СТРАНЫ АЗИИ И АФРИКИ
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
2018.04.003. ИШДЖАН Т. ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЯПОНИИ, ЮЖНОЙ КОРЕЕ И НА ТАЙВАНЕ.
ISCAN T.B. Redistributive land reform and structural change in Japan, South Korea and Taiwan // American journal of agricultural economics. -Oxford, 2018. - Vol. 100, N 3. - P. 732-761.
Ключевые слова: земельная реформа; Япония; Южная Корея; Тайвань; экономическая история; сельское хозяйство.
Профессор университета Дэлхаузи (Канада) Талан Ишджан исследует послевоенные сельскохозяйственные реформы Японии, Южной Кореи и Тайваня. Выбор именно этих стран для сравнения весьма удачен, поскольку довоенная модель землепользования в этих регионах была одинаковой и реализовывалась в рамках одного государства - Японской империи; цели и исход реформ также были весьма похожи.
В довоенной модели Японской империи преобладали крупные земельные хозяйства. В результате имущественное расслоение в деревне было очень заметным: на небольшое количество крупных землевладельцев приходилось множество бедных арендаторов. Несомненно, послевоенные реформы стали одними из самых «уравнительных» во второй половине ХХ в. Однако обычно исследователи оценивали именно социальный и политический эффект этих преобразований, тогда как экономической стороне уделялось мало внимания.
Автор приходит к выводу, что реформа увеличила продуктивность сельского хозяйства, а также сыграла решающую роль в последующей индустриализации.
К моменту начала реформ во всех трех странах значительная часть рабочей силы была занята в сельском хозяйстве, которое, в свою очередь, представляло значительную часть экономики страны. В Японии консолидация крупного землевладения стала результатом налоговой реформы 1873 г., которая перевела феодальную земельную собственность в капиталистическую. В Корее же и на Тайване крупные земельные хозяйства сложились, в основном, в результате колониальных практик1. Небольшое количество землевладельцев получало со своих арендаторов ренту в размере 50% урожая [с. 736]. В некоторой степени такому типу хозяйствования способствовали природные условия. Везде земли довольно немного, при этом в Корее и Японии умеренный климат не позволяет выращивать плантационные растения. На Тайване климат позволяет выращивать бананы и сахарный тростник, однако и там плантационное хозяйство по большей части не сложилось, сахар производился в небольших крестьянских хозяйствах. Корея и Тайвань поставляли в Японию продукты питания, прежде всего рис в больших количествах, поскольку на них не распространялись заградительные тарифы на импорт продуктов питания из стран вне Японской империи.
Наиболее продвинутой в смысле агротехнологий в начале ХХ в. была Япония: там систематически проводились исследования повышения эффективности сельского хозяйства, применялись новые системы ирригации, современные удобрения и т.д. Но эти достижения стали довольно быстро распространяться на ее колонии. Колониальная администрация также существенно упростила задачу будущим реформаторам, поскольку в колониях обмеры земельных владений и измерения их продуктивности производились
1 Выводы автора о механизмах складывания крупных земельных владений нуждаются в коррекции. Налоговая реформа в Японии не напрямую превратила феодальные владения в капиталистическую собственность. Многие из крестьян получили землю, однако были неспособны уплачивать высокий налог с земли, в результате чего земля закладывалась и концентрировалась в перспективе у крупных владельцев. В колониальной Корее же значительную часть крупных землевладельцев представляла местная старая корейская знать, а не колонизаторы-японцы, основная роль которых сводилась в данном случае в распространении своей налоговой системы на колонии, но отнюдь не к изъятию земельных ресурсов у корейского крестьянства. - Прим. реф.
не менее регулярно, чем в метрополии - с целью уточнить размер взимаемых налогов.
Первоначально из всех трех стран наиболее неравным было распределение земли в Корее, кроме того там был наименьший средний доход на душу населения. Наиболее равномерно земля была распределена в Тайване. Самый высокий доход на душу населения был в Японии, а показатель неравенства в распределении земельной собственности был средним между Кореей и Тайванем. Доход на душу населения на Тайване в свою очередь был выше, чем в Корее, но ниже, чем в Японии. 3% землевладельцев в Японии владели 30% обрабатываемой земли. На Тайване 6% владели половиной земли, а в Корее 3% владело двумя третями земли и получали четверть всего сельскохозяйственного дохода [с. 736].
Доля занятых в сельском хозяйстве до реформы в Японии составляла 34%, на Тайване - 54, а в Корее - 80% [там же].
Результатом реформы стало дробление крупных земельных владений. Надо отметить, что с точки зрения производства это не сильно изменило положение. До реформы основную часть производства составляли мелкие хозяйства арендаторов, теперь же последние приобрели статус собственников, таким образом небольшие фермерские хозяйства остались основой сельского хозяйства. Средний размер крестьянского надела в 1955 г. в Японии составлял 1 га, в Корее - 0,9 га, а на Тайване - 1,19 га [с. 735].
