Таким образом, устанавливается взаимосвязь пространственного самоопределения Волошина с близкими «фигурами» в цветаевском метадискурсе («местами души»). С.Ю. Корниенко приходит к выводу: «Поэтическое "обживание" мест - важная составляющая самоопределения, как Волошина, так и Цветаевой» (с. 341).
К.А. Жулькова
2017.04.025. УЗЛОВЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА М. ГОРЬКОГО «ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА», (1925-1936). (Обзор). М. Горький: Уроки истории: Горьковские чтения - 2014 2930 марта: Материалы XXXVI Международной научной конференции. - Н. Новгород: ООО «Бегемот НН», 2016. - 365 с1.
Из содерж.:
1. БЕЛОВА Т.Д. Войны начала ХХ века в осмыслении и художественном воплощении М. Горького («Жизнь Клима Самгина»). -С. 190-201.
2. ЗАХАРОВА В.Т. Роль Русского Севера в формировании соци-ально-историчесих воззрений М. Горького (по роману «Жизнь Клима Самгина»). - С. 212-221.
3. САВИНКОВА Т.В. Демифологизация монархической власти в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина». - С. 237-249.
4. ГАВРИШ Т.Р. Исторические судьбы интеллигенции в романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина». - С. 202-212.
Ключевые слова: М. Горький; роман «Жизнь Клима Самгина»; Русско-японская и Первая мировая войны; Русский Север, социально-исторические воззрения; национальный характер; позитивные константы; Николай II; монарх; власть; народ; революция; социальная эволюция; демифологизация; социальный детерминизм; гуманизм; марксист; народник; трагедия русской интеллигенции; позитивные константы; роман-предупреждение.
Итоговый роман М. Горького, по определению Т.Д. Беловой (Саратов), являет собой «суммарное художественно-публицисти-
1 Реферат материалов этого многоаспектного издания также см.: М. Горький: Уроки истории: Горьковские чтения 2014 года: Материалы XXXVI Международной научной конференции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: РЖ / РАН. ИНИОН. -М., 2017. - № 3. - 2017.03.024. - (Автор - А.А. Ревякина.)
ческое воплощение историософских представлений писателя о России, о мире и человеке» (1, с. 190). Автор считает, что до сих пор антивоенный, гуманистический пафос книги «не понят адекватно авторскому замыслу». Для осуществления этой задачи необходимо осмысление романа в контексте писем и публицистики. Анализ эпизодов, связанных с темой войны, показывает, как важно было для писателя «усилить мотив ее оценки людьми разных сословий и умонастроений». Так, если «царь отнесся к несчастью совершенно равнодушно», то для Дмитрия Самгина война - «идиотская штука», «самая несчастная из всех наших войн...» (цит. по: 1, с. 196). Очевидно, что здесь сказалась и «авторская оценка этого бедственного в истории России события», - подчеркивает Т.Д. Белова.
Горький внимательно следил за событиями в Европе начала 1910-х годов, о чем свидетельствует его переписка с Е.П. Пешковой, И.П. Ладыжниковым, Р.М. Бланком, М.М. Коцюбинским и др. Он тяжело переживал опасность «для страны той изменчивой авантюристической политики, которой держится русское правительство в международных делах»1. Первая балканская война упоминается в сюжете романа «Жизнь Клима Самгина» в спорах на квартире Дронова, в салоне домовладельца Лаптева-Покатилова. Однако «вне исторического контекста эти отдельные высказывания трудно понять. Большой интерес в этом плане и важное подспорье представляют письма М. Горького и примечания к ним, опубликованные в 10-м томе 2-й серии Полного собрания сочинений писателя» (1, с. 197).
