Научная статья на тему '2018. 04. 020. Государственное финансирование высшего образования 2017: доклад европейской ассоциации университетов. Public funding Observatory report 2017. - Brussels: European university association, 2017. - 42 p'

2018. 04. 020. Государственное финансирование высшего образования 2017: доклад европейской ассоциации университетов. Public funding Observatory report 2017. - Brussels: European university association, 2017. - 42 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПА / УНИВЕРСИТЕТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ / ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семеко Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 020. Государственное финансирование высшего образования 2017: доклад европейской ассоциации университетов. Public funding Observatory report 2017. - Brussels: European university association, 2017. - 42 p»

2018.04.020. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2017: ДОКЛАД ЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ.

Public funding observatory report 2017. - Brussels: European university association, 2017. - 42 p.

Ключевые слова: Европа; университеты; государственное финансирование; численность студентов; темпы экономического роста.

В исследовании Европейской ассоциации университетов (European University Association, EUA) анализируется эволюция государственного финансирования высшего образования в период 2008-2016 гг. и в 2017 г. Исследование охватывает 34 системы высшего образования, включая общенациональные и региональные системы (в частности, в Великобритании - системы Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльса; в Бельгии - Фландрии и франкоговорящей Валлонии).

Анализ данных позволяет выделить различные траектории динамики государственного финансирования университетов. В соответствии с этим страны подразделяются на несколько групп. Первая группа (Австрия, Германия, Швеция, Норвегия, Дания и др.) характеризуется устойчивостью модели финансирования и существенным и стабильным ростом объема выделяемых университетам средств (на 20% и более). Вторая группа (Дания, Франция, Нидерланды, Польша и др.) - ограниченным и более медленным ростом финансирования (от 5 до 20%). Третья группа стран взяла курс на увеличение государственного финансирования университетов после периода его существенного сокращения (Исландия, Португалия и др.) (от -5% до +5%). Четвертая группа включает страны и регионы, где отмечается систематическое уменьшение государственного финансирования (Италия, Словакия, британская Шотландия, Латвия, Испания) (от -5% до -20%). Наконец, в ряде стран и регионов сокращение государственного финансирования превысило 20% (страны Балтии, Испания, Греция, британские Англия и Уэльс и др.).

Чтобы составить более полное представление об эволюции государственного финансирования, по мнению авторов доклада, недостаточно рассматривать только данные о его размере. Важно

проанализировать также динамику численности студентов и экономического роста в отдельных странах и регионах.

Сопоставление динамики финансирования и численности студентов позволяет выявить позитивные и негативные тренды в системах высшего образования. В 14 системах в 2008-2016 гг. отмечался одновременный рост и государственного финансирования, и численности студентов. При этом в шести случаях (Люксембург, Швейцария, Австрия, Норвегия, Швеция, Польша) рост финансирования опережал рост численности студентов, а в восьми (Турция, Германия, Дания, бельгийские Валлония и Фландрия, Нидерланды, Португалия, Франция), вследствие демографических процессов, напротив, рост был медленнее, чем рост численности студентов.

В 19 системах высшего образования, где наблюдалось сокращение государственного финансирования, выделяются две группы стран с противоположной динамикой численности студентов в 2008-2016 гг.: 1) в семи системах (Хорватия, Исландия, Шотландия, Северная Ирландия, Ирландия, Греция и британская Англия) при сокращении финансирования одновременно происходил рост численности студентов; 2) в 12 системах (Финляндия, Словакия, Словения, Италия, Эстония, Чешская Республика, Испания, Сербия, Венгрия, Литва, Латвия, британский Уэльс) сокращение финансирования сопровождалось уменьшением численности студентов. В наиболее опасной ситуации (сильное сокращение финансирования и рост численности студентов) находятся, по оценке авторов, Хорватия, Ирландия и Исландия.

При анализе динамики финансирования европейских вузов необходимо также учитывать инвестиционные возможности отдельных стран, которые зависят от темпов экономического роста. Сопоставление этих двух параметров выявило несколько характерных ситуаций.

1. Темпы роста инвестиций в высшее образование опережают темпы экономического роста - Австрия, Дания, Германия, Люксембург, Норвегия, Польша, Португалия, Турция.

2. Темпы роста вложений в высшее образование ниже темпов экономического роста - Франция, Нидерланды, Швеция.

