Научная статья на тему '2018. 03. 035. Балтару Р. -Д. , соисал Я. Н. Администраторы в высших учебных заведениях: организационная экспансия и трансформация образования. Baltaru R. -D. , Soysal Y. N. administrators in higher education: organizational expansion in a transforming institution // higher education. - 2017. - p. 1-17. - mode of access: https://doi. Org/10. 1007/s 10734-017-0204-3'

2018. 03. 035. Балтару Р. -Д. , соисал Я. Н. Администраторы в высших учебных заведениях: организационная экспансия и трансформация образования. Baltaru R. -D. , Soysal Y. N. administrators in higher education: organizational expansion in a transforming institution // higher education. - 2017. - p. 1-17. - mode of access: https://doi. Org/10. 1007/s 10734-017-0204-3 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТАТ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЭКСПАНСИЯ / ФУНКЦИОНАЛИЗМ / НЕОИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 035. Балтару Р. -Д. , соисал Я. Н. Администраторы в высших учебных заведениях: организационная экспансия и трансформация образования. Baltaru R. -D. , Soysal Y. N. administrators in higher education: organizational expansion in a transforming institution // higher education. - 2017. - p. 1-17. - mode of access: https://doi. Org/10. 1007/s 10734-017-0204-3»

2018.03.035. БАЛТАРУ Р.-Д., СОИСАЛ Я.Н. АДМИНИСТРАТОРЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЭКСПАНСИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. BALTARU R.-D., SOYSAL Y.N. Administrators in higher éducation: Organizational expansion in a transforming institution // Higher éducation. - 2017. - P. 1-17. - Mode of access: https://doi.org/10.1007/s 10734-017-0204-3

Ключевые слова: высшее образование; профессиональный и административный штат; организационная экспансия; функционализм; неоинституционализм; предпринимательство.

Авторы, сотрудники Университета Эссекса (Великобритания), анализируют проблемы, связанные с тенденцией, наблюдающейся во многих европейских университетах в настоящее время, -значительным расширением штата администраторов.

Во многих европейских университетах в последнее время идет постоянное расширение штата административных работников. Авторы данной статьи провели свое исследование ситуации с целью выявить пропорцию административных работников в университетской среде. Для достижения поставленной цели были проанализированы данные 761 учреждения высшего образования в 11 странах Европы.

За последние два десятилетия произошли кардинальные изменения в системе высшего образования (ВО) как института знания. Университет Гумбольдта - система, которая в XIX-XX вв. была единственной успешной моделью учреждения ВО, - сдает свои позиции и уступает место новой парадигме - обществу знаний. Если в предыдущую эпоху университет обладал статусом высококлассного института, основной целью которого было обучение, производство и распространение знания, то сегодня он уже утратил монополию на элитарную деятельность. Производство знания теперь осуществляется и частными фирмами, и неакадемическими организациями. В данном контексте миссия ВО значительно расширяется и диверсифицируется: университеты вносят свой вклад в социальное и экономическое развитие общества. В результате этих перемен складывается ситуация, в которой меняется стратегия управления вузами. На организационном уровне эти перемены связаны с возрастанием числа административных работников с одно-

временным снижением влияния профессорско-преподавательского состава и сужением их автономии.

Управлению в сфере высшего образования посвящено огромное количество исследований, но, несмотря на это, по мнению авторов статьи, эмпирических данных относительно факторов, влияющих на рост административного штата в структурах ВО, недостаточно, и нет всестороннего анализа этих тенденций.

«Ядром» университета является профессорско-преподавательский штат, но с середины XX столетия в конкурентную борьбу за ключевые позиции в учебном заведении вступили административные работники. В США эта тенденция явно прослеживается уже давно, а в Европе этот процесс начался значительно позднее. Однако и в европейских странах наблюдаются подобные тренды. Хорошим примером служит Великобритания. По данным Агентства статистики высшего образования (Higher Education Statistics Agency - HESA), в 2000-х годах число менеджеров в британских университетах значительно превышало количество академических сотрудников. В немецких университетах в 1990-2000-х годах были созданы дополнительные административные должности в результате появления новых профессий в области высшего образования. Те же явления происходят и в скандинавских университетах. Многие исследования показывают, что количество профессиональных и административных работников уже превышает количество преподавателей и исследователей. И этот рост происходит за счет технического и административного персонала с более низким уровнем квалификации (с. 2).

