ЭКОНОМИКА
2017.04.018. МОХАН Р., РАИ П. ИНДИЙСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР: СТРУКТУРА, ТЕНДЕНЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ. MOHAN R., RAY P. Indian financial sector: structure, trends and turns. -Washington.: IMF, 2017. - 31 p.
Ключевые слова: Индия; финансы; банки; денежное обращение.
Сотрудники МВФ Ракеш Мохан и Партха Раи анализируют развитие финансового сектора Индии в 1950-2015 гг. При этом выделяются три периода. Первый (1950-1960-е годы) характеризовался финансовой нестабильностью, связанной с дерегулированием и недостаточным развитием банковской системы. Второй период (1970-1980-е годы) характеризовался быстрым развитием финансового сектора по всей стране под контролем государства. Третий период (начиная с 1990-х годов) характеризуется углублением развития финансового сектора, сопровождаемым экономической либерализацией.
Резервный банк Индии был создан в 1935 г. для регулирования выпуска коммерческими банками банкнот и контроля за их резервами в целях поддержания денежной стабильности в стране. Кроме функций центрального банка и ответственности за денежную политику, Резервный банк Индии являлся регулирующим органом для всех небанковских финансовых компаний, распорядителем государственного долга и кредитором правительства. В момент обретения Индией независимости в 1947 г. в стране насчитывалось 97 крупных частных банков, подчиняющихся особым правилам Резервного банка Индии, в соответствии с которыми они должны были иметь оплаченный капитал и резервы в 500 тыс. рупий. Кроме того, имелись 557 мелких банков, которые особым правилам не подчинялись и были созданы как акционерные общества, а также 395 кооперативных банков (с. 5). В целом в 1947 г. на индийском банковском рынке имелись три главных типа игроков: Имперский банк Индии, акционерные банки - как индийские, так и английские, а также принадлежащие иностранным владельцам банки, занимающиеся валютообменными операциями. В 1950-х и 1960-х годах отличительной чертой банковской системы был ограничен-
ный доступ к финансам производственного сектора и большое число банкротств. Из 566 коммерческих банков, существовавших в Индии в 1951 г., к 1969 г. сохранилось только 89 банков - остальные либо разорились, либо были поглощены другими банками (с. 6). Это привело к тому, что правительство премьер-министра (а затем министра финансов) Индиры Ганди в 1969 г. национализировало 14 частных банков в июле 1969 г. (в 1980 г. были национализированы еще шесть коммерческих банков).
В 1950-е и 1960-е годы из-за отсутствия развитого рынка капитала в Индии, как и в других развивающихся странах большое распространение получили так называемые финансовые институты развития, создание которых поощряли МВФ и Мировой банк и которые получали деньги за счет размещения облигаций, рефинансирования Резервным банком Индии, помощи международных организаций (прежде всего Мирового банка), а также бюджетного субсидирования. Деньги этих институтов шли на кредитование промышленности, сельского хозяйства, жилищного строительства. В Индии такими финансовыми институтами были Промышленный банк развития Индии, Промышленная кредитная и инвестиционная корпорация Индии, Промышленная финансовая корпорация Индии, Национальный банк сельского хозяйства, Национальный банк жилищного строительства и Индийский банк развития малых предприятий (к 1990-м годам идея финансовых институтов развития утратила популярность из-за прекращения рефинансирования Резервным банком Индии и предоставления бюджетных субсидий, и эти институты либо превратились в коммерческие банки, либо прекратили существование).
Также типичными для Индии с тех лет стали так называемые почтовые сберегательные банки (к 2015 г. уже 330 млн граждан имели счета в этих банках). С точки зрения депозитов эти банки являются важным элементом индийской финансовой системы, однако они не предоставляют кредитов своим клиентам.
Еще одним элементом индийской финансовой системы является Бомбейская фондовая биржа, созданная еще в 1875 г. Однако по мировым меркам индийский фондовый рынок являлся крайне неразвитым до конца 1980-х годов. Он отличался архаичной структурой, при которой главным регулятором был чиновник министерства финансов, именуемый контролером выпуска ценных бумаг.
В основном на фондовом рынке обращались государственные облигации с фиксированным процентом. Жесткий государственный валютный контроль привел к тому, что валютный рынок как элемент финансовой системы Индии фактически отсутствует.
Наконец, элементом финансовой системы в Индии является страхование, которое имеет в этой стране давнюю историю. Страхование жизни было национализировано в 1958 г., когда была создана государственная Страховая корпорация Индии, которая заменила 154 индийских и 16 иностранных страховщиков и являлась монополистом на рынке страхования жизни вплоть до конца 1990-х годов. Другие виды страхования были национализированы в 1972 г., когда 107 частных страховых компаний были объединены в четыре государственных (с. 7).
