________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________
3. Бибиков С.Н. Поздне-палеолитические поселения в навесе Шанкоба и в гроте Мурзак-Коба в Крыму (тезисы кандидатской диссертации, защищенной на заседании Ученого совета ИИМК 21 сентября 1941 года) // КСИИМК. - 1946. - № 13. - С. 126-130
4. Векилова Е.А. Стоянка Сюрень I и ее место среди палеолитических местонахождений Крыма и ближайших территорий // МИА СССР. - 1954. - Т.3. - № 59. - С. 235 - 353
5. Воеводский М.В. Мезолитические культуры Восточной Европы // КСИИМК. - 1950. - Вып. XXXI. - С. 96
- 119.
6. Городцов В.А. Археология. Каменный период. Т 1. - М.—Пг.: Гос-ное издательство, 1923. - 404 с.
7. Ефименко П. П. Дородовое общество. Очерки по истории первобытно-коммунистического общества. -М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. - 533 с.
8. Мережковский К.С. Отчет о предварительных исследованиях каменного века в Крыму. - СПБ., 1880. - 43 с., ил.
9. Рудинський М.Я. До питання про культури мезолИично! доби на Вкра!ш // Антрополопя. Рiчник Кабшету. 1927. - Кив. - 1928. - Вип. 1. - С. 73-94.
10. Уваров А.С. Археология России. Каменный период. Том I /А.С. Уваров. - М.: Синоидальная типография, 1881. - 490 с.
11. Формозов А.А. Периодизация мезолитических стоянок Европейской части СССР / А.А. Формозов // СА.
- 1954. - № 21. - С. 38-51
12. Формозов А.А. Этнокультурные области на территории Европейской части СССР в каменном веке. — М., Изд-во АН СССР, 1959. - 124 с.
© А. В. Черкасов, 2015
УДК 94
Шалдунова Татьяна Николаевна
к.и.н., доцент кафедры истории и культурологии МГУЛ,
г. Москва, РФ [email protected]
ДУХОВНО-РЫЦАРСКИЕ ОРДЕНЫ - ОСОБЫЙ ТИП КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА (на примере ордена Св. Иоанна Иерусалимского и ордена тамплиеров)
Аннотация
Духовно-рыцарские организации, зародившиеся в эпоху крестовых походов, формируют особый тип культуры в средневековом обществе. Появившись в Святой Земле, они вобрали в себя черты западноевропейской и восточной культур, тем самым определив для себя особое место в мировой истории, что позволяет некоторым из них существовать и сегодня в современном мультикультурном пространстве.
Ключевые слова
Духовно-рыцарские организации, крестовые походы, военно-монашеский орден, госпитальеры,
тамплиеры, иоанниты, Тевтонский орден.
Как известно, христианство формировалось, в отличие от буддизма и иудаизма, в окружении, возникшем в процессе политического, экономического и культурного сплочения, навязанного Римской империей всем народам греко-римского мира, жившим в бассейне Средиземноморья. Таким образом, христианство очень рано оказалось связанным с людьми и странами, совершенно отличными от тех людей и стран, которые ее породили.
Как только христианство принимает статус государственной религии, как только начинают формироваться институты христианства, естественно, что религия начинает играть одну из ведущих ролей,
41
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________
как во внутренней, так и во внешней политике. И, конечно же, почти с самых первых дней своего существования начинает бороться за право принимать решения в важных государственных, политически значимых, делах [5, с. 2-15].
Как отмечает Ж. Дюби в своем труде «История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987-1460», в среде людей, которые молитвой служат Господу, то есть миропорядку, к X в., особое место занимают обитатели монастырей. Численность монастырей выросла во времена правления Меровингов. Согласно исследованиям, археологическим раскопкам, большинство из христианских строений располагались на местах античных некрополей. В основном обитателями монастырей были мужчины, женские обители являлись большой редкостью. Как правило, они объединялись группами по семейному образцу, уединялись, вставали под начало какого-либо отца-аббата, принимали торжественный обет, и были призваны «денно и нощно сражаться с силами зла». Именно это позволяет обратить внимание исследователей на тот факт, что изначально были характерны военные черты в структурных образованиях, организованных по монастырскому уставу, написанному Св. Бенедиктом. Согласно его реформе монастырского управления и установления, монахи пребывают в вечной готовности и находятся в первых рядах «битвы во имя Божие», орудиями в которой являются молитвенные пения, добровольное умерщвление плоти при отсутствии пастырского служения [7, с. 68-76].
Монастырская реформа позволила сосредоточить в крупных сообществах самую большую и наиболее реальную власть. Таковой властью являлось воздействие на человеческие души. Жители-миряне считали, что их здоровье, удача, спасение и милость Господа зависят от монашеской молитвы, от соприкосновения со священными реликвиями, хранящимися в стенах монастырских обителей. Эти же стены не один раз спасали мирян и от внешней угрозы нападения сначала вражеских варварских языческих племен, а впоследствии от нападений разбойников, или во время военных действий. Неудивительно, что монахи, которые в представлении обывателей, были людьми наиболее приближенными к богу, достаточно быстро в сознании мирян стали носителями не только духовного, но и мирского. Соединились два типа людей средневековья: монахи и воины. Два абсолютно противоположных сословия по своему предназначению: первые были призваны спасать души человеческие, другие - защищать [4, с. 143-152].