Итоговая книга М. Горького, прочитанная под таким углом зрения, продолжает Т.Д. Белова, «действительно является важным документом, способным содействовать формированию как социокультурного, так и исторического сознания соотечественников. Мыслям Горького о Первой мировой войне созвучны суждения современных историков (С. Соловьёв, Г. Шкундин, С. Кудряшов), которые на канале "Культура" (11 марта 2014 г.) профессионально, на фактах доказали, что Первую мировую войну можно было предотвратить, что эта война - трагедия, она не предусматривает никаких патриотических пафосов». (1, с. 200).
1 Горький М. Полн. собр. соч. Сер. 2-я. Письма: В 24 т. - М.: Наука, 19972013. - Т. 10. - С. 70.
В статье Т.В. Захаровой (Н. Новгород) образ Клима Самгина рассматривается как тип «свидетеля истории», близкого по своему складу автору произведения (2). Анализ приводит к выводу, что именно в поездке на Русский Север герой романа «утвердился в существовании позитивных констант русской жизни, основанных на сохранении исконных ментальных традиций», и это «послужило окончательному разочарованию его в грядущей революции, предощущению опасности ее беспощадно-разрушительных начал» (2, с. 212). «Северный эпизод» рассмотрен как один из кульминационных в исканиях героя: это тот «момент истины», который помог правильно осветить и оценить все происходящее и до, и после этой поездки.
Биение мысли Горького ощущается в том, как часто он «заставляет» своего героя обращаться к суждениям великих русских историков - В.О. Ключевского, Н.М. Карамзина, а также к произведениям русских классиков. «Позитивные константы русской жизни Клим Самгин связывает с сильными началами национального характера» (2, с. 217).
Примечательно, что нараставшее неприятие Самгиным революции постоянно резонировало с впечатлениями от поездки, укреплявшими его на консервативных позициях. В большевиках ему все более виделось то, что это «люди без традиций, ничем, кроме школы, не связанные с историей своего отечества. Случайные люди» (цит. по: 2, с. 219). Откровенно пугал Самгина и лозунг большевиков о поражении своего правительства в войне: «Проводится в жизнь лозунг Циммервальда: превратить войну с внешним врагом в гражданскую войну, внутри страны. Это значит: предать страну, разрушить ее...» (цит. по: 2, с. 219).
И как итог всего в последней главе неоконченного романа звучат слова Самгина: «Мы никуда не идем. Мы смятенно топчемся на месте, а огромное, пестрое, тяжелое отечество наше неуклонно всей массой двигается по наклонной пропасти, скрипит, разрушается. Впереди - катастрофа» (цит. по: 2, с. 219). Именно это слово все чаще возникает в сознании Самгина к концу романа, к началу страшных катаклизмов, отмечает В.Т. Захарова. И все же именно Север помог правильно осветить и оценить происходящие события.
Необычная форма этого произведения всегда привлекала исследователей. Начало века обострило «интерес к форме свободного художественного самовыражения, - отсюда - интенсивное развитие синтезированных жанровых форм, яркий всплеск дневникового жанра». В этом процессе, считает В. Т. Захарова, «самым главным было умение писателей стать истинными пророками: в форме малой лироэпики это гениально удалось Ив. Бунину, в форме масштабного художественного полотна - М. Горькому» (2, с. 219220).
Автор статьи полагается на выводы С.И. Сухих, по мнению которого «самой формой романа выражена, эксплицирована огромная сила свободного художественного, образного проникновения в тайны жизни и его преимущества перед познанием логическим, рациональным, особенно в его идеологизированном публицистическом варианте. Истинное искусство и творческий поиск часто идут впереди знания, и Горький это еще раз доказал созданием своего "Самгина" - произведения глубоко новаторского, аналитического и во многом пророческого»1.
И «пророчество это, - продолжает В.Т. Захарова, - коснулось самого главного: когда были разрушены исторически сложившиеся национальные традиции, народ оказался ввергнут в омут страшного бедствия - Гражданской войны; тогда "порвалась связь времен". Поэтому "Жизнь Клима Самгина" сегодня прочитывается и как роман-предупреждение» (2, с. 200).
