и др. Однако обещаниям не суждено было сбыться. Наблюдатели заметили, что кабинет Абэ практически сразу стали преследовать неудачи.
Первые неприятности возникли уже менее чем через месяц после сформирования кабинета, когда разразился «скандал с подставными лицами» на городских митингах—встречах высокопоставленных чиновников с населением. На этих митингах присутствующим разъясняли проводимый правительством курс. Инициатором таких встреч был прежний премьер- министр Дзюнъитиро Коидзуми, а Синдзо Абэ выполнял роль организатора, занимая пост генерального секретаря кабинета министров (второе лицо после премьера). Неожиданно выяснилось, что на митингах заранее готовились «удобные» для правительственных чиновников вопросы, которые раздавались приглашенным людям, получившим за участие в спектакле соответствующее денежное вознаграждение. После скандала практику таких встреч отменили, а премьер и некоторые члены кабинета в качестве наказания добровольно лишили себя месячной зарплаты.
Затем неприятности продолжились—сначала в отставку был отправлен председатель Налоговой комиссии Масааки Хомма, который был назначен самим Абэ. Хомму уличили в разбазаривании казенных средств и любовных похождениях. Месяц спустя Абэ был вынужден уволить государственного министра по административной реформе Гэнъитиро Сато, взявшего на себя ответственность за фальсификацию финансовых документов группой его политической поддержки.
Шоком для правительства стало самоубийство министра земледелия, лесоводства и рыболовства Тосикацу Мацуоки, который 28 мая повесился
в служебной квартире за несколько часов до заседания парламентской комиссии, где должен был отвечать на вопросы депутатов о подозрениях в коррупции.
Месяц спустя в кабинете Абэ сменился третий министр — и опять со скандалом. Глава оборонного ведомства Фумио Кюма подвергся всеобщему осуждению, в том числе со стороны правящей коалиции, за неосторожные высказывания об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки. По мнению Кюмы, они были «неизбежными». После таких заявлений Кюма в политическом плане был обречен.
Вскоре в центре скандала оказался преемник покончившего с собой министра — Норихико Акаги, которого заподозрили в тех же махинациях с фальсификацией финансовых документов, что и ушедшего в отставку госминистра по делам административной реформы.
Снижению рейтинга кабинета способствовали и неудачные высказывания министра здравоохранения, социального обеспечения и труда Ха-куо Янагисавы в отношении японских женщин, которых он назвал «дето-родильными машинами».
Все эти кадровые неурядицы развивались на фоне проблемы, которая считается главным фактором падения популярности правящей коалиции. Незадолго до выборов были вскрыты серьезные просчеты в работе Управления пенсионного страхования. По вине его персонала отсутствовали данные примерно на 50 млн.чел., над которыми в результате нависла опасность, что они, возможно, не смогут получить пенсию по старости в полном объеме. Как выяснилось, нарушения допускались в течение продолжительного времени.
Однако серьезный удар Синдзо Абэ как премьер-министру, так и одновременно председателю правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) был нанесен итогами выборов в верхнюю палату парламента (палату советников), состоявшихся 29 июля 2007 г. Выборы в верхнюю палату проводятся регулярно раз в три года. При этом переизбирается лишь половина депутатов —121 из 242. В результате выборов либерал-демократы из 121 мандата смогли завоевать лишь 37, с учетом остававшихся мест у них теперь 83 мандата вместо имевшихся 110 до выборов. Таким образом, ЛДП впервые в истории лишилась большинства в верхней палате. Что касается оппозиции, то ей удалось добиться заметных успехов. Так, Демократическая партия Японии (ДПЯ) получила 60 мандатов, с учетом имевшихся мест у нее теперь 109 мандатов. Всего же оппозиционные партии в верхней палате имеют 137 мест (Нихон кэйдзай симбун, 2007, 30 июля. Вечерний вып.).
