Научная статья на тему '2017. 03. 026. Пэнджвани С. Можно ли оставить наших престарелых родителей или дедушек с бабушками на попечении робота: взгляд с позиций ислама. Panjwani S. would we leave our ageing parent or grandparent in the care of a robot? - a perspective from Islam // Eubios journal of Asian and International bioethics. - Christchurch, 2016. - Vol. 26, n 6. - p. 237-239'

2017. 03. 026. Пэнджвани С. Можно ли оставить наших престарелых родителей или дедушек с бабушками на попечении робота: взгляд с позиций ислама. Panjwani S. would we leave our ageing parent or grandparent in the care of a robot? - a perspective from Islam // Eubios journal of Asian and International bioethics. - Christchurch, 2016. - Vol. 26, n 6. - p. 237-239 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / МОРАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / РОБОТЫ-СИДЕЛКИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Летов О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 026. Пэнджвани С. Можно ли оставить наших престарелых родителей или дедушек с бабушками на попечении робота: взгляд с позиций ислама. Panjwani S. would we leave our ageing parent or grandparent in the care of a robot? - a perspective from Islam // Eubios journal of Asian and International bioethics. - Christchurch, 2016. - Vol. 26, n 6. - p. 237-239»

Было бы ошибкой отождествлять право на здоровье с правом на медицинское обслуживание. Многие социологические исследования показывают, что здоровье отдельного человека определяется не только качеством медицинского обслуживания, но и такими факторами, как уровень жизни, образование, условия труда, качество воды и пищи, комфортность жилища и т.п. Иначе говоря, согласно эгалитаристской концепции здоровья, равенство необходимо рассматривать как равенство возможностей, учитывая социальные детерминанты. Здоровье определяют как определенный физический и психологический статус человека, позволяющий наиболее полно развивать его способности в отсутствие страдания и боли.

Д. Филк, Н. Давидович и Н. Готтлиб приходят к выводу, что, во-первых, проблемы биоэтики могут быть связаны не только с правами отдельного индивида, но также с правами сообществ и популяций. Во-вторых, принципы биоэтики способны служить основой подлинной социальной этики здоровья. В-третьих, позиция республиканского эгалитаризма может способствовать реализации как права на здоровье, так и основных принципов биоэтики. И наконец, исходя из этой позиции неравное распределение медицинских ресурсов следует рассматривать как нарушение права людей на здоровье.

О.В. Летов

2017.03.026. ПЭНДЖВАНИ С. МОЖНО ЛИ ОСТАВИТЬ НАШИХ ПРЕСТАРЕЛЫХ РОДИТЕЛЕЙ ИЛИ ДЕДУШЕК С БАБУШКАМИ НА ПОПЕЧЕНИИ РОБОТА: ВЗГЛЯД С ПОЗИЦИЙ ИСЛАМА. PANJWANI S. Would we leave our ageing parent or grandparent in the care of a robot? - A perspective from Islam // Eubios journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2016. - Vol. 26, N 6. -P. 237-239.

Ключевые слова: биоэтика; моральные последствия; старение населения; роботы-сиделки; искусственный интеллект.

С. Пэнджвани отмечает, что социально-экономические тенденции в Западной Европе и Японии свидетельствуют о том, что численность населения в этих странах сокращается, а доля пожилых людей в обществе увеличивается. Например, в Великобритании насчитывается 11 млн человек в возрасте свыше 65 лет и 3 млн -

в возрасте свыше 80 лет. В Японии свыше 22% от общего числа населения - это люди старше 65 лет. Согласно социологическим прогнозам, к 2050 г. эти тенденции найдут свое распространение во всех остальных странах и континентах за исключением Африки. «В ближайшем будущем человечеству предстоит столкнуться с такими проблемами, как, во-первых, удовлетворение потребностей растущего числа пожилых людей и, во-вторых, ограниченность человеческих ресурсов, т.е. людей, которые бы находились в работоспособном возрасте» (с. 237).

По данным социологических опросов, каждые трое из четырех пожилых людей нуждаются в постоянной физической, эмоциональной и психологической помощи. В условиях сокращающихся трудовых ресурсов возникает нехватка людей, которые были бы способны ухаживать за стариками. Члены семей, которые традиционно оказывают помощь своим престарелым родителям, под давлением обострения социально-экономических условий нередко оказываются не в силах выполнять эту возложенную на них функцию. Не исключено, что в не столь отдаленном будущем роботы могут взять на себя роль повседневного ухода за пожилыми людьми и даже быть для них своего рода компаньонами. Иными словами, представители науки и техники ставят перед собой задачу создания робота, обладающего искусственным интеллектом. Многие японские технологические компании работают над созданием таких роботов, которые помогали бы людям передвигаться, приносили бы те или иные вещи, вели распорядок приема тех или иных лекарств. По прогнозам ученых, подобные роботы могут быть созданы в ближайшие 20 лет. Каковы могут быть моральные последствия подобного нововведения?

«С точки зрения мусульман, в текстах Корана нет ни единого намека на то, что возможно создание руками человека такого существа, которое бы обладало душой, т.е. приравнивалось к человеку в интеллектуальном, эмоциональном, креативном отношении» (с. 238). В любом случае искусственный интеллект способен не столько заменить душу человека, сколько копировать отдельные ее свойства. Достаточно ли подобного копирования, чтобы робот коммуницировал с пожилым человеком? Если у этого человека нет никого рядом, то высокоразвитый робот, обладающий свойством самосознания, может быть запрограммирован ему в помощь. Вы-

бор остается за человеком - принять или нет помощь робота. Однако с позиций исламской веры, никакой искусственный интеллект не способен заменить человеческую душу как основу человеческой идентичности с ее эмоциональными, интеллектуальными и трансцендентальными возможностями. Благодаря этим возможностям человек обладает также свойством интуиции, чего лишен искусственный интеллект. Некоторые ученые выражают опасения, что роботы могут представлять угрозу для пожилых людей, поскольку сводят процесс общения к механической коммуникации. Вместе с тем они не отрицают, что допустимо использование роботов в качестве машин, например, в целях уборки квартиры. В данном случае нет опасности нарушения сущности человеческой идентичности.

С. Пэнджвани приходит к выводу, что в текстах Корана нет прямых запретов для использования роботов как помощников пожилым людям, однако этот вопрос требует дальнейшей разработки этических норм.

О. В. Летов

2017.03.027. РОТШТЕЙН М., РОТШТЕЙН Л. КАКИМ ОБРАЗОМ ГЕНЕТИКА МОЖЕТ ОКАЗЫВАТЬ ВЛИЯНИЕ НА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ: ТЕЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ БИОЭТИКЕ. ROTHSTEIN M., ROTHSTEIN L. How genetics might affect real property rights: Currents in contemporary bioethics // The journal of law, medicine & ethics. - New York, 2016. - Vol. 44, N 1. - P. 216221.

Ключевые слова: биоэтика; принцип справедливости; правило соотношения блага и риска; уважение достоинства личности.

М. Ротштейн, и Л. Ротштейн отмечают, что в будущем исследования в области предсказания возможных генетических нарушений плода способны оказать влияние на решение о наследстве того или иного субъекта. В итоге различные субъекты экономической деятельности, такие как риэлтерские агенства, нотариальные конторы, страховые компании могут в ближайшем будущем включать в список необходимых документов по оформлению прав на недвижимое имущество справку о генетической информации владельца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.