В статье Т.В. Савинковой (С.-Петербург) роман М. Горького рассматривается «в контексте художественного отражения причин и характера слома российской государственности в начале ХХ в. Особое внимание уделяется специфике художественной репрезентации личности в романе, способу изображения последнего российского царя - Николая II» (3, с. 237). Исследование личности самодержца, представленной Горьким через восприятие Самгина, выявляет новые грани художественного метода писателя, углубляет представления о проблемно-тематическом содержании романа. Через изображение личности самодержца «писатель художественно ярко и убедительно воспроизводит процесс освобождения об-
1 Сухих С.И. «Роман для потомков»: «Жизнь Клима Самгина» в свете мировоззренческих и художественных исканий М. Горького // Максим Горький и другие: Избр. ст. - Н. Новгород, 2007. - С. 109.
щественного и индивидуального сознания от мифологизации монарха» (3, с. 237).
Интерес Горького к персонифицированным субъектам российской власти прослеживается на протяжении всей его творческой биографии. Личная библиотека писателя в Москве содержит разнообразные материалы о царствовании последнего российского монарха, включая воспоминания С.Ю. Витте, а также полное собрание речей самого императора, свидетельства о пребывании царя в действующей армии, суждения о его отношении к созданию Государственной думы, стенографические отчеты допросов и показаний министров в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства и др.
У Горького были и личные основания, напоминает Т.В. Савинкова, предъявить собственные претензии к самодержцу. Писатель был свидетелем кровопролития 9 января 1905; с 1906 по 1913 г. стал вынужденным эмигрантом по политическим мотивам. В переписке с И.А. Буниным, Ф.И. Шаляпиным, В.С. Миролюбовым, К. А. Тренёвым, А. В. Амфитеатровым и др. М. Горький дает весьма нелестные характеристики монарху: «Это фабрикант трупов, истребитель жизни, нечто более ужасное, чем чума; он играет судьбами русских людей, как слепой в шахматы»1.
Т.В. Савинкова отмечает, что в итоговом романе «Горький не столь прямолинеен в отношении Николая II, как в переписке». «Общественное сознание рубежа XIX-XX вв. не было свободно от веры в царя-батюшку. Потому Горькому и важно было передать не собственные представления о коронованной особе, а исторически обусловленный процесс разрушения мифологемы царя. Сделав эту тему одной из стержневых в романе, писатель, однако, не сводит ее исключительно к фигуре Николая II, несоразмерной масштабу назревших событий. Имплицитно в романе представлена исключительно важная для Горького идея пагубности монархизма "из-за пассивного отношения к жизни русского человека"2, высказываемая им во многих статьях и в переписке с монархистом В.И. Бреевым» (3, с. 239).
В соответствии с художественным замыслом главное внимание Горький уделяет трансформации взглядов ключевого персона-
1 Горький М. Письма: В 24 т. - М.: Наука, 1997-2012. - Т. 9. - С. 172.
2 Там же. - С. 166-167.
жа на сущность монархической власти. Возлагая на царя большие надежды в борьбе с нараставшими в России революционными процессами и внутренне отождествляя себя с кумиром, Самгин испытал глубокое и болезненное разочарование в его личности (3, с. 239).
Большое эмоциональное потрясение переживает герой в дни коронации монарха. Венчания Николая II на царство (своего рода инициацию), символического перехода престолонаследника на высшую ступень социальной иерархии, Самгин ожидал с особой надеждой на появление «человека необыкновенного», «которого Россия ожидает целое столетие» (цит. по: 3, с. 240). Но, оттесненный с улицы военными, а затем запертый в каком-то дворе вместе с маргинальными личностями, Самгин был лишен возможности лицезреть праздничный кортеж. К тому же совершенно снижает торжественность момента комментарий к событию пьяненького Лю-това: «Радуемся, а? Помазок божий встречаем. Он приличных людей в чин идиотов помазал, - и ничего! Ликуем. Вот тебе! Исаия ликуй.»1
Давка на Ходынском поле, которой закончились коронационные торжества, оборачивается падением престижа власти и расколом общества. «Большое внимание Горький уделяет московским событиям, посвященным подготовке горожан к коронации Николая II, неумеренности в украшении города. Тем трагичнее предстает ее завершение - ходынская трагедия, нанесшая непоправимый урон репутации монархической власти» (3, с. 239-240).
