Научная статья на тему '2018. 03. 010. Тамплиеры: величие и падение "христианского воинства". I templari. Grandezza e caduta della "milizia Christi". - Milano: Vita e pensiero, 1916. - 267 p'

2018. 03. 010. Тамплиеры: величие и падение "христианского воинства". I templari. Grandezza e caduta della "milizia Christi". - Milano: Vita e pensiero, 1916. - 267 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
476
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМПЛИЕРЫ / РЕЛИГИЯ И ИНСТИТУТ / ОРДЕН ТАМПЛИЕРОВ И ИМПЕРАТОРСКИЕ ДОМА ЕВРОПЫ / ПАЛОМНИЧЕСТВО И КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 010. Тамплиеры: величие и падение "христианского воинства". I templari. Grandezza e caduta della "milizia Christi". - Milano: Vita e pensiero, 1916. - 267 p»

Список литературы

1. Андре Бернар. История жизни и достижений Генриха VII / Пер. с лат.; вступ. ст., коммент. Кирюхин Д.В. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 144 с.

2. Мосолкина Т.В. Социальная история Англии ХIV-ХVII вв. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 416 с.

3. Серегина А.Ю. Английское католическое сообщество ХVI-ХVII вв.: Виконты Монтегю. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. - 544 с.

4. Чугунова Т.Г. Уильям Тиндел: Слово, церковь и государство в раннем английском протестантизме. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2017. -446 с.

2018.03.010. ТАМПЛИЕРЫ: ВЕЛИЧИЕ И ПАДЕНИЕ «ХРИСТИАНСКОГО ВОИНСТВА».

I TEMPLARI. Grandezza e caduta della «milizia Christi». - Milano: Vita e Pensiero, 1916. - 267 p.

Ключевые слова: тамплиеры, религия и институт; Орден тамплиеров и императорские дома Европы; паломничество и крестовые походы.

Книга содержит 20 статей известных итальянских, французских и немецких исследователей истории Ордена тамплиеров (храмовников) - католического духовно-рыцарского ордена, основанного в Иерусалиме в 1118 или 1119 г. с целью охраны паломников, направлявшихся в Палестину. Свое название тамплиеры получили по месту жительства их великого магистра в Иерусалиме, где по преданию стоял храм, построенный царем Соломоном. Устав тамплиеров был утвержден папой Гонорием II.

Во введении к работе Джанкарло Анденна, Козимо Дамиано Фонсека и Элизабетта Филиппини отмечают, что изучение таких источников, как манускрипт 44 Ф14, хранящийся в библиотеке Корсиниана Академии дей Линчеи в Риме (Biblioteca Corsiniana di Roma, Accademia dei Lincei), а также кодекс, принадлежавший там-плиерскому домусу (хозяйству) в Италии, недавно обнаруженный в библиотеке Капитоларе в Модене (Biblioteca Capitolare di Modena), дало возможность исследователям по-новому посмотреть на деятельность ордена на Востоке и на Западе вплоть до конца его существования.

Авторы сборника показывают, что тамплиеры - это прежде всего люди Средневековья, их идеи не содержали никакого особого озарения, ни философского, ни мистического, как им приписывали некоторые исследователи. Они не были еретиками, и еще в меньшей степени их можно называть поклонниками дьявола или же содомитами. К этим выводам авторы приходят на основании изучения новых источников.

В статье Мишель Балар показано, что представляло собой Средиземноморье в Х1 в. - в период глубоких изменений. Это было время апогея Византийской империи в царствование Василия II и начала ее заката, шел процесс фрагментации исламского мира под натиском турок, набирала силу христианская Реконкиста на Иберийском полуострове, росла мощь итальянских морских республик, был организован первый крестовый поход в Сирию и Палестину.

Умберто Лонго рассматривает идеологию паломников, формы и обычаи отправления религиозных обрядов, а также преобразование паломничества в крестовые походы в последние три десятилетия Х1 в. Вследствие захвата Иерусалима турками-сельджуками в 1071 г. и войн, которые они начали вести с Фатимидским халифатом за контроль над городом, паломничество в Иерусалим становится слишком опасным. В первые десятилетия Х11 в. сопровождение рыцарями паломников в Святую Землю ради их защиты, покровительства, организации их содержания было весьма распространенным явлением. Пути паломников лежали через Балканы, Константинополь, Никею, Антиохию в Иерусалим. Или же они шли пешком до Генуи, затем морем до Вавилонии, современной Александрии, затем снова пешком до современной Газы и далее до Иерусалима.