Наибольшее распространение и значение тип воина-монаха приобретает во времена крестовых походов. Именно тогда организовываются духовно-рыцарские ордены.
Концепция «воинства Христова» была чужда византийцам, которые так же являлись участниками крестовых походов. Война никогда не рассматривалась Византией как способ решения проблем: этого, по мнению византийцев, христианин должен избегать по возможности. Византийцы предпочитали переговоры военным действиям. Они считали, что война является результатом политической неудачи. Норманны, с их решительно простым подходом и их «врожденной северной любовью к сражению», всегда находили византийцев слишком «извилистыми и скользкими», а, следовательно, способными на предательство, ненадежными. Византийцы же находили, что европейцы идеально подходят им как инструмент для исполнения своей политики. Возможно, что подобное отношение к войне и определило тот факт, что институт духовно-рыцарских орденов получил распространение в среде западноевропейского рыцарства, и получил благословение римско-католической церкви [15, с. 352-363].
Исходя из сохранившихся проповедей папы Урбана II, призывавших к походу в Святую Землю в конце XI в., можно увидеть, что он имел в виду рыцарей, milites*, когда обращался к народу в Клермоне. Урбан обращал свои призывы именно к milites потому, что они были лучшими бойцами в Европе и могли стать ядром больших и боеспособных армий [2, с. 14-25].
Согласно укоренившемуся в церкви постулату, грешникам, запятнавшим себя кровью, каковыми были большинство феодалов, должно быть запрещено носить оружие. Однако престол Св. Петра без колебания отказался от этого запрета. В оправдание было сказано, что все люди грешники, в том числе и воины. Тем не менее, кровь, пролитая за веру, в состоянии смыть любой грех. Таким образом, речь больше не шла о том,
По-латыни «militia armata», ибо латинское слово miles - воин, солдат, боец, ратник к тому времени стало означать исключительно конного рыцаря - «кавалера», т.е., в первоначальном значении этого слова - «конника», «кавалериста».
42
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________
дозволительно или нет сражаться с оружием в руках, а в том, что война является святым делом, если только служит она интересам церкви [4, с. 143-152].
При этом следует отметить, что речь идет о власти - как светской, так и духовной; о соперничестве этих властей. К началу крестовых походов в европейских государствах складываются условия для образования национальных государств, что в определенной степени сыграло немаловажную роль и в самих походах, и в образованных в результате завоеваний в Святой Земле Латинских государств. Но в первую очередь речь идет о власти. Любая власть опирается на силу, в том числе и на военную силу. Воины, живущие насилием и грабежом, пользуются результатами роста сельскохозяйственного производства. С накоплением богатства начинает меняться и образ рыцаря. Улучшается экипировка рыцаря-воина: совершенствуются защитные компоненты рыцарских доспехов - кольчуга, шлем, щит. Дюби предполагает, что возникновение и закрепление норм рыцарской морали, происходившие одновременно с усовершенствованием экипировки и искусства нападения и защиты, воздействовали и на процессы формирования публичной власти (светской власти). Наиболее профессиональные воины в свите сеньора свидетельствуют об уровне его власти. Светская власть представлена сеньором и его свитой (двором) [7, с. 68-76].
Именно это позволяет предполагать, что прощение греха смертоубийства было выгодно для духовных наставников. Церковь, в борьбе за превосходство над светской властью, нуждалась также в военной силе. Кроме молитвы, которая давала власть над душами мирянам, церковники во время крестовых походов могли предложить еще и защиту, и покровительство в Святой Земле в лице рыцарей-монахов [2, с. 14-25].
Миряне охотно признавали за собой подверженность греху, в частности тем, что отправлялись в паломничества или жертвовали деньги или имущество монахам, которые наиболее близко подходили в их глазах к недостижимому идеалу безгрешного человеческого существования. Но неизбежная погруженность в мирские проблемы делала для них невозможным исполнение всех длительных и нарушающих ритм жизни епитимий, особенно если принять во внимание все растущий список их прегрешений. С призывом папы Урбана у мирян (и в первую очередь у военной элиты, чьи грехи были наиболее многочисленны и печально известны) появилась возможность совершить духовный подвиг и искупить грехи. Миряне получили надежду заслужить спасение, не отказываясь от присущего им социального положения [14, с. 56-78].