Несоответствие облика самодержца его высокому положению подчеркивалось эпитетами «маленький», «чистенький», «красивенький»; все это усугубляло глубоко личные переживания Клима, ведь подсознательно он и сам был бы не прочь идентифицировать себя с монархом. Недопустимой казалась и «виноватая улыбка на лице владыки стомиллионного народа. Эта улыбка лишила его надежды и опечалила до слез. Клим плакал слезами печали и обиды»2.
Значительное место в романе отведено Первой русской революции, начавшейся Кровавым воскресеньем. Горький доверяет Самгину собрать весь спектр высказываний о монархе в связи с ян-
1 Горький М. Полн. собр. соч.: В 30 т. - М.: ГИХЛ, 1949-1956. - Т. 19. -
С. 445.
2 Там же. - С. 529-530.
варской трагедией: «Царь ко всему равнодушен»; «Он - царь карликовых людей, царь моральных карликов»; «Царь - ничтожество. Убийца и самоубийца. Он убивает Россию. Довольно Ходынок!»
Мифологема царя разрушается в романе и посредством «сме-ховой культуры, продуцируемой народной стихией», - отмечает Т.В. Савинкова. По тексту романа «рассыпаны частушки, песни, эпиграммы, анекдоты о российских монархах, обращенные к власти сниженные обороты речи, расшатывающие ее авторитет» (3, с. 246). Например, Самгин замечает, что в дни коронации Николая II «было заметно много неуместных шуточек, усмешек»1. В итоге «негативное отношение персонажа к Николаю II экстраполируется на все 300-летнее правление Дома Романовых и становится одним из важнейших художественных аргументов Горького в объяснении им причин крушения российской государственности в начале ХХ в.» (3, с. 247).
Вместе с тем, обобщает Т.В. Савинкова, последующая трансформация отношения Самгина к Николаю II, происходившая вопреки убеждениям и ожиданиям героя, его способность к осознанию очевидных фактов «дает возможность скорректировать сложившуюся в отечественном литературоведении негативную характеристику этого персонажа» (3, с. 247).
Анализ основных аспектов проблемы «русская интеллигенция и революция» (4, с. 202) предпринимает в своей статье Т.Р. Гавриш (Москва, ИМЛИ). Этот вопрос исследовательница называет «идейно-философской и морально-этической доминантой итогового произведения писателя». Для достижения поставленной цели были использованы культурно-исторический, историко-типологический, описательный методы анализа, в процессе которого выясняется, что основной причиной революционных настроений русской интеллигенции конца ХК - начала ХХ в. явилось неприятие существующей действительности.
В романе Горького представлены два исторических типа революционера - народники и марксисты. Главный герой «не только беспристрастный свидетель происходящего; противник идеи социальной революции, "эволюционист", он, сформировав жизненную концепцию как пребывание в личностном комфорте, одновременно
1 Горький М. Полн. собр. соч.: В 30 т. - М.: ГИХЛ, 1949-1956. - Т. 19. -С. 442, 446 и др.
отвергает возможность полноценной жизни в современных ему социальных условиях» (4, с. 202). Не будучи согласен сделать выбор между частным и общественным и не готовый к социальному самоопределению, Самгин ищет собственный, но, по мнению писателя, несуществующий путь.
В соответствии с этой логикой, обобщает Т.Р. Гавриш, «в представлении Горького идейная и социальная дезориентация позднее станет одной из главных причин исторической трагедии русской интеллигенции» (4, с. 202).
