Научная статья на тему '2018. 03. 004. Левин В. И. Плагиат, его сущность и борьба с ним // высшее образование в России. - 2018. - № 1 (219). - С. 143-150'

2018. 03. 004. Левин В. И. Плагиат, его сущность и борьба с ним // высшее образование в России. - 2018. - № 1 (219). - С. 143-150 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
207
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ПЛАГИАТ / РЕПУТАЦИЯ УЧЕНОГО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 03. 004. Левин В. И. Плагиат, его сущность и борьба с ним // высшее образование в России. - 2018. - № 1 (219). - С. 143-150»

занных с культурной спецификой отечественного подхода к инновационному развитию. Пока еще некому проанализировать, насколько реальны привлекательные последствия распространения блокчейн-технологий в условиях наблюдаемой исследователями деинституционализации общества; некому оценить выигрыш от возможности опереться на энергию «низовых» энтузиастов блок-чейна. И тем не менее на инновационное развитие, равно как и на развитие социальных сетей нового поколения, все еще влияют идеалисты и романтики - создатели современных утопий. Автор надеется, что энтузиасты внесут в новые разработки вклад, дающий шанс использовать возможности технологии распределенного реестра для демократизации общества, борьбы с коррупцией и экономическим неравенством.

С. В. Егерев

2018.03.004. ЛЕВИН В.И. ПЛАГИАТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И БОРЬБА С НИМ // Высшее образование в России. - 2018. - № 1 (219). -С.143-150.

Ключевые слова: интеллектуальная деятельность; авторское право; плагиат; репутация ученого.

Автор, профессор Пензенского государственного технологического университета, рассматривает плагиат как явление, часто сопровождающее публикацию результатов научных исследований. Опираясь на популярные толковые словари, он определяет плагиат как выдачу чужого произведения (идей, слов и т.д.) за свое собственное, а в более широком смысле - как воровство любых результатов любой интеллектуальной деятельности.

Впервые плагиат появился в период Возрождения, когда интеллектуальная деятельность оказалась достаточно широко востребованной и стала приносить доход. В XVII в., когда стали издаваться научные журналы, возможности плагиата резко возросли. Именно тогда, вероятно, был изобретен знаменитый метод РЕКЛЕ (от слов «режь» и «клей»). На рубеже XX и XXI вв., когда появились компьютерные технологии и электронные версии издаваемых книг, журналов и диссертаций, практика плагиата качественно изменилась. Как утверждает автор, в современной России сложилась такая обстановка, когда число плагиат-диссертаций (плагиат-статей) ока-

залось сопоставимо с числом честных диссертаций (честных статей). Ситуация осложнена тем, что в стране утрачено понятие репутации, которое не может использоваться в борьбе с плагиатом.

Ущерб обществу и государству от плагиата значительно больше, чем от обычного воровства. Прежде всего плагиат приводит к засорению научного сообщества неучами, которые не способны производить научную продукцию, а лишь имитируют процесс ее производства. Автор приводит слова журналистки Е. Альбац, утверждающей, что они производят даже не «плохую колбасу», а всего лишь «муляж колбасы» - съесть ее нельзя. Появление таких «ученых» приводит к потере профессиональных и моральных ориентиров в научной среде. Происходит размывание науки изнутри: молодежь видит, что можно пойти «простым путем», не занимаясь наукой всерьез.

По мнению автора, плагиат в науке был довольно широко распространен в СССР уже в 1960-1970-х годах, но понимание опасности этого явления пришло лишь в конце 1990-х годов. В 2012 г. в России была создана общественная организация Дис-сернет, объединившая неравнодушных ученых и журналистов, хорошо владеющих информационными технологиями. К настоящему времени они выявили и обнародовали около 500 диссертаций, содержащих плагиат.

Плагиат можно классифицировать по различным признакам: характеру нарушений авторского права, объему заимствований, технологии исполнения и т.д. В первом случае плагиат можно разделить на заимствование из чужого произведения отдельных слов, выражений, фрагментов текста, формул, сюжета, идеи и т.д. По объему заимствования плагиат можно разделить на весьма малый (заимствовано менее 10% произведения), малый (заимствовано от 10 до 50%), большой (заимствовано от 50 до 75% произведения), очень большой (заимствовано более 75% произведения). По технологии исполнения плагиат можно разделить на чистый, обновленный, отредактированный, закодированный, переосмысленный. Эта классификация имеет наибольшее практическое значение, поскольку развитие плагиата идет по пути усовершенствования технологии его исполнения. Соответственно, развитие методов борьбы с плагиатом тоже идет по пути последовательного усовершенствования контртехнологий обнаружения.

