Научная статья на тему 'Россия и страны Африки: экономические отношения в начале XXI века'

Россия и страны Африки: экономические отношения в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2053
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ЭКСПОРТ ВООРУЖЕНИЙ / ЭКСПОРТ НЕФТИ И ГАЗА / RUSSIA / AFRICAN COUNTRIES / INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS / FOREIGN TRADE / ARMAMENTS EXPORT / OIL AND GAS EXPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никуличев Сергей Юрьевич

В начале 90-х годов XX в. экономические отношения Российской Федерации со странами Африки находились на довольно низком уровне. В последние годы российское правительство и крупный бизнес стали проявлять больший интерес к развитию этих отношений, и ситуация изменилась к лучшему. Подавляющую часть экспорта России в страны Африки по-прежнему составляют оружие и сырье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia and African Countries: Economic Relations in Early 21st Century

In the early 1990's economic relations of the Russian Federation with African countries were at a very low mark. Recently the Russian government and large business began to show greater interest in their growth, and the situation changed for the better. The dominant part of the Russian export to African countries consists of armaments and raw materials.

Текст научной работы на тему «Россия и страны Африки: экономические отношения в начале XXI века»

С.Ю. Никуличев

РОССИЯ И СТРАНЫ АФРИКИ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ОТНОШЕНИЯ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Никуличев Сергей Юрьевич - аспирант

Центра африканских исследований

Института всеобщей истории РАН.

В начале 90-х годов XX в. экономические отношения Российской Федерации со странами Африки находились на довольно низком уровне. Единовременная переориентация на торговлю со странами Европейского союза и Соединенных Штатов серьезно отразилась на прочих рыночных направлениях, в том числе на торговле с Африканским континентом. Падение объемов товарооборота было головокружительным - за пять лет с 1990 по 1994 г. почти в 3 раза (4, с. 4). В структуре экспорта из РФ в процентном соотношении превалирующую часть - почти 90% занимали сырьевые ресурсы, оставшиеся 10% приблизительно поровну были разделены между химической, машиностроительной и хлопчатобумажной промышленностью. Импорт в РФ на 95% состоял из сырья и продуктов пищевой промышленности.

С этой низкой точки в середине и второй половине 1990-х годов начался постепенный, но крайне медленный прирост. Если в 1994 г. товарооборот не превышал 750 долл. США, то к 1999 г. он составил приблизительно 1,7 млрд. долл. (8, с. 2). Рост товарооборота по африканскому направлению оказался одним из самых низких во внешнеэкономических связях России, при этом его структура, не претерпев существенных изменений, так и осталась ориентированной на сырье. Доля частного сектора была мизерной на протяжении всех 90-х годов, никогда не превышая 4%. Таким образом, к началу XXI в. экономические отношения пусть и не находились в замороженном состоянии, но и особого прогресса не наблюдалось. Причина столь низких показателей кроется не только в экономической слабости стран Черного континента. Незаинтересованность сторон в развитии рыночных отношений коренилась, помимо прочего, во внешних факторах. Африканские страны видели в бывших мет-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ „ „ „„„„

в начале XXI ВЕКА РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ

рополиях и Соединенных Штатах более надежных партнеров, входящих к тому же в систему ВТО.

Россия сама не проявляла заметного стремления углублять отношения с этими странами. Но вскоре ситуация стала меняться. Представляет в этой связи интерес статья «Возвращение русского медведя в Африку», американского политолога Дж. Питера Фама, отмечающего насколько направленно на рубеже XXI в. Россия начала прикладывать усилия к тому, чтобы начать обновление своих связей со странами африканского континента. Если игнорировать антироссийскую риторику в публикации, то следует признать, что факты, приводимые автором, складываются в достаточно четкую картину: «За исключением приема уже бывшего южноафриканского президента Ф.В. де Клерка в середине 1992 г. ни один глава африканского государства не был приглашен в Кремль за весь первый срок президентства Б.Н. Ельцина... За указанный период более дюжины российских посольств, консульств и прочих дипломатических представительств в Африке было закрыто... Начиная с 2000 г. мы наблюдаем неторопливое, но планомерное возрождение интереса России к Африке, нашедшее отражение в Программе внешней политики РФ (июль 2000 г.)». В качестве доказательства того, что поворот действительно произошел, Дж. Фам приводит факт поездки в 2006 г. В.В. Путина в Южную Африку и Марокко в сопровождении более сотни бизнесменов -поездки, имевшей «решительно экономический акцент» (12, с. 2).