Многие оставшиеся списки хартий описывают, как крестоносцы перед отъездом посещали монастыри для того, чтобы найти там духовную поддержку и материальную помощь. Активнее всего на призыв к крестовому походу откликнулись во Франции, Италии и западной Германии, при этом районов западного христианства, которые совсем не были затронуты общим порывом, было крайне мало. Как заметил один историк, на Западе был задет «нерв изящного чувства». И доказательством тому служит тот факт, что с весны до осени 1096 г. десятки тысяч людей вышли в путь с одной целью - освободить Иерусалим [20, с. 37-54].
Церковь отодвигала на второй план или вообще замалчивала то обстоятельство, что человек на войне совершает убийство. Вместо этого на первый план выдвигалось то, что воин отдает свою жизнь в бою и тем самым как бы подтверждает свою приверженность вере [2, с. 14-25].
Возникновение военно-монашеских орденов было одним из проявлений разнообразия религиозной жизни западного христианского мира в конце XI - начала XII вв. Члены этих орденов следовали правилам, в целом основывавшимся на уже существовавших монастырских уставах, они принимали монашеские обеты - бедности, целомудрия и послушания. Но жили они в миру и воевали.
Существует мнение, что христианские военно-монашеские ордены были созданы в подражание мусульманской организации ribat*. Однако нет доказательств того, что крестоносцы к началу XII в. были знакомы с подобными образованиями у мусульман. Исследователи крестоносного движения приходят к выводу, что военно-монашеский орден является порождением христианской культуры. Западные христиане к началу второго крестового похода уже видели в вооруженной борьбе за правое дело (защита христианских святынь в Святой Земле) средство спасения души и акт милосердия, что стало для мирян, стремившихся вести религиозный образ жизни, альтернативой поступлению в монастырь [13, с. 215-251].
*ribat - укрепленный монастырь, насельники которого совмещали духовные подвиги с вооруженной борьбой с врагами ислама. Как правило, члены подобной монашеской общины приходили на определенный период времени, после чего покидали монастырь.
43
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________
Некоторые исследователи говорят о том, что причиной возникновения военно-монашеских общин в Святой Земле стал недостаток людей и необходимость укрепить защиту христианства в Леванте. М. Лобе называет монахов-воинов «летучими отрядами». Однако все исследователи говорят о том, что у каждой военно-монашеской общины был свой путь становления. Они все выросли в одних условиях: условиях крестовых походов, и поэтому появление подобных организаций следует напрямую связывать с самой идеей крестоносного движения. Но основой каждого ордена становились различные по духу и направленности организации [9, с. 48]. Можно выделить несколько общих признаков военно-монашеских орденов: наличие диаметрально противоположных начал (духовного и военного); наличие устава и подтверждение полномочий римскими папами; относительно стабильный состав организации, условно состоящий из, как минимум, двух видов братьев (священников и рыцарей); наличие признанных церковью и светскими властями регалий и знаков отличия; наличие стабильного финансирования, происходящего за счет дарений, папских привилегий т.п.; невозможность вернуться к светскому образу жизни [3, с. 7].
Необходимо отметить, что все это было закономерно для всех европейских рыцарей. Иоанниты и тамплиеры не были первопроходцами. Они были детьми своего времени. Они явились закономерным явлением всех идеологических веяний средневековья. Все, что они совершили в этот период, не было чем-то из ряда вон выходящим. Напротив, возможно, если бы они не соответствовали этой эпохе, братья-рыцари не оказались бы настолько «живучими» в «темное» средневековье.
В начале XIX в. большинство сведений об ордене Св. Иоанна можно было почерпнуть из записок путешественников. Самым распространенным представлением было то, что изначально орден являлся «духовным обществом», которое стало называться «гофшпиталиею братьев, ... Иоаннитами».
«...Первое намерение сего братства было только вспомоществование больным Пилигримам; вскоре после сего присовокупилось к оному и другое, как при проезде сюда путешествующих. Так и при отъезде отсюда провожатых их от разбойников и защищать от неприятельских нападений. Сие общество мало-помалу получило учреждение Кавалерского ордена. Члены онаго разделены были на три класса, т.е. на Кавалеров, Капелланов и бедных служителей. Первые исправляли военные должности, другие упражнялись в духовных делах при капелле Святого Иоанна, а третьи служили больным...» [8, с. 194-196].
Символом иоаннитов стал восьмиконечный белый крест, который первоначально нашивался либо на рясы, либо на плащи. В последствии рыцари облачались в красные (иногда черные) одеяния с большим белым крестом. Первоначально крест носился на левом плече черной мантии. У мантии были очень узкие рукава, что символизировало отсутствие свободы у инока. Все члены ордена делились на три категории: рыцари, капелланы, сержанты. Происхождение мальтийского креста точно не установлено. Считается, что в том современном виде мальтийский крест появился только на Мальте, а изначально госпитальеры использовали различные формы т.н. «патриаршего» креста, или же греческий крест с рефленными концами. В XIV-XV вв. на монетах ордена встречаются изображения восьмиконечного креста, но это не является постоянным явлением, и скорее всего подобный крест был отличительным знаком некоторых Великих магистров*. Существует версия того, что такой крест носили граждане республики Амальфи**. Некоторые исследователи приводят еще одну версию образования восьмиконечного креста и связана она со святынями ордена. Согласно ей, после разгрома войск Саладина у Дамьетты, христиане вновь обрели Крест Господень (т.е. крест, на котором был распят Христос) и было принято решение поделить его на частицы и разнести по всем христиански странам. Рыцари-иоанниты, как защитники Святого Креста также получили свои частицы: одну длинную, «в вершок», и два малых квадрата, который и образовали крест иоаннитов [12, с. 308].