Статьи сборника содержат новые концепты по вопросам учреждения ордена. Рассмотрен «нормативный корпус» тамплиеров по манускрипту, хранящемуся в Корсинианской библиотеке в Риме (К. Д. Фонеска), показаны их институциональная организация и их движущие идеи по источнику из библиотеки Капитоляре города Модена (Кристина Анденна). Автор отмечает, что сведения о начальном периоде становления ордена тамплиеров весьма неопределенны. Источники, повествующие об их истории, относятся ко второй половине Х11 в., как, например, труд Гильома (Вильгельма), архиепископа Тирского, канцлера Иерусалимского королевства.

Автор относит начало истории тамплиеров к событиям 1118 г., когда девять знатных рыцарей отправились к Иерусалимскому патриарху и вверили себя церкви, отказавшись от всяких личных благ. Первая их задача заключалась в том, чтобы охранять дороги, ведущие в Святую Землю, от воров и разбойников и обеспечивать безопасность паломников. Несколько десятилетий спустя епископ Жак де Витри обратился к истории тамплиеров. Рассказ о происхождении ордена буквально слово в слово повторяет повествование епископа Гильома Тирского. Де Витри пишет о том, что члены ордена тамплиеров происходили отнюдь не только из рыцарства, в рядах их воинства были и представители благородных семейств европейской аристократии. Отцы церкви, собравшиеся в 1128 г. на церковном соборе в Труа, утвердили Устав Ордена, дававший послушникам право носить белые плащи, символ чистоты, и право владеть и управлять землями и вассалами. К. Анденна отмечает, что, согласно прологу к уставу, рыцари Ордена были одновременно воинами и монахами. Орден состоял из полноправных рыцарей, клириков и служителей. Он управлялся великим магистром, генеральным консулом, отдельные провинции управлялись великими приорами. Тамплиеры стали богатейшим орденом, владевшим огромными деньгами, многочисленными замками, землями, городами.

В 1139 г. папа Иннокентий II в своей булле одобрил образование Ордена тамплиеров и определил его смысл двумя основными понятиями: религия и институт. Это означало, что цель ордена заключалась не только в защите паломников, как это значилось в положениях 1119 и 1120 гг., но прежде всего в защите католической церкви, противостоянии врагам истинной веры. Орден теперь подчинялся непосредственно Римскому папе. Несколькими годами позднее папа Евгений III разрешил тамплиерам носить на левой стороне их белых плащей красный крест, который означал их готовность пожертвовать собой для защиты земли, на которую 1000 лет назад ступил Иисус Христос.

Располагая огромными денежными суммами, тамплиеры стали заниматься ссудными операциями. Первый документ, который свидетельствует о подобных операциях, - это нотариальный акт, составленный 1 января 1203 г. в папском дворце Латерано, согласно которому два жителя Лукки заявили о том, что получили в долг от главы воинства тамплиеров (Magister militie Templi), от настав-

ника и от эконома домуса Рима 50 империалов, которые они обязуются вернуть тамплиерам домуса Сан Пьетро в Лукке (с. 56). Дж. Анденна, автор статьи о взаимоотношениях пап и тамплиеров, отмечает, что папы не испытывали какого-либо чувства морального дискомфорта по поводу подобных операций, поскольку рыцарский Орден тамплиеров был им бесспорно полезен для проведения военных кампаний в Святой Земле с целью освобождения Иерусалима. Со временем тамплиеры стали владеть ссудными банками, их доверителями являлись крестоносцы, короли и папы.

Статьи сборника показывают, какой собственностью владели тамплиеры на территории Италии (землями, расположенными вокруг церквей, монастырей или больниц, что позволяет увидеть, насколько орден был распространен по всей территории страны, а также насколько он был экономически могуществен). Следует заметить, что миссии были весьма широко распространены во Франции, на территории Испании, Португалии и Англии. Присутствию тамплиеров в Северной Италии посвящена статья Элены Белломо. Автор отмечает, что основной сложностью при изучении данной темы является утрата архивов ордена, однако автор строит свое исследование, прибегая к изучению художественных произведений, архитектурных памятников и археологических свидетельств. Кристиан Тумаспёг рассмотрел присутствие тамплиеров в Южной Италии и на островах (Сицилия и Сардиния). Для своего исследования автор, среди прочих документов, привлек неизданные документы Римских пап, касающиеся ордена тамплиеров, из Государственного архива Неаполя.