Вполне ясно, что в настоящий момент Россия не может на равных конкурировать за сферы влияния в Африке с Европейским союзом, Соединенными Штатами и Китаем - тремя «игроками», практически полностью поделившими между собой континент на зоны экономического присутствия. Однако важные шаги по сближению со странами Черного континента уже были сделаны. Российский капитал, как частный, так и государственный, нашел свою нишу и сферу приложения. Связи - пусть и не такие долгосрочные, как, например, у Африки с Евросоюзом - достаточно прочны и имеют свою историю. Если за точку отсчета для нового этапа российско-африканского экономического партнерства считать 2005-2006 гг., то последние два-три года развития экономических отношений представляют собой несомненный интерес.

Межгосударственные экономические связи

Межгосударственное экономическое сотрудничество РФ и африканских стран в качестве ключевых субъектов включает в себя ЮАР и страны Северной Африки. В 2001 г. завершилось долгосрочное сотрудничество с Марокко - одним из основных торговых партнеров РФ в Африке по строительству гидроэлектростанции «Аль-Вахда». Спустя год начались переговоры по активизации другого проекта в Марокко - строительства первой в стране АЭС.

Отметим, что Марокко была ключевой страной в поездке президента РФ по Африке в 2006 г. Стороны были явно заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве. В числе причин взаимного интереса специалисты называют помимо прочего и политические мотивы: «Страны считают, что только выиграют от сотрудничества в области энергетики... Россия, в основе экономического бума которой лежит экспорт газа, ищет рынки за пределами Европы, тогда как Марокко хочет максимальной свободы от алжирского газа, так как сейчас слишком сильно зависит от него, в то время как отношения с Алжиром остаются сложными» (9, с. 1). Следует также упомянуть и то, что не менее 75% от экспорта РФ в Марокко составляют продукты переработки нефти, и Россия диверсификацией своего экспорта, помимо прочего, стремится удержать важного партнера (8, с. 2).

Другой масштабный проект в области энергетики был запущен в марте 2001 г. во время визита президента Нигерии О. Обасанджо в Россию. Тогда стороны договорились между собой о поддержании и обновлении устаревающих систем распределения электроэнергии в Нигерии. Переговоры по аналогичной программе для Анголы были начаты еще в 2002 г. и после некоторого падения интереса возобновились в начале 2008 г. Все чаще звучат идеи расширения сотрудничества и возможности применения российских ноу-хау в более широком масштабе. «Например, внедрению уже имеющихся в России передовых технологий могло бы способствовать более глубокое изучение потребностей африканской экономики... Многие страны континента являются мировыми производителями... сельскохозяйственных культур, поставляемых на внешний рынок. Для высокотемпературной сушки этой продукции африканцы по старинке используют древесное топливо, уголь или мазут. Созданное российскими учеными высокоэффективное оборудование, работающее на использовании солнечной энергии, в состоянии полностью заменить традиционное топливо экологически чистой энергией» (4, с. 12).

Как любой долгосрочный процесс, развитие сотрудничества в сфере энергетики шло с откатами и торможением. Так, например, весной 2008 г. ЮАР отказалась от помощи российских экспертов по мирному атому при проекте строительства АЭС. В качестве причин назывались и невозможность унификации трех систем энергообеспечения - французской, российской и южноафриканской, и утечка информации, спровоцированная российской стороной, и политическое решение администрации Табо Мбеки отдать предпочтение проекту французской стороны (10, с. 1).

Не следует забывать, что во внешнеэкономических отношениях РФ электроэнергетика - при всей важности отрасли - никогда не обгоняла по значимости экспорт нефти и газа. Основными потребителями этих традиционных для РФ экспортных статей являются страны Северной и Восточной Африки. В Западной Африке традиционно сильна конкуренция в нефтяной и газовой

промышленности со стороны Нигерии, а Южная Африка традиционно полагается на региональных экспортеров энергетического сырья.