3. Сокращение финансирования высшего образования в условиях экономического роста - Чешская Республика, Финляндия,

Венгрия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Сербия, Словения, Словакия, Великобритания.

4. Сокращение финансирования высшего образования более медленное, чем сокращение ВВП, - Хорватия.

5. Сокращение финансирования высшего образования более сильное, чем сокращение ВВП, - Кипр, Испания, Греция.

Проблемы финансирования и демографические тенденции отразились на соотношении между численностью студентов и численностью академического и неакадемического персонала вузов. В трех системах высшего образования - Венгрия, Польша, Словения - при сокращении численности студентов наблюдался рост численности персонала вузов. Одновременный рост численности студентов и персонала происходил в Австрия, бельгийской Фландрии, Германии, Дании, Франции, Хорватии, Исландии, Нидерландах, Норвегии, Швейцарии, Швеции, британских Англии, Шотландии и Уэльсе. Напротив, одновременно их сокращение - в Чешской Республике, Испании, Италии, Литве и Словакии. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в Ирландии и британской Северной Ирландии, где при росте численности студентов численность персонала уменьшилась.

Данные о государственном финансировании за 2017 г. имеются не по всем 34 рассмотренным выше системам высшего образования, и по этой причине в докладе представлен анализ по 21 системе. Как показало исследование, в 2017 г. в 15 системах наблюдался рост государственного финансирования по сравнению с 2016 г. (в номинальном выражении). Однако его темпы сильно различались: рост в размере 1-5% отмечался в бельгийской Валлонии, Хорватии, Ирландии, Нидерландах, Польше, Португалии, Швеции; 5-10 - в бельгийской Фландрии, Чешской Республике, Испании, Норвегии, Словакии, Турции и более 10% - в Венгрии (29,6%) и Исландии (11,1%). В четырех системах (Австрия, Кипр, Литва, британская Шотландия) рост финансирования колебался от -1% до + 1%, более сильное сокращение финансирования отмечалось в британских Англии и Уэльсе (с. 19).

Проведенный анализ свидетельствует, что в рассматриваемый период усилилось дифференциация систем высшего образования в рамках двух групп - с растущим и с сокращающимся государственным финансированием. Низшая точка кризиса европейских уни-

верситетов пришлась на 2012 г., когда больше всего систем высшего образования подверглись сокращению государственного финансирования. В дальнейшем многие страны стали наращивать инвестиции в образование, однако эта тенденция остается очень неустойчивой: только у 14 систем государственное финансирование в 2016 г. превышало уровень 2008 г. Во всех случаях сокращения финансирования, для того чтобы наверстать упущенное, требуется достаточно длительный период.

Г.В. Семеко

2018.04.021. МАКНАЙТ Дж. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ ПРЕТЕНДУЕТ НА РОЛЬ ПЕРВОПРОХОДЦА В ОБЛАСТИ ОТКРЫТОГО БАНКИНГА.

MACKNIGHT J. UK embraces the role of global pioneer in open banking // The Banker. - 2018. - Mode of access: http://www.thebanker. com/Transactions-Technology/Technology/UK-embraces-the-role-of-global-pioneer-in-Open-Banking

Ключевые слова: Великобритания; банковские технологии; открытый банкинг; банковское регулирование в ЕС.

Великобритания сделала гигантский шаг в неизвестность, опередив своих европейских коллег в области развития технологии открытого банкинга (open banking)1, указывает Дж. Макнайт. В августе 2016 г. Управление по конкуренции и рынкам Великобритании (Competition and Markets Authority, CMA) опубликовало план реформ в банковской сфере, направленных на расширение конкуренции и доступности услуг на финансовом рынке. Одной из ключевых стала инициатива Open Banking, для реализации которой был создан специальный уполномоченный орган (Open Banking Implementation Entity, OBIE).

1 Открытый банкинг - это система, в основе которой лежит использование интерфейсов прикладного программирования (API) и которая позволяет компаниям беспрепятственно и надежным способом объединять предлагаемые ими услуги для повышения качества клиентского обслуживания. Открытый банкинг предполагает, что третьи стороны могут анализировать финансовые данные пользователей, а также списывать средства напрямую с личных банковских счетов, минуя этап согласования с банком. - Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.