Научная статья на тему '2017.04.011. СТО ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ МЕКСИКИ: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. 100 AÑOS DE LA CONSTITUCIÓN MEXICANA: DE LAS GARANTíAS INDIVIDUALES A LOS DERECHOS HUMANOS / COORDINADORES LUIS RENé GUERRERO GALVáN, CARLOS MARIA RELANO MOLLER. - MEXICO: UNED, 2016. - XI, 544 P'

2017.04.011. СТО ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ МЕКСИКИ: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. 100 AÑOS DE LA CONSTITUCIÓN MEXICANA: DE LAS GARANTíAS INDIVIDUALES A LOS DERECHOS HUMANOS / COORDINADORES LUIS RENé GUERRERO GALVáN, CARLOS MARIA RELANO MOLLER. - MEXICO: UNED, 2016. - XI, 544 P Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ МЕКСИКИ 1917 Г. / КОНСТИТУЦИОННЫЕ РЕФОРМЫ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА / ПРЕОДОЛЕНИЕ БЕДНОСТИ / ПРАВА ИНДЕЙЦЕВ / ПРОЦЕДУРА АМПАРО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.04.011. СТО ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ МЕКСИКИ: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. 100 AÑOS DE LA CONSTITUCIÓN MEXICANA: DE LAS GARANTíAS INDIVIDUALES A LOS DERECHOS HUMANOS / COORDINADORES LUIS RENé GUERRERO GALVáN, CARLOS MARIA RELANO MOLLER. - MEXICO: UNED, 2016. - XI, 544 P»

Главным итогом деятельности Конституционного Суда РФ автор считает формулирование им правовых позиций фактически во всех сферах правового регулирования, определение критерия конституционности законодательного и подзаконного регулирования, причем применительно как к текущему регулированию, так и к параметрам функционирования государства.

Г.Н. Андреева

2017.04.011. СТО ЛЕТ КОНСТИТУЦИИ МЕКСИКИ: ОТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА. 100 AÑOS DE LA CONSTITUCIÓN MEXICANA: De las garantías individuales a los derechos humanos / Coordinadores Luis René Guerrero Galván, Carlos Maria Relano Moller. - Mexico: UNED, 2016. - XI, 544 p.

Ключевые слова: Конституция Мексики 1917 г.; конституционные реформы; права человека; социальные права; преодоление бедности; права индейцев; процедура ампаро.

Коллективная монография, написанная сотрудниками Института правовых исследований Автономного университета Мехико в рамках проекта Национального совета Мексики по науке и технологиям, подготовлена к столетней годовщине действующей Конституции Мексики 1917 г. В работе, созданной под руководством двух координаторов Л.Р. Герреро Гальвана и К.М. Пелайо Молле-ра, являющихся также соавторами вводной статьи о монографии, задействовано 19 авторов. Монография охватывает широкий спектр проблем эволюции конституционного регулирования прав человека в процессе конституционных реформ Конституции 1917 г. и особенности современного конституционного регулирования.

Конституция Мексики 1917 г. характеризуется как первая в мировой конституционной истории модель, включившая социальные права человека. Текст данной Конституции за время ее действия неоднократно подвергался изменениям, в ее статьи вкладывался разный смысл и реализовывались разные конъюнктурные политические соображения, в результате в настоящее время ее части нередко мало согласованы, и регулирование в ряде аспектов отрывочно. Поэтому, готовясь праздновать столетнюю годовщину Конституции Мексики, авторы считают своим долгом проанализи-

ровать и ее проблемы. Конституционные реформы, проводившиеся в течение столетнего действия Конституции в Мексике, серьезно трансформировали концепцию прав человека в стране. Особую роль в переходе от традиционной парадигмы индивидуальных гарантий прав к правам человека сыграла конституционная реформа 2011 г. Авторы монографии видели свою задачу в том, чтобы через анализ эволюции конституционного регулирования прав человека прийти к объективной оценке современного их регулирования и попытаться увидеть перспективы в данной области.

Работа разделена на четыре части, которым предшествует вводная статья (автор Г.Х. Манон Гарибай - G.J. Mañon Garibay) об общемировой истории прав человека от Древней Греции до ХХ1 в.

В первой части - «Мексиканский конституционализм и права человека» - рассматриваются вопросы взаимосвязи идентичности и конституционализма, понятие прав человека и их гарантий в Конституции Мексики, влияния колониального либерализма на Конституцию, а также вопрос о структурных реформах, осуществленных на основе данной Конституции.

