Научная статья на тему '2017.04.007. БЕРГСТРËМ М. ПЕРЕПИСКА В СЕТИ: ГОМОГАМИЯ ПРОВЕРЯЕТСЯ НА САЙТАХ ЗНАКОМСТВ. BERGSTRÖM M. (SE) CORRESPONDRE EN LIGNE: L’HOMOGAMIE à L’éPREUVE DES SITES DE RENCONTRES // SOCIéTéS CONTEMPORAINES. - P., 2016. - N 4. - P. 13-40'

2017.04.007. БЕРГСТРËМ М. ПЕРЕПИСКА В СЕТИ: ГОМОГАМИЯ ПРОВЕРЯЕТСЯ НА САЙТАХ ЗНАКОМСТВ. BERGSTRÖM M. (SE) CORRESPONDRE EN LIGNE: L’HOMOGAMIE à L’éPREUVE DES SITES DE RENCONTRES // SOCIéTéS CONTEMPORAINES. - P., 2016. - N 4. - P. 13-40 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОМОГАМИЯ / САЙТЫ ЗНАКОМСТВ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.04.007. БЕРГСТРËМ М. ПЕРЕПИСКА В СЕТИ: ГОМОГАМИЯ ПРОВЕРЯЕТСЯ НА САЙТАХ ЗНАКОМСТВ. BERGSTRÖM M. (SE) CORRESPONDRE EN LIGNE: L’HOMOGAMIE à L’éPREUVE DES SITES DE RENCONTRES // SOCIéTéS CONTEMPORAINES. - P., 2016. - N 4. - P. 13-40»

2017.04.007. БЕРГСТРЁМ М. ПЕРЕПИСКА В СЕТИ: ГОМОГАМИЯ ПРОВЕРЯЕТСЯ НА САЙТАХ ЗНАКОМСТВ. BERGSTROM M. (Se) correspondre en ligne: L'homogamie à l'épreuve des sites de rencontres // Sociétés contemporaines. - P., 2016. - N 4. -P. 13-40.

Ключевые слова: гомогамия; сайты знакомств; социальная дифференциация; культурный капитал.

В статье Мари Бергстрём (Национальный институт демографических исследований, Париж) анализируется принцип гомогамии, определяемой автором как «тенденция индивидов формировать пару с социально схожим человеком» [с. 14], применительно к отношениям, складывающимся на сайтах знакомств. Показана специфика механизмов гомогамии на трех этапах формирования пар через Сеть, а также выявляются препятствия для ее функционирования.

Во Франции сайты знакомств используются как новый способ поиска партнера с рубежа ХХ-ХХ1 вв. Автор задается вопросом, применима ли к складывающимся на них парам традиционная модель объяснения гомогамии, при том что при общении на сайтах существуют два препятствия действию механизма гомогамии. Это, во-первых, отсутствие или слабость пространственной и социальной сегрегации, что устраняет ограничения для общения и формирования романтических связей. Во-вторых, отсутствие непосредственных контактов и устной коммуникации, что кардинально изменяет способы оценки потенциального партнера.

Реклама сайтов знакомств представляет контакты в Сети как свободные от социальной логики, присущей обычным контактам («более свободный выбор, более подлинная любовь») [с. 14]. Автор ссылается на многочисленные работы как по статистике гомогамии, так и объясняющие ее действие, которое характеризуется двумя основными моментами. Прежде всего, социальная гомогенность пар обуславливается контекстом общения: в силу высокой социальной сегрегации жизненных пространств вероятность встречи индивидов тем выше, чем ближе они в социальном пространстве. Затем внутри социально гомогенного круга общения вступают в действие предпочтения индивидов, которые одними исследовате-

лями трактуются как «стратегический выбор»1, другими - как «социально дифференцированные вкусы»2 [с. 14]. В любом случае эти предпочтения социально обусловлены и способствуют сближению социально схожих людей.

