Научная статья на тему '2018. 03. 006. Африка: современные стратегии экономического развития / ред. Абрамова И. О. , морозенская Е. В. - М. : институт Африки РАН, 2016. - 432 с'

2018. 03. 006. Африка: современные стратегии экономического развития / ред. Абрамова И. О. , морозенская Е. В. - М. : институт Африки РАН, 2016. - 432 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АФРИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 006. Африка: современные стратегии экономического развития / ред. Абрамова И. О. , морозенская Е. В. - М. : институт Африки РАН, 2016. - 432 с»

АФРИКА. БЛИЖНИЙ ВОСТОК И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ

ЭКОНОМИКА

2018.03.006. АФРИКА: СОВРЕМЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / Ред. Абрамова И.О., Морозенская ЕВ. -М.: Институт Африки РАН, 2016. - 432 с.

Ключевые слова: Африка; социально-экономические стратегии.

В представленной коллективной монографии анализируется широкий круг проблем, связанных с длительным и неоднозначным процессом формирования независимыми странами Африки стратегий социально-экономического развития с конца ХХ в. и до настоящего времени. В фокусе внимания авторского коллектива - 26 научных сюжетов, объединенных в четыре тематических блока.

Первый тематический блок «Обновление социально-экономической стратегии Африки» включает в себя пять разделов.

Е.В. Морозенская (раздел I, 1) анализирует эволюцию экономических стратегий африканских государств с 1960-х годов по настоящее время. Показано, что неудачи стратегий 1960-1990-х годов, таких как «ускоренная индустриализация» (1960-е), «перераспределение с ростом» (1970-е), «основные нужды» (1970-е), «Лагос-ский план действий» или «опора на собственные коллективные силы и ресурсы» (1980-е), стали следствием недоучета социальной специфики. Предложенные МВФ и ВБ программы по финансовой стабилизации и структурной перестройке экономики привели к формированию институтов рыночной экономики, но способствовали обнищанию населения и росту социальной напряженности. Принятая в 2001 г. программа «Новое экономическое партнерство для развития Африки» (НЕПАД) послужила основой для принятия

в 2013 г. Африканским Союзом стратегии «Agenda 2063», нацеленной на строительство новой экономики и преодоление груза накопившихся социальных проблем.

В.В. Рыбалкин (I, 2) рассматривает государственные стратегии развития инновационной экономики в Африке. Ведущими отраслями экономики африканских стран остается сельское хозяйство (20%) и торговля (22%). В большинстве стран континента вложения в инновации невысоки. ЮАР - единственная страна континента, в которой существует полный набор элементов инновационной системы. Страны Восточной Африки (Ботсвана, Кения, Руанда и др.) характеризуются невысоким уровнем применения технологий и плохо проработанной государственной политикой, тем не менее они демонстрируют устойчивую способность улучшить отмеченные показатели. Государства Западной и Центральной Африки (Нигер, Чад и др.) не имеют специальных стратегий по созданию инновационной среды; в них крайне малы расходы на НИОКР. В попытке развития собственных инновационных систем Африка действует не в парадигме «догоняющего развития», а в рамках копирования отработанных и внедренных на практике иностранных НИОКР.

Тамбо Талла Робер Херве (I, 3) обсуждает вопрос об использовании государственно-частного партнерства в стратегиях социально-экономического развития стран Африки. Внедрение проектов ГЧП в муниципальную практику африканских государств происходит достаточно быстро. Применение этого механизма в рамках стратегического планирования помогает сократить сроки реализации общественно значимых проектов и привлечь государственные инвестиции. Примерами реализуемых проектов ГЧП в Камеруне являются ремонт и обслуживание железных дорог, восстановление и развитие инфраструктуры семь аэропортов, производство и продажа электроэнергии, строительство и обслуживание водосборной инфраструктуры и др.

И.Б. Маценко (I, 4) исследует новые направления развития банковского сектора в Африке. Банковский сектор в его нынешней форме создает серьезные проблемы для дальнейшего роста экономики большинства стран континента, особенно Тропической Африки. Недостаточная эффективность банковских учреждений обусловлена ограниченностью их капитальной базы и спектра

реализуемых операций, сохранением недоверия населения к банкам, слабостью законодательной базы и государственной системы банковского контроля, нехваткой квалифицированных кадров и технологий. В 2000-е годы вследствие экономического роста банковский сектор вырос; стали внедрятся инновационные технологии (мобильный банк) и услуги микрофинансирования; появились новые типы кредитных посредников, а также межгосударственные банковские группы, которые стали играть большую роль, чем традиционные игроки - американские и европейские банки.

