новую политическую реальность, которая в другом случае рассматривалась бы как внутреннее дело.
Автор утверждает, что кроме возможного возникновения новых независимых государств реальный аналитический вызов состоит в понимании потенциала «учредительной дипломатии» для урегулирования функциональных и нормативных потребностей, поставленных обретением суверенитета в эпоху «перфорированных суверенитетов» и «агонизирующего плюрализма». Если первое понятие служит для характеристики глобальных функциональных -экономических, природоохранных или технологических - императивов, стоящих за фрагментацией государственной власти, то второе позволяет оценить нормативную полемику и политические сдвиги, которые такое обретение влечет.
К.Ф. Загоруйко
2018.02.004. СИСТЕМНОСТЬ ПРАВА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА / Антонов М.В., Глухарева ЛИ., Голубева Л. А., Дор-ская А.А., Крупеня Е.М., Разуваев Н.В., Цыгановкин В.А., Черно-ков А.Э., Честнов И.Л. - СПб.: ИВЭСЭП, 2016. - 364 с.
Ключевые слова: система права; правопорядок; эпистемология; норма права.
В коллективной монографии изложены дискуссионные вопросы системы права. Можно ли говорить о системности права и если да, то в каком смысле? Стоит ли отказаться от понятия «система права» в пользу понятия «правопорядок»? Как изменилось представление о системе права в ситуации постклассики?
В первом разделе монографии рассматриваются общетеоретические вопросы системы права - право, правовая система и конструирование правовой реальности в постклассической парадигме; системность права и «системные понятия»; система права как конструкция юридической догмы и др. Второй раздел отведен историческим и специальным аспектам системы права.
Реферат отражает содержание первой главы, посвященной рассмотрению системы права с позиций постклассической эпистемологии. Понятие системы права со всей его проблематичностью дает - хотя бы приблизительно - описание и объяснение правовой
реальности. Именно принцип эмерджентности1 как основание системного подхода говорит о сущности права, его роли в обществе: сущность подсистемы - это ее назначение в метасистеме. Право не существует ради себя самого, оно служит целостности социума. Отсюда вытекает относительная автономность права. Понятие системы права позволяет различать право / неправо, т.е. формулировать признаки права.
Во-первых, постклассическая эпистемология меняет представление об объективности права в системе права. Объективность как натуралистичность социального явления пересматривается в сторону интерсубъективности. Социальное явление существует только тогда, когда означается и осмысливатся как социальное явление. Вне и без знания нет социальных явлений и процессов. Поэтому право включает и внешнюю (объективную) сторону, и внутреннюю, ментальную (субъективную).
Важнейшим постулатом постклассической эпистемологии является признание ограниченности человеческого сознания и науки в области описания, объяснения и предсказания мира, человека и самой науки. Отсюда вытекает принципиальная неопределенность как социальных знаний, так и самой социальной реальности. «Поэтому системность - это приписываемое (атрибутируемое) свойство правовой реальности сегодняшним поколением ученых-юристов с позиций господствующих в нашу эпоху в данной культуре представлений» [с. 7].
Во-вторых, постклассика акцентирует внимание на сконст-руированности системы права «первичным произволом» и ее воспроизводимости практиками людей.
В-третьих, признание человека первичным элементом системы права - один из постулатов постклассической методологии права.
Отсюда вывод: элементами системы права являются: человек, конструирующий то, что именуется системой права; формы внешнего проявления системности права (социальные представления или значения, в которых номинируется представление о системе права), интерпретация системы правовых значений в индивиду -альные юридические смыслы и их интериоризация в практику;
1 Эмерджентность (от англ. - emergency) - наличие у системы свойств, которые не могут быть объяснены через свойства ее отдельных частей.
правовая культура как механизм конструирования, означивания и осмысления «системы права. О том, что между ними существует системная связь, свидетельствует невозможность существования системы права без одного из этих элементов.
Таким образом, бытие системы права - это приписывание свойств системности (организованности, эмерджентности и т.д.) изучаемому объекту - праву. Не следует отказываться от понятия «система права», но надо сделать его адекватным социокультурным условиям современного социума.
В работе подробно рассматриваются отдельные аспекты бытия системы права в постклассическом измерении как механизма воспроизводства правовой реальности. Стадиями такого механизма выступают: конструирование системы права; фиксация результатов конструктивистской активности в знаковой форме; ее воспроизводство дискурсивными практиками.
Кто и как конструирует новую норму права? Это делает власть, включая референтную группу, задающая образцы поведения, оцениваемого как правомерное/противоправное, и народные массы, воспроизводящие их своей активностью, как ментальной, так и поведенческой. Власть задает критерии оценки, манипулируя общественным сознанием - превращая единичное в социально значимое. Люди в конкретных правоотношениях производят «подгонку» индивидуальных представлений и мотивов под образ типичной юридически значимой ситуации, который формируется властью в широком смысле слова.
Чтобы правило поведения стало нормой, требуется его фиксация в знаковой форме. Знаковость права постклассическая наука включает в социокультурный, деятельностный контекст, в его «че-ловекоразмерность». Социальные и индивидуальные правовые представления, значения и смыслы образуются при «прочтении» знака и стимулируют поведение человека. Значение закона не заключено в нем самом, но конструируется социальным субъектом (господствующей социальной группой) в процессе его реализации.
Однако авторы признают, что сегодня невозможно заниматься «механическим» приспособлением достижений семиотики к юридической материи. В рамках семиотической постклассической методологической программы лишь несколько направлений могут быть использованы в юриспруденции: нарративная семиотика, ме-
тодология различий анализа текста, объективная герменевтика, дискурс-анализ.
Воспроизводство, или реализация, права осуществляется в поведении людей - носителей статуса субъектов права как согласование их деятельности с информацией, сформулированной в нормах права. Трансформация нормы права в правопорядок осуществляется через господствующие в соответствующей сфере юриспруденции практики, социальные представления о праве (типичных, юридически значимых ситуациях), личностное фоновое знание (или юридические личностные стереотипы), персонализа-цию типизаций и идеализаций в индивидуальные смыслы, которыми индивидуализируются господствующие значения применительно к юридически значимым ситуациям в их интерпретации, а также мотивацию [с. 36].
Элементам системы права (или правовой реальности) можно приписать свойства системности. Они проявляются во взаимообусловленности или взаимодополнительности активности человека по конструированию норм права, форм, фиксирующих эту активность, и их воспроизводства практиками конкретных людей. Конструирование норм права одновременно предполагает конституи-рование субъектов права, соотнесение своих потребностей и ожиданий с предполагаемыми экспектациями обобщенного Другого и тем самым - воспроизводство правовой реальности. В этом процессуальном аспекте системы права заключено содержание постклассической методологии.
К. Ф. Загоруйко
2018.02.005. КРИЗИС ПРАВА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ / Андреев Н.Ю., Денисенко В.В., Лаптева Л.Е., Малиновская Н.В., Полянский П.Л., Ромашов Р.А., Сафронова Т.Н., Сорокина Ю.В., Сумин А.В., Честнов И.Л.; под общ. ред. В.В. Денисенко, М.А. Беляева, Е.Н. Тонкова. - СПб.: Алетейя, 2018. - 514 с.
Ключевые слова: позитивное право; кризис права; социальные патологии; коммуникативный подход; оставление прав; отчуждение от права; антигуманизм; сверхрегулирование.
Авторы коллективной монографии - научные сотрудники и преподаватели МГУ им. М.В. Ломоносова, Института государства