Научная статья на тему '2017. 03. 025. Филк Д. , Давидович Н. , Готтлиб Н. Республиканский эгалитарный подход к биоэтике: случай непризнанных поселений бедуинов в Израиле. Filc D. , Davidovich N. , Gottlieb N. A Republican egalitarian approach to bioethics: the case of the unrecognized Bedouin villages in Israel // international journal of health services. - tel Aviv, 2016. - Vol. 46, n 4. - p. 734-746'

2017. 03. 025. Филк Д. , Давидович Н. , Готтлиб Н. Республиканский эгалитарный подход к биоэтике: случай непризнанных поселений бедуинов в Израиле. Filc D. , Davidovich N. , Gottlieb N. A Republican egalitarian approach to bioethics: the case of the unrecognized Bedouin villages in Israel // international journal of health services. - tel Aviv, 2016. - Vol. 46, n 4. - p. 734-746 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / ЭГАЛИТАРНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / ПРИНЦИП СВОБОДЫ ПАЦИЕНТА / ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 025. Филк Д. , Давидович Н. , Готтлиб Н. Республиканский эгалитарный подход к биоэтике: случай непризнанных поселений бедуинов в Израиле. Filc D. , Davidovich N. , Gottlieb N. A Republican egalitarian approach to bioethics: the case of the unrecognized Bedouin villages in Israel // international journal of health services. - tel Aviv, 2016. - Vol. 46, n 4. - p. 734-746»

дание касается лишь пациентов, болезнь которых не поддается лечению.

П. Дипэ приходит к выводу, что жизнь обладает безусловной ценностью. Однако в случае пациентов, страдающих от неизлечимой болезни и боли, смерть может оказаться единственным средством избавления. Иными словами, в определенной ситуации эвтаназия оказывается благом для пациента. Ограниченность возможностей медицины также создает предпосылки для добровольной эвтаназии. Если жизнь пациента оказывается столь ужасна, что никто не хотел бы оказаться на его месте, то он вправе сам решать свою судьбу.

О. В. Летов

2017.03.025. ФИЛК Д., ДАВИДОВИЧ Н., ГОТТЛИБ Н. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭГАЛИТАРНЫЙ ПОДХОД К БИОЭТИКЕ: СЛУЧАЙ НЕПРИЗНАННЫХ ПОСЕЛЕНИЙ БЕДУИНОВ В ИЗРАИЛЕ. FILC D., DAVIDOVICH N., GOTTLIEB N. A republican egalitarian approach to bioethics: The case of the unrecognized bedouin villages in Israel // International journal of health services. - Tel Aviv, 2016. -Vol. 46, N 4. - P. 734-746.

Ключевые слова: биоэтика; эгалитарный подход; принцип справедливости; принцип свободы пациента; право человека на медицинское обслуживание.

Д. Филк, Н. Давидович и Н. Готтлиб отмечают, что возникновение «биоэтического» мышления связано с расширением прав человека, что обусловлено последствиями Второй мировой войны и изучением Холокоста. Большинство философов, изучающих проблемы биоэтики, в том числе право людей на медицинское обслуживание, так или иначе придерживаются позиций либерализма. Согласно этой позиции, принцип свободы пациента оказывается доминирующим по сравнению с такими принципами, как «не навреди», благодеяния и справедливости. В противоположность этому подходу Д. Филк, Н. Давидович и Н. Готтлиб исходят из положений эгалитаристской концепции, в основе которой лежит право человека на здоровье. Сторонники эгалитаризма призывают акцентировать внимание исследований на социальном контексте, на проблеме по возможности равного распределения медицинских ресурсов.

Именно позиция республиканского эгалитаризма способна соединить в себе достоинства либералистского и эгалитаристского подходов. В центре этой позиции лежит идея солидарности между людьми. Истоки республиканского эгалитаризма кроются, во-первых, в неоаристотелизме, сторонники которого подчеркивают важность самоуправления и активного участия граждан в политической жизни, и во-вторых, в концепции гражданского республиканизма, последователи которого отстаивают свободу и отказ от подавления личности. Представители республиканского эгалитаризма выступают за освобождение женщин от подчинения мужчинам, за права рабочих в их конфликте с работодателями, за достоинство представителей этнических меньшинств в их борьбе с остальными членами общества.

В Декларации ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека (2005) подчеркивается тесная связь, существующая между человеческим достоинством, правами человека и биоэтикой. Подобная интеграция становится возможной на основе принципов индивидуальной свободы и либерально-индивидуалистской трактовке человеческих прав. Большинство мыслителей трактует право на здоровье как индивидуальное право, относящееся преимущественно к юридической сфере. Права человека нередко связывают с такими принципами и правилами биоэтики, как телесная целостность, свобода, информированное согласие, право на медицинскую помощь и т.д.

Сторонники либералистского подхода рассматривают неравенство как нечто данное. Даже такой представитель эгалитаризма, как Н. Даниелс, допускает определенную степень неравенства, но не столько как данность, сколько как неизбежную необходимость. Последователи либерального эгалитаризма понимают равенство исключительно как равенство возможностей. Однако, если принять положение о том, что жизнь каждого человека одинаково важна, то точка зрения либерального эгалитаризма оказывается недостаточной. В данном случае трудно принять устранимое в принципе неравенство в сфере медицинского обслуживания. «Идея о равной моральной ценности жизни каждого члена общества может быть реализована в обществе, где создан социальный базис равных условий для всех человеческих существ» (с. 736). Иными словами, концепцию права на здоровье необходимо связать с положением о равных условиях.

Было бы ошибкой отождествлять право на здоровье с правом на медицинское обслуживание. Многие социологические исследования показывают, что здоровье отдельного человека определяется не только качеством медицинского обслуживания, но и такими факторами, как уровень жизни, образование, условия труда, качество воды и пищи, комфортность жилища и т.п. Иначе говоря, согласно эгалитаристской концепции здоровья, равенство необходимо рассматривать как равенство возможностей, учитывая социальные детерминанты. Здоровье определяют как определенный физический и психологический статус человека, позволяющий наиболее полно развивать его способности в отсутствие страдания и боли.

Д. Филк, Н. Давидович и Н. Готтлиб приходят к выводу, что, во-первых, проблемы биоэтики могут быть связаны не только с правами отдельного индивида, но также с правами сообществ и популяций. Во-вторых, принципы биоэтики способны служить основой подлинной социальной этики здоровья. В-третьих, позиция республиканского эгалитаризма может способствовать реализации как права на здоровье, так и основных принципов биоэтики. И наконец, исходя из этой позиции неравное распределение медицинских ресурсов следует рассматривать как нарушение права людей на здоровье.

О.В. Летов

2017.03.026. ПЭНДЖВАНИ С. МОЖНО ЛИ ОСТАВИТЬ НАШИХ ПРЕСТАРЕЛЫХ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ДЕДУШЕК С БАБУШКАМИ НА ПОПЕЧЕНИИ РОБОТА: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ ИСЛАМА. PANJWANI S. Would we leave our ageing parent or grandparent in the care of a robot? - A perspective from Islam // Eubios journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2016. - Vol. 26, N 6. -P. 237-239.

Ключевые слова: биоэтика; моральные последствия; старение населения; роботы-сиделки; искусственный интеллект.

С. Пэнджвани отмечает, что социально-экономические тенденции в Западной Европе и Японии свидетельствуют о том, что численность населения в этих странах сокращается, а доля пожилых людей в обществе увеличивается. Например, в Великобритании насчитывается 11 млн человек в возрасте свыше 65 лет и 3 млн -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.