Научная статья на тему '2007.04.019. РАМИРЕС С.Г. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АВТОНОМИЯ В КОНСТИТУЦИИ И В ЗАКОНЕ. RAMНREZ S. G. LA AUTONOMíA UNIVERSITARIA EN LA CONSTITUCIóN Y EN LA LEY. - MéXICO ( D.F).: UNAM, INSTITUTO DE INVESTIGACIONES JURíDICAS, 2005. - 323 P'

2007.04.019. РАМИРЕС С.Г. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АВТОНОМИЯ В КОНСТИТУЦИИ И В ЗАКОНЕ. RAMНREZ S. G. LA AUTONOMíA UNIVERSITARIA EN LA CONSTITUCIóN Y EN LA LEY. - MéXICO ( D.F).: UNAM, INSTITUTO DE INVESTIGACIONES JURíDICAS, 2005. - 323 P Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2007.04.019. РАМИРЕС С.Г. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АВТОНОМИЯ В КОНСТИТУЦИИ И В ЗАКОНЕ. RAMНREZ S. G. LA AUTONOMíA UNIVERSITARIA EN LA CONSTITUCIóN Y EN LA LEY. - MéXICO ( D.F).: UNAM, INSTITUTO DE INVESTIGACIONES JURíDICAS, 2005. - 323 P»

2007.04.019. РАМИРЕС С.Г. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ АВТОНОМИЯ В КОНСТИТУЦИИ И В ЗАКОНЕ.

RAMÍREZ S.G. La autonomía universitaria en la Constitución y en la ley. - México ( D.F).: UNAM, Instituto de investigaciones jurídicas, 2005. - 323 p.

Монография известного латиноамериканского юриста, профессора Национального автономного университета Мехико, председателя Межамериканского суда по правам человека Серхио Гар-сиа Рамиреса посвящена истории и современному правовому оформлению такой гарантии свободы образования, как автономия университетов. Монография состоит из предисловия, введения, шести глав и приложения, в котором отражен процесс реформирования ст. 3 Конституции Мексики.

В работе анализу современного правового регулирования предшествует исследование исторических корней университетской автономии в основном на латиноамериканской почве. В научной литературе стран Латинской Америки ведется дискуссия о том, какой университет появился раньше: мексиканский или перуанский. Спор ведется вокруг выбора документов, которые могут считаться правовым основанием возникновения университетов (относящихся к университету в целом или к отдельным кафедрам, которые появились раньше других), но в любом случае речь идет о середине XVI в., т.е. о колониальном периоде. Мексиканский университет был предназначен прежде всего для образования креолов, т.е. формирования образованной колониальной элиты, хотя в документах XVIII в. отмечается и наличие небольшого числа индейцев. Таким образом, хотя сам университет был институтом демократическим, в его структуре и деятельности отражалась олигархическая система мексиканского общества в рамках монархической государственности.

Университетская автономия получила свое оформление в Законах об Университете Мехико 1910, 1929, 1933, 1945 гг. В работе подробно проанализированы по данным актам структура университета, компетенция его органов, порядок их функционирования, полномочия по изданию актов, положения, обеспечивающие взаимодействие органов университета, гарантирующие его автономию, а также полномочия различных органов государства, прежде всего президента, по отношению к университету.

Отдельная глава (4) посвящена конституционному оформлению принципа университетской автономии. В работе отмечается, что придание университетской автономии конституционного ранга путем включения положений о том, что она гарантируется государством, не означает автоматического распространения автономии на все университеты и другие учреждения публичного образования в стране. Для получения учреждением образования автономии необходимо решение соответствующих федеральных органов, конкретно в Мексике необходимо решение парламента. Автор отмечает, что существует четко выраженная тенденция расширения круга автономных образовательных учреждений: если до 1948 г. их было всего три (Национальный автономный университет Мехико, Научный и литературный институт Сан Луис Потоси, Институт наук и искусств Оахаки), то во второй половине ХХ в. процесс приобретения автономии приобрел массовый характер. На Первой латиноамериканской конференции по законодательству об университетах (1977) была подчеркнута объективно существующая потребность университетов в конституционном оформлении их автономии и выработаны рекомендации по внесению такого рода конституционных поправок для тех стран, где в конституциях отсутствовали положения об автономии университетов.

В результате сформировавшегося мнения латиноамериканского юридического и научного сообществ и дискуссии в самой Мексике к 1979 г. созрело решение поднять университетскую автономию на конституционный уровень. Практически это было сделано путем внесения дополнений в ст. 3 Конституции 1917 г. Развернувшаяся в парламенте дискуссия по поправкам выявила опасения довольно значительной группы депутатов по поводу повышения уровня автономии путем ее конституционализации. Автор приводит и подробно анализирует различные точки зрения, высказанные по этому поводу, в том числе о возможности «разрыва» между университетом и государством, университетом и обществом. Некоторые депутаты видели в усилении гарантий автономии своего рода троянского коня, с помощью которого будет разрушено публичное образование. Вместе с тем в процессе обсуждения были сформулированы новые, более современные и либеральные аргументы в пользу университетской автономии, увязывающие ее со свободой образования и свободой выражения мнений.

Придание университетской автономии ранга конституционного принципа было детализировано применительно к двум его основным аспектам: по отношению к исполнительной власти и применительно к трудовым отношениям профессорско-преподавательского состава в университетах. Включение отдельных положений об университетской автономии в ст. 3 Конституции Мексики означало обязанность для законодателя принять специальные законы о данных учреждениях.

Особое внимание в работе уделено анализу основных характеристик и гарантий университетской автономии, к которым автор относит вопросы самостоятельного регулирования деятельности университета и управления им, определения целей деятельности университета (в рамках конституционных принципов), установления учебных планов и программ, урегулирования трудовых отношений профессорско-преподавательского и обслуживающего персонала и вопросы попечительского управления.

В заключение автор останавливается на проблемах защиты университетской автономии.

Г.Н. Андреева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.