ские фирмы прибегают к дорогим иностранным заимствованиям, тогда как правительство Китая продолжает предоставлять зарубежным правительствам кредиты по низким процентным ставкам. Выход из этой ситуации правительство страны видит в новых закупках иностранных активов, включая «безопасные» казначейские обязательства Министерства финансов США.
Однако повышение процентных ставок по зарубежным кредитам потребует от Китая определенных уступок. Ему придется отказаться от субсидирования отечественных компаний, направленного на завоевание внешних рынков. В этом случае Китай поступит как развитая страна, считают Стейл и Смит. Как для него, так и для мирового сообщества это предпочтительный путь, который позволит устранить источник финансовой нестабильности и политических трений (023, с. 3).
Е.Е. Луцкая
2017.04.025. ХЕННИНГ К.Р. ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ЕЕ ФРАГМЕНТАЦИЮ.
HENNING C.R. Avoiding fragmentation of global financial governance // Global policy. - 2017. - Vol. 8, N. 1. - P. 101-106. - Mode of access: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1758-5899.12394/full
Ключевые слова: система финансовой безопасности; региональные финансовые соглашения; МВФ; межинституциональная кооперация.
Профессор международных экономических отношений рассматривает региональные финансовые соглашения (regional financial arrangements) (РФС), взаимоотношения между ними и источники их конфликтов с МВФ, возможности межинституциональной кооперации, а также дает рекомендации, призванные предотвратить фрагментацию глобальной системы финансовой безопасности.
РФС составляют важную часть глобальной системы финансовой безопасности (global financial safety net, GFSN), т.е. системы официальных многосторонних, региональных, двусторонних соглашений, благодаря которой страны получают доступ к международной помощи в случае финансового кризиса. РФС объединяют страны, различающиеся по размерам, целям и характеру взаимоот-
ношений с МВФ. Состав членов и величина капитала РФС существенно варьируются в зависимости от особенностей региона.
Юго-Восточная Азия - Чиангмайская инициатива многосторонних соглашений (Chaing Mai initiative multiletaralization, CMIM). Страны Юго-Восточной Азии не были первым регионом, создавшим свой собственный финансовый механизм, но это был первый регион, который проявил негативное отношение (в период Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг.) к действиям МВФ. Страны - члены АСЕАН+3 создали фонд с капиталом в 240 млрд долл. в рамках многосторонних соглашений об оказании краткосрочной помощи в форме ликвидности. На долю трех крупных стран региона - Китая, Японии и Южной Кореи - приходится 80% вкладов в Фонд; доля остальных пяти - Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда - равна 20%. Несмотря на свою первоначальную реакцию отторжения МВФ, страны АСЕАН+3 в настоящее время активно сотрудничают с ним. Для инициации более 30% всех ассигнований CMIM требуется заключение соглашений с МВФ, который выдвигает определенные политические требования. В рамках CMIM продолжаются поиски усовершенствования механизма согласования решений, принимаемых региональными властями и МВФ относительно предоставления финансовой помощи. Как отмечает автор, активизация деятельности CMIM наталкивается на проблему соперничества между странами-участницами и отсутствие должной политической согласованности их действий.
БРИКС - Контингентный резервный фонд. В 2010 г. пять стран - Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР (БРИКС) - приняли решение о создании защитного финансового механизма в форме Контингентного резервного фонда (Contingent reserve arrangement, CRA) и Нового банка развития (New development bank), который начал действовать в 2015 г. Фонд обеспечивает странам финансовую поддержку в случае кратковременных финансовых трудностей путем предоставления ликвидности и с помощью других защитных финансовых инструментов. Размер помощи варьируется по странам: для Бразилии, Индии и России он равен сумме их вклада в фонд - 18 млрд долл., для ЮАР единовременная помощь в два раза превышает вклад - 10 млрд долл. 30% этих сумм могут предоставляться без соглашений с МВФ, тогда как оставшиеся 70% должны быть с ним согласованы. Все страны - члены CRA обязаны соблю-
дать предписанные МВФ надзорные нормы и правила раскрытия информации. В 2015-2016 гг. механизм CRA активно не использовался. Будет ли реализован его потенциал в более трудные времена, остается открытым вопросом.