Штаб-квартира ордена располагалась в иерусалимском госпитале, построенном по образцу больницы пантократора в Константинополе. В других городах находились орденские дома. После падения Иерусалима резиденция перемещается в Акру [21, с. 32].
Главной задачей ордена являлся уход за больными и ранеными.
* Данные сведения можно найти на официальном сайте Суверенного Мальтийского ордена. Автор ссылается на исследования E. J. King.
** Его изображение имелось на монетах, чеканенных в Амальфи. Захаров В.А. Мальтийский орден: история и современность. Кн. 1. - М.: Издательство «ОГНИ», 2003. - С. 52; Перминов П.В. Под сенью восьмиконечного креста. -М.: Международные отношения, 1991. - С. 13.
44
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________
Иоанниты и храмовники не брезговали использовать при лечении тех или иных болезней знания арабских ученых-медиков. Они первыми из европейцев стали рассматривать эпилепсию как болезнь тела, а не как одержимость духа дьяволом. Они прекрасно разбирались в ядах и вводили понятие гигиены при уходе за больными. Особое внимание госпитальеры уделяли хирургии: антисептикам, анестезии.
Одной из самых тяжелых болезней средневековья считалась лепра (проказа), инфекционное заболевание, которое было занесено в Европу с Востока и особенно распространилось в эпоху крестовых походов. Боязнь заражения лепрой была настолько сильна, что для изоляции прокаженных принимались особые меры там, где из-за скученности населения болезнь передавалась быстрее. Против проказы были бессильны все известные средства: не помогали ни диета, ни очищение желудка, ни даже настой мяса гадюк, считавшийся самым действенным лекарством при этой болезни. Практически заболевший считался обреченным [19, с. 48].
При появлении первых признаков проказы человека отпевали в церкви, как если бы он был уже мертв, после чего ему давали особую одежду, а также рог, трещотку или колокольчик для предупреждения здоровых о приближении больного. При звуках такого колокольчика люди в страхе разбегались. Прокаженному запрещалось входить в церковь или трактир, посещать рынки и ярмарки, мыться в проточной воде или пить ее, есть вместе с незараженными, прикасаться к чужим вещам или к товарам при их покупке, говорить с людьми, стоя против ветра. Если больной выполнял все эти правила, ему предоставлялась свобода [17, с. 56].
Но существовали и особые заведения, где содержались больные проказой - лепрозории. Первый лепрозорий известен в Западной Европе с 570 г. В период крестовых походов их число резко увеличивается. В лепрозориях действовали строгие правила. Чаще всего они помещались на окраине города или за городской чертой, чтобы уменьшить контакты прокаженных с жителями города. Но иногда родственникам позволялось посещать больных. Основными методами лечения были пост и молитва. В каждом лепрозории был свой устав и своя особая одежда, служившая опознавательным знаком [1.].
Лепрозории и больницы, выстроенные иоаннитами, считались лучшими в Святой Земле, такими же они остаются и до сего дня.
Нужно отметить, что больницы появляются в Западной Европе примерно с VI в. и первоначально создаются при монастырях; предназначены они были для: бедняков, бездомных людей, нищих. Самыми старыми являются больницы в Лионе, Монте-Касино, Париже. Сперва они строились не по определенному плану и могли помещаться в обычных жилых домах, приспособленных для этой цели. Постепенно появляется особый тип больничных зданий. Кроме помещений для больных, там были хозяйственные пристройки, комната для тех, кто ухаживал за больными, аптека, а также сад, где росли наиболее употребляемые лекарственные растения [19, с. 40-50].
Когда больной являлся в больницу, его одежду стирали и прятали в надежное место, вместе со всеми ценностями, которые при нем были. Комнаты содержались в чистоте. Раз в году мыли стены. Зимой в каждой комнате разжигался большой огонь. Летом сложная система блоков и веревок позволяла больным открывать и закрывать окна, в зависимости от температуры. В окна были вставлены цветные стекла, чтобы смягчить жар солнечных лучей, это при том, что виражи были запрещены, как непозволительная роскошь, и отступление от правил строго каралось инспекторами, но для данных заведений были сделаны исключения. Число кроватей в каждой больнице зависело от размера помещения, причем в каждой кровати лежало минимум два, а чаще - три человека.
