Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ЛИЦО ПЛАГИАТА* (Статья)'

СОВРЕМЕННОЕ ЛИЦО ПЛАГИАТА* (Статья) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1710
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
плагиат / интеллектуальные права / исключительные права / авторство / научное мошенничество / уголовная ответственность / административная ответственность / гражданско-правовая ответственность / дисциплинарная ответственность / ученая степень / право на забвение / plagiarism / intellectual rights / exclusive rights / authorship / scientific fraud / criminal liability / administrative liability / civil liability / disciplinary liability / academic degree / right to oblivion

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Е. Г. Афанасьева, М. Г. Долгих

Статья посвящена проблемам плагиата в учебных и научных работах: его классификации, методике выявления, правовой квалификации, значению новых технологий для плагиаторов и для тех, кто с ними борется; применимым к плагиаторам мерам ответственности и иному противодействию плагиату.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary face of a plagiarism. (Article)

The article is devoted to the problems of plagiarism in educational and scientific works: its classification, methods of identification, legal qualification, the importance of new technologies for plagiarists and for those who struggle with them; measures of liability and other opposition to plagiarism.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ЛИЦО ПЛАГИАТА* (Статья)»

Е.Г. Афанасьева, М.Г. Долгих

СОВРЕМЕННОЕ ЛИЦО ПЛАГИАТА* (Статья)

DOI: 10.31249/prae/2018.01.02

Аннотация. Статья посвящена проблемам плагиата в учебных и научных работах: его классификации, методике выявления, правовой квалификации, значению новых технологий для плагиаторов и для тех, кто с ними борется; применимым к плагиаторам мерам ответственности и иному противодействию плагиату.

Ключевые слова: плагиат; интеллектуальные права; исключительные права; авторство; научное мошенничество; уголовная ответственность; административная ответственность; гражданско-правовая ответственность; дисциплинарная ответственность; ученая степень; право на забвение.

E.G. Afanasieva, M.G. Dolgikh. Contemporary face of a plagiarism. (Article)

Abstract. The article is devoted to the problems of plagiarism in educational and scientific works: its classification, methods of identification, legal qualification, the importance of new technologies for plagiarists and for those who struggle with them; measures of liability and other opposition to plagiarism.

Keywords: plagiarism; intellectual rights; exclusive rights; authorship; scientific fraud; criminal liability; administrative liability; civil liability; disciplinary liability; academic degree; right to oblivion.

Авторы благодарят СПС «КонсультантПлюс» за информационную поддержку.

Эта статья - о плагиате в научно-исследовательских и учебно-методических работах - от студенческих курсовых до докторских диссертаций, учебников и монографий.

Интуитивно все понимают, что такое плагиат. Уголовное законодательство оперирует этим термином в ч. 1 ст. 146 УК РФ и определяет его как присвоение авторства. В доктринальных источниках можно наблюдать попытки выделить некоторые дополнительные признаки этого явления, дать более развернутое его определение. Например, О.В. Богданова предлагает уточнить легальное определение плагиата, включив в него такие признаки, как умышленный характер и противоречие воле автора1, а В. О. Витко считает, что возможен и плагиат по воле автора, поскольку согласие на передачу авторства юридически ничтожно2. Вряд ли можно согласиться с первым предложением, поскольку совершение данного преступления умышленно сомнений не вызывает и в расшифровке в законе не нуждается. Что касается воли автора, то при его согласии во всяком случае не будет плагиата в уголовно-правовом смысле, что, конечно, не означает правомерности

3

отчуждения авторства .

Казалось бы, плагиат является общепризнанным злом. Однако очень многие участники учебно-методического и научно-исследовательского процессов с легкостью присваивают себе авторство на отдельные высказывания, а порой и на целые работы. В настоящее время далеко не каждая студенческая работа является полностью авторской, с добросовестно оформленными ссылками на первоисточник, без злоупотреблений цитированием. Еще печальнее то, что нередко плагиата не гнушаются и лица, претендующие на присуждение им ученой степени.

Рассмотрим это явление с точки зрения различных отраслей

права.

Какие правовые последствия может влечь плагиат?

С точки зрения уголовного права возможна квалификация плагиата по ч. 1 ст. 146 УК РФ. Однако для того чтобы плагиатор

1 См.: Богданова О.В. Присвоение авторства как способ нарушения авторских прав // Право и экономика. - М., 2016. - № 8. - С. 33-35.

2 См.: Витко В. О признаках понятия «плагиат» в авторском праве // ИС. Авторское право и смежные права. - М., 2017. - № 2. - С. 7-16; № 3. - С. 7-18.