Латиноамериканский резервный фонд (Fondo Latinoamericano de Reservas, FLAR). В 1978 г. центральные банки Боливии, Колумбии, Эквадора, Перу и Венесуэлы создали Андский резервный фонд, к которому в 1988 г. присоединилась Коста-Рика, и фонд был переименован в FLAR. В 2008 г. и 2014 г. в него вступили соответственно Уругвай и Парагвай. В период наивысшей активности FLAR в 1980-е годы объем его кредитных операций приближался к 5 млрд долл. В основном это были краткосрочные займы на цели урегулирования платежных балансов. Хотя эта сумма не слишком большая, но она превышала помощь Андским странам со стороны МВФ. Крупнейшим заемщиком традиционно является Эквадор; за ним следуют Перу, Колумбия и Венесуэла. Среди всех РФС данный фонд стоит особняком, так как имеет ряд отличий: во-первых, он создан по инициативе самих заемщиков; во-вторых, не связан с МВФ; в-третьих, в отличие от последнего, предоставляет помощь без политических условий. Тем не менее данный механизм требует от заемщиков предоставления отчетности относительно принятых мер по уравновешиванию балансов. FLAR имеет статус преференциального кредитора для стран-членов.
Важная проблема Фонда - сможет ли он в будущем расширить число членов за счет самых крупных стран Латинской Америки - Аргентины, Бразилии, Чили и Мексики, т.е. создать финансовый механизм, сравнимый с аналогичными фондами в Юго-Восточной Азии и Европе. О значении этих стран говорит тот факт, что на долю только двух из них - Бразилии и Мексики - приходится львиная доля валютных резервов Латинской Америки (516 млрд долл. из общей суммы в 720 млрд долл.). Аналитики объясняют сдержанность крупных стран региона по вопросу о присоединении к Фонду некоторыми особенностями его управления, в частности, правилом управления по принципу «одна страна - один голос», а также отсутствием координации с МВФ.
Европейский механизм стабильности (European stability mechanism, ESM) был создан в 2012 г. как государственная международная организация. Общий капитальный фонд ESM (вклады
стран-участниц) составляет 704,8 млрд евро. Кредитный потенциал -500 млрд евро - реализуется путем предоставления займов, покупки долговых бумаг на первичном и вторичном рынках, оказания помощи через защитные инструменты. Страны - члены Б8М могут рассчитывать на рекапитализацию частных банков. Высшим органом управления Б8М является совет управляющих, представленный министрами финансов стран-членов. В соответствии с участием в капитале Германия контролирует 27% голосов, Франция - 20, Италия - 18, Испания - 12%. Для принятия решений по таким вопросам, как увеличение капитала, применение новых финансовых инструментов, и особенно, предоставление помощи, требуется единодушное голосование всех членов. Тесная кооперация с МВФ законодательно прописана в упредительном договоре Фонда. Особенно строго соблюдается данное правило в случаях политических разногласий по вопросам предоставления антикризисной помощи. В таких случаях коалиция кредиторов настаивает на обязательном участии МВФ в программах финансового оздоровления той или иной страны. Кроме того, Б8М активно пользуется экспертным и надзорным потенциалом Европейской комиссии, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и других европейских институтов.
МВФ, кризис евро и риски глобальной фрагментации. Благодаря проведенным реформам (увеличение квот стран-участниц, расширение круга программ, включая защитные меры) и улучшению отношений с крупнейшими акционерами - США и Китаем, позиции МВФ в последние годы существенно укрепились. Европейский финансовый кризис послужил главным поводом для пересмотра отношений МВФ с региональными организациями. Главный акцент в деятельности Фонда переместился в сферу тесной кооперации с институтами: в Европе - это, прежде всего, Европейская комиссия и ЕЦБ. Что касается кредитной деятельности, то МВФ предоставляет займы странам Центральной и Восточной Европы, как членам, так и не членам зоны евро.