Только в главном госпитале ордена иоаннитов могло разместиться две тысячи нуждавшихся. Помощь оказывалась безвозмездно. Помимо этого три раза в неделю для бедняков устраивались горячие бесплатные обеды. Обслуживание больных шло вне зависимости от их социального положения: все было единого качества, все больные и раненые получали равные порции пищи, больничные халаты и белье были пошиты из одинаковой материи. Кроме того, иоанниты имели воспитательный дом для приюта подкидышей и грудных младенцев [23, с. 28-30].
Следует отметить, что больница в средние века исполняла роль не только лечащего учреждения, но и богадельни. Больные лежали бок о бок со стариками и бедняками, которые, как правило, охотно поселялись в больнице: ведь там им был обеспечен кров и еда. Среди обитателей были и такие, кто, не будучи ни
45
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х_________
больным, ни немощным, по личным причинам желали окончить свои дни в больнице, и за ними ухаживали, как за больными.
Именно поэтому появился термин «странноприимный дом» - дом, где находили приют больные, сироты, пилигримы и прочие странники. Госпитальеры славились своими странноприимными домами еще со времен крестовых походов. Позднее странноприимные дома стали делиться по специфике: сиротские дома, госпитали, лепрозории и пр.
Несомненно, что первые годы после образования ордена все силы братства были направлены на выполнение поставленной перед собой задачи. Иоанниты вели активную деятельность по сбору милостыни в пользу больных и бедных, не отказывались от щедрых пожертвований состоятельных сеньоров. По всей Святой Земле шло строительство странноприимных домов ордена [22, с. 408-420]. При этом нельзя утверждать, что иоанниты являлись единственными, например у камальдолийцев госпиталь появился еще в 1048 году. Однако орден Св. Иоанна был первым духовно-рыцарским образованием среди госпитальных братств.
Когда иоанниты практически достигли цели и стали известны как наиболее компетентный орден госпитальеров, рыцари потихоньку отходят от дел, направленных на помощь больным, и берут на себя, подобно тамплиерам, функцию охраны паломников.
Папы охотно утверждали новые духовно-рыцарские ордены, справедливо рассчитывая на то, что эти воины-монахи в первую очередь являются их личным войском, поскольку практически все подобные образования подчинялись напрямую понтифику [20, с. 17]. Уход из-под юрисдикции епископата - вот еще одна причина, почему монашеские и благотворительные организации стремились обрести статус духовнорыцарского ордена.
Очень скоро, после утверждения Уставов госпитальеры (иоанниты) наряду с тамплиерами приобрели славу хороших воинов. Это объясняется тем, что в орден, подобно храмовникам, стали принимать рыцарей, членов знатнейших европейских дворянских фамилий. Внутри ордена также произошли изменения. Забота о больных и раненых целиком и полностью легла на плечи служащих, капелланы обязаны были молитвой спасать души страждущих, а рыцари продолжали заниматься своим ремеслом - воевать, охранять первые две категории.
Учреждение духовно-рыцарских орденов преследовало еще одну цель - новые латинские государства в Палестине нуждались в отличных защитниках, которые, хотя бы внешне, не преследовали своих корыстных целей, были на службе церкви, а значит и государства [18, с. 285]. Но их нужно было заинтересовать. На ордены, словно из рога изобилия, посыпались пожертвования, привилегии и прочие дары. Всего во времена крестоносного движения, как в Палестине, так и в Европе, было учреждено более десяти духовно-рыцарских орденов, но только трем было суждено сыскать себе широкую популярность: тамплиеры, госпитальеры (иоанниты), тевтонцы [24, с. 142]. При этом каждое из этих духовно-рыцарских образований было похоже друг на друга, и, одновременно, имело свои особенные черты.
Отличительной чертой этих орденов является их деятельность. Орден тамплиеров явился первопроходцем. Храмовники первыми добились узаконивания своего статуса. Они первыми стали определять и выстраивать отношения подобных организаций со светскими и духовными властителями. Тамплиеры служили примером для подражания другим духовно-рыцарским орденам. Именно орден Храма первым начал создавать в Европе межнациональное государство. Что и погубило орден в XIV в.
Госпитальеры сумели завершить начинания тамплиеров и сохранить их до наших дней. Уникальность ордена Святого Иоанна заключается в том, что будучи несколько раз в своей истории на грани упразднения, иоанниты всегда могли доказать свою необходимость. Они располагались в таких районах Средиземноморья, где, казалось бы, были обречены на гибель. Но именно это оказалось их спасением. В течение нескольких столетий иоанниты являлись островом (в буквальном смысле этого слова), находившемся между двух миров: Христианским и Мусульманским. А после гибели храмовников, иоанниты стали единственным межнациональным государственным образованием.
Многонациональная структура госпитальеров и тамплиеров является еще одной особенностью этих военно-монашеских организаций. Перед лицом Церкви и Бога все равны и потому в ордены принимали всех.
46
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х____________________
Первые духовно-рыцарские организации создавались представителями складывающихся европейских государств (Италии, Франции, Англии и др.).