Родриго Брито Мелгарехо (Rodrigo Brito Melgarejo) подчеркивает в своей статье, что в результате конституционной реформы 2011 г. в Мексике возникла новая схема прав и свобод человека. Новые конституционные принципы, институты и механизмы образуют новую парадигму прав и свобод. На трансцендентальное изменение парадигмы в результате реформы указал и Высший суд юстиции нации в своем решении 293/2011. Однако именно в силу этого реформа вызвала бурную научную дискуссию. Она связана с известным доктринальным различием между пониманием прав человека как неотъемлемых, принадлежащих ему в силу его природы, и как прав, создаваемых государством и исходящих от него. Ранее ст. 1 Конституции Мексики устанавливала, что в Мексике каждому человеку гарантированы права, которые предоставляет ему Конституция страны и которые не могут ограничиваться, а действие их не может быть приостановлено иначе, как в случаях и при условиях, установленных этой Конституцией. Новая редакция ст. 1 Конституции Мексики устанавливает, что каждый пользуется правами человека, признаваемыми Конституцией и международными договорами, участником которых являются Мексиканские Соединенные Штаты. Таким образом, произошла смена понятий: если в из-

начальном тексте внимание конституционного законодателя было сосредоточено на «гарантиях» и понятие «индивидуальные гарантии» служило основой для разграничения различных видов прав, то в действующей редакции - на «правах человека».

Р. Брито Мелгарехо, подробно рассмотрев вопрос об эволюции понятия прав человека в мировой истории, проанализировав различные точки зрения, высказанные на заседаниях Учредительного собрания во время подготовки Конституции Мексики 1917 г., международные договоры и решения наднациональных судов, дебаты во время подготовки конституционной реформы в Мексике, поддерживает позицию тех ученых, которые полагают, что не стоит толковать данное положение как сужение сферы защиты прав мексиканцев. Он опирается на мнение Верховного суда юстиции Мексики, который указал на связь двух концепций, отметив, что в демократическом государстве права, свободы человека и их гарантии являются неотъемлемыми правами человека, а правовое государство конституирует эту триаду. По мнению Р. Брито Мелгарехо, реформа помогла создать адекватную систему гарантий прав человека в стране.

Вторая часть - «Социальные права в Конституции 1917 г.» -содержит исследования эволюции конституционного регулирования социальных прав как программных положений и экономических, социальных, культурных и экологических прав как прав человека; воздействия Конституции 1917 г. на диалог о социальных правах в Латинской Америке; анализа четырех решений мексиканского Высшего суда юстиции и Межамериканского суда по правам человека в сфере социальных и культурных прав; упрочения права на здоровую окружающую среду в Мексике; прав индейцев на землю в Мексике, а также проблем регулирования и реализации права на язык (лингвистические права) в Мексике. Вопрос об эволюции социальных прав не является для Мексики чисто доктринальной проблемой, он отражает поиски решения острых социальных проблем, прежде всего борьбы с бедностью. Статистика свидетельствует о том, что в стране не только имеется высокий процент лиц, находящихся за чертой бедности, но и происходит быстрый рост их числа: в 2010 г. было зафиксировано 52,8 млн лиц данной категории, а 2012 г. - 53,3 млн. Индикаторы бедности по основным показателям (качество жизни, питание, здоровье и др.) свидетельствуют

о массированном нарушении социальных прав человека. Такая же ситуация была и в прошлом, а нарушения в этой области характерны вообще для региона Латинской Америки, как отмечает Родриго Гутиеррес Ривас (Rodrigo Gutiérrez Rivas). В этом смысле реформа ст. 1 Конституции 2011 г. вместе с признанием в тексте Конституции права на воду и достаточное питание призвана обеспечить новые гарантии социальных прав, которые от программных положений должны перейти в категорию прав прямого действия, защищаемых судами.

Особенности конституционного регулирования социальных прав в Мексике предопределяются тремя обстоятельствами: во-первых, включением социальных прав в изначальный текст Конституции Мексики 1917 г., что было первым примером конститу-ционализации данной категории прав в истории конституционализма; поднятие социальных прав на конституционный уровень означало признание необходимости конституционных механизмов и средств, корректирующих принцип формального равенства (особое внимание уделялось аграрным вопросам и труду); во-вторых, Мексика, как и многие другие страны Латинской Америки, восприняла французскую концепцию «конституционного блока», которая используется именно для включения международных норм о правах человека в национальное законодательство высшего ранга; соответственно, регулирование прав человека представляет собой сложную систему различным образом сформулированных норм; в-третьих, поскольку в Латинской Америке существуют серьезные социальные проблемы и в сферу внимания судов постоянно попадают сложные для судебного разрешения вопросы здравоохранения, социального обеспечения, охраны окружающей среды и иные, относящиеся к социальной сфере, судебные власти стран Латинской Америки активно изучают опыт друг друга, обмениваются им и находятся в своеобразном «активном диалоге» по поводу социальных прав. В монографии уделено большое внимание анализу решений органов конституционного контроля Аргентины, Колумбии, Коста-Рики и Гватемалы по социальным правам, а также Межамериканского суда по правам человека, и, конечно, важнейших решений Высшего суда юстиции Мексики.