Николанджело Д'Агунто анализирует взаимоотношения императоров дома Гогенштауфенов, начиная с Фридриха I Барбароссы, с Орденом тамплиеров. Автор приводит документ от 24 ноября 1184 г., составленный в Тревизо и хранящийся в настоящее время в архиве города Марселя, согласно которому Фридрих I принимает под свою защиту все настоящее и будущее движимое и недвижимое имущество тамплиеров на территории империи и освобождает их от выплаты каких-либо налогов на коммерческую деятельность (с. 104-105). Фридрих II в 1216 г. в Альтенбурге не только подтвердил распоряжение своего деда, он издал документ, подписанный также архиепископом Арльским и епископами Тулонским и Авиньонским, позволивший тамплиерам строить и содержать флот

для плаваний на Восток и к берегам Испании, чтобы не только защищать христиан и перевозить паломников, но также транспортировать купцов вместе с их капиталами. С позицией Н. Д'Агунто, как он сам пишет, не согласны такие историки, как Ф. Брамато, А. Демюрже и М. Барбер. По их мнению, Фридрих II после 1127 г. перешел от индифферентной позиции по отношению к тамплиерам к открыто враждебной. Н. Д' Агунто замечает, что они ссылаются лишь на одну страницу в сочинении английского хрониста Маттео Париса. Действительно, папа Григорий К подписал 23 марта 1228 г. перечень мотиваций для отлучения от церкви Фридриха II, среди которых значилась также конфискация имущества тамплиеров и госпитальеров в Королевстве Сицилии (имущество король им вернул, будучи на смертном одре). Однако Н. Д' Агунто подчеркивает, что только лишь после крестового похода 1225 г. во взаимоотношениях Фридриха II и тамплиеров наступил полный разрыв. Что касается предшествующего периода, столь жесткой оппозиции не было, о чем свидетельствуют приводимые автором источники.

Еще более сложными были взаимоотношения тамплиеров с французскими королями, прежде всего с Людовиком ГХ Святым и Филиппом IV Красивым (статья Н. Д'Агунто). Филипп IV поставил папство в зависимость от французских королей и добился от папы Климента V в 1312 г. упразднения Ордена тамплиеров. Кризис в отношении с монархией Капетингов возник в 1305 г., когда великий магистр ордена Жак де Моле отказался от объединения с орденом госпитальеров.

В 1291 г. тамплиеры были изгнаны египетским султаном Ха-лил аль Атрафом. Весной 1291 г. под натиском огромной мусульманской армии пала крепость Акра - оплот ордена тамплиеров. Без боя были оставлены крепости Тир и Сидон, затем замок Шато-Пелерен в Палестине. Франко Кардини посвятил свою статью отношениям тамплиеров к культуре ислама. Автор рассматривает историю перестройки мечети Аль-Акса, построенной по периметру старинного сооружения, которое франки считали церковью Соломона, а также реконструкцию мечети в Омаре. Автор пишет, что тамплиеры были хорошо знакомы не только с устной и письменной традицией ислама, но и с магометанскими сектами.

Последние годы существования ордена тамплиеров (статьи Барбары Фрале, Каспара Элма и Элизабетты Филиппини) показы-

вают, что прекращение деятельности ордена связано с целым комплексом факторов. Протагонистами гонений на тамплиеров выступили и французский король, и его двор, папа Климент V, кардиналы и архиепископы, которые вели процессы в отношении тамплиеров и оценивали показания свидетелей. Церковь поначалу говорила только о реформе Ордена тамплиеров или же о слиянии их с госпитальерами. Однако король Франции приговорил к сожжению в 1310 г. 54 французских тамплиеров, воспользовавшись обвинениями инквизиции, хотя тамплиеры и были признаны невиновными. 16 сентября 1311 г. открылся Вселенский собор в Вьенне. Отцы церкви выказали желание выслушать доводы тамплиеров относительно своей невиновности, поскольку их обвиняли в филоис-ламизме, если не прямо в христиано-исламизме, в симпатиях к катарам, еретической религиозной секте, богословская сторона учения которой восходит к манихеям. Под нажимом короля Климент V в 1312 г. подготовил буллу, которую публично огласил 3 апреля. Орден тамплиеров распускался, а его члены подпадали под королевскую юрисдикцию без какой-либо религиозной защиты со стороны церкви. Авторы статей показывают, что абсурдность процессов была очевидной, состояла в попытке соединения несоединимых принципов различных ересей, в которых обвиняли тамплиеров.

В отличие от Парижа, где в 1314 г. высшие члены Ордена тамплиеров были сожжены, власти позволили рыцарям жить в качестве священнослужителей на остальной территории Франции и вступать в другие рыцарские ордена. Во Франции территориальные приобретения тамплиеров, их имущество и денежные доходы, которые должны были перейти к госпитальерам, были секвестированы королем, нуждавшимся в деньгах. В Италии почти все домусы были отданы госпитальерам, которые в 1306 г. создали теократическое государство на острове Родос. В Испании и Португалии имущество тамплиеров было отдано религиозным рыцарским орденам, таким как Орден Санта Мария де Монтеза в Арагоне (1317), созданный под прямым контролем короны, или же Орден Христа в Португалии (1318), на территории которой члены Ордена тамплиеров не подвергались преследованиям.