В целом к концу 1980-х годов финансовый сектор Индии фактически принадлежал государству - характеризовался национализированными банками и страховыми компаниями. Именно реформирование финансового сектора стало важнейшим элементом экономических реформ, которые стали производиться с начала 1990-х годов.
В банковском секторе с тех пор реформы заключаются в следующем. В 1991 г. комитет под руководством бывшего руководителя Резервного банка Индии пришел к выводу о том, что необходимо увеличить свободу операций коммерческих банков, и рекомендовал такие меры, как расширение инвестиционных возможностей банков путем снижения обязательных резервов наличности у банков и постепенный отказ от госрегулирования процентной ставки этих банков. В 1998 г. тот же комитет рекомендовал дополнительные меры - улучшение банковского надзора и анализ структуры банковской собственности в Индии.
В итоге норматив обязательных резервов наличности в банках был снижен с 15% капитала коммерческих банков в 1991 г. до 4% в 2015 г. - тем самым у банков появились дополнительные средства для инвестирования. В настоящее время индийская денежная политика формулируется так: «необходимо сделать так, чтобы изменения в ставках репо (ставки, по которым центробанк дает краткосрочные кредиты коммерческим банкам под залог ценных бумаг) приводили к изменению ставок во всей банковской системе» (с. 10). Эта политика реализуется довольно успешно и
изменения в ставках репо действительно приводят к изменению ставок процента, под которые банки кредитуют друг друга и в конечном счете всю экономику Индии.
В середине 1990-х годов получили лицензии значительное число новых коммерческих банков - впервые со времен банковской национализации 1960-х годов. Власти указали, что это сделано в интересах развития банковской конкуренции, повышения эффективности банковской системы и развития финансовых инноваций.
В последнее время принимаются меры для повышения кредитной культуры в Индии путем обеспечения прав кредиторов и восстановления платежеспособности должников. Для этого в 2002 г. были созданы трибуналы по восстановлению платежеспособности и компании, занимающиеся реструктуризацией активов должников, объявивших о банкротстве. В 2005 г. был принят закон о кредитных бюро - организациях, ведущих кредитную историю заемщиков и предоставляющих банкам необходимую информацию, - однако эти бюро пока находятся на начальной стадии своего развития. Введение общенациональной системы идентификации каждого гражданина было бы для кредитных бюро очень полезно. В 2016 г. в Индии был принят закон о банкротстве по образцу западных стран.
Применение цифровых технологий сыграло ключевую роль в реформировании банковской системы Индии. Эти технологии сделали предоставление финансовых услуг клиентам более дешевым и быстрым, позволив создать общенациональную платежную систему. С наибольшим энтузиазмом эту систему используют частные банки, так как она позволяет ввести единые стандарты для всех филиалов этих банков в разных регионах Индии. Банковская конкуренция, в свою очередь, побудила применять новые технологии и банки, принадлежащие государству.
Результаты реформ банковского сектора были следующими. Произошел быстрый рост финансиализации индийской экономики, выразившийся в значительном увеличении отношения банковских кредитов и депозитов к ВВП. Если в 1965-1966 гг. это отношение составляло 6%, то в 1997-1998 гг. оно выросло до 45, а в 20072008 гг. - до 75% (с. 11).
Наблюдался рост числа банков и заметное улучшение их финансовых показателей. В марте 1990 г. в Индии насчитывалось
75 банков, а в марте 2015 г. - уже 91. Отношение кредитов и инвестиций к депозитам за это время выросло с 95% до 111% (с. 12).
Улучшилось и финансовое состояние самих банков. Невозвратные долги в их кредитных портфелях снизились с 15% всех выданных кредитов в 1996 г. до 2% в 2009 г. (с. 12).
Увеличение капитализации государственных банков поначалу было обеспечено рекапитализацией за счет бюджетных средств, но затем этим банкам было разрешено привлекать деньги с фондового рынка путем размещения собственных акций. В конце концов и значительному числу частных банков было позволено размещать свои акции на биржах. В итоге доля государственных банков в банковском секторе Индии постоянно снижалась, и один из частных банков стал вторым по размеру в Индии.
В результате реформ в Индии сложился так называемый денежный рынок - рынок взаимного кредитования банками друг друга. Во многом это объяснялось стремлением центробанка обеспечить влияние изменения своей процентной ставки на процентную ставку во всей финансовой системе и на ставку, по которой компании и граждане получают банковские кредиты.
Несмотря на эти тенденции, индийский банковский сектор остается преимущественно государственным - принадлежащие государству банки имеют 70% всех банковских активов. Однако прибыльность государственных банков снижается - в 2004 г. они получили 74% всей прибыли банковского сектора, а в 2015 г. только 42% (с. 14).