Объединенные вначале на принципах братской общины, ордены с приобретением влияния в Святой Земле начинают вырабатывать иную внутреннюю политику. В организацию вступают рыцари и монахи, которые не стремятся найти себя только в служении Богу и людям молитвами и смирением. Ордены принимают рыцарей, потомков «благородных рыцарей и дам», то есть служилого дворянства. Послушники и сержанты происходили из знатных и обычных семей. В члены ордена входили и просто слуги. Таким образом, внутреннее устройство ордена отражало устройство средневекового общества в целом: деление на феодалов - рыцарей и сервов. Этот факт является одним из аргументов тех исследователей, которые утверждают, что ордены были не исключением, а закономерным явлением Средневековой Европы [16, с. 115].
Крестоносцы в Святой Земле с образованием латинских государств нуждались в хорошо организованных профессиональных военных, которых объединяло бы служение одному лидеру. Иерусалимские короли, как и другие латинские государи в Палестине, не могли надолго объединить вокруг себя рыцарей-вассалов. Церковь, подняв на свой щит имя Христа, сумела организовать и подчинить жестокой единой дисциплине большую часть паломников, прибывающих в Святую Землю. Но средневековая армия была неразрывно связана с административными и экономическими структурами, и ее невозможно вырвать из культурной и социальной среды и ожидать, что она сможет существовать в изоляции. Армия нуждалась в конюхах, слугах, кузнецах, оружейниках и поварах, которые в свою очередь в случае необходимости превращались в солдат. Главенствующее положение конницы не исключало и участие в боях пехоты, специализировавшейся в стрельбе из лука и арбалетов и в использовании оружия ближнего боя. Отсюда и полное повторение социальных групп в составе духовно-рыцарских организаций. Будучи первой профессиональной армией, братья-рыцари нуждались в обслуживающем персонале [2, с. 14-25].
Следует отметить, что к моменту начала крестовых походов в Святую Землю взгляды католической церкви на военные действия против иноверцев значительно изменились, в отличие от раннехристианских. Если раньше понятие «воинство христово» подразумевало тех, кто активно посвящал себя спасению души, то есть, прежде всего, монахов, то к концу XI в. происходит переосмысление этого понятия, оно утрачивает духовный смысл и все более наполняется военным содержанием [13, с. 215-251].
Именно в эпоху крестовых походов римская курия пошла на организацию военных монашеских братств - духовно-рыцарских орденов. Эта идея нашла огромную поддержку и в лице светской власти. Римские папы видели в духовно-рыцарских орденах ту силу, которая всегда будет на стороне католической церкви: как в борьбе с иноверцами (мусульманами), так и в борьбе с еретиками (катары, вальденсы). Папы также рассчитывали на ордены в борьбе за власть, которую веками вело духовенство со светскими властями. Светские же власти видели в духовно-рыцарских орденах своеобразный способ нейтрализовать часть мелкопоместного и безземельного рыцарства путем вступления их в ордены. Этим можно частично объяснить тот поток милостей и привилегий, который обрушился на духовно-рыцарские ордены (в частности на тамплиеров), хотя те еще не успели проявить себя как следует в Святой Земле [16, с. 104].
Вера в единого Бога объединила представителей различных европейских народов под сенью духовнорыцарских орденов госпитальеров-иоаннитов, тамплиеров, госпитальеров-лазаритов и подобных организаций.
Исследователи духовно-рыцарских орденов безоговорочно относят подобные организации к Римской католической Церкви на том основании, что утверждение Уставов орденов проходило в Риме, и братья-рыцари находились в прямом подчинении у понтифика. В ордены спешили вступить молодые аристократы из европейских государств, в которых господствовала Римская церковь. Так, к середине XII в., тамплиеры обладали владениями во Франции, Англии, Шотландии, Фландрии, Испании, Португалии, Италии, Австрии, Германии, Венгрии в силу того, что неофит, вступающий в орден, жертвовал свои владения в пользу организации [11, с. 56-67]. Нельзя при этом забывать, что раскол Христианской Церкви на Православную и Католическую в 1054 г. в средневековом обществе долгое время рассматривался как конфликт римской курии и константинопольских патриархов.
47
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________
Одним из призывов к крестовому походу Католической Европы в Палестину в 1096 г., как мы помним, был призыв о помощи христианам Востока, то есть последователям Византийской церкви. После завоевания в 1099 г. Иерусалима крестоносцами, если взглянуть на карту города, то можно отметить, что кварталы православных и католических христиан отсутствуют. Значит, христиане обеих церквей жили бок о бок [23, с. 8]. Некоторые исследователи утверждают, что изначально духовно-рыцарские ордены получали благословение на свою организацию из рук православных патриархов, в частности, иоанниты [10, с. 14-49].
Иоанниты не могли похвастать первоначально многонациональностью подобно тамплиерам. Однако к моменту, когда госпитальеры получают статус духовно-рыцарского ордена, его структура делится внутри на несколько «Лангов» («Языков»).