И.В. Следзевский (I, 5) сосредоточивается на социальном потенциале реализации стратегий развития стран Тропической Африки. Таковым выступает неформальный сектор экономики - сложная социокультурная система, в которой соединяются логика рынка и внерыночная логика жизни в коллективе, укорененная в семейных, общинно-родовых, этноземляческих и религиозных отношениях. До конца 1990-х годов политика африканских государств по отношению к неформальному сектору носила преимущественно репрессивный характер, что подрывало легитимность государства в глазах мелких производителей. С конца 1990-х африканские государства стали проводить в его отношении более конструктивную политику. Тем не менее в настоящее время использование социального потенциала постоянно растущей массы мелких производителей в интересах обеспечения экономического роста государств наталкивается на серьезные финансовые, организационные и политические проблемы, вызванные стремлением власти усилить налоговое бремя на неформальный сектор.

Второй тематический блок «Национальные стратегии экономического развития ведущих государств Африки» также включает пять разделов.

В.Ю. Кукушкин (II, 1) анализирует социально-экономическую стратегию Алжира. Основой социально-экономического развития страны после обретения независимости неизменно служит экспорт углеводородного сырья, осуществляемый под контролем государства. Форсированная модернизация 1960-х и 1970-х годов сопровождалась становлением тяжелой индустрии на фоне слабого внимания к нуждам сельского хозяйства. В 1980-е годы страна стала сталкиваться с серьезными трудностями, вызванными изменениями конъюнктуры на мировом топливно-энергетическом рынке

и снижением бюджетных доходов. Быстрый рост населения, растущая безработица среди молодежи, влияние исламских радикалов стали приметами повседневной жизни в 1990-е и 2000-е годы. Политика перераспределения доходов, сочетание методов этатистского и либерального управления экономикой помогли правительству избежать острого социального кризиса. После 2010 г. в Алжире вновь наблюдаются тенденции к закреплению видимой социально-экономической стабильности. Страна занимает 1-е место в Северной Африке по доле суммарных расходов госбюджета в ВВП. Тем не менее без радикальных структурных реформ Алжиру не удается избавиться от последствий «ресурсного проклятья».

В.К. Поспелов (II, 2) рассматривает стратегию социально-экономического развития Арабской Республики Египет. Большое влияние на нее оказывают исторические, политические, социокультурные, демографические и экологические факторы. Являясь самой многонаселенной страной арабского мира, Египет испытывает дефицит пригодных для сельского хозяйства территорий, воды и углеводородов. События «арабской весны» оказали влияние на социально-экономическую ситуацию в стране, но после отстранения в 2013 г. исламистов от власти страна вернулась к светскому пути развития. В 2015 г. правительство Египта приняло стратегию устойчивого развития (на период до 2030 г.), которая включает в себя обеспечение экономического роста, создание конкурентного рынка, достижение социальной справедливости, развитие человеческого капитала, борьбу с коррупцией. В последнее время перед Египтом остро строит проблема занятости населения, которую планируется решать за счет реализации мегапроектов (строительство нового Суэцкого канала и хозяйственного освоения прилегающих территорий).

Ю.С. Сукубко (II, 3) подвергает критическому рассмотрению новую экономическую стратегию ЮАР, принятую в 2012 г. «Стра-тегия-2030» предусматривает высокие темпы прироста ВВП и решение проблемы бедности. Однако существуют серьезные сомнения в возможности ее успешной реализации. После падения режима апартеида в 1994 г. новое правительство оказалось неспособным сохранить прежние темпы развития, которые вывели ЮАР в число развитых стран мира. Африканизация управленческого аппарата способствовала росту кадровых проблем, принятию спор-

ных технико-административных решений, не всегда оправданной либерализации экономики. После 1994 г. правительством неоднократно принимались программы социально-экономического развития, ни одна из которых не была выполнена в полной мере. Несмотря на то что ЮАР остается экономическим гигантом континента, коррупция в правящей элите подтачивает ранее созданный в стране экономический и научно-технический потенциал.