Политика властей Индии относительно финансового сектора остается двойственной. С одной стороны, они проявляют заинтересованность в развитии современной денежной системы и стараются повысить роль центрального банка в том, чтобы эта система работала в соответствии с его процентной политикой. С другой стороны, они осуществляют административное давление на денежный рынок и на банковский сектор. Даже частные банки должны давать 40% своих кредитов так называемым приоритетным секторам -сельское хозяйство, малые и средние предприятия, экспорт, образование, жилищное строительство, беднейшие слои населения. Такое же требование выдвинуто властями также к иностранным банкам, которые имеют 20 и более филиалов в Индии. Таким образом, индийские власти по-прежнему считают, что, несмотря на реформы
финансового сектора, именно государство имеет приоритет в денежных вопросах.
В ноябре 2016 г. в Индии была развернута масштабная реформа денежной системы. Из оборота фактически выведено 86% всех купюр - их предложено обменять в банках на новые. Основная цель замены - борьба с коррупцией и уходом от уплаты налогов. Ограничений на общие суммы обмена нет, но обещано, что все крупные депозиты будут проверяться налоговой службой страны. Такая «мягкая конфискация» нелегальных доходов, по оценкам экспертов, помимо прочего позволит сократить бюджетный дефицит и инфляцию.
За четыре дня денежной реформы, объявленной в Индии, изъято 3 трлн рупий (45 млрд долл.) старой валюты, при этом выдано лишь 500 млрд (7,5 млрд долл.) новой, сообщили в Минфине страны. Банкоматы и банки не справляются с обслуживанием большого количества людей, желающих обменять деньги, - новых купюр не хватает. Тем не менее для снижения напряженности лимит на снятие средств в банкоматах повышен - до 2,5 тыс. рупий в день, в банках - до 4,5 тыс. в день. премьер-министр Индии Нарен-дра Моди неожиданно выступил с заявлением о масштабной денежной реформе 8 ноября 2016 г. Было объявлено, что денежные купюры номиналом 500 (7,50 долл.) и 1000 рупий (15 долл.) должны полностью выйти из обращения в течение следующих трех-четырех недель. Купюры этих номиналов до конца года необходимо отнести в банки и вместо них получить новые - достоинством 500 и 2000 рупий.
По замыслу властей, эта мера ударит по коррупции, теневой экономике и финансированию терроризма. «Сотрудничайте со мной и помогайте мне в течение 50 дней, и я дам вам ту Индию, о которой вы мечтали», - призвал сограждан господин Моди. Ограничений на общие суммы обмена нет, но при этом по всем депозитам свыше 250 тыс. рупий (3750 долл.) данные будут передаваться в налоговую службу для сверки с декларируемым объемом доходов.
Уже недействительные старые купюры пока могут быть использованы лишь при оплате в больницах, на АЗС, в крематориях -до 24 ноября. Реформа вызвала финансовые проблемы у туристов, а также беспорядки в очередях к обменным пунктам и банкам. Бо-
лее 200 тыс. банкоматов не работало, а тем, что работали, не хватало валюты или они не могли выдавать новые банкноты достоинством 2000 рупий. В итоге Нарендра Моди попросил граждан пока воздержаться от использования новых денег и не запасаться ими впрок.
По оценкам индийского Центробанка, именно на банкноты 500 и 1000 рупий приходится большая часть наличной денежной массы в стране - 86%, или 224 млрд долл. (около 16,5 млн и 6,7 млн купюр соответственно). Сейчас из-за сложной системы регулирования и налогообложения существенная доля трансакций в стране совершается в теневой экономике, ее объем, по оценке Ambit Capital, составляет более 30 трлн рупий. Ранее Всемирный банк оценивал серый сектор Индиии в 23% ВВП.
Борьба с черным рынком началась после избрания господина Моди, но оказалась не слишком эффективной - амнистия капитала, выведенного за рубеж, собрала всего 26 млрд рупий, хранящегося в наличной валюте внутри страны - 600 млрд рупий. По оценкам экспертов, нынешний обмен купюр окажется существенно эффективнее прошедших амнистий и сможет вывести из тени до 4,6 трлн рупий. Больше всего от него пострадают рынки недвижимости, ювелирных изделий и цемента, полагают аналитики Edelweiss. Мера может оказать и поддержку бюджету - ситуация, когда до трети всех купюр может оказаться вне оборота из-за невозможности подтвердить их происхождение, позволит сократить нынешний дефицит бюджета Индии (3,9% ВВП) и размер инфляции (5,8%). Оппозиция, прежде всего Индийский национальный конгресс, обвинила власти в том, что эта реформа ударит по простым индийцам, которые не хранят свои сбережения в банках. Правительство и правящая «Бхаратия джаната парти» отрицают это, заявляя, что у простых людей больших сумм нет и что обмен ударит по коррупционерам, мошенникам и неплательщикам налогов1.
С.В. Минаев
1 Источник: «Операция чистые рупии» // КоммерсантЪ. - 2016. - 11, 11-11, № 211. - Прим. реф.