Означает ли общедоступная регистрация на сайтах, т.е. отсутствие первого фильтра, присущего офлайн-общению, свободу сетевых знакомств от социальных ограничений? Кроме того, сайты отличаются от обычных мест встреч по тому, как любовные предпочтения индивидов формируются и выражаются. Отсутствие непосредственного контакта при первой встрече (решающее значение внешнего облика потенциального партнера показано в работе Мишеля Бозона3), а также общение в письменной форме создают условия взаимодействия принципиально иные, нежели при внесетевом общении. На сайтах знакомств искусственно созданный «профиль» пользователя заменяет живое тело. Таким образом, один из факторов гомогамии устраняется, а другой трансформируется, что создает трудности при применении объяснительной модели этого социального феномена.

Вопросы, которые ставятся в данном исследовании, следующие. Какие пары создаются в результате сетевых знакомств? Какой социальной логике подчиняется развитие этих знакомств, по каким сценариям оно происходит и как в них проявляется гомогамия? Своим исследованием автор надеется способствовать лучшему пониманию действия механизмов гомогамии как на сайтах знакомств, так и при других обстоятельствах.

Исследование опирается на три источника данных. Это, во-первых, проведенные в 2008-2014 гг. среди группы женщин и мужчин интервью об опыте романтических отношений, независимо от его сетевого или внесетевого характера. Во-вторых, рассматривались анкеты Исследования индивидуальных и супружеских жизненных путей (Ерю) 2013-2014 гг., в которых перед опрашиваемы-

1 Becker G. S. A theory of marriage // J. of political economy. - Chicago (IL),

1973. - Vol. N 81, N 4, Pt. 1. - P. 813-846.

2

Desrosières A. Marché matrimonial et structure des classes sociales // Actes de la recherche en sciences sociales. - P., 1978. - Vol. 20, N 1. - P. 97-107.

3

Bozon M. Apparence physique et choix du conjoint // L'évolution de la nuptialité en France et dans les pays développés / Dir. L. Roussel, T. Hibert. - P. : INED: PUF, 1991. - P. 93-112.

ми (5509 человек, состоявших в отношениях на тот момент; из них 153 познакомились со своим партнером в Сети) ставилась задача рассказать о серьезных любовных отношениях, что позволяет сравнить действие принципа гомогамии в зависимости от места знакомства пары. На базе этого исследования была сформирована подвыборка из 282 человек, у которых в настоящем или прошлом был опыт сетевого «романа», что дает возможность выяснить время от первого контакта до реальной встречи. И, в-третьих, изучалась база данных самого популярного во Франции сайта знакомств Меейс, которая дает информацию о профилях зарегистрированных с 2002 по 2014 г. пользователей, а также о статистике электронной переписки с 2011 по 2014 г.

Первоначально сайты знакомств были популярны среди молодежи и представителей средних и высших классов, что отражало их более ранний доступ к Интернету. Так, в 2006 г. среди руководящих работников и представителей интеллектуальных профессий с высшим образованием было в два раза больше тех, кто пользовался сайтами знакомств, чем среди рабочих (соответственно 13 и 6%). Позже состав пользователей стал более смешанным в силу распространения пользования Сетью, а также возросшей популярности сетевых знакомств. В 2013 г. соотношение составляло уже 16 к 13% [с. 17], т.е. данная практика стала более демократичной.

В распространении в обществе сайтов знакомств нашли отражение два процесса. Во-первых, у общеизвестных сайтов меняется контингент - начинают преобладать люди с более низким уровнем образования. Это прослеживается, например, на структуре дипломов пользователей сайта Меейс: если в 2002 г. соотношение обладателей диплома о высшем образовании1 и тех, кто получил лишь полное или неполное школьное образование, было 46 к 27% соответственно, то в 2014 г. оно было уже 37 к 40% [с. 17]. Иными словами, наблюдается отток более образованных пользователей, и одновременно сайт приобретает большую популярность у людей с низким уровнем образования. Во-вторых, со временем происходит

1 Под высшим образованием здесь имеется в виду французский уровень Вас+4 и Вас+5, т.е. диплом бакалавра, экзамены на получение которого сдаются после окончания полного школьного образования и который получают не все окончившие школу, плюс еще четыре или пять лет обучения в высшем учебном заведении. - Прим. реф.