Крупные поражения ЛДП на выборах в прошлом, как правило, приводили к отставке её лидеров с постов главы партии и правительства. Синдзо Абэ после оглашения результатов выборов заявил, что, несмотря на поражение его партии, складывать премьерские полномочия он не будет, и выразил решимость до конца выполнить обязательства, взятые при вступлении в премьерскую должность. Вскоре после выборов Абэ произвел перестановку в правительстве и обновил руководящий состав ЛДП. Однако спустя ровно неделю опять разразился скандал, в результате которого Абэ был вынужден отправить в отставку нового министра сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства. В итоге Абэ за 10 месяцев существования своего кабинета сменил пять министров, замешанных в финансовых скандалах и ошибках.
Ясуо Фукуда, премьер-министр Японии. Газета «Санкэй». 2007, 26 сентября.
Это ещё более ослабило позиции лидера ЛДП. Итоги опроса ведущей газеты «Иомиури» показали, что в сентябре уровень поддержки кабинета Абэ составил около 29 % (Иомиури симбун, 2007. 11 сент.).
Возродившаяся оппозиция, воспользовавшись благоприятной для нее обстановкой, стала проявлять характер. На сентябрьской сессии парламента она открыто выступила против попыток правительства добиться продления мандата японской военно-морской миссии в Индийском океане, где она оказывает тыловую поддержку странам, участвующим в антитер-рористических операциях в Афганистане. Это явилось серьезным ударом внешнеполитической стратегии правительства Абэ. В сложившейся ситуации Синдзо Абэ на экстренно созванной пресс-конференции 12 сентября объявил о своей отставке с поста премьер-министра и председателя ЛДП. Он объяснил свой поступок невозможностью наладить контакты с Демократической партией, без сотрудничества с которой весьма трудно вести дела в парламенте. По существующим правилам новый премьер-министр должен быть одновременно и председателем ЛДП — партии, располагающей большинством мест в палате представителей (нижней) — ключевой палаты парламента. 23 сентября состоялись выборы, в которых приняли участие депутаты парламента от ЛДП и по три представителя от 47 местных партийных организаций. Заранее было известно, что 70 % депутатов выступают за Ясуо Фукуду, хотя были и альтернативные претенденты. Среди них наиболее вероятным кандидатом на пост нового лидера правящей партии и премьера считался бывший министр иностранных дел и генеральный секретарь ЛДП Таро Асо. Однако по итогам голосования председателем ЛДП был избран Ясуо Фукуда. С избранием нового председателя сменилось и высшее руководство партии. Генеральным секретарем ЛДП стал 69-летний Буммэй Ибуки, занимавший должность министра просвещения, культуры, спорта, науки и технологий. Он отвечает за деятельность партии в целом, а также за подготовку либерал-демократов к досрочным всеобщим парламентским выборам, которые, как полагают наблюдатели, могут состояться весной 2008 г.
Председателем политического совета партии назначен бывший министр финансов Садакадзу Танигаки. Он курирует выработку курса либерал-демократов по различным направлениям, включая внешнюю политику, и готовит основные законопроекты. Председателем исполнительного
совета ЛДП, ведающего организационной работой, стал бывший министр экономики, торговли и промышленности Тосихиро Никаи. 25 сентября в нижней палате парламента состоялись выборы нового премьер-министра. Им был утвержден председатель ЛДП Ясуо Фукуда. За его кандидатуру проголосовали 338 из 477 депутатов. Лидер ведущей среди оппозиции Демократической партии Итиро Одзава получил 117 голосов. На следующий день, 26 сентября, Ясуо Фукуда, получив утверждение Императора Японии, сформировал новый кабинет министров. Из прежнего правительства Синдзо Абэ, которое ушло в отставку, свои посты сохранили тринадцать человек из семнадцати.
