доступа: http://renen.ru/the-share-of-renewable-energy-in-the-eu-s-energy-consump tion-reached- 17-by-the-end-of-2016-eurostat/
2. Papon P. L'avenir de l'énergie éolienne: le vent soufflera-t-il dans les pales? // Un blog de Pierre Papon. - 2017. - 31.01. - Mode of access: http://pierrepapon.fr/?p=814
3. Papon P. L'avenir de l'énergie solaire: éruption ou pause? // Un blog de Pierre Papon. - 2017. - 10.05. - Mode of access: http://pierrepapon.fr/?p=835
4. Perspectives d'avenir pour les énergies renouvelables en Union européenne. - Abu Dhabi: IRENA, Commission européenne, 2018. - 18 p. - Mode of access: http:// www. irena. org/-/media/Files/IRENA/Agency/Publication/2018/Feb/IRENA_REmap_ EU_executive_summary_FR.pdf?la=en&hash=B2C09E8C0B7920DDBDCFBADD 9126CE7DB794DB7B
5. Wind in power 2017: Annual combined onshore and offshore wind energy statistics. -Brussels: Wind Europe, 2018. - February. - 26 p. - Mode of access: https://wind europe.org/wp-content/uploads/files/about-wind/statistics/WindEurope-Annual-Sta tistics-2017.pdf
2018.03.009. АЗИАТСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Asian economic integration in an era of global uncertainty / Ed by S. Armstrong, T. Westland; The Australian national university. -Canberra: ANU press, 2018. - 291 p.
Ключевые слова: экономическая интеграция; страны Азии; глобальные цепочки создания стоимости.
В книге рассматриваются особенности экономической интеграции в Азии и возможные тенденции ее развития в условиях неопределенности, характеризующей состояние международных экономических отношений в настоящее время.
В условиях четвертой промышленной революции, распространения электронной торговли, роботизации и автоматизации возникают новые вызовы, а также возможности для развития, в том числе и для азиатских стран. Так, в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) была сформулирована инициатива Соглашения по информационным технологиям (Information technology agreement, ITA), принятого ВТО в 1996 г., которое в значительной мере содействовало развитию в Азии сектора информационно-коммуникационных технологий, что, в свою очередь, способствовало росту глобальных цепочек создания стоимости (ГЦСС).
В период 1990-2010 гг. доля развивающихся стран, участвующих в ГЦСС, выросла с 20 до 40%. Более половины экспорта стран с формирующимся рынком так или иначе связано с их участием в ГЦСС. Страны Восточной Азии являются мировым лидером участия в ГЦСС благодаря своему доминированию в глобальном секторе обработки экспортно-ориентированных промышленных товаров. Показатель участия в ГЦСС стран Южной Азии - самый низкий среди азиатских стран, но он растет темпами, опережающими темпы роста этого показателя в других регионах мира (с. 74). Так, руководство Индии, являющейся экономическим лидером Южной Азии, считает необходимым условием развития индийской экономики интеграцию страны в ГЦСС. Правительственные программы «Смотри на восток» и «Делай в Индии» направлены, среди прочего, на создание условий для встраивания индийской экономики в производственные цепочки стран Восточной Азии.
В 1985-2005 гг. в процессе эволюции ГЦСС в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) на фоне роста экономики Китая и включения в ГЦСС большего числа стран межиндустриальные сети прошли путь от кластера со звездообразной организацией (hub-and-spokes cluster) с центром в Японии до более сложной структуры. После 2005 г. распространение ГЦСС усиливалось, а связи внутри них углублялись. Однако в связи с переходом Китая от экспорто-ориентированной модели роста к модели, основанной на внутреннем потреблении и развитии сферы услуг, в АТР происходит изменение структуры региональной торговли и замедление роста ГЦСС.
Важной чертой ГЦСС является мультилокализация производственного процесса, способствующая развитию механизмов многостороннего регулирования торговых операций. Развитие ГЦСС ведет к гармонизации норм и ценностей, стандартов качества и безопасности в соответствии с коллективными предпочтениями граждан стран - участников цепочки. Мультилокализация также создает возможности для встраивания в сети и вовлечение в международную торговлю не только национальных экономик, но и отдельных корпораций и неправительственных организаций.
Важным вкладом в развитие международной интеграции может стать реализация инициативы Китая «Один пояс - один путь»
(Belt and road initiative) (ОПОП)1, целью которой является построение более тесных экономических, физических и институциональных связей как между Китаем и другими участниками проекта, так и между странами, которые этот проект затрагивает. ОПОП предполагает создание обширной логистической и транспортной сети, включающей автодороги, порты, железные дороги, трубопроводы, аэропорты, транснациональные энергосети и волоконно-оптические линии связи. Успех ОПОП будет зависеть от уровня поддержки и активности стран, входящих в проект, а также степени открытости и прозрачности его практической реализации.
Авторы подчеркивают, что в настоящий момент Азия, обладающая достаточным «экономическим весом», может возглавить процесс укрепления системы международной торговли, внося свой вклад в развитие международной интеграции через региональные инициативы, такие как Всестороннее региональное экономическое партнерство (Regional comprehensive economic partnership), АТЭС и Азиатское экономическое сообщество (Asean economic community), а также создавая в АТР институты с более широким представительством, например зоны свободной торговли.
О.Н. Пряжникова
2018.03.010. ГЕМАВАТ П. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ В ЭПОХУ ТРАМПА. GHEMAWAT P. Globalization in the age of Trump // Harvard business rev. - Boston, 2017. - N 7/8. - P. 112-123. - Mode of access: https://hbr.org/2017/07/globalization-in-the-age-of-trump
Ключевые слова: глобализация; протекционизм; глобальные рынки; стратегии мультинациональных компаний.
Многие считают, отмечает профессор Нью-Йоркского университета, что миф о «мире без границ» рухнул. Экономисты говорят о смене политики глобализации на политику локализации, о кризисе доминирующей бизнес-идеи минувших трех десятилетий. Однако, по мнению автора, с точки зрения бизнеса дело обстоит иначе. Каких-нибудь десять лет назад лидеры бизнеса ошибались,
1 «Один пояс - один путь» - международная инициатива Китая, направленная на совершенствование существующих и создание новых торговых путей, транспортных и экономических коридоров, которые свяжут более 60 стран Центральной Азии, Ближнего Востока, Европы и Африки. - Прим. реф.