а преображает его согласно Божьему замыслу о нем» (с. 650). Теория религиозного символизма Вяч. Иванова оказала решающее влияние как на гносеологию Н.А. Бердяева, так и на философские построения психоаналитики Юнга. Будущие историки русской литературы, уверял Ф. Степун, «выяснят большое подпочвенное влияние Вяч. Иванова на его современников: гениальный собеседник, он был щедрым оплодотворителем умов и сердец своих друзей и поклонников» (там же). С. Маковский подчеркивал, что стихи Вяч. Иванова надо уметь, прежде всего, слушать. «Ритмический узор их и буквенная ткань обладают, независимо от содержания, звуковой силой внушения» (с. 666).
Книгу завершают «Комментарии» и «Указатель имен».
Т.Г. Петрова
2017.04.028. ЕРМИЧЁВ А.А. ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ В ЖУРНАЛАХ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ (40-60-е годы XX в.): Библиографический указатель. - СПб.: РХГА, 2016. -320 с.
Ключевые слова: общественная мысль; русское зарубежье; журналы; библиографический указатель.
Справочное издание, подготовленное А. А. Ермичёвым, доктором филос. наук, профессором Русской христианской гуманитарной академии (С.-Петербург), является продолжением двух выпусков библиографического указателя «Философское содержание русских журналов начала XX в.»1, в которых дана роспись статей отечественной журнальной периодики (с 1901 по 1922 г.) и указателя «Философское содержание журналов русского зарубежья (1918-1939 гг.)». Серия справочных изданий представляет в систематизированном виде сведения практически обо всем журнальном корпусе русского зарубежья указанного периода.
1 Философское содержание русских журналов начала XX в.: Ст., заметки и рец. в лит.-обществ. и философск. изд., 1901-1922 гг.: Библиогр. указ. / Отв. ред. Ермичев А. А. - СПб.: РХГИ, 2001. - 480 с.; Философское содержание русских журналов начала XX в.: Библиогр. указ. / Сост. Ермичев А. А. - СПб.: РХГА, 2006. -Вып. 2. - 560 с.; Ермичёв А. А. Философское содержание журналов русского зарубежья, (1918-1939 гг.). - СПб.: РХГА: Вестник, 2012. - 352 с.
Периодика 40-60-х годов XX в. формировалась в сложной политической ситуации. С началом Второй мировой войны единственным местом, где сохранилась свободная русская пресса и где возникли новые русские издания, стали США. Но сразу после окончания войны, начиная с 1946 г. возникает огромный массив (более 500 названий) «ди-пийской» периодики (Ди-Пи - Displaced Persons). Она по примеру своей предшественницы 20-30-х годов стала также структурироваться и разделяться на группы по политическим пристрастиям. Из них наиболее крупным объединением был Национально-трудовой союз. Наиболее устойчивыми местами существования эмигрантской периодики стали США, Германия, Франция.
Журнальная периодика, созданная представителями первой волны эмиграции во время войны («Новый журнал») или сразу после нее («Возрождение»), принимает авторов из числа дипийцев, а журналы представителей второй волны («Грани» и др.) охотно печатают известных русских авторов из «старших».
Начавшаяся после Фултоновской речи У. Черчиля (март 1946 г.) холодная война сделала эмиграцию второй волны активным участником борьбы против СССР. Наличие у нее своего, подчас очень драматического, опыта жизни в советских условиях выдвинуло ее на авансцену схватки двух мировых социально-экономических систем. Эти обстоятельства, по мысли А.А. Ерми-чёва, определили крайнюю политизированность, антикоммунистическую и антисоветскую идеологичность второй волны. «По этой причине вторая эмиграция приобретает известное, первой волне недоступное, влияние в правительственных и общественных кругах США и ряда европейских стран» (с. 6).
Наиболее значительным результатом философского творчества второй волны, полагает А.А. Ермичёв, стала теория солида-ризма, созданная в качестве своеобразной альтернативы советскому марксизму с его жесткой теорией классовой борьбы. «Сущность солидаризма можно выразить утверждением, согласно которому "солидарность первична, а борьба вторична"» (с. 7). Эта концепция обстоятельно обсуждалась в журналах «Воля», «Наши дни», «Вольная мысль», «Мысль» и др. Одним из ведущих ее теоретиков стал С. А. Левицкий, воспитанник Н.О. Лосского.
В 60-е - в начале 70-х годов XX в. возникла третья волна эмиграции. В указатель философской и общественной мысли русского зарубежья 40-60-х годов составитель включил большое количество статей по истории культуры, литературы, гражданской истории. Расписано 14 наиболее заметных изданий этого периода.
Общественно-политические издания: «За свободу» (19411947); «Российский демократ» (1948-1957); «Воля. Вестник соли-даристов» (1947-1957/1958); «Наши дни. Журнал общественно-политической мысли» (1955-1966); «Вольная мысль» (1957-1968).
Литературно-общественные издания: «Грани» (1946-1991); «Возрождение. Литературно-политические тетради» (1949-1974).
Литературные издания: «Новый журнал» (1942 -); «Литературный современник. Журнал литературы и критики»; «Опыты» (1953-1958); «Мосты. Литературно-художественный и общественно-политический альманах» (1958-1970).
Научные издания: «Новые вехи. Орган свободной русской мысли» (1944-1945); «Вестник Института по изучению истории и культуры в СССР» (1951-1960); «Мысль. Философско-политичес-кий журнал» (1953-1954).
В издании о журналах даются минимальные сведения; роспись каждого журнала систематизирована в алфавитном порядке участников; нумерация справочника сквозная и включает 3562 названия.
Книга содержит предметный и именной указатели.
Т.Г. Петрова
Зарубежная литература
2017.04.029. СТЭНЛИ К. ГЛАЗАМИ ЭМЕРСОНА: ПРАКТИКА ВОСПРИЯТИЯ У МАРСЕЛЯ ПРУСТА.
STANLEY K. Through Emerson's eye: The practice of perception in Proust // American literary history. - Oxford: Oxford univ. press, 2016. -Vol. 28, N 3. - P. 455-483.
Ключевые слова: Ральф Уолдо Эмерсон; Марсель Пруст; Плотин; «В поисках утраченного времени»; восприятие; история чтения; техника чтения.
Исследовательница Кейт Стенли (Университет Западного Онтарио) анализирует взаимосвязь практик восприятия Ральфа