Генеральным секретарем кабинета министров и в соответствии с политической иерархией «человеком номер два» в стране стал экс-глава МИД Нобутака Матимура. Ключевые посты главы МИД и министра обороны заняли соответственно Масахико Комура и Сигэру Исиба. В своей первой программной речи на пленарном заседании нижней палаты парламента Ясуо Фукуда обозначил основные приоритеты внутренней и внешней политики своего кабинета. Он, в частности, пообещал строить «страну надежды и спокойствия», устранить сбои в системе учёта пенсионных накоплений, преодолеть тенденцию увеличения имущественного расслоения, прежде всего между жителями больших городов и провинций. Новый кабинет министров намерен также продолжить реформы, начатые еще несколько лет назад при Дзюнъитиро Коидзуми.
В 2008 г. у Япония будет хозяйкой саммита «большой восьмёрки» — он пройдет на северном острове Хоккайдо, наверное, поэтому Фукуда особо остановился на проблеме экологии. Япония решила к 2050 г. снизить в два раза выброс парниковых газов и стать мировым лидером в энергосбережении. А чтобы экономить не только энергетические, но и иные ресурсы, правительство меняет курс в области строительства. Если нынешние постройки рассчитаны примерно на 50 лет, то в будущем надо строить здания, которые простоят 200 лет.
Большое внимание в ходе выступления Фукуда уделил внешнеполитическим вопросам. Среди них главным элементом остаются стратегические отношения с Соединенными Штатами. Первый, кому позвонил после назначения новый премьер, был президент Джордж Буш, и свой первый зарубежный визит Фукуда совершил в США. Он назвал союз с США «основой внешней политики Токио». Его вторым зарубежным собеседником стал председатель КНР Ху Цзиньтао. Пекину предложено «строить взаимовыгодные отношения, основанные на общих стратегических интересах» (Санкэй симбун». 2007. 28 сент.). В подтверждение этого новый премьер-министр Японии однозначно дал понять, что не намерен совершать паломничество в синтоистский храм «Ясукуни», который в Пекине и Сеуле считают символом японского милитаризма и как поклонение японским военным преступникам Второй мировой войны.
Демонстративные посещения «Ясукуни» бывшим премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми (2001—2006 гг.) стали причиной резкого охлаждения отношений с Китаем, который в конечном итоге полностью свернул политический диалог с Японией. Хотя Синдзо Абэ слегка исправил положение — он прекратил визиты в «Ясукуни» и в конце декабря 2007 г. совершил свой первый официальный зарубежный визит именно в КНР. Это же повторил Ясуо Фукуда в конце декабря 2007 г.
Одной из неотложных задач внешней политики Фукуда считает разрешение проблемы вокруг Корейского полуострова и денуклеаризацию Северной Кореи. Он намерен добиваться возвращения на родину всех
Ясуо Фукуда (на снимке в центре), избранный накануне председателем правящей Либерально-демократической партии (ЛДП), утвержден в должности премьер-министра Японии. Парламентская газета, 2007. № 122. 25 сентября.
японцев, ранее похищенных северокорейскими спецслужбами. При этом в отличие от прежнего премьера Фукуда не намерен оказывать жесткое давление на Пхеньян, а настроен на конструктивные дипломатические усилия.
Другая проблема, которую кабинету Фукуда необходимо незамедлительно решить, — продлить срок пребывания национальных ВМС в зоне Персидского залива, где они с 2001 г. снабжают топливом многонациональную группировку во главе с США. Эта миссия обеспечена специально принятым законом, который уже трижды пролонгировался. Но сейчас против этого документа резко настроена оппозиция, как уже было сказано выше, имеющая большинство в верхней палате парламента. Фукуда заявил, что Япония должна остаться в зоне Персидского залива и продолжать нести свою долю ответственности в «деле борьбы международного сообщества против распространения терроризма». В ноябре 2007 г. либерал-демократы, у которых большинство мест в нижней палате парламента, вместе с союзниками по коалиции партией Комэйто, одобрили новый законопроект и передали его в верхнюю палату. Однако контролирующая эту палату оппозиционная демократическая партия отказалась от рассмотрения документа, считая его неконституционным. Все это ставит Фукуду в сложное положение перед Вашингтоном, где он заверил США в положительном исходе возникшей проблемы. По всей видимости, Фукуда сможет убедить оппозицию, что вывод кораблей из Персидского залива не принесет Японии никаких дивидендов и лишь вызовет негативную реакцию своего главного внешнеполитического союзника.
