Научная статья на тему '2018. 01. 023. Лю Ин. Анализ инвестиционного климата Китая. Лю Ин. Анализ инвестиционного климата Китая // Китай. - Пекин, 2017. - № 4 (138). - C. 39-42'

2018. 01. 023. Лю Ин. Анализ инвестиционного климата Китая. Лю Ин. Анализ инвестиционного климата Китая // Китай. - Пекин, 2017. - № 4 (138). - C. 39-42 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСЫ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 01. 023. Лю Ин. Анализ инвестиционного климата Китая. Лю Ин. Анализ инвестиционного климата Китая // Китай. - Пекин, 2017. - № 4 (138). - C. 39-42»

2018.01.023. ЛЮ ИН. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА КИТАЯ.

ЛЮ ИН. Анализ инвестиционного климата Китая // Китай. - Пекин, 2017. - № 4 (138). - С. 39-42.

Ключевые слова: Китай; экономика; финансы; инвестиционный климат; зарубежные инвестиции.

Лю Ин, научный сотрудник финансового НИИ «Чунъян» при Народном университете Китая, анализирует проблемы инвестиционного климата в Китае.

Китайские предприятия осуществляют крупномасштабные инвестиции в США, притом чрезмерно высокие ставки налогообложения вызвали полемику специалистов о налоговом климате в самом Китае. В ходе этой полемики создается впечатление об ухудшении инвестиционного климата, что стало отпугивать инвесторов (в частности, предприятия с участием японского капитала покинули страну). Лю Ин пытается опровергнуть эту неблагоприятную для китайской экономики информацию.

Во-первых, как по привлечению иностранного капитала, так и по внешним инвестициям Китай остается на втором месте в мире, уступая лишь США, причем занимает это место уже много лет подряд и объем иностранного капитала, привлеченного Китаем, постоянно возрастает. В 2008 г. Китай привлек 92,3 млрд долл. иностранного капитала, а в 2015 г. - уже 126,3 млрд долл. (рост по сравнению с 2008 г. на 36,8%). В 2016 г. прямые иностранные инвестиции привлекали 27 900 китайских предприятий - на 5,0% больше, чем в 2015 г. (с. 40).

Одновременно с ростом притягательности Китая в привлечении иностранных инвесторов постоянно увеличивается и внешнее инвестирование китайского капитала. Объем внешних инвестиций китайских предприятий растет и за счет вложения денег в новые предприятия и за счет приобретения контрольных пакетов акций уже имеющихся компаний. В 2016 г. размер внешних инвестиций Китая составил 170,1 млрд долл., что на 41% больше, чем в предыдущем году, и является рекордным показателем за всю историю страны. И это представляет контраст на мировом финансовом рынке. Если американские и европейские банки сокращают банковские инвестиции за рубежом, Китай их увеличивает.

Что касается климата ведения бизнеса, то в мировых рейтингах этого климата в последние годы Китай постоянно поднимается. Важно, что при вложении денег иностранные инвесторы уделяют большое внимание не только себестоимости производства и инвестиционному климату, но и потенциалу китайского рынка и месту того или иного китайского предприятия в глобальной производственной цепочке и глобальной цепочке поставок. Китай обладает обширным рынком и полным спектром производственных отраслей, и этот факт никакая транснациональная корпорация не может игнорировать.

Во-вторых, в 2016 г. Китай лидировал в мире по снижению налогов. В стране началась реализация реформы по переходу от налога на хозяйственную деятельность к налогу на добавленную стоимость. В результате за год налогообложение уменьшилось на 570 млрд юаней. В 2017 г. правительство планирует снизить налогообложение еще на 350 млрд юаней (там же). Ясно, что такими налоговыми послаблениями могут воспользоваться не только чисто китайские предприятия, но и предприятия с участием иностранного капитала.

Для иностранных инвесторов также важно, что китайские власти снижают административные издержки (которые частично ложатся в виде налогов и сборов на иностранный капитал). В 2017 г. и центральное правительство, и местные органы власти должны снизить эти издержки как минимум на 5% (там же).

В-третьих, китайские власти собираются упростить административные процедуры открытия новых предприятий и передать полномочия по оформлению этих предприятий из центра на места. Власти собираются решить основную проблему в реформе экономической структуры Китая - наладить взаимоотношения правительства с рынком. В 2016 г. были отменены 165 пункта в инструкции по процедурам рассмотрения и утверждения центральным правительством Китая создания новых предприятий, 192 пункта в инструкции по рассмотрению и утверждению предоставления посреднических услуг и 220 пунктов по процедурам разрешения и подтверждения профессиональной квалификации (с. 41).

«Как отмечает китайское правительство, необходимо кардинальное изменение правительственных функций - нужно сделать все, чтобы решающую роль в распределении ресурсов играл ры-

нок». В 2017 г. в докладе о работе правительства премьер Госсовета КНР Ли Кэцян провозгласил три надо. Надо дать рыночным субъектам, независимо от их природы, равные права в доступе к отраслям и сферам, где их деятельность не запрещена законодательством и нормативными актами. Надо открыть неправительственному капиталу доступ в отрасли и сферы, открытые для иностранного капитала. Надо категорически прекратить все нерациональные действия, которые мешают справедливой конкуренции на рынке.

Нужно наилучшим образом стимулировать жизнеспособность частной экономики, в том числе предприятий с участием иностранного капитала. Наряду с этим в докладе о работе правительства также отмечается необходимость ускорить процесс формирования новых отношений между правительством и деловыми кругами, для чего отстоять три справедливости: «справедливость прав, справедливость шансов и справедливость правил» (там же).

С.В. Минаев

2018.01.024. ХО ЦЗЯНГО. ТРАНСФОРМАЦИЯ И МОДЕРНИЗАЦИЯ КИТАЙСКОЙ ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.

ХО ЦЗЯНГО. Трансформация и модернизация китайской обрабатывающей промышленности // Китай. - Пекин, 2017. - № 4 (138). -С. 5-6.

Ключевые слова: Китай; экономическое развитие; экономическая политика; «Сделано в Китае - 2025»; промышленность.

Хо Цзяньго, заместитель председателя Китайского общества исследования проблем ВТО, рассматривает проблемы инвестиций с точки зрения принятого китайскими властями плана «Сделано в Китае - 2025».

Американские и европейские СМИ и бизнес-сообщество проявляют повышенное внимание к этому плану и выражают по его поводу беспокойство. Основные моменты, вызывающие их беспокойство, такие: во-первых, они полагают, что китайское правительство до 2025 г. потратит огромные суммы, чтобы добиться самообеспечения в целом ряде отраслей промышленности, в частности самолетостроении, производстве компьютерных чипов, электрических транспортных средств. Во-вторых, за рубежом опасают-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.