Научная статья на тему '2018. 03. 010. Гемават П. Глобализация в эпоху Трампа. Ghemawat p. globalization in the age of Trump // Harvard business rev. - Boston, 2017. - n 7/8. - p. 112-123. - mode of access: https://hbr. Org/2017/07/globalization-in-the-age-of-trump'

2018. 03. 010. Гемават П. Глобализация в эпоху Трампа. Ghemawat p. globalization in the age of Trump // Harvard business rev. - Boston, 2017. - n 7/8. - p. 112-123. - mode of access: https://hbr. Org/2017/07/globalization-in-the-age-of-trump Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОТЕКЦИОНИЗМ / ГЛОБАЛЬНЫЕ РЫНКИ / СТРАТЕГИИ МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 010. Гемават П. Глобализация в эпоху Трампа. Ghemawat p. globalization in the age of Trump // Harvard business rev. - Boston, 2017. - n 7/8. - p. 112-123. - mode of access: https://hbr. Org/2017/07/globalization-in-the-age-of-trump»

(Belt and road initiative) (ОПОП)1, целью которой является построение более тесных экономических, физических и институциональных связей как между Китаем и другими участниками проекта, так и между странами, которые этот проект затрагивает. ОПОП предполагает создание обширной логистической и транспортной сети, включающей автодороги, порты, железные дороги, трубопроводы, аэропорты, транснациональные энергосети и волоконно-оптические линии связи. Успех ОПОП будет зависеть от уровня поддержки и активности стран, входящих в проект, а также степени открытости и прозрачности его практической реализации.

Авторы подчеркивают, что в настоящий момент Азия, обладающая достаточным «экономическим весом», может возглавить процесс укрепления системы международной торговли, внося свой вклад в развитие международной интеграции через региональные инициативы, такие как Всестороннее региональное экономическое партнерство (Regional comprehensive economic partnership), АТЭС и Азиатское экономическое сообщество (Asean economic community), а также создавая в АТР институты с более широким представительством, например зоны свободной торговли.

О.Н. Пряжникова

2018.03.010. ГЕМАВАТ П. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ЭПОХУ ТРАМПА. GHEMAWAT P. Globalization in the age of Trump // Harvard business rev. - Boston, 2017. - N 7/8. - P. 112-123. - Mode of access: https://hbr.org/2017/07/globalization-in-the-age-of-trump

Ключевые слова: глобализация; протекционизм; глобальные рынки; стратегии мультинациональных компаний.

Многие считают, отмечает профессор Нью-Йоркского университета, что миф о «мире без границ» рухнул. Экономисты говорят о смене политики глобализации на политику локализации, о кризисе доминирующей бизнес-идеи минувших трех десятилетий. Однако, по мнению автора, с точки зрения бизнеса дело обстоит иначе. Каких-нибудь десять лет назад лидеры бизнеса ошибались,

1 «Один пояс - один путь» - международная инициатива Китая, направленная на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных и экономических коридоров, которые свяжут более 60 стран Центральной Азии, Ближнего Востока, Европы и Африки. - Прим. реф.

считая, что барьеры уходят в прошлое и глобальные компании будут доминировать в мировой экономике. Сегодняшние опасения масштабного отступления от глобализации под воздействием нового протекционизма также являются перегибом, но в другую сторону. Стратегия глобализации есть и останется эффективной при условии перестройки стратегий мультинациональных компаний (МНК), их организационных структур и подходов к социальным обязательствам.

При разработке стратегии автор предлагает руководствоваться двумя принципами - частичной глобализации и дистанции. Первый означает, что при любых масштабах международной деятельности МНК, она значительно менее интенсивна, чем внутренняя активность; второй - что международные взаимодействия сдерживаются культурными, административными, географическими, а нередко и экономическими факторами. С этими принципами связаны два исторических урока крупнейшей до настоящего времени торговой войны 1930-х годов. Первый из них состоит в том, что даже при стремительном падении торговли, она не прекращалась полностью, ее объемы оставались достаточными для привлечения внимания бизнес-стратегов. Второй урок напоминает о различного рода дистанциях, постоянно сдерживающих международную деловую активность.

Есть все основания предполагать, что и к 2020 г. глобальная торговля не остановится. Анализ вероятных характеристик торговых войн при администрации Трампа указывает на значительно меньшие масштабы падения объемов торговли по сравнению с 1930-ми годами. Согласно расчетам «Moody's Analytics», введение таможенных тарифов на товары из Китая и Мексики и ответные меры аналогичного характера приведут к сокращению экспорта США в 2019 г. на 85 млрд долл., т.е. на 4% всего экспорта за 2015 г. Аналогичные соображения относятся и к числу участников рынка.

Вместе с тем многим МНК предстоит пересмотреть свое отношение к конкуренции и выбору рынков. Им следует отказаться от идеи о необходимости конкурировать на всех основных рынках, предпочитая направления, которые могут предоставить преимущества с точки зрения культурной, административной, политической, географической и экономической близости. При изменении политической обстановки лидерам бизнеса необходимо тщательно сле-

дить за международными связями и политикой своих стран, а также заниматься собственной корпоративной дипломатией, не забывая при этом о собственном внутреннем рынке. Такой подход может оказаться особенно выгодным компаниям, базирующимся в крупных развивающихся экономиках.

Ведение операций на множестве рынков требует от МНК внесения корректив в характер и набор стратегий, используемых в качестве ответа на протекционистские меры. В связи с этим автор указывает на три компонента, составляющие, по его мнению, стратегию глобализации:

1) адаптация - подгонка продуктов и услуг под местные запросы и вкусы с целью учета межстрановых различий и придания стратегии необходимой восприимчивости;

2) агрегирование - использование экономии на масштабе за счет расширения операций на региональных или глобальных рынках;

3) арбитраж - эксплуатация различий в стоимости рабочей силы, налоговых режимах и других факторах.

Наряду со стратегией конкуренции большое значение приобретают вопросы отношений с обществом. Если традиционно МНК относились к взаимодействиям с правительствами, средствами массовой информации, общественностью как к второстепенной задаче, то теперь во многих случаях они осознают значение политических и макроэкономических факторов. К ним относятся Брексит и связанные с ним валютные колебания, неустойчивость рынка акций под воздействием политических заявлений, издержки изменений инвестиционных планов при изменении торговой стратегии, усиление влияния неправительственных организаций, рост социальных сетей, усиление антиглобалистских настроений.

Благоприятные перспективы для ведущих МНК автор связывает, во-первых, с тем, что масштаб изменений, неизбежных в случае обратной динамики глобализации, меньше, чем можно было предполагать. Во-вторых, все еще неясно, состоится ли масштабное отступление от глобализации: в последние годы международная активность находится в состоянии стагнации, но не падения. В-третьих, даже в случае резкого отступления глобализации, аналогичного случившемуся в начале 1930-х годов, мир останется более глобализированным по показателям торговли и прямых иностранных инвестиций, чем ранее.

И.Г. Минервин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.