Что касается отношений с Россией, то Ясуо Фукуда в своей про-грамной речи заявил следующее: «С Россией я буду упорно работать над
разрешением территориальной проблемы и, вместе с тем, прилагать усилия кразвитию связей между двумя странами» (ИТАР-ТАСС. Компас. Вестник международной аналитической информации. 2007. №40, с. 57).
Есть основание полагать, что Фукуда особо не интересуется отношениями с Россией, а, следовательно, российско-японские отношения останутся на том же уровне, как и при его предшествующих премьерах.
Из информационного досье:
Ясуо Фукуда родился 16 июля 1936 г. в г.Такасаки префектуры Гумма, расположенной в центре главного японского острова Хонсю. Высшее образование получил в престижном университете Васэда (факультет политологии и экономики). После его окончания в 1959 г. устроился в крупную нефтяную компанию «Марудзэн Петролиум», где проработал 17 лет.
В политику Ясуо Фукуда пришел в 1977 г., когда его отец (Такэо Фукуда) занимал пост премьер министра Японии. Более 10 лет он был личным секретарем своего отца. Кстати, Ясуо Фукуда возглавил правительство в 71 год, как и его отец. Депутатом парламента в палате представителей Фукуда-младший стал в 1990 г. и переизбирался шесть раз.
В 2000 г. — генеральный секретарь в кабинете Иосиро Мори. Человек на этом посту руководит аппаратом правительства, координирует деятельность министерств и считается фигурой номер два после премьера. Оставил свой пост в мае 2004 г. при Дзюнъитиро Коидзуми на фоне крупного политического скандала, когда признался, что в течение трех лет не делал обязательных для всех граждан взносов в пенсионный фонд. В 2006 г. он уже был среди основных претендентов на пост председателя ЛДП, однако отказался от борьбы незадолго до выборов. В свободное время, как сообщается, Фукуда любит бродить по книжным магазинам, в музыке предпочитает Гектора Берлиоза и сонаты Франца Шуберта. В еде неприхотлив — в перерывах между работой он с удовольствием «перекусывает» такой простонародной пищей, как лапша или рис с острой приправой карри. Однако при этом считается знатоком изысканных вин, предпочитая «бордо» лучших марок. Фукуда любит пешие прогулки, которые позволяют ему сохранять подтянутость и энергичность. Женат, имеет двух сыновей и дочь.
Пока верстался номер стрелка политического барометра повернула в пользу Ясуо Фукуда и его партии. Продлив сессию парламента до 15 января 2008 г. и благодаря подавляющему большинству правящей коалиции в нижней палате парламента (ЛДП и Комэйто), Фукуда сумел «протолкнуть» закон о продлении военно-морской миссии Японии в Индийском океане. 15 января ее корабли взяли курс в назначенный район.
Во второй половине января и в течение февраля в парламенте шли дебаты вокруг последствия падения на фондовых биржах Нью-Йорка и Токио, роста цен в Японии на топливо (газ, бензин, керосин) и некоторые продукты питания, а также принятия госбюджета на 2008 г. (ИТАР-ТАСС. Компас. Вестник Международной аналитической информации. 2007. №40, с. 55, 56, 58).
1 Афонин Б.М. Синдзо Абэ, новый премьер-министр Японии // Россия и АТР. Владивосток, 2007. № 1. С. 117—120.
SUMMARRY: The artikle dy Candidate of Historical Sciences B. Afonin “Yasuo Fukuda — Japanese new Prime Minister (political situation in Japan in 2006—2007 yy)” contaims a supposition that in this connection Tokyo’s policy towards USA, China Korea and Russia and about political situation in Japan during 2006—2007 years.