3 При согласии автора на отчуждение авторства отсутствует последствие, предусмотренное в ч. 1 ст. 146 УК РФ, и вред непосредственному объекту рассматриваемого преступления не причиняется.

понес уголовную ответственность, требуется инициирование уголовного преследования самой жертвой плагиата (дела о плагиате относятся к категории дел частно-публичного обвинения). Кроме того, срок давности привлечения к уголовной ответственности за это преступление составляет всего два года. И, наконец, одним из элементов состава преступления является загадочный «крупный ущерб». В законе он не определен, а Верховный Суд РФ рекомендует при оценке ущерба «исходить из обстоятельств каждого конкретного дела (например, из наличия и размера реального ущерба, размера упущенной выгоды, размера доходов, полученных лицом в результате нарушения им прав на результаты интеллектуальной деятельности)», сводя, таким образом, ущерб к убыткам1. Однако, например, копирование плагиатором чужих текстов в свою диссертацию редко приносит жертве плагиата убытки, а получаемый плагиатором доход, как правило, является косвенным - от выплат надбавок «за степень». Включение в состав крупного ущерба причиненного жертве плагиата морального вреда также нельзя признать хорошим выходом из-за отсутствия правовой определенности (хотя, несомненно, такой вред может быть существенным, в особенности когда плагиатор пытается выставить в качестве плагиатора того, кого использовал в качестве «доно-ра»)2. Все это означает, что с доказательством крупного ущерба при плагиате могут возникнуть сложности, если научное исследование не финансируется. Все это объясняет практически полную «мертвость» данного состава преступления.

В научной литературе уже традиционным стал термин «научное мошенничество», объединяющий такие явления, как плагиат и фальсификация3. Но квалификация подобных деяний

1 См.: пункт 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака».

2 Кстати, в случае распространения плагиатором заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство настоящего автора произведения или подрывающих его репутацию, а такое ложное обвинение автора в плагиате является клеветой, в содеянном содержатся признаки преступления, предусмотренного ст. 1281 УК РФ.

3 Речь может идти как о фальсификации отдельных данных (например, статистических), так и целых публикаций. Например, известны случаи, когда разоблаченные плагиаторы фальсифицировали целые монографии: издавали их «задним числом», пытаясь создать впечатление, что они написали свои труды

в качестве мошенничества возможна только при наличии финансирования научного исследования (гранты, государственные задания)1. Возможно, было бы целесообразно сформулировать и ввести в УК РФ состав «научного мошенничества» (либо мошенничества в сфере интеллектуальной собственности), в который не входил бы такой признак, как причинение имущественного вреда.

У уголовно наказуемого плагиата есть дублер - административный деликт, предусмотренный ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ - «иное нарушение авторских прав». Однако элемент субъективной стороны - цель извлечения дохода (которая, кстати, отсутствует даже у уголовно наказуемого плагиата) - делает и этот состав практически неприменимым к случаям «научного воровства», к тому же и тут применение мер ответственности ограничено сроками давности.

Остается уповать на борьбу с плагиаторами гражданско-правовыми средствами? Казалось бы, компенсация морального вреда за нарушение авторства (неимущественного права) и компенсация за нарушение исключительного права должны представлять собой подходящие меры ответственности. Тем более что на требования о компенсации морального вреда за нарушение авторства исковая давность не распространяется. Однако привлечь к гражданско-правовой ответственности плагиатора получится только по требованию потерпевшего, а тот может быть не заинтересован в борьбе за свои права, подкуплен или запуган плагиатором. Вместе с тем очевидно, что с точки зрения гражданского права даже если плагиатор не привлечен к ответственности (жертва не хочет с ним связываться, простила плагиатора или добровольно согласилась на «трансплантацию» своей работы, например, за вознаграждение), он все равно не может считаться автором.

Какие еще варианты существуют? Например, лишение плагиатора ученой степени. Такое возможно, но только если с момента принятия диссертационным советом решения о присуждении

раньше «доноров», у которых они позаимствовали тексты. Этот вид фальсификации представляет большую опасность, поскольку фальсификатор пытается создать впечатление, будто плагиатором является не он, а жертва плагиата -добросовестный автор.

1 Подробнее см.: Шевелева С.В., Мусьял И.А. Уголовно-правовая характеристика мошенничества в научной сфере // Российский юридический журнал. -М., 2017. - № 5. - С. 115-124.

ученой степени прошло не более 10 лет1. Значит, если плагиат всплыл по прошествии этого срока и если жертва не хочет добиваться привлечения плагиатора к гражданско-правовой ответственности за нарушение авторства, плагиатор останется безнаказанным?