сегментация сайтов знакомств: сайты - пионеры движения становятся более массовыми и демократичными по своему составу, и при этом возникают новые сайты, нацеленные на определенные, часто элитарные, круги общества и набирающие участников по культурным интересам, куда и «мигрируют» с сайтов для «широкой публики» те пользователи, которые обладают большим культурным и / или экономическим капиталом. Автор использует по отношению к подобным сайтам термин «избирательная демократия» [там же].

Сопоставление пар, познакомившихся в Сети и в реальной жизни (на работе, в учебном заведении, в общественном месте, через друзей, в родственном кругу, на культурном мероприятии, в кафе, в клубе, в храме и др.), автор проводит по трем параметрам: профессиональная гомогамия, образовательная гомогамия и гомогамия социального происхождения. Ни по одному из трех показателей сравнение данных не показывает существенного отличия (большей или меньшей однородности) «сетевых» пар от других, за исключением более высокой профессиональной гомогамии среди тех, кто познакомился на работе, и большей образовательной гомогамии среди тех, кто указал местом знакомства учебное заведение. Это доказывает, что пары, сформировавшиеся на сайтах знакомств, подчиняются гомогамии наравне с парами, познакомившимися в реальной жизни.

Далее автор пытается понять, как в таком случае действует механизм, помогающий людям найти себе подобного при отсутствии некоторых основных элементов обычной модели гомогамии. Опрос показывает, что сближение пар в Сети проходит три четко очерченные фазы: оценка профиля пользователя, письменное общение и реальная встреча. На каждой из них используются специфические, присущие определенным социальным группам, механизмы отбора, которые позволяют отвергнуть потенциального кандидата или перейти на следующую фазу отношений.

Если в реальной жизни тело характеризует человека и дает информацию о его личности: поле, возрасте, этнической принадлежности и т.п., - то в Сети для этой цели человеку надо описать себя. Создать профиль - значит охарактеризовать себя вербальными средствами, притом что размещение фотографии не является обязательным. Пользователю предлагается ответить на ряд вопро-

сов, обязательных и нет, открытых и альтернативных (с несколькими вариантами ответов), а также кратко описать себя, чтобы дать представление о своей социальной идентичности, личностных качествах и ожиданиях от любовных / сексуальных отношений. Говоря о социальном использовании профиля, автор усматривает его в разных (социально дифференцированных) способах презентации себя и различных подходах к оценке профиля другого. В отличие от стандартизованного опросника, описывая себя в свободной форме, пользователи, наделенные экономическим и / или культурным капиталом, оказываются в преимущественном положении, поскольку они привыкли к написанию текстов. Для них это оптимальный инструмент, чтобы представить себя, используя естественный и привычный способ самовыражения. Сопоставление размера объявления и уровня образования автора профиля позволило выявить корреляцию: количество знаков тем больше, чем выше уровень образования. Это различие отражает социальную дифференциацию в отношении письменной речи.

Анализ интервью в сочетании с уровнем образования позволил также отметить разницу в отношении пользователей к представлению себя. При низком образовательном уровне описание себя воспринимается как претенциозность, хвастовство, выставление себя напоказ. Факультативное размещение фотографии выявляет противоположную тенденцию: доля выложивших ее выше среди пользователей с низким образованием. Разница проявляется и в выборе необязательных вопросов анкеты. Люди с более высоким образованием отдают предпочтение открытым вопросам, с более низким - альтернативным вопросам с несколькими готовыми вариантами ответа.

Таким образом, в презентации себя посредством профиля находят отражение социально-контрастные практики. Притом что цель у всех одна - представить себя в наилучшем свете, представления о том, что является достоинством, а также способы и возможности это показать, различаются, однозначно коррелируя с культурным капиталом.