Томмазо Ди Карпенья Фалконьери исследует проблему современного наследия тамплиеров. У этой проблемы, отмечает ав-

тор, есть две составляющие. Первая - это история самого Ордена, вторая - его так называемое символическое наследие, и именно к таковому наследию обращаются исследователи в последние десятилетия. Речь идет о культурном феномене, который, полагает автор, достаточно сложно поддается расшифровке. Следует пересмотреть подход к истории тамплиеров, не проводить линейного исследования от Средневековья до наших дней, но пойти по противоположному пути: от современности к корням. Тогда становится очевидным, что современные наследники тамплиеров, начиная с эзотериков и заканчивая многочисленными современными орденами, а также персонажи псевдоисторических реконструкций, литературы, кинематографа, не имеют прямых связей со средневековой историей ордена. Их происхождение достаточно современно, не ранее ХVШ в.; истоки этого можно обнаружить в ритуалах масонов, либертинов и розенкрейцеров, в религиозно-мистических обществах Германии и Швейцарии, наполеоновской, а затем орлеа-нистской Франции, при королевском доме Стюартов в изгнании.

Тамплиеры были признаны католической церковью еретиками, их возрождение в современную эпоху - это антикатолический феномен. Современные тамплиеры пошли по пути иннервирования внутренних течений в традиционном католицизме. Осуждение папства со стороны современных тамплиеров близко к тем историческим позициям, с которых церковь осуждали за преследование ведьм и еретиков. В этом отношении идеи современных тамплиеров перекликаются, по мнению автора, с некоторыми новыми неоязыческими религиями, такими как Wicca, последователи которых утверждают, что средневековому колдовству удалось выжить в подполье, ему был нанесен удар, но оно не было искоренено.

Автор отмечает, что миф о тамплиерах служит прекрасной иллюстрацией идеалов крайне правой идеологии неофашизма и неонацизма. Возникший в лоне оккультных концепций национал-социализма, в Италии он получил свое выражение в идеях философа и эзотерика Юлиуса Эволы (1898-1974), призывавшего к созданию нового ордена тамплиеров, противостоящего распаду и фрагментарности современного общества. Идеи Эволы получили особенное развитие в послевоенный период. Аберрацией политического наследия тамплиеров являются в настоящее время такие левацкие движения, как «Орден храма Солнца» (Ordre du Temple

Soleil), иницииировавший серию случаев группового суицида в 1990-е годы во Франции, Швейцарии и Квебеке, - а также криминальная организация «Рыцари тамплиеров» (Caballerios Templarios) в Мексике. Массмедийное тамплиерство - это определенный набор клише, возникших на стыке Х1Х-ХХ вв., а именно: тамплиеры имели отношения с катарами, и те и другие были противниками Римской церкви, хранителями схожих секретов, их постигла схожая судьба. Другой ряд современных мифов - тамплиеры являлись хранителями чаши Священного Грааля, из которой во время Тайной Вечери пил Иисус Христос; они хранили тайну детей (или ребенка) Христа, рожденных Марией Магдалиной, от которых будто бы пошла королевская династия Меровингов в государстве франков; тамплиеры поклонялись черной Мадонне; и прочие подобные истории.

И.Е. Эман

2018.03.011. КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. ПИСЬМА ИТАЛЬЯНСКИХ ЖЕНЩИН, (1375-1630). A Corresponding renaissasance. Letters written by women, 1375-1650. -N.Y.; Oxford: Oxford univ. press, 2016. - 320 p.

Ключевые слова: эпоха Возрождения; частная переписка; письма итальянских женщин.

В английском издательстве вышел в свет перевод с итальянского языка документов по теме: частная переписка эпохи Возрождения. Во вступительной статье переводчик Лиза Карбориха отмечает, что данный тип документов весьма ценен для изучения исторического контекста и самих персонажей Возрождения. Опубликованы 55 писем, принадлежавших женщинам, и отнюдь не все из них являются первостепенными фигурами своего времени. Это своего рода второй план, необходимый для изучения любой эпохи.

Две героини писем являются весьма значимыми фигурами. Одна из них - Екатерина Сиенская. Монахиня доминиканского ордена, известная религиозная деятельница и писательница Средневековья, причисленная католической церковью к лику святых. Именно Екатерина Сиенская убедила папу Григория I перенести Святой престол из Авиньона обратно в Италию. Другая героиня -известная венецианка Елена Лукреция Корнеро Пископия. Будучи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.