Сотрудничество в газовой отрасли со странами Африки практически монополизировано ОАО «Газпром». Характерной чертой деятельности корпорации на континенте является то, что Газпром не столько ищет в Африке новые рынки, сколько договаривается о сотрудничестве с государствами-конкурентами. За последние пять лет компания подписала несколько соглашений о разделе продукции (СРП) с национальными компаниями Ливии, Нигерии, Алжира и Экваториальной Гвинеи (все - середины 2008 г.). Типовое соглашение включало в себя продажу прав на разведку и разработку месторождений в морских шельфах, участие в совместных проектах по добыче и продаже ресурсов. В отдельных случаях - как, например, с Экваториальной Гвинеей - достигалось соглашение о обучении персонала или финансового участия «Газпрома» в программе обеспечения энергией региона. Среди последних проектов компании - многомиллиардные инвестиции в нефтегазовую отрасль Нигерии. Как было озвучено в коротком пресс-релизе, «российский инвестиционный интерес к промышленности Нигерии - один из движущих мотивов первой поездки президента России. в Африку в июне 2009 г. Дмитрий Медведев посетит Анголу, Египет, и Нигерию, где проведет переговоры с президентом страны Умару Ярадуа, и обсудит с руководителями нефтегазовой промышленности намерение "Газпрома" инвестировать в эту страну. "Газпром" уже включен в короткий список претендентов на участие в инвестициях в газодобывающую отрасль Нигерии. Он оказался в числе 11 иностранных и трех нигерийских компаний - потенциальных инвесторов» (1, с. 1).

Отдельный интерес представляет торговля средствами вооружения. Хаотичность торговли оружием между РФ и африканскими странами, которую отмечали специалисты на протяжении всех 90-х годов, начала по сути сходить на нет с начала XXI в., когда контроль за экспортом российского вооружения взял на себя «Рособоронэкспорт». В 2001 г. были осуществлены масштабные поставки техники и военного снаряжения в Анголу, Намибию, Камерун, Нигерию, Гвинею. В это же время Россия начала активную кампанию по продвижению средств ПВО на рынки стран Азии и Африки. С начала 2000 г. Россия начинает активно сотрудничать с наиболее развитыми странами континента - теми, которые больше прочих уделяют внимание развитию ВПК (ЮАР, Нигерия, Эфиопия и др.) «Примером успешной международной военно-промышленной кооперации, - пишет в статье "Железный поток" вице-президент Международного фонда делового и культурного сотрудничества со странами Африки и Азии И. Иванов, - служит сотрудничество предприятий России и африканских государств в области авиации при модернизации французского истребителя-бомбардировщика "Мираж Ф1". 138

Применение российских технологий позволило приблизить машину второго поколения к уровню самолета четвертого поколения. При этом боевая эффективность самолета ВВС ЮАР увеличилась в 4 раза. "Супер-Мираж Ф1" с успехом совершил в августе 2001 г. демонстрационные полеты на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2001» (2, с. 2).

С момента своего учреждения «Рособоронэкспорт» - постоянный участник выставки «Африканская аэрокосмическая и оборонная промышленность (ААОП)» (Africa Aerospace and Defense), проходившей в 2002, 2004 и 2008 гг. Торговля оружием со странами Африки в течение последнего десятилетия приносит немалые дивиденды. Поскольку далеко не все страны Черного континента готовы оплачивать поставки вооружений в денежном эквиваленте, на первый план выдвигаются альтернативные способы возмещения: концессии, участие в разработке совместных программ, гибкая политика квотирования -например, в рыболовецкой промышленности и т.д. В свою очередь, расширяется круг применения российских военных технологий. «Африканские государства, которые ведут нефтяные разработки на океанском шельфе, остро нуждаются в военной технике для патрулирования своей экономической зоны, - отметил на последнем форуме ААОП деятельность Рособоронэкспорта глава организации А. Исайкин. - Кроме того, в такой технике испытывают потребность государства, страдающие от пиратства или от браконьерского вылова рыбы. С нашей точки зрения, африканским партнерам будут интересны результаты разработок российских специалистов по созданию интегрированных систем контроля обстановки в прибрежной зоне. Речь идет об охране и обороне военных и экономических объектов на шельфе и побережье» (5, с. 120). Следует также отметить, что Африка, будучи континентом несвободным от вооруженных конфликтов, является одним из основных потребителей стрелкового оружия - традиционно сильной статьи российского экспорта вооружений. В частности, потребителями российского легкого вооружения были миротворческие контингенты стран Африканского союза при урегулировании конфликта в Дарфуре - например, Ганы, Чада или Замбии.