Итак, интеллигенция и революция - доминантная проблема романа, а тема революции «связана с неприятием социальной действительности большинством горьковских героев-интеллигентов». «Мерзостная штука действительность.» - размышляет Иноков; «.я человек, совершенно убежденный, что классовое государство изжило себя. дальнейшее его существование опасно для культуры, грозит вырождением. » - утверждает Елизавета Спивак; «У нас развивается опасная болезнь, которую я назвал бы гипертрофией критического отношения к действительности», - «диагностирует» редактор газеты Варавки «Наш край» (цит. по: 4, с. 202-203).
Одна из серьезнейших причин неприятия мира горьковскими героями - их атеизм. Нерефлексирующие герои романа Горького в принципе не касаются тем веры или безверия. Иные настроения, почти всеобщий нигилизм - причина возникновения тенденции к разрушительству. «В России знают только лиризм и пафос разрушения», - считает Серафима Нехаева. Переживают и острореф-лексирующие герои: таково религиозное сомнение Лютова или сознательный атеизм Макарова. Не случайно для некоторых героев «Жизни Клима Самгина» идея революционного преобразования общества смыкается именно с идеей безверия: «. революция - от бессилия жить, а бессилие - от безбожия». Даже сочувствующий революции Лютов говорит Самгину о своеобразном «праве» на разрушение: «. Он может разрушить дом, церковь, но неспособен построить и курятника. А разрушать имеет право только тот, кто знает, как надобно строить, и умеет построить» (цит. по: 4, с. 202).
Революционеров же Самгин воспринимает именно как разрушителей.
Отношение к революции является одним из важнейших мировоззренческих вопросов, стоящих перед молодым поколением
горьковских героев-интеллигентов. В произведении Горького слышен «шум» тех разноречий, который был характерен в первой половине 1890-х годов, когда часть молодежи становилась марксистской; в ту пору «молодежь разноречила, сознавая, что она - в процессе "становления".»1
Образы революционеров в романе Горького разноплановы. Марксисты представляют различные социальные слои общества: Степан Кутузов - «сын небогатого и разорившегося деревенского мельника», Елизавета Спивак - дворянка; Борис Прейс - сын фабриканта.
«В постоянных спорах с Кутузовым выявляется органическая чуждость самгинского мировосприятия революционному марксизму». Свое политическое кредо Кутузов излагает в беседе с Климом Самгиным и Елизаветой Спивак: «. необходим героизм на всю жизнь, героизм чернорабочего, мастерового революции» (цит. по: 4, с. 204).
Одна из самых важных тем «идеологических диспутов» в романе «Жизнь Клима Самгина» - гуманизм, понимание сути и судеб гуманизма. Кутузовская позиция в этом вопросе обнажена до полной ясности. Она исключает вопрос о человеке и сводится исключительно к арифметике и алгебре классовой борьбы»2.
«Во-первых, марксизм в романе высвечен как идеология, не исчерпывающая действительность во всех ее противоречиях, но -как любая идеология вообще - "упрощающая" жизнь, а, во-вторых, поставленный в контекст идейной борьбы и под огонь критики скептиков и оппонентов, марксизм обнаруживает не только силу, но и потенциальную опасность превращения в "идеологию несвободы". Читатель, поставленный Горьким в ситуацию выбора и самостоятельной оценки сталкивающихся идей, идеологий, их носителей, не может не учитывать при этом и последующий исторический опыт, он должен видеть в железных силлогизмах Кутузова, в его несокрушимой логике возможность и даже неизбежность того, чему так ужаснулся Горький в 1917-1918 гг. и что он с такой
1 Горький и его эпоха: Исследования и материалы. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. -
Вып. 7: Горький и его корреспонденты. - С. 528.
2
Сухих С.И. Заблуждение и прозрение Максима Горького. - Н. Новгород, 1992. - С. 193.
страстью отвергал в "Несвоевременных мыслях"», - подводит итог СИ. Сухих.