Может быть, имеются какие-то еще возможности в рамках дисциплинарной ответственности? К дисциплинарной ответственности могут быть привлечены обучающиеся и работники. В некоторых вузах в уставах или локальных актах закреплен запрет плагиата и предусмотрена дисциплинарная ответственность студентов-плагиаторов вплоть до отчисления. Так, в Московской духовной академии действует Положение о применении дисциплинарных взысканий за нарушения академических норм в написании письменных учебных работ, согласно которому к лицу, допустившему плагиат в простой письменной работе, применяется дисциплинарное взыскание, а в случае, если речь идет о магистерской, кандидатской или докторской диссертациях, то такая работа снимается с рассмотрения без права повторной защиты в любых богословских учебных заведениях Русской православной церкви, а плагиатор подлежит отчислению из учебного заведения2.

А если в плагиате уличен не обучающийся, а преподаватель? Могут ли к нему применяться дисциплинарные санкции как к работнику? Казалось бы, сможет ли такой преподаватель дальше требовать самостоятельности от студентов при написании курсовых и дипломных работ, если сам прославился как плагиатор? Соблазнительно было бы предложить вариант увольнения по п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за «совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы»; тем более что срок давности для применения такой меры ограничен только в случае, когда нарушение совершено вне места работы или не при исполнении трудовых обязанностей (в иных случаях ограничено только время с момента обнаружения нарушения). Однако преподаватель, работающий с совершеннолетними студентами, не выполняет функцию воспи-

1 См. п. 66 Положения о присуждении ученых степеней, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842.

2 Сайт Московской духовной академии. - Режим доступа: www.mpda.ru/ е<!и/р1а§/

тания1. Совершеннолетних уже поздно воспитывать. А значит, и уволить такого преподавателя «за аморалку» нельзя, можно только не заключить с ним трудовой договор на новый срок.

При слабости правовых институтов самым действенным способом борьбы с плагиаторами является предание факта плагиата максимальной огласке и разрушение профессиональной репутации плагиатора. И эта опасность должна висеть над плагиатором пожизненно. Нельзя обойти вниманием и вопрос о том, какую опасность представляет собой довольно свежая норма, внесенная в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральным законом № 264-ФЗ о так называемом «праве на забвение» (ст. 10.3): плагиатор, даже если вообразить, что он был привлечен к уголовной ответственности, после снятия или погашения судимости сможет требовать от оператора поисковой системы прекращения выдачи сведений о нем как «неактуальных». Интересен тот факт, что инициатором принятия этой нормы был депутат Алексей Казаков, который не так давно был лишен ВАКом ученой степени за плагиат2.

Реализация «права на забвение» может привести к недопустимым ограничениям права на поиск, распространение информации и свободу слова. Сведения о выявленном плагиате никогда не должны считаться утратившими актуальность, во всяком случае когда речь идет о взрослом деликтоспособном плагиаторе, а не о пятикласснике, когда-то получившем двойку за скачанное из Интернета сочинение.

Поставив формы плагиата в научных работах в зависимость от возможности его правовой квалификации и грозящих плагиатору мер ответственности и иных санкций, полезно также классифицировать плагиат с методической точки зрения. Тут в качестве основных форм можно выделить «карбункул», «сэндвич», «салатик» и «сгущенку меняем на тушенку».

1 Иную точку зрения (что преподаватели вузов выполняют воспитательную функцию) см., например: ТарасенковаА.Н. От увольнения до трудоустройства: Практические советы и рекомендации. - М., 2013. - Вып. 19. - (Библиотечка «Российской газеты»); Справочник по доказыванию в гражданском судопроизводстве / С.Л. Дегтярев, В.М. Жуйков, А.В. Закарлюка и др.; под ред. И.В. Решетниковой. - 5-е изд. - М.: Норма: Инфра-М, 2011.

2 См.: ФилипенокА. Инициатор закона о праве на забвение лишился ученой степени. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/21/02/2017/58abb18e9a 7947еаЬ30а7са4

Термин «карбункул» широко употребляется сообществом «Диссернет» для характеристики «диссертации, украденной из одного источника одним цельным куском, фактически с заменой только титульной страницы и оглавления»1. «Карбункул» из всех форм плагиата является самым наглым и циничным.

«Сэндвич» - составление работы из двух или трех крупных фрагментов чужих работ.

«Салатик» - результат более тонкого и тщательного труда, это изготовление работы из скопированных из нескольких чужих работ фрагментов. Данная распространенная методика наглядно представлена на диссернетовских раскрасках: 5 страниц из одного источника раскрашены красным, 8 из другого зеленым... Еще 4 страницы красным, еще 12 зеленым. Помидорчики, огурчики... Перемешали, заправили - салатик готов. При проявлении плагиатором некоторого трудолюбия «салатик» может быть разбавлен собственным текстом и таким образом превращен в чуть более безобидный с виду «компотик».