Многонациональность орденов объясняется еще и тем, что национальные государства и национальные языки начинают только формироваться в Европе. Практически все участники крестовых походов проживали на территории государств, входивших некогда в империю Карла Великого.
Оказавшись наиболее «жизнеспособными» тамплиеры, иоанниты и тевтонцы еще во времена последних крестовых походов переносят сферу своих интересов из Святой Земли в Западную Европу, Восточную Европу и Средиземноморье, организовывая крестовые походы против язычников - славян (тевтонцы), еретиков (госпитальеры, тамплиеры); осваивая новые острова и противостоя иноверцам на море (иоанниты) и так далее.
Если госпитальеры-иоанниты и тамплиеры являлись многонациональными духовно-рыцарскими организациями, по примеру римско-католической Церкви, то орден Тевтонских рыцарей, орден Сантьяго, Калатравы и другие были «общинами только одного Языка».
С орденом дома Святой Марии Тевтонской мы встречаемся в отечественной истории в XIII в.
Существует две версии образования духовно-рыцарского ордена Тевтонских рыцарей. Согласно одной из них, Тевтонский орден был основан в 1128 г. в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев, с целью оказания материальной помощи больным и бедным паломникам германского происхождения. Небольшой кружок быстро разросся в целое общество, члены которого стали именоваться братьями Святой Марии Тевтонской. Около 1189 г. сын Фридриха Барбароссы реорганизовал новый орден в военно-монашескую общину, дал ей Устав тамплиеров и форму одежды - белый плащ с черным крестом. С того момента организация получила название Тевтонского ордена Дома Святой Девы Иерусалимской. В 1191 г. папа Климент III утвердил Устав ордена, но при этом орден был отделением ордена госпитальеров [13, с. 215251].
По другим сведениям Тевтонский орден был утвержден в 1198 (1199) г. римским папой Иннокентием III. Его первым великим магистром, впоследствии гохмейстером, стал Генрих Вальпот. Возникло братство на базе странноприимного дома в Иерусалиме для немецких паломников. Первоначально тевтонцы являлись представителями немецкого языка в составе ордена Святого Иоанна Иерусалимского. Папа Иннокентий, желая укрепить взаимоотношения с германским императором Генрихом IV, готовившим новый крестовый поход, утверждает в 1198 г. Тевтонский орден, получивший название ордена Дома Святой Марии Тевтонской [6, с. 69].
Тевтонский орден стремился найти земли, где получил бы возможность организовать что-то вроде государственного устройства, во главе которого стоял бы он сам. Большой роли в Палестине этот орден не играл, так как сразу вмешался в европейские дела.
Рыцарские ордены Пиренейского полуострова организовывались по примеру тамплиеров и госпитальеров, но носили тот же национальный характер, что и тевтонские рыцари, с той лишь разнице, что большинство из них были организованы уже не в Палестине, а в Западной Европе. Духовно-рыцарские ордены в Испании были направлены на борьбу с маврами. Они приняли активное участие в Реконкисте. Однако сфера их деятельности не выходила за рамки Испанского королевства. Эти же особенности были присущи и португальским орденам.
Духовно-рыцарские ордены, и в первую очередь тамплиеры и иоанниты, впитали в себя некоторые философские течения Востока, использовали научные знания, которыми обладали «неверные», совершенствовали их, чтобы применять уже на Христианской земле. Возможно, именно эта вновь
48
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х___________________
зарождающаяся сила, не смотря на свою далеко не мирную миссию, могла быть оплотом католических государств в Святой Земле и гарантом более или менее мирного сосуществования христиан и мусульман.
Тамплиеры и иоанниты стали главной военной силой крестоносцев в Святой Земле. В XIII в. падение авторитета иерусалимских королей позволило храмовникам и иоаннитам проводить собственную политику в Палестине и Сирии. В начале они придерживались агрессивных наступательных позиций на севере королевства и даже получали дань от соседних мусульманских государств; на юге они проводили независимую политику в отношении Египта и Дамаска. В восточном Средиземноморье тамплиеры и госпитальеры начали создавать собственные флотилии. Являясь фактически первыми духовно-рыцарскими орденами, храмовники и иоанниты формировали всю военно-монашескую этику. Они диктовали те условия, по которым в дальнейшем выстраивались взаимоотношения духовно-рыцарских организаций со светскими и духовными властями.
Члены всех военно-монашеских орденов неизбежно вовлекались в управление теми территориями, на которых располагались замки и имения самого ордена. Некоторые ордена (в частности, тамплиеры) занимались финансовыми операциями. Нередко их замки становились местом хранения денег, драгоценностей.
Возможно, в силу того, что госпитальеры не являлись изначально военно-монашеским орденом, они так и не смогли оттеснить храмовников на второй план. Однако иоанниты занимались строительством крепостей, замков, а также укрепляли дома, расположенные в пределах городских стен. Именно ордену Св. Иоанна Иерусалимского принадлежит заслуга сооружения в 1186 г. Маркибского замка. Госпитальеры располагали земельными владениями в Святой Земле и некоторой собственностью в Южной Франции. Однако это оказывается недостаточным, чтобы там разместить штаб-квартиру ордена, когда крестоносцев изгоняют из Палестины.