П.И. Куприянов (II, 4) фокусируется на программах и планах экономического развития Нигерии с начала 1960-х годов по настоящее время. За этот период Нигерия прошла путь от отсталой аграрной страны до одного из экономических лидеров африканского континента. Во многом это было вызвано очевидными выгодами от нефтяного экспорта, который стал главным источником бюджетных поступлений с начала 1970-х годов. Либерализация экономического курса с конца 1980-х годов привела к диверсификации экономики, но лишь усугубила имевшиеся социально-экономические проблемы. Политическая нестабильность, неравномерность развития северных и южных областей страны, коррупция стали ключевыми проблемами Нигерии на длительный период. Однако стремление опираться на собственные силы, политика нигеризации и импортозамещение продолжают оставаться опорой для меняющихся стратегий социально-экономического развития. Принятая в 2010 г. программа «У18Юп-2020» ставит перед страной амбициозную задачу войти в число наиболее развитых стран мира. Проблематичность решения этой задачи обусловлена слабостью развития перерабатывающей промышленности, слабой инфраструктурой, нехваткой энергоснабжения, сильной зависимостью от экспорта нефти.

Н.Ф. Матвеева (II, 5) пишет о стратегии экономического развития Кении, которая в последнее время претендует на роль лидера интеграционных процессов в Восточной Африке. Стратегия развития с опорой на внутренние силы под влиянием кризиса 1970-1980-х годов была заменена программами МВФ по структурной адаптации экономики Следствием этого стало прекращение притока частных инвестиций и сокращение официальной занятости. В 2002 г. кенийское правительство приняло Стратегию на 2002-2007 гг., нацеленную на повышение эффективности государственного управления ресурсами и сдерживание инфляции. В 2007 г. был принят План

развития Кении до 2030 г., который поставил задачу превращения ее в новую промышленно развитую страну. К настоящему времени реализация этого плана идет с переменными успехом: наметившийся экономический рост не позволяет избавиться от груза скопившихся социальных проблем, в частности безработицы среди многочисленного молодого населения.

Третий тематический блок «Отраслевые стратегии развития» включает шесть разделов.

В.П. Морозов (III, 1) показывает, что во многих странах Африки в последнее десятилетие активно развивалась обрабатывающая промышленность. Доля в ВВП добавленной стоимости высокотехнологичных производств в странах Тропической Африки не более 10%, тогда как остальных частях развивающегося мира она ощутимо больше. Африканские страны нацелены на достижение экономического роста и преодоление социальной отсталости за счет опоры на внутренние ресурсы, что находит свое отражение в Декларации тысячелетия (2000), Целях в области устойчивого развития (2015), программе НЕПАД (2001), Плане действий для ускоренного промышленного развития Африки (2008), Стратегии развития стран Африки на период 2013-2022 гг., в комплексе стратегических предложений, касающихся экологизации индустриализации на континенте, который был представлен в докладе Экологической комиссии ООН по Африке (2015) и др. Для достижения этих целей странами континента предполагается стимулирование обрабатывающих отраслей промышленности.

В.Ю. Кукушкин (III, 2) рассматривает стратегии развития топливно-энергетического комплекса стран Северной Африки. Под давлением неблагоприятной конъюнктуры на внутренних и мировом рынках основные производители и потребители углеводородов в Северной Африке вынуждены стимулировать экономию этих главных ресурсов, а также прибегать к диверсификации топливно-энергетических балансов. С 2016 г. в Алжире сокращается государственное субсидирование потребления топлива и энергии с целью выравнивания фиксированных внутренних цен с ценами на мировом рынке. Египет в 2010-е годы превратился из экспортера в импортера энергии. Решение своих проблем в энергетике Египет видит в сфере сотрудничества с Россией. Наряду с поставками СПГ из России, начавшимися в 2016 г., планируется с помощью России

возвести атомную электростанцию в Эд-Дабаа, что станет крупнейшим примером сотрудничества в этой сфере со времен возведения Асуанской плотины в 1970 г.