Противоположная сторона отбора - оценка партнера по профилю. Здесь на самоописание обращают внимание социально привилегированные пользователи, т.е. те же, кто уделяет ему большее внимание при создании собственного профиля. Для людей просто-

го происхождения оно второстепенно. Им важнее фотография, которой часто достаточно для принятия решения о контакте с человеком. Тогда как размещение фотографий, особенно в большом количестве, часто воспринимается людьми с большим культурным капиталом как проявление тщеславия. Наблюдается сходство между созданием своего профиля и восприятием чужого (в обоих случаях акцент делается на фото / вопросы / самоописание). Это позволяет при просмотре чужих профилей отсеивать те, которые пользователю социально не близки. Таким образом, в своих попытках понять по профилю суть человека люди используют разные рамки интерпретации.

На сайтах знакомств задействованы, по мнению автора статьи, дискриминирующие социальные критерии, одним из которых является владение языком. «Речь, будучи социально маркированной практикой, позволяет понять место незнакомого человека в обществе» [с. 25], что верно как для офлайн-, так и для онлайн-общения. Письменное общение, чаще всего используемое на сайтах, является очевидной привилегией людей с большим культурным капиталом. Значит, делает вывод автор, сайты знакомств основываются на далеком от социальной справедливости способе общения.

Анализ интервью показывает, что просмотр профилей представляет собой оценку потенциального партнера не только с точки зрения содержащейся информации, но и с точки зрения владения языком, которое является основанием отсева со стороны социально привилегированных пользователей. Безграмотность воспринимается ими как незрелость. На низкую грамотность в качестве дискриминирующего критерия указало подавляющее большинство пользователей с высшим образованием, независимо от его уровня и области.

Итак, на первом этапе пользователи проводят предварительный отбор собеседников, опираясь на их профили, которые играют роль базы для первого впечатления, а также фильтра. При этом осуществляется классификация партнеров, в ходе которой выше оцениваются те, кто имеет социально схожие профили.

Несмотря на первоначальную социальную селекцию на основе профилей, контакты на втором этапе - этапе переписки - не всегда происходят между социально близкими людьми. Анализ пере-

писки по электронной почте (рассматривались данные профилей корреспондентов и продолжительность переписки) показывает, что склонность к выбору себе подобных наблюдается на полюсах социальной иерархии (школьное образование и второй цикл высшего образования1), тогда как люди с промежуточным уровнем образования (диплом бакалавра + два или три года обучения) проявляли большую социальную неопределенность в выборе партнера. Кроме того, гомогамия усиливалась по мере продолжения переписки, т.е. происходил отсев социально далеких адресатов. Интервью показали, что в отборе на этом этапе большую роль играет наличие общих тем и интересов, а также схожие подходы к ухаживанию («коды обольщения»).

Общение в Сети основывается на тех же попытках понравиться, что и обычные встречи, однако способы отличаются. На сайтах устанавливаются «особые условия, характеризующиеся отсутствием внешних стимулов и деятельности, вокруг которых организовывалось бы взаимодействие» [с. 28]. Если романтические встречи офлайн структурируются и часто сопровождаются другой деятельностью (танцы, посещение кафе, работа, учеба и т.п.), то онлайн-взаимодействие сводится к вербальному обмену, лишенному физического присутствия друг друга и языка тела. Сенсорный регистр оказывается не задействован, только интеллектуальный. Здесь понравиться - значит достигнуть взаимопонимания с помощью речи. Соответственно, залог продолжения контакта - наличие общих интересов и в целом схожие системы взглядов. Взаимопонимание возникает при совпадении не только содержания, но и формы, тона посланий.

Переписка онлайн ставит пользователей перед выбором, какую информацию о себе предоставлять. Притом, что «интересоваться другим и открываться перед ним - составляющие практики обольщения» [с. 30], исследование выявило разные подходы к тому, какой информацией уместно поделиться, а какой нет. Одной из таких тем является личная жизнь. Для опрошенных из низших слоев обсуждение предыдущего любовного опыта и ожиданий от совместной жизни - одна из основных тем, для представителей высших слоев частое упоминание собеседником подобных тем делает

1 Аналог российской магистратуры. - Прим. реф.