Тамплиеры и госпитальеры являются единственными орденами, имевшими возможность пользоваться средствами всего христианского мира для ведения военных действий в любой точке этого мира. Правда не всегда эта возможность была осуществима. В XIV в. магистр ордена госпитальеров говорил о финансовых трудностях, которые вынуждают ограничить содержание больных в орденских странноприимницах. А незадолго до падения Акры великие магистры храмовников уверяли, что у ордена не осталось денег для содержания общин в Святой Земле [23, с. 53].
Известно, что тамплиеры и госпитальеры совместно обсуждали планы возвращения Святой Земли, но обстоятельства не дали им осуществить свои намерения. В 1312 г. орден бедных рыцарей Христа и Храма Соломона был упразднен, а все его имущество было передано рыцарям Святого Иоанна Иерусалимского, который в последствии стал именоваться «Суверенный Рыцарский Госпитальерский Орден Святого Иоанна иерусалимского, Родоса и Мальты» (The Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem of Rhodes and of Malta - S.M.O.M.)
Мальтийские рыцари по сегодняшний день продолжают заниматься врачеванием. Вот уже более века основной деятельностью ордена является благотворительная медицинская служба. В ведении Великого госпитальера, как и в прежние времена, находятся орденские больницы, поликлиники, амбулатории, дома для престарелых и инвалидов. Ордену принадлежат лепрозории в странах Африки и Южной Америки, центры лечения и реабилитации диабета, госпитали, детские дома, школы медсестер и другие благотворительные учреждения. Мальтийский орден строит и открывает свои медицинские подразделения в различных странах мира в соответствии с международными конвенциями и в рамках законодательств этих государств. Независимо от своих политических устремлений, внутренних кризисов и так далее, орден никогда не изменял своей основной функции - врачеванию. Возможно, что верность этому позволила Мальтийским рыцарям сохранить свою организацию до наших дней почти в первозданном виде.
Список использованной литературы:
1. Бергер Е. История в больницах и лепрозориях // Средневековый сборник. Т. 4. - М., 2000.
2. Булл М. Истоки // История крестовых походов. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
3. Военно-духовные ордена / [И.А. Дьячук, В.Н. Богатырев, М.В. Пензиев]. - Спб.: Реноме, 2010.
4. Гуревич А.Я. Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. - М. - СПб.: Университетская книга, 1999.
5. Донини А. У истоков Христианства. - М.: Издательство политической литературы, 1989.
49
________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №7/2015 ISSN 2410-700Х__________
6. Дударев С.Л., Лёсина Т.Н. С крестом и мечом (очерки истории крестоносного движения). Учебное пособие. - Армавир, 2002.
7. Дюби. Ж. История Франции. Средние века. От Гуго Капета до Жанны д’Арк. 987-1460. - М.: Международные отношения, 2000.
8. Кампе И.Г. Беседы отца с детьми или собрание любопытных путешествий по разным государствам в пользу юношества. - СПб.: типография Императорского театра, 1816.
9. Лобе М. Трагедия ордена тамплиеров. - СПб.: Евразия, 2003.
10. Милославский Ю. Странноприимцы. Православная ветвь Державного Ордена рыцарей-госпитальеров Святой Иоанна Иерусалимского. - СПб.: Царское дело, 2001.
11. Печников Б.А. «Рыцари церкви» кто они? - М.: Изд-во политической литературы, 1991.
12. Тайны, скрытые забралом. - М.: Современник, 2002.
13. Фори А. Военно-монашеские ордена. 1120-1312 // История крестовых походов. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.
14. Barber R. The reign of Chivalry. - Newton etc., 1980.
15. Bradford E. Mediterranean. Portrait of a sea. - New York: Harcourt Brace Jovanovich, inc., 1971.
16. Bradford E. The sword and the scimitar. The saga of a crusades. - New York: Dorset Press, 1974.
17. Cassar P. A Medical History of Malta. - London, 1964.
18. Davis R.H.C. A History of Medieval Europe. From Constantine to Saint Louis. - London, 1960.
19. Hume E.E. Medical Work of the Knights Hospitallers of St. John of Jerusalem. - Baltimore, 1940.
20. Riley-Smith L., Riley-Smith J. The Crusades: Idea and Reality. 1095-1274. - London, 1981.
21. Riley-Smith J. The Knights of St. John in Jerusalem and Cyprus. 1050-1310. - London, 1967.
22.Setton K.M. The Papacy and the Levant (1204-1571). Vol. II. - Philadelphia, 1978.
23.Sire H.J.A. The Knights of Malta. - Yale, 1994.
24.Volz C.A. The Church of the Middle Ages. - St. Louis, London, 1970.
©Т.Н. Шалдунова, 2015
50