Л.Н. Калиниченко (III, 3) анализирует новые стратегии развития энергетического сектора в странах Африки южнее Сахары. Перспективы развития энергетики в этом регионе связаны с расширением региональной интеграции, освоением источников возобновляемой энергии, а также потенциала гидроэнергетики и природного газа. Стратегия Африканского Банка Развития состоит в поддержке государственно-частного партнерства в этой сфере, использовании стимулирующих тарифов, помощи предприятиям в снижении потерь, увеличении числа региональных проектов, снижении рисков для частных инвестиций и кредитных ставок, координации работы банков и правительств. АфБР рассматривает свою программу согласованных действий по развитию энергетики как предпосылку достижений Целей устойчивого развития ООН на 2016-2030 гг.

А.Д. Хаматшин (III, 4) фокусируется на программах аграрных преобразований в странах Юга Африки. Для стран этого региона аграрный сектор играет решающую роль в создании ВВП, обеспечении занятости и во внутрирегиональной торговле членов Сообщества развития Юга Африки. В большинстве стран региона за исключением Малави и Замбии все еще не реализуется Мапут-ская декларация Африканского Союза от 2003 г., предусматривающая выделение не менее 10% бюджетных ассигнований на развитие аграрного сектора. В настоящее время актуальны меры по поддержке мелкого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, где прежде доминировали крупные капиталистические хозяйства белых землевладельцев. Продуманное осуществление аграрной реформы может стать главным инструментом ликвидации бедности и важным условием устойчивого экономического роста в странах региона.

З.С. Новикова (III, 5) пишет об информационно-телекоммуникационных стратегиях социально-экономического развития стран Африки. Во второй половине 1990-х годов мобильная телефонная сеть в Африке начала развиваться темпами, вдвое превышающими среднемировые, что позволило удовлетворить потребности в телефонии даже в районах, лишенных электричества. В 2000-е

годы Африка продемонстрировала самые высокие темпы роста числа пользователей Интернета. Почти 10% населения Африки теперь имеют доступ к Интернету. Тем не менее доступность фиксированной широкополосной связи составляет лишь 0,5% от мирового уровня. Эксперты ЮКТАД считают, что начавшаяся ИКТ-рево-люция позволит Африке перепрыгнуть стадию индустриального развития и сразу приступить к созданию постиндустриальной экономики. Поощрительная национальная политика в сфере ИКТ создает в современной Африке благоприятную среду для развития предпринимательства, электронной коммерции, роста компаний.

В.В. Павлов (Ш,6) изучает вопрос об инвестиционных стратегиях в сфере реализации водных программ. В 2000-2016 гг. существенно возросло значение водного хозяйства в Африке, которое превратилось в движущую силу устойчивого развития экономики африканских стран на перспективу. Многие страны поставили на повестку дня долгосрочные задачи первоочередной реализации крупномасштабных программ в целях обеспечения регулярного водоснабжения населения. АфБР оказывает финансовую поддержку реализации водных проектов. С 2003 г. при его поддержке начата реализации Инициативы по обеспечению водой сельских районов, строительству очистных сооружений и сопутствующих канализационных систем, которая должна охватить 80% сельского населения к 2020 г. С 2009 г. АфБР при поддержке ряда западных стран для реализации мониторинга и интегративного управления водными ресурсами в Африке инициировало Многостороннюю программу по водоснабжению стран Африки. АфБР в координации с Советом министров африканских стран по водным проблемам также реализует Африканскую программу по водным проблемам и водоснабжению. Важной задачей для правительств стран Африки является регламентация прямого участия иностранного капитала в водном секторе.

Четвертый тематический блок «Экономические стратегии в Африке ее основных зарубежных партнеров» включает десять разделов.

И.Л. Лилеев (IV, 1) характеризует основные ориентиры политико-экономической стратегии Европейского союза в Африке. Основой для взаимодействия Африки с Европой стали Ломейские соглашения 1975 г. о поддержке экспортных отраслей независимых

африканских стран и гарантиях предоставления им помощи на льготной или безвозмездной основе. С 1993 г. Евросоюз поставил условие о введении контроля над распределением помощи и потребовал проведения демократических реформ в странах, получающих помощь. В период 1996-2010 гг. объем помощи для Африки со стороны ЕС составил более 160 млрд долл. В XXI в. помощь направляется на программы развития с упором на социальные аспекты. На встречах «ЕС - Африка», ставших регулярными после 2000 г., рассматриваются проблемы хорошего управления, прав человека, торговли, региональной интеграции, энергетики, климата, миграции, занятости, научных исследований, инфраструктуры, ирригации.