В данной сфере экспорта не менее, чем в других, ощущается конкуренция со стороны мировых сверхдержав - прежде всего, Франции, США и Китая, чьи передовые военные технологии вкупе с традиционно сильными позициями на континенте делают их мощнейшими соперниками для российских инноваций в отрасли, где Россия возрождает свое международное присутствие. С другой стороны, конкуренция уравновешивается партнерскими отношениями. Так, с середины первого десятилетия XXI в. Рособоронэкспорт вместе с западными и африканскими коллегами проводит мероприятия по пресечению пиратской торговли оружием в «горячих точках».

Россия в своих экономических отношениях со странами Африки выступает не только как заказчик или поставщик продукции. Участие РФ в программах экономического развития - один из ключевых показателей заинтересованности сторон в продолжении сотрудничества. Весной 2007 г. были начаты переговоры между группой наименее развитых африканских стран и российской стороной по отмене квот на импорт в РФ продуктов из этих стран - на манер того, как Европейский союз осуществлял эту программу в течение последних 20 лет. В 2001 г. Африканским союзом был принят план «Новое партнерство для развития Африки» (КЕРЛБ) - именно к этой программе выразила намерение присоединиться Россия. Официальный пресс-релиз Министерства иностранных дел РФ гласит: «Крупное направление российского содействия Африке - облегчение долгового бремени государств региона в рамках Инициативы по беднейшим странам с большой задолженностью (БСБЗ). К настоящему времени Россия списала или приняла на себя обязательство списать задолженность африканских стран на сумму 16,5 млрд. долл. США, включая 2,2 млрд. долл. США в соответствии с условиями БСБЗ. С целым рядом стран региона в последние годы были подписаны двусторонние межправительственные соглашения об урегулировании задолженности. Государствам континента предоставляются широкие торговые преференции. Российским законодательством предусмотрено, что товары традиционного экспорта наименее развитых стран. не облагаются импортными таможенными пошлинами. В отношении этих товаров не применяются количественные ограничения импорта и не вводятся антидемпинговые, компенсационные или специальные защитные меры. Под преференциальный режим подпадает основная часть импорта России из Африки» (10, с. 3).

Переговоры по списанию долга африканских стран напрямую связаны с торговыми интересами РФ в регионе - этого не скрывала ни одна из сторон диалога на майском саммите глав африканских дипломатических ведомств в Москве, посвященном Дню Африки. Основную часть долга составляли поставки оружия, изготовленные еще в Советском Союзе, и в настоящее время решить проблему задолженности иным способом, кроме списания, становится затруднительным. Многие из тех правительств, которые поддерживал СССР, были свергнуты, сменилось несколько поколений политиков, произошла смена режимов. «Самым важным экономическим аспектом переговоров, - заявил на пресс-конференции глава МИДа С. Лавров, - состоит в том, чтобы стимулировать торговый оборот с РФ и не зависеть от гуманитарной помощи» (11, с. 1). Позиция РФ по списанию долгов была согласована на встрече Большой восьмерки весной 2007 г., и наблюдателем на переговорах выступили МВФ и Всемирный банк.

т.гч^^тхп тх жхтхх. X. ж^т „„Т^ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

РОССИЯ И МИР В XXI ВЕКЕ в начале XXI века

Частный сектор

Экономисты справедливо отмечают, что если из российского экспорта исключить сырьевые и энергетические ресурсы, а также обработанные продукты добывающей промышленности, то «значение африканского рынка для России... возрастет не менее чем в 4 раза. В 2002 г., например, удельный вес Африки в российском экспорте в страны дальнего зарубежья при таком подходе... равнялся 5,8%. С одной стороны, значение России как торгового партнера для Африки в цифровом выражении составляет менее одного процента. С другой - экспорт в Африку в 2002 г. по сравнению с 1995 г. увеличился на 97,4%, в то время как общий экспорт России только на 28,9%. Среднегодовые темпы прироста экспорта за рассматриваемый период в Африку составили 8,8%, при общих показателях прироста экспорта в 3,2%» (3, с. 9).

В последние годы эта тенденция продолжилась. Среднестатистический годовой прирост экспорта за последние пять лет не падал ниже отметки в 5%. При этом следует отметить, что за указанный период удельный вес сырьевого экспорта колеблется в районе 80%. Практически на этой же отметке остановился сырьевой импорт из стран Африки в Россию. Последний факт специалисты связывают с тем, что российский крупный бизнес за последние несколько лет серьезно активизировал свою деятельность в Африке. Из пяти крупнейших отраслевых гигантов РФ - Газпром, Лукойл, Норильский никель, Роснефть и Сбербанк - только два последних не связаны по роду своей деятельности с этим регионом.