Во время реформ не существовало целей по повышению продуктивности сельского хозяйства. В Японии, как отмечает автор, основной целью было уничтожение милитаристски настроенной прослойки землевладельцев1. На Тайване целью бежавшего с материка гоминьдановского правительства было завоевать популярность у населения острова. В Корее реформа происходила в несколько этапов. Вначале была экспроприирована земля японских землевладельцев. Затем назрел передел собственно корейских земель, поскольку к 1949 г. в КНДР успели провести уравнительную земельную реформу.
С точки зрения крупных землевладельцев, все три земельные реформы носили характер конфискации. Земли продавались мелким владельцам, при этом во всех трех случаях была установлена
1 Не стоит сбрасывать со счетов и фактор левых настроений, которым в немалой степени способствовало расслоение сельского населения. - Прим. реф.
максимальная площадь земли, которую можно было купить. Цены при этом были выгодны для мелких покупателей и были установлены ниже рыночной стоимости земли. В частности, в Японии цены были установлены по уровню 1938 г., т.е. абсолютно игнорировали военную и послевоенную инфляцию. Сумму можно было выплачивать в рассрочку 30 лет, процент по кредиту составлял 3,6%1. В Южной Корее бывшим землевладельцам выплачивали 1,5 средней годовой ренты за последние пять лет.
На Тайване изначально в 1949 г. была снижена максимальная рента до 37,5% урожая. В дальнейшем была установлена максимальная площадь для владения землей. Все излишки изымались и продавались непосредственным производителям. Цена была установлена в 2,5 средней годовой ренты за последние десять лет.
Результаты реформ были впечатляющими: во всех трех странах практически исчезли арендаторы. Коэффициент Джини резко снизился. Размер фермерских хозяйств стал практически одинаковым.
При фермерских хозяйствах производительность труда стала значительно выше. В результате увеличивался доход крестьян, что в свою очередь увеличивало спрос на несельскохозяйственные товары и провоцировало отток рабочей силы из села. Кроме того, это привело к снижению относительной стоимости продуктов питания.
Без эффекта от повышения производительности труда в сельском хозяйстве, уровень занятости в промышленном секторе в 1960 г. был бы на 9% ниже в Японии, на 7 - в Корее и на 6% на Тайване. Доход же на душу населения в Японии был бы ниже на 4%, в Корее -на 10, а на Тайване - на 5% [с. 734]. Косвенно реформа также повлияла на уровень образования. Дети и подростки были освобождены от повседневного сельскохозяйственного труда, и посещение школ возросло. В особенности, это наглядно видно на примере Кореи.
Собственная математическая модель автора показывает, что владение землей заметно увеличило продуктивность сельского хозяйства. При ренте, высчитываемой как доля урожая у крестьян было меньше стимулов увеличивать интенсивность труда. В то же время реформа не привела напрямую к повышению уровня дохода
1 Кроме того, еще некоторое время в Японии продолжалась сильная инфляция, однако цены на землю не пересчитывались и фактически продолжали снижаться относительно текущих цен. Поэтому большинство владельцев сумели выплатить кредит ранее установленного срока. - Прим. реф.
2018.04.004-005
на душу населения, скорее, она способствовала более широким экономическим процессам, которые в перспективе привели к увеличению благосостояния.
А.А. Новикова
ВЛАСТЬ
2018.04.004-005. СНИЖЕНИЕ СМЕРТНЫХ ПРИГОВОРОВ И КАЗНЕЙ КАК ОБЩЕМИРОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯ. (Реферативный обзор).
2018.04.004. НАСТОЯЩЕЕ ЧИСЛО КАЗНЕЙ В КИТАЕ - ГЛУБОКАЯ ТАЙНА.
Full extent of executions in China a 'deadly secret': Amnesty International. - Mode of access: https://www.sbs.com.au/news/full-extent-of-executions-in-china-a-deadly-secret-amnesty-international
2018.04.005. ДЖОНСОН Д. Т. РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: НОВАК Э. ГЛОБАЛЬНЫЙ ОТКАЗ ОТ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ.
JOHNSON D.T. [Rec.] // Law and politics book review. - College Park, 2015. - Vol. 25, № 2. - P. 31-35. - Rec. ad. op.: Novak A. The global decline of the mandatory death penalty. - Burlington: Ashgate publishing company, 2014. - 182 p.
Ключевые слова: смертная казнь; Китай; Африка; Азия.
2018.04.004. В отчете Amnesty International за 2016 г. [004] утверждается, что в Китае казнят больше людей, чем в какой-либо другой стране мира. Эксперт организации У. Ни (Nee) указывает, что настоящие данные по Китаю остаются до сих пор государственной тайной, однако, по его мнению, смертные казни исчисляются тысячами. «Там еще существует ментальность жесткой карательной юстиции, и во многих случаях смертный приговор никак не выделяется, - заявил Ни в интервью SBS News. - Существует практика "приговора по умолчанию", когда сообщается об осуждении, но умалчивается о наказании. Фигура умолчания в данном случае, как правило, скрывает именно смертный приговор»1.
1 Напрашивается аналогия с юстицией Большого террора в СССР, когда приговор «10 лет без права переписки» был зловещим эвфемизмом расстрела обвиняемого. - Прим. реф.