Чистый плагиат получается, если в источнике заимствования заменить фамилию автора и данные о нем на фамилию плагиатора и соответствующие данные, оставив все остальное без изменения. Полученное произведение полностью повторяет исходное произведение. Чистый плагиат - технологически наиболее простой вид плагиата, легко обнаруживаемый вручную и с помощью компьютерных программ.

Обновленный плагиат получается, если заменить не только фамилию автора, но и внести некоторые небольшие изменения во внешние части статьи (название, аннотация, заключение, библиография) и, возможно, во внутренние ее части (введение, обзор литературы, постановка задачи, математический аппарат и т.д.). Результат уже не будет полностью идентичен исходному произведению, однако повторение остается на уровне отдельных частей статьи. Обновленный плагиат обнаруживается так же легко вручную и с помощью компьютерных программ.

Отредактированный плагиат - в источнике заимствования заменяют фамилию автора, а текст подвергают литературно-языковому редактированию. На уровне слов новый текст уже не повторяет исходное произведение и в этом узком смысле он может быть назван оригинальным. Однако по большому счету новое произведение не отличается от старого, поскольку редактирование не меняет содержание и смысл текста - оно лишь защищает новое произведение от обнаружения в нем плагиата с помощью обычных компьютерных программ.

Кодированный плагиат предполагает замену некоторых элементов текста кодирующими символами. Фактически новое произведение совпадает со старым, ибо кодирование не меняет смысл текста, а лишь защищает новое произведение от выявления в нем плагиата с помощью компьютерных программ, основанных на посимвольном сопоставлении текстов. Кодированный плагиат можно выявить при ручной проверке текста.

Осмысленный плагиат: в исходном произведении берут идею, сюжет, план и другие фундаментальные составляющие и в них добавляют новый текст (и, разумеется, новую фамилию автора). Заимствование идей, сюжетов, плана произведения означает, что новоявленный автор действует осмысленно. Поэтому такой вид плагиата можно назвать осмысленным. Автор реферируемой статьи

выделяет две особенности, характерные для него: 1) новый автор, несмотря на существенные заимствования, вносит значительный вклад в новое произведение и потому имеет определенные основания считать его своим; 2) законы об авторском праве РФ не предусматривают авторства на идею, сюжет, план произведения, что открывает возможность для того, чтобы не считать заимствование идеи, сюжета, плана и т. д. произведения нарушением авторского права. Осмысленный плагиат встречается редко, поскольку требует для выявления значительных усилий, сопоставимых с созданием нового произведения.

Существенное сокращение объемов плагиата возможно только в комплексном подходе, затрагивающем различные стороны этого явления. Автор статьи предлагает следующие мероприятия:

1) проведение регулярных просветительских лекций для студентов, аспирантов, молодых преподавателей и научных работников по теме: «История, суть и нормы научно-исследовательской работы»;

2) организация в вузах и НИИ постоянной службы контроля публикационной деятельности научных и педагогических работников с целью оперативного обнаружения уже имеющегося (а по возможности, и опережающего выявления готовящегося) плагиата; 3) неукоснительное публичное наказание лиц, пойманных на плагиате.

Несмотря на сложности, существующие в борьбе с плагиатом, вести работу против недобросовестного поведения ученых очень важно. Необходимо как можно шире распространять информацию о жуликах от науки, невзирая на занимаемые ими должности, открыто и постоянно заявлять им, что ученые не считают их своими коллегами. Возможно, давление общественности приведет к отказу от воровства интеллектуальной собственности.

В заключение автор выражает уверенность в том, что количество случаев плагиата можно довести до приемлемо низкого уровня, если активно использовать опыт зарубежных стран. Основным инструментом в этой работе должна стать репутация ученого, которая учитывает как научные, так и нравственные достижения. Ученые дорожат своей репутацией, ее подрыв означает подрыв доверия научного сообщества и прекращение карьеры. Однако необходимо сформировать нормальную, действенную научную общественность.

Е.Г. Гребенщикова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.