Так, например, Норильский никель осуществил сделку по приобретению 20% акций одной из крупнейших золотодобывающих компаний - Gold Fields (ЮАР). А с 28 июня 2007 г. Норильский никель приобрел компанию Lionüre Mining International Ltd. и получил 85% акций предприятия Tati Nickel (Ботсвана) и 50% акций Nkomati - южноафриканской никеледобывающей компании.

Доля, составляющая оставшиеся 15% в предприятии Tati Nickel, принадлежит правительству Ботсваны. Результатом этой сделки стало получение Норильским никелем двух рудников - Phoenix (сульфидное месторождение медно-никелевых руд) и Selkirk (в настоящее время ведутся пробные работы по добыче руды на более глубоких участках в связи с истощением) (13, с. 4).

В настоящее время на промплощадке Tati Nickel работает первая очередь завода по обогащению в тяжелых средах (DMS). В 2008 г. на предприятии было произведено более 20 000 т никеля в концентрате. Доходы от деятельности Nkomati, расположенного в 300 км на восток от Йоханнесбурга и являющегося единственным в ЮАР производителем первичного никеля, Норильский никель делит с компанией ARM - ведущей африканской горнодобывающей компанией. Помимо никеля добываются медь, металлы платино-

вой группы и хром. Этим активность Норильского никеля в данном регионе не ограничивается. Например, добытая руда перерабатывается на собственной обогатительной фабрике по технологии сульфидной флотации мощностью 320 тыс. т руды в год. Фабрика производит до 5,5 тыс. т товарного никеля в концентрате ежегодно.

В 2008 г. доля группы Норильского никеля составила 2641 т никеля в концентрате или 50% от общего производства предприятия 5282 т никеля в концентрате (13, с. 5).

Летом 2008 г. в СМИ звучала информация о том, что Норильский никель собирается принять финансовое участие в разработке недр Замбии, которое обойдется компании не менее чем в 2 млрд. долл. США.

Группа «Лукойл», в рамках стратегии интенсивного развития международного сектора, проводит геологоразведочные работы на африканском континенте. В 2007 г. компания приобрела доли участия в нескольких новых проектах: в апреле было подписано соглашение с американской нефтегазовой компанией Vanco Energy о приобретении 56,66%-ной доли в трех проектах по геологоразведке перспективных блоков в Гвинейском заливе. Помимо этого ведутся совместные работы в Кот д'Ивуаре и Гане.

Африканский континент стал базой для первого зарубежного проекта РУСАЛа, начатого в 2001 г., когда компания пришла в Гвинею и приняла на себя ведение дел Компании бокситов Киндии. В настоящее время РУСАЛ ведет активную деятельность в Гвинее, что включает в себя добычу боксита и глиноземное производство на заводах во Фрие и Киндии, потенциальную разработку бокситового рудника и строительство нового глиноземного завода на месторождении Диан-Диан. В апреле 2006 г. компания заключила соглашение о приватизации глиноземного завода во Фрие после успешного руководства деятельностью глиноземной компании Гвинеи. В 2006 г. РУСАЛ приобрел 77,5% акций нигерийской компании «Aluminium Smelter Company of Nigeria» (ALSCON), в чьи активы входит алюминиевый завод в штате Аква Ибом (Akwa Ibom) мощностью 193 тыс. т в год, порт на реке Имо (Imo) и электростанция. Данное приобретение явилось в стратегии РУСАЛа «важным стратегическим шагом на пути к созданию полного производственного цикла в Западной Африке». Совладельцами завода остаются германская «Ферро-штааль АГ» (15%) и правительство Нигерии (7,5%), которые вместе с РУСА-Лом намереваются в ближайшие три года дополнительно инвестировать в модернизацию АЛСКОН 150 млн. долл. Завод будет поставлять продукцию существующим и потенциальным клиентам российской компании в других странах. Глинозем в качестве сырья будет поступать с концессии РУСАЛа в Гвинее (15, с. 14).