Особенное впечатление производит детский образ будущего революционера Лаврушки: «. он был сирота и, по рассказам прислуги, замечателен тем, что пожирал птенцов. живыми» (цит. по: 4, с. 206).
Народники изображены Горьким иначе, чем марксисты.
Объединяет их лишь идея повседневного революционного героизма. «Маракуев - прав: чтоб жить - нужны герои», - говорит Самгину Лидия.
Народник Платон Долганов уверен: «Мысль, что "сознание определяется бытием", - вреднейшая мысль, она ставит человека в позицию механического приемника впечатлений бытия и не может объяснить - какой же силой покорный раб действительности преображает ее? А ведь действительность никогда не была - и не будет! - лучше человека, он же всегда был и будет не удовлетворен ею. я - человек, убежденный, что мир осваивается воображением, а не размышлением. Человек прежде всего - художник. Размышление только вводит порядок в его опыт.» (цит. по: 4, с. 207).
Называя марксизм «учением о барышах», Долганов спрашивает Дмитрия Самгина: «. чем иным, как не идеализмом очеловечите вы зоологические инстинкты?» (цит. по: 4, с. 207).
По убеждению горьковедов, одной из главных слагаемых сложной концепции произведения является «проблема детерминизма, т.е. вопрос о свободе и зависимости человека от хода истории и окружающей его действительности»1. Клим Самгин, живущий в столь пестром «калейдоскопе» людей, событий, мнений, - не только беспристрастный свидетель происходящего. Он напряженно размышляет о проблеме революции: «Нужно иметь какие-то особенные головы и сердца, чтоб признавать необходимость приношения человека в жертву неведомому богу будущего» (цит. по: 4, с. 207-208).
По мнению Т.Р. Гавриш, наиболее верно из ближайшего окружения Самгина его мировоззренческую позицию характеризует Игорь Туробоев: «На все вопросы, Самгин, есть только два ответа:
1 Спиридонова Л. А. М. Горький: Новый взгляд. - М.: ИМЛИ РАН, 2004. -
С. 191.
да и нет. Вы, кажется, хотите придумать третий? Это - желание большинства людей» (4, с. 209-210).
«"Переживанием истории" охвачен в романе любой персонаж, независимо от широты его духовного кругозора и удельного веса той роли, которую он играет в историческом процессе»1. Таким образом, направление внутреннего поиска Самгина ложно, обобщает Т.Р. Гавриш и подчеркивает, что «в представлении Горького, писателя и мыслителя, «идейная и социальная дезориентация (относительно третьего пути)» позднее «станет одной из главных причин исторической трагедии русской интеллигенции» (4, с. 210).
А.А. Ревякина
2017.04.026. ПРИРОДНЫЕ СТИХИИ В РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ / Отв. ред. Смирнова А.И. - М.: URSS: ЛЕНАНД, 2015. -237 с.
Ключевые слова: культурный ландшафт; природные образы; природные мифологемы; фольклор; русская литература ХХ в.
Сборник состоит из четырех разделов: «Природа в фольклоре», «Природные стихии», «Природные мифологемы», «Натурфилософия и биоэтика», в которых представлены материалы, исследующие образы природы с точки зрения символических, мифологических и этнокультурных смыслов. Преимущественное внимание уделено анализу произведений писателей второй половины ХХ в.
В открывающей издание статье «Степь и болото как ландшафтные образы России: От традиционной культуры к авторскому сознанию» М.В. Строганов (профессор кафедры русской литературы Тверского государственного университета, доктор филологических наук) выдвигает два положения. Первое - репрезентация национальности предшествует репрезентации государственности. Второе - авторская культура неизбежно политизирует ландшафтные образы, в то время как традиционная культура такой политизации не знает. Анализируя образы степи и болота в народных и авторских песнях, М.В. Строганов отмечает, что формирование этих образов России обусловлено не тем, что ландшафт страны отлича-
1 Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи. - М.: Наука, 1964. -С. 296-297.