С точки зрения авторов статьи, причиной утраты высшим образованием его элитарности являются политические преобразования. С недавнего времени интенсивно внедряется идея о том, что высшее образование должно быть более инклюзивным и ориентированным на потребности широких слоев общества. Эта расширенная и социально направленная модель ВО давно продвигается различными международными институтами, такими как ЮНЕСКО и ОЭСР (с. 3).

Зависимость университетов от государства постоянно снижается, они становятся более автономными в организационных и финансовых вопросах. Вынужденные исполнять свою третью миссию, они должны активно развивать «предпринимательскую»

деятельность для эффективного достижения поставленных целей. Эти трансформации превращают европейские университеты в своего рода «организационных акторов». Организационный актор -это «интегрированное, ориентированное на достижение цели лицо, которое руководит собственными действиями и несет ответственность за полученные результаты» (цит. по: с. 3).

Предпринимательская идентичность означает, что университеты все более ориентированы на цели и все чаще уделяют особое внимание технической эффективности и подотчетности. Они активно взаимодействуют с различными заинтересованными сторонами - промышленностью, неправительственными организациями (различными трестами и фондами), а также с наднациональными организациями на уровне ЕС. Таким образом, учреждения ВО значительно расширяют поле своей деятельности.

Предпринимательство способствует созданию новых подразделений, а следовательно, и рабочих мест. Новые должности и организационные подразделения, появившиеся в реестрах университетов в последние 20 лет, свидетельствуют о новых целях и новой идентичности университета, которые включают планирование, маркетинг, студенческие услуги, контроль качества, внешние отношения, региональное развитие, трансферт знаний и технологий и т.д.

Авторы статьи расценивают расширение административного штата в европейских университетах как побочный продукт организационной экспансии и хотят выяснить, какие причины лежат в основе этого явления.

Организационные трансформации университетов принято рассматривать как реакцию на новые потребности ВО. Усиленный административный корпус становится необходимым управленческим элементом в неолиберальном контексте. Авторы подчеркивают, что «организационная революция» зародилась не на пустом месте, следует внимательно изучить глобальный культурный контекст, который может объяснить впечатляющее распространение формальной организации после Второй мировой войны и последующее расширение административного аппарата. «Организационные формы расширяются в сферах, где есть сложные технические и политические цели или интересы, а также в социальных областях, где цели неясны, есть слабые взаимозависимости и неясные причинно-следственные текстуры» (цит. по: с. 4). В случае с

ВО пролиферация административных подразделений и должностей оказывается не просто результатом внутренних структурных требований, но частью легитимированной деятельности университетов в результате расширения их связей с внешним окружением.

Авторы реферируемой статьи отталкиваются от положения, согласно которому вузы, включенные в процесс организационной экспансии, в большей степени имеют тенденцию наращивать административный штат по сравнению с учебными заведениями, не вовлеченными в этот процесс. Университеты могут характеризоваться как имеющие высокий уровень организационной экспансии при условии, что они демонстрируют горизонтальную дифференциацию и предлагают широкий спектр услуг. В качестве независимой переменной авторы используют долю административных кадров внутри всего штата сотрудников. Административный штат включает: вспомогательный научный персонал (academic support stuff), менеджмент, отдел контроля качества и администрацию, работников технического обслуживания. Авторы сосредоточили внимание на административном штате в целом.

Учитывая две теоретические перспективы (функционалист-скую и неоинституционалистскую), авторы выдвинули ряд гипотез, проверить которые попытались в ходе анализа. Некоторые из предположений нашли подтверждение в ходе исследования.

Согласно полученным результатам, университеты, расположенные в одном месте (single-sited) и находящиеся в разных местах (multi-sited), не имеют сильных различий в отношении доли административных работников. Университеты, вкладывающие значительные инвестиции в товары и услуги, более склонны к расширению своей административной инфраструктуры. Авторы выявили, что 1% роста затрат на товары и услуги влечет за собой рост доли административных работников приблизительно на 20% (с. 10).