В начале ноября в Виндхуке, столице Намибии, прошла Международная конференция региональной инициативы развития (Wal vis Bay Spatial 142

Development Initiative). Конференция проходит регулярно с 2000 г., и организаторами ее выступили правительства Намибии и ЮАР. Задача конференции состояла в том, чтобы способствовать развитию юга африканского континента. Россия на конференции была представлена делегацией группы компании СИНТЕЗНЕФТЬ - единственной российской компании, работающей на намибийском шельфе. В планах СИНТЕЗНЕФТИ - в ближайшее время добыть первую нефть этой страны. Компания ведет геологоразведку на двух шель-фовых участках, а в начале 2008 г. приступила к бурению поисковой скважины. Инвестиции только в геологоразведку составили 84 млн. долл. США.

В качестве поддержки инициативы СИНТЕЗНЕФТИ РФ и Намибия начали процесс укрепления договорно-правовой базы, в частности согласование двустороннего соглашения между сторонами о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

Другие российские компании также активизировали свою деятельность в различных регионах Африки. В мае 2008 г. компания «Северсталь» приобрела права на разработку залежей железной руды в районе Путу Рэндж (Либерия). ОАО «РЖД» в начале 2008 г. получила заказ от правительства Ливии на строительство железнодорожной магистрали протяженностью в более чем 500 км. Ремонтные работы железнодорожной сети Сьерра-Леоне также проходят при активном сотрудничестве со специалистами ОАО «РДЖ». АК «АЛРОСА» в начале 2000-х годов принял решение о строительстве ГЭС на реке Шикапа в Анголе рядом с принадлежащим ему предприятием по добыче и обработке алмазов «Катока».

В ряде случаев привлечение малого и среднего бизнеса поддерживается государством. Так, по результатам встреч на высшем уровне между главами государств России и ЮАР весной 2006 г. был создан Российско-Южноафриканский деловой совет (РЮДС), основная цель которого заключается в поддержании благоприятного бизнес-климата в отношениях между деловыми партнерами из двух стран. Показательно, что именно ЮАР - одна из немногих африканских стран, где государство не подавляет частный бизнес, стала плацдармом для установления такого рода отношений. Москва на переговорах всячески подчеркивала свою заинтересованность в создании благоприятного имиджа российских компаний, фактора, который, как считает председатель Совета В. Поликарпов, является ключевым в деле реструктуризации экономических отношений. Этот опыт пока остается уникальным, даже в Северной Африке, например в Египте, где частный бизнес занимает достаточно прочные позиции, нет аналога такой организации. Стоит упомянуть и то, что два года деятельности РЮДС принесли свои плоды, - объемы торговли между странами выросли в среднем на 10,3% по сравнению с 2006 г. Кроме того, возросла доля негосударственного сектора - в общем объеме экспорта он занимает приблизительно 18-20%, что на 7% больше, чем в 2005-2006 гг.

Вместе с тем тот факт, что РФ проводит ряд стимулирующих торговлю процедур только с некоторыми, в основном экономически развитыми, странами, вызывает критику со стороны других государств. «Инициатива, одобренная Большой восьмеркой и идущая в русле текущих вопросов ВТО в Доха, создаст новые возможности в российско-африканской торговле, уровень которой все еще очень низок, - высказал свое мнение о намерении РФ убрать торговые барьеры глава Союза Африканских дипломатов в России, д-р Черчилль Эумбуэ-Мононо. - ...Вместе с тем важно понимать, что акции по допущению на рынок, подобные российской инициативе, недостаточны, чтобы увеличить объемы торговли. Куда большую значимость имеют меры по стимулированию торговли, например в сфере транспорта или разбюрокра-тизации процедур экспорта и импорта» (7, с. 1).

В целом общую динамику российско-африканских экономических отношений можно назвать позитивной. При этом положительные тенденции (рост торговли, прирост экономических показателей и пр.) являются не инерционными, а отражающими реальные инициативы по сближению России и Африки и развитию экономических отношений. Насколько эти ростки новых отношений выдержат проверку временем, сейчас трудно судить. Но текущие тенденции в любом случае свидетельствуют о том, что Россия не выходит из новой «гонки за Африку». Во-первых, речь идет о пакете государственных предложений: списание долга развивающимся странам, отмена квот на ввоз тропической продукции, институциональная реформа и пр. Эти меры при своей разрозненности и незавершенности на текущий момент являют собой задел на будущее и призваны подвести базу под торговые соглашения.