О.С. Кулькова (IV, 2) изучает экономические стратегии Великобритании в Африке. Основными направлениями африканской политики Великобритании в 2000-е годы состоят в увеличении помощи, списании долгов, снижении входных торговых барьеров, росте товарооборота и инвестиций, что позволяет ей иметь доступ к рынкам и минеральным ресурсам Африки. Британская официальная помощь развитию с 1997 по 2006 г. возросла с 2,1 до 6,85 млрд ф. ст. В 2010-е годы стратегия Великобритании была частично пересмотрена, но приоритетом, наряду с оказанием помощи и демократизацией, остались торговля и инвестиции. Эксперты считают, что составной частью стратегии «брекзита» станет развитие взаимовыгодных экономических отношений Великобритании с Африкой.

А.Р. Халитова (IV, 3) сосредоточивается на французской экономической политике в странах Тропической Африки. Франция традиционно поддерживает тесные экономические отношения со странами, входящими в зону франка КФА, а после 1990 г. - и с другими странами континента. В 2000-е годы Франция стала шире использовать экономическую дипломатию и прибегать к официальной поддержке развития. Тогда же она стала главным экспортером в ЮАР, Нигерию, Конго и другие страны Тропической Африки. В 2015 г. товарооборот Франции со странами региона составил 22,1 млрд евро. Французские экономические интересы традиционно сосредоточены в добывающем и транспортно-логистическом секторе, а теперь и в инфраструктуре, машиностроении, высокотехнологичных отраслях, банковском секторе и ИКТ.

О.П. Попова (IV, 4) пишет об экономической стратегии ФРГ в Африке. ФРГ, выступая крупным мировым финансовым донором,

стала оказывать помощь африканским странам с 1990-х годов, преимущественно в форме списания долгов. Основная часть торговли ФРГ с Африкой приходится только на пять наиболее развитых государств (ЮАР, Египет, Нигерия, Тунис, Алжир). Экономическое сотрудничество ФРГ с Африкой происходит как в рамках ЕС, так и напрямую с отдельными странами. Объемы официально предоставляемой помощи в 2013-2014 гг. для стран Северной Африки и Ближнего Востока составили 13,2%, а для Тропической Африки -15,4% от общего объема ОПР. В настоящее время ФРГ отдает приоритет участию в развитии добывающего сектора, поддержке процессов региональной интеграции, развитию мелкого и среднего бизнеса с участием немецких компаний. ФРГ проводит эффективную экономическую стратегию, которая, однако, в первую очередь выгодна Германии и лишь во вторую - африканским странам.

Д.А. Дегтерев (V, 5) рассматривает зарубежную помощь и торгово-экономическое сотрудничество США со странами Африки. Сильный, почти двукратный рост американской помощи для Африки наблюдался в 2005-2009 гг. Помощью Африке США занимаются по линии Агентства по международному развитию, Государственного департамента, Корпорации вызовов тысячелетия и других ведомств, а также через целую сеть НПО и частных фондов. Создание Африканского командования вооруженных сил США в 2008 г. привело также к расширению объемов военной помощи. В 2000 г. был принят Закон об экономическом росте и торговых возможностях в странах Африки, нацеленный, прежде всего, на укрепление энергетической безопасности США. В самое последнее время отмечается сокращением объемом энергоресурсов из Африки в США при росте импорта США в Африку.

В.В. Павлов (IV, 6) рассуждает о роли БРИКС и обновлении африканских экономических стратегий. С момента возникновения БРИКС постоянно усиливает внимание к долгосрочным процессам на африканском континенте, при этом отмечается усиление интересов отдельных стран БРИКС, таких как Китай и ЮАР. Главной целью при реализации обновленных стратегий развития стран Африки должна стать активизация сотрудничества Юг-Юг при одновременном расширении диалога Север-Юг. Принимая во внимание активизацию миграционных процессов на континенте, БРИКС не рассматривает в качестве главного драйвера экономического роста

Африки первоочередное развитие производственной инфраструктуры, но делает акцент на развитии сферы услуг, мелкорозничной торговли, туризма, а также аграрного сектора.