его нежелательным. На этом этапе знакомства интимная тема воспринимается ими как неуместная, несмотря на то что действие происходит в пространстве, предназначенном для любовных и сексуальных встреч. Стремясь к одной и той же цели - выигрышно подать себя, - выходцы из высших и низших слоев по-разному смотрят на то, как это делать и какими темпами.

Расхождение наблюдается и в том, как продемонстрировать другому свою заинтересованность. Представители низших слоев, судя по интервью, рассматривают комплименты как основной способ очаровать собеседника, тогда как выходцы из состоятельных кругов смотрят на такой подход как на банальный и бестактный. Соответственно, для первых важно экстериоризировать любовный и сексуальный интерес, а для вторых подходит ритуал ухаживания, не так однозначно указывающий на намерения. Слишком торопливое и откровенное проявление чувств воспринимается ими как вульгарное приставание. Кроме того, обладатели большого культурного капитала ищут партнера, который ценил бы их интеллект и культурный уровень, т.е. те качества, которыми они сами гордятся.

Автор сравнивает обольщение с игрой, полной условностей с точки зрения того, что можно / должно говорить и делать. Разные правила игры используют мужчины и женщины, а также представители разных социальных кругов.

Третий этап сетевого знакомства - реальная встреча - вопреки распространенному мнению происходит в большом числе случаев вскоре после первого контакта в Интернете: 30% - в течение первой недели, еще 38% - через одну-четыре недели [с. 32]. Когда при переписке возникает ощущение взаимопонимания, партнеры, как правило, стараются ускорить встречу для проверки этого ощущения. Важность визуального впечатления подтверждается признанием опрошенных, что оно способно поколебать создавшийся при переписке образ. Стремление увидеть другого основывается, прежде всего, на желании оценить его эстетически, и, кроме того, встреча в физическом измерении позволяет индивидам окончательно понять, с кем они имеют дело. Значение имеет не только внешность, но и мимика, манера держаться, реагировать и т.п., которые многое говорят о человеке и позволяют вынести быстрое решение о продолжении отношений. У людей в ходе переписки складывается представление, своего рода фоторобот партнера, и

первая встреча позволяет оценить, насколько реальный человек совпадает с этим образом. Таким образом, если при знакомстве оф-лайн внешность является отправной точкой для первых впечатлений, то при знакомстве онлайн она призвана постфактум сыграть роль подтверждения уже сложившихся впечатлений.

Помимо визуального впечатления, существенную информацию об образе жизни человека дает ситуационный контекст. Опрошенные указали на место встречи и характер времяпрепровождения как на важную информацию о человеке и способ спрогнозировать будущие отношения. Встреча оценивалась как удачная / неудачная не только в зависимости от того, какое впечатление произвел партнер, но и по тому, как она прошла. «Во время встречи вне Сети происходит воплощение социального: оно проявляется не только в физическом облике, голосе, жестах, но и в [сопутствующих] пространствах и практиках. На этом этапе социальная близость снова благоприятствует продолжению контактов» [с. 35].

В заключительной части статьи автор напоминает, что, будучи посвящено социальным обычаям сайтов знакомств, исследование ставило задачей проанализировать, каким образом гомогамия действует в Сети. Интернет - новое место встреч, и одна из его особенностей - новый сценарий сближения партнеров. При оф-лайн-отношениях встреча предшествует сближению, тогда как при сетевом знакомстве она завершает процесс предварительного отбора кандидатов. На каждом из трех этапов развития отношений оцениваются разные характеристики партнера: профиль - объективные качества (пол, возраст, профессия), переписка - образ жизни и интересы (вкусы, досуг), личная встреча - физическое воплощение этих особенностей (телесный габитус, жилье).

Несмотря на иную организацию встреч на сайтах, принцип социальной гомогамии действует и здесь. На каждом этапе сближения функционируют специфические механизмы отбора, способствующие отдалению далеких в социальном отношении партнеров. Предпочтения-отторжения регулируются вкусами людей, т.е., по определению Пьера Бурдье, «социально дифференцированными классификационными схемами»1. Автор отмечает, что большая ге-

1 Bourdieu P. La distinction. Crituque sociale du jugement. - P. : Minuit, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.