Во-вторых, очевиден рост межгосударственной торговли, включающей в себя торговлю энергетическим сырьем, экспорт вооружений, продажу ноу-хау и участие в модернизационных проектах (например, в сфере инфраструктуры). В нефтегазовой промышленности очевидно стремление превратить конкурентные отношения в партнерские с Алжиром, Нигерией, Гвинеей. В электроэнергетике заметно пробуждение интереса со стороны африканских государств к российским разработкам и опыту в строительстве энергообъектов. Экспорт вооружений - традиционно сильная позиция РФ - несмотря на конкуренцию со стороны иностранных поставщиков находит своего покупателя в странах Черного континента. Африка вместе с тем остается одним из регионов, куда РФ помимо сырья поставляет высокотехнологичную продукцию.

Параллельно с поворотом в государственной политике, наблюдается и новая волна интереса со стороны крупного бизнеса РФ. Промышленные гиганты - Норильский никель, АЛРОСА, РУСАЛ, Северсталь и др. - разрабатывают по одному-два проекта каждый и со временем становятся все более вовлеченными в программы экономического развития континента. 144

Вместе с тем присутствие мелкого и среднего бизнеса РФ в Африке пока невелико, и меры по стимулированию этого сектора ощутимых плодов не дали. Кроме того, очевидна неравномерность географического «разброса» интересов: Россия в основном опирается на партнерские страны из Северной Африки и на экономически крепкие ЮАР и Нигерию. Большая же часть Африки южнее Сахары остается в поле зрения частных инициатив.

Вышесказанное не означает, что торговля с Африкой на сегодняшний день более перспективна, чем с другими регионами. На текущий момент экспорт из РФ в страны Черного континента все еще базируется на поставках сырья и вооружений, а также экономических инициативах крупнейших корпораций РФ. Связи среднего (и тем более мелкого) бизнеса ограничиваются сферой услуг (например, в туристическом секторе) и отдельных проектах, чаще всего связанных с обслуживанием государственных крупных предприятий. Итак, масштабные экономические проекты под патронажем государства являют собой основную статью доходов РФ от сотрудничества с африканскими странами. Слабость частного бизнеса в большинстве стран Африки и активное участие местных правительств в экономической жизни приводит к тому, что партнерами в торговых связях африканских стран могут быть либо другие государства, либо мощные корпорации, по своему финансовому статусу и активам зачастую превосходящие возможности самих стран Черного континента.

Литература

1. Деловой квартал. 22 апреля 2009 г. // http:dkvartal.ru/news/3924315

2. Иванов И.А. Железный Поток // Эхо Планеты - М., 2001. - № 1. - С. 3-5.

3. Лопатов В. Нужна ли нам Африка? // Российский экономический журнал. - М., 2000. -№ 9. - С. 52-58.

4. Лопатов В. Торговые отношения России с африканскими странами в конце ХХ - начале ХХ1 века // Экономист. - М., 2004. - № 7. - С. 77-83.

5. Рынки вооружений. - М., 2007. - № 2-10.

6. Прокофьева А. Успеть, чтобы не опоздать. Россия-Намибия: перспективы сотрудничества // Газета. - М., 2007. - 18 декабря. - С. 8.

7. Asia Times. Inter Press Service. - Hong Kong, 2001. - 16 April. - P. 18.

8. Corporate Foreign Policy Journal. - NY, 2009. - 27 April. - P. 96.

9. The China Post. - September 7, 2006. - Beijing, 2006 (.http://www.chinapost.com.tw/ head-lines/2006/09/07/40860/Putin-heads.htm,).

10. Helmer J. African lockout for Russian nuclear power // Mineweb - Moscow, 2008 (.http://www.mineweb.co.za/mineweb/en/page43?oid=49574&sn=Detail.).

11. Klomegah K.K. Debt write-off boosts closer trade ties // Inter Press Service Agency. Rome, 2007. - N 5. - P. 2.

12. Peter Pham J. The Russian bear returns to Africa // World Defense Review, N 4. - N.Y, March 2008. - P. 2.

13. ValuEngine Detailed valuation report for NILSY. 17 March 2009. N.Y, 2009. - C. 50.

14. ValuEngine Detailed valuation report for Gazprom. 3 March 2009. N.Y, 2009. - C. 54.

15. ValuEngine Detailed valuation report for Rusal. 14 March 2009. N.Y, 2009. - C. 50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.