Главные области соглашений МВФ с европейскими институтами следующие: 1) организационный порядок обращения руководства той или иной страны за финансовой помощью; 2) определение функций и взаимосвязей институтов; 3) разработка программ помощи странам, включая при необходимости меры фискального ужесточения; 4) упорядочение государственной задолженности,
как условие для предоставления займа; 5) приведение монетарной политики и банковского регулирования в зоне евро в соответствие с требованиями программ помощи.
По мнению автора, большая часть программ с участием Фонда в зоне евро были успешными. Однако принципиальное отличие европейских институтов (их тесная ассоциация с Валютным союзом ЕС) означает, что уроки кооперации МВФ с ЕС не могут быть непосредственно перенесены на отношения с другими регионами. Разнородность регионов является особым вызовом для МВФ. Разработка региональных моделей всесторонних отношений МВФ -РФС неизбежно наталкивается на ограничения, связанные с применением принципа равенства регионов.
Рекомендации относительно усиления комплексной международной системы финансовой безопасности. В целях предотвращения фрагментации данной системы и дальнейшего развития международной институциональной кооперации все организации (МВФ, РФС, «группа двадцати») и страны-участницы должны придерживаться следующих жестких принципов.
• Транспарентность. Необходимо повысить уровень транспарентности РФС и сделать его сопоставимым с уровнем транспарентности МВФ. В настоящее время первый существенно отстает от второго.
• Развитие специализации с акцентом на сравнительные преимущества. Региональные институты обладают преимуществами, обусловленными знанием местных особенностей, тогда как МВФ имеет опыт в организации межрегионального взаимодействия и предотвращения универсального риска. Оба вида преимуществ могут быть успешно использованы в процессе международной кооперации, особенно в сфере «защитного финансирования».
• Запретительные меры против конкуренции в критически важных областях. Правительства и институты должны следовать четким правилам относительно того, в каких областях жизнедеятельности конкуренция допустима, а в каких нет. Институты, предоставленные самим себе, не всегда действуют эффективно. Конкуренция приемлема в сфере информации, анализа и прогнозирования, однако в сфере кредитования, особенно при выработке политических условий, конкуренция оказывает дестабилизирующее воздействие.
2017.04.026-027
Существенный вклад в развитие глобальной системы финансовой безопасности (GFSN) внесли решения «группы двадцати», принятые на саммите в Каннах в 2011 г. и касающиеся, в частности, принципов реформирования международной финансовой и валютной системы. Однако они не содержат требований относительно транспарентности и в целом не имеют достаточной нормативной силы. Необходимо усилить эти принципы за счет: 1) развития регионального подхода к решению проблем; 2) разработки механизма устранения разногласий между МВФ и РФС по поводу регулирования суверенных долгов; 3) включения в региональные соглашения четких положений, касающихся взаимодействия глобальной системы финансовой безопасности с МВФ.
Отмечается также необходимость усиления обязательств правительств в области межинституциональной кооперации и согласованных действий в рамках GFSN.
Е.Е. Луцкая
2017.04.026-027. СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В США И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ. (Сводный реферат).
2017.04.026. LEES N. Ten years on: How safe are banks? Another crisis one day cannot be ruled out. The Economist special report. -2017. - Mode of access: https://www.economist.com/news/special-re port/21721500-recent-changes-have-made-it-less-likely-another-crisis-one-day-cannot-be-ruled-out
2017.04.027. LEES N. Ten years on: After Dodd-Frank. American banks think they are over-regulated. The Economist special report. -2017. - Mode of access: https://www.economist.com/news/special-report/21721504-time-loosen-reins-say-americas-banks-not-so-fast-say-regulators-american-banks
Ключевые слова: финансовый кризис 2007-2008 гг.; США; банкинг; регулирование банковской деятельности.
Кризис 2007-2008 гг. был одним из самых глубоких в США после Великой депрессии 1930-х годов, отмечает американский эксперт (026). Хотя в 2009 г. началось экономическое оживление, уровень душевого ВВП достиг докризисного уровня только в 2013 г. Темпы экономического роста вплоть до настоящего времени оста-