Далее исследователи пытаются оценить роль структурного давления и требований бюджета. Если интерпретировать полученные авторами результаты с перспективами функционалистского подхода, то они говорят в пользу проведения политики эффективного управления крупными учреждениями. Подобная позиция вполне объяснима: массификация образования и постоянное сокращение бюджета требуют грамотного администрирования.

Результаты показали несостоятельность одной из гипотез, согласно которой существует взаимосвязь между количеством студентов и административных работников. Авторы уверены, что пропорция административного штата может быть соотнесена с основным финансированием (core funding). В ходе исследования также не нашел подтверждения функционалистский аргумент, согласно которому в условиях недофинансирования системы высшего образования идет процесс заимствования моделей у частного сектора. Вопреки изначальным ожиданиям пропорция административных работников оказывается на 5% ниже в частных, чем в государственных учебных заведениях. Анализ полученных данных показал, что процессы трансформации штата сотрудников университетов находятся за пределами чисто функциональной необходимости.

Авторы обнаружили влияние внешней среды. Они считают, что аргументы в пользу внутренних потребностей университета оказались несостоятельными. Именно под влиянием внешних факторов учреждения высшего образования начали активно перестраивать собственную инфраструктуру. Это объясняет, почему независимо от структурного и культурного фона вузы, получающие внешнее финансирование, демонстрируют значительно более высокую пропорцию администраторов по сравнению с теми учреждениями, которые полагаются исключительно на государственное финансирование.

Организационные модели, в фокусе которых находились эффективность и подотчетность, приобретают статус научного подхода. Авторы утверждают, что их исследования показали, что европейские университеты, основанные уже после Болонского процесса, более склонны к созданию экспансивной административной инфраструктуры по сравнению с вузами, основанными до вступления в силу Болонской декларации.

Размывание границ между государственными и частными учебными заведениями оказалось глубже. В условиях глобальной конкуренции европейские государства превратились в рьяных приверженцев организационных моделей. Управляя таким образом государственными вузами, европейские государства пытаются легитимизировать себя в качестве «организационных акторов». Эти-

ми причинами авторы и объясняют высокую пропорцию административных сотрудников в государственных учебных заведениях.

Внешние взаимосвязи формируют новые требования для университетов - от них требуется сформировать специализированный штат и строгую административную структуру. Существует точка зрения, согласно которой от новых вузов, учрежденных уже после Болонского процесса, будут ожидать большего соответствия моделям окружающей среды, без которого будет невозможно получить признание и доступ к необходимым ресурсам. Однако результаты исследования не подтвердили это положение. Административная экспансия развивается по своему собственному сценарию, и вовсе необязательно, чтобы вузы зависели от инвесторов: на сегодняшний день учреждениям высшего образования не чужда предпринимательская деятельность.

Европейские университеты постепенно адаптируются к новой ситуации. В большинстве случаев учебные заведения воспринимают смену идентичности как должное. Однако как на национальном, так и на транснациональном уровне проводимые реформы ставят учреждения высшего образования в уязвимую позицию. Для обеспечения собственного выживания в качестве организации университеты вынуждены создавать серьезную административную базу. Однако авторы выявили, что наращивание административного штата не связано с количеством обучающихся. Кроме того, было доказано, что вузы демонстрируют удивительную изобретательность в отношении как поисков источников финансирования, так и формирования внешних связей. До недавнего времени была распространена точка зрения, согласно которой под «университетом» подразумевалось сообщество ученых, обладающее институциональной автономией и индивидуальной свободой. Теперь организационная трансформация служит источником горячих споров относительно неизбежного ущерба, угрожающего «сердцу академии». В силу того что объемы академического и административного штатов определенным образом коррелируют, было бы полезно выявить, способна ли новая модель сохранять устойчивость в условиях постоянной динамики.

Обзор текущих и произошедших изменений в системе высшего образования подтверждает тот факт, что перемены носят глобальный характер, а особенности и различия, характерные для раз-

ных стран, весьма незначительны. Дальнейшие исследования в этой области авторы предлагают посвятить анализу различий, характерных для отдельных стран. Эти исследования также должны принимать во внимание и другие индикаторы организационной экспансии. Авторы утверждают, что полученные в ходе данного исследования результаты могут быть использованы в качестве концептуальной и эмпирической базы для дальнейших исследований как на национальном, так и на транснациональном уровне.

О. В. Полякова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.