«Меняем тушенку на сгущенку» - популярный среди плагиаторов метод. Он состоит из копирования текста чужой работы и автозамены одних слов и словосочетаний другими. Один из «отцов-основателей» «Диссернета» Сергей Пархоменко в своем докладе рассказывает о таком казусе: «Он защитил диссертацию по экономике о проблемах мясоперерабатывающей отрасли. При анализе выяснилось, что она практически целиком списана с диссертации о проблемах кондитерской промышленности, и при этом по всему тексту слово "шоколад" заменено при помощи команды "серч энд риплейз" на слово "говядина". А все остальное - анализ, выводы, динамика, цены, конъюнктура - оставлено без изменений. Более того: при подробном рассмотрении оказалось, что "черный шоколад" заменен на "отечественная говядина", "белый шоколад" -на "импортная говядина", а "шоколад с орехами" - на "говядина любого происхождения на кости"». Впоследствии стало ясно, что метод тотальной контекстной замены - один из ключевых при изготовлении фальшивых диссертаций на самые разные темы. Этот метод во внутренней терминологии «Диссернета» до сих пор так и называется «игошинским методом», а диссертанты, прибегнув-

1 См.: Пархоменко С. «Диссернет»: 5 самых ярких кейсов. - М., 2016. -Ноябрь. - Режим доступа: https://www.dissernet.org/pub1ications/ou_5cazusov.htm

шие к нему, - «игошинцами»1. Такая форма плагиата может быть весьма опасной, особенно в исследованиях, посвященных медицине, пищевой промышленности, косметологии.

При привлечении плагиаторов к юридической ответственности (что, как мы видим, к сожалению, маловероятно) следовало бы проводить различия между этими разновидностями плагиата для реализации принципов соразмерности и справедливости, поскольку они опасны неодинаково.

Важно понимать, что никаких нижних порогов плагиата нет. Некорректных заимствований - без закавычиваний и ссылок -просто не должно быть. Вообще. Тем не менее в студенческих кругах сформировалась некая иллюзия допустимости плагиата. В настоящее время во многих вузах для студенческих и магистерских работ введена обязательная проверка на «антиплагиат». Такая проверка осуществляется с помощью компьютерных программ, которые распознают в тексте работы заимствования. Конечно, появление таких программ облегчило преподавателям жизнь: можно за считанные минуты загрузить работу и получить отчет о проценте заимствований и источниках таких заимствований. Если бы не множество «но». Такие программы считают несамостоятельной частью работы также и корректные заимствования, совершенно правильно и добросовестно оформленные, а также тексты, на которые авторское право вообще не распространяется (например, тексты нормативно-правовых актов). Следствием такого несовершенства программ явилось то, что приходится учитывать погрешность на добросовестные заимствования и устанавливать «минимальную долю оригинальности» и «максимальную долю плагиата». Базы источников, используемых такими программами, ограничены, и настоящий плагиат не всегда распознается. Получается ситуация, когда вузом или преподавателем устанавливается порог оригинальности, например в 60 или 80%, и студент считает, что он может спокойно заниматься заимствованием чужих текстов, не утруждая себя их закавычиванием и оформлением сносок, лишь бы вписаться в этот порог. А слово «плагиат» как-то стирается и начинает звучать едва ли не мило и обыденно, а не так страшно и уничижительно, как должно бы.

Мы видим, что развитие технологий предоставляет плагиаторам очень широкие возможности: уже нет необходимости идти

1 Игорь Игошин - автор той самой диссертации об экономике мясоперерабатывающей промышленности.

в библиотеку и старательно переписывать от руки фрагменты из чужих монографий и диссертаций - можно просто ввести необходимую тему в поисковую строку, получить в ответ массу текстов и «скопипастить» их, даже не читая. С другой стороны, и выявление фактов плагиата с помощью Интернета и специальных программ стало делом несложным, а придание таких фактов огласке также весьма просто. Новые технологии дают совершенно новые возможности для координации деятельности исследователей, экспертов, журналистов, которые ведут с плагиаторами борьбу. Таким образом, новые технологии, облегчая жизнь плагиаторам, одновременно помогают выявлению плагиата и наказанию плагиаторов.

В настоящее время в отсутствие разумных и практически применимых правовых механизмов привлечения плагиаторов к юридической ответственности остается надеяться только на чуткость и нетерпимость к этому явлению профессионального сообщества и гражданского общества в целом. И если плагиаторов не способна остановить призрачная перспектива привлечения к юридической ответственности, то высокая вероятность применения репутационных санкций способна это сделать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.