Е.Н. Корендясов (IV, 7) предпринимает анализ экономических интересов России в Африке. Несмотря на «возвращение в Африку» России, показатели их сотрудничества остаются скромными. В структуре товарооборота доминируют пищевые и нефтепродукты, минеральные удобрения, а инвестиции направляются на разведку и освоение месторождений углеводородов и твердых минералов. Растет партнерство в сфере военно-технического сотрудничества, но оно все еще недостаточно в сферах научно-технического и культурного сотрудничества, что ограничивает проявление российской «мягкой силы» в Африке. В 2011-2015 гг. на долю России приходилось 27% рынка вооружений и военной техники в странах Африки южнее Сахары. Тем не менее российско-африканские отношения еще не стали значимым фактором трансформации африканской экономики.

Т.Л. Дейч (ГУ,8) исследует новые стратегии Китая в Африке. После 30 лет высоких темпов роста китайская экономика переживает спад, особенно в промышленности. Важным компонентом новой стратегии КНР, предусматривающей переход к инновационному развитию, увеличению внутреннего спроса и зарубежных инвестиций, должна стать реализация глобального проекта «Один пояс - один путь», включающего «Морской шёлковый путь XXI века», который свяжет Китай и Африку. Это позволит развить африканскую инфраструктуру, увеличить масштабы занятости и доходов населения, а также предоставит доступ на китайский рынок и получение китайской финансовой помощи и инвестиций (100 млрд долл. к 2020 г.) в десять сфер экономики, включая развитие новых технологий, сельское хозяйство и человеческие ресурсы. В условиях, когда сам Китай стоит перед лицом серьезных внутренних социально-экономических трансформаций, интерес Китая к Африке продолжает расти, что свидетельствует о важной роли Африки для перспектив китайской внешней политики.

Е.А. Брагина (IV, 9) изучает индийскую экономическую политику в странах Африки южнее Сахары. Основной зоной экономических интересов Индии являются страны Юга Африки. Из Африки Индия импортирует нефть, а индийский экспорт в Африку

составляют высококачественные товары крупных индийских компаний (Тата, Махиндра, Ренбакси и др.). Укрепление африканского вектора индийской политики вызвано стремлением повысить достигнутые темпы экономического роста. В 2016 г. в результате практически и политически значимых визитов руководства Индии в отдельные африканские страны наметился новый этап индо-африканского сотрудничества, что привело к выдвижению Индией инициативы «Развитие Африки через индийские технологии и инновации».

Н.Ю. Ульченко (IV, 10) предпринимает осмысление роли государств Африки в реализации стратегии экономического развития Турции. Основа внешнеэкономической стратегии Турции состоит в увеличении экспорта для обеспечения национальной промышленности валютой, импортным оборудованием, сырьем. Турецкий экспорт в Африку составляют товары и услуги, а из Африки импортируются энергоресурсы. Турция оказывает официальную помощь 13 африканским странам, а главным направлением этой политики является Египет. Руководство Турции поставило перед собой амбициозную задачу - увеличить к 2023 г. объем экспорта до 500 млрд долл., и важное место в этом занимают страны Африки. Для стран Африки сотрудничество с Турцией представляет возможность развивать альтернативное географическое направление внешнеэкономического сотрудничества, обеспечивая сбыт собственной продукции.

В заключении монографии анализируется «Повестка-2063» Африканского Союза, как прогноз и план действий для всех стран континента, а также призыва ко всем группам африканского общества «совместно трудиться над созданием процветающей и единой Африки».

Д.В. Михель

2018.03.007. КЛУНИ Дж., ПРЕНДЕРГАСТ Дж. КЛЮЧ К ДОСТИЖЕНИЮ МИРА В АФРИКЕ: БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ МОЖЕТ ПОМОЧЬ ПРЕКРАТИТЬ КОНФЛИКТ.

CLOONEY G., PRENDERGAST J. The кеу to making peace in Africa: Fighting corruption can help end conflict // Foreign affairs. - New York, 2018. - March 14. - Mode of access: https://www.foreignaffairs.com/ar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.