Права индейцев в Мексике были включены в конституционный текст в 1992 г., спустя 170 лет после достижения независимо-

сти, и при этом Конституция не содержала регулирования наиболее фундаментальных для данной категории граждан вопросов: свободного самоопределения и автономии. Реформа 1992 г. проходила под влиянием различных факторов, как международных, так и национальных (движения в защиту прав индейцев). Новые конституционные положения включали признание индейцев частью мексиканской нации, законодательную защиту их языков, культуры, обычаев и практик, способов и форм социальной организации, а также судебные гарантии (ст. 4 Конституции). Кроме того, в ст. 27 было установлено, что закон защищает земли индейского населения. Первая реформа была проведена в 2001 г., когда в Конституции появилось положение о коллективных правах индейцев, таким образом, началась эволюция конституционного регулирования прав индейцев, переход от обеспечения индивидуальных гарантий к защите особых, специфических, коллективных прав. Современное регулирование прав индейцев, возникшее в результате конституционной реформы 2011 г., отражает процесс интернационализации прав человека, а также прямое применение международных актов для защиты прав человека в Мексике, включая права индейского населения, поэтому охватывает и конституционные нормы, и нормы международных актов, участником которых является Мексика, а также решения Высшего суда юстиции Мексики и Межамериканского суда по правам человека.

Третья часть - «Права человека в Конституции 1917 г. и их трансформация» - раскрывает вопросы правовой теории и практики конституционного регулирования, реализации прав женщин, детей и подростков в Мексике; проблематику положений, относящихся к уголовному праву, затронутых в ходе конституционных реформ 1993-2008 гг.; особенности конституционного регулирования религиозной свободы; влияние двухсторонних соглашений, заключенных Мексикой, на право частной собственности; целей судебного лоббирования, а также практику приостановки судебных гарантий в прошлом и в настоящее время.

Проблема обеспечения прав женщин, подростков и детей стоит в Мексике очень остро. Так, по статистике ежедневно различным формам насилия подвергается семь женщин; страна входит в 25 стран с максимальными показателями в этой области. В Конституции права женщин урегулированы, но существует огромный

разрыв между теорией и практикой, поэтому Ариадна Фернанда Товар Рамирес (Ariadna Fernanda Tovar Ramirez) подчеркивает, что государство должно дать женщинам нечто большее, чем теорию их прав, а именно способы их применения в повседневной жизни. Аналогичная ситуация складывается с реализацией конституционных прав детей и подростков, для которой не хватает соответствующих правовых и организационных механизмов.

Четвертая часть - «Размышления относительно процедуры ампаро в Мексике» - включает две статьи, посвященные различным аспектам данной процедуры, используемой в Латинской Америке для защиты прав человека.

Г.Н. Андреева

2017.04.012. АНДРЕЕВА Г.Н. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АВТОНОМИИ ЮЖНОГО ТИРОЛЯ. (Аналитический обзор).

Ключевые слова: Южный Тироль; автономия; межнациональные отношения; органы автономии; квотирование; законодательные полномочия; управление; судебная власть; языковая политика; статус немецкого языка; статус ладинского языка.

Организация управления автономной трехъязычной провинцией Южный Тироль (нем. - Autonome Provinz Bozen - Südtirol, итал. - Provincia Autonoma Di Bolzano - Alto Adige, ладинский -Provinzia Autonoma De Bulsan - Südtirol) нередко рассматривается в научной и публицистической литературе как своего рода образец разрешения и предотвращения межнациональных конфликтов регионального (в рамках Европы) и даже международного уровней [7, с. 94]. Периодически появляются публикации, в которых данную автономию оценивают как возможную модель решения проблем Каталонии, Шотландии, Нагорного Карабаха и Крыма [7, с. 94; 3, с. 7-17; 2]. В силу этого правовой статус Южного Тироля представляет особый научный интерес

Южный Тироль в настоящее время является составной частью итальянского региона Трентино - Альто-Адидже / Зюдтироль и еврорегиона Тироль - Южный Тироль - Трентино, в котором Тироль находится в Австрии, а Южный Тироль - в Италии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.