Научная статья на тему '2017. 03. 005. Эркан С. А. Создание и подкрепление доказательств о "несостоявшемся мультикультурализме": случай "убийства чести" в Германии. Ercan S. A. creating and sustaining evidence for "failed Multiculturalism": the case of "honor killing" in Germany // American behavioral scientist. - Beverly Hills (Ca), 2015. - vol. 59, n 6. - p. 658-678'

2017. 03. 005. Эркан С. А. Создание и подкрепление доказательств о "несостоявшемся мультикультурализме": случай "убийства чести" в Германии. Ercan S. A. creating and sustaining evidence for "failed Multiculturalism": the case of "honor killing" in Germany // American behavioral scientist. - Beverly Hills (Ca), 2015. - vol. 59, n 6. - p. 658-678 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН / ЭТНИЧЕСКИЕ МЕНЬШИНСТВА ГЕРМАНИИ / ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ / ФРЕЙМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 03. 005. Эркан С. А. Создание и подкрепление доказательств о "несостоявшемся мультикультурализме": случай "убийства чести" в Германии. Ercan S. A. creating and sustaining evidence for "failed Multiculturalism": the case of "honor killing" in Germany // American behavioral scientist. - Beverly Hills (Ca), 2015. - vol. 59, n 6. - p. 658-678»

2017.03.005. ЭРКАН С.А. СОЗДАНИЕ И ПОДКРЕПЛЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ О «НЕСОСТОЯВШЕМСЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРА-ЛИЗМЕ»: СЛУЧАЙ «УБИЙСТВА ЧЕСТИ» В ГЕРМАНИИ. ERCAN S.A. Creating and sustaining evidence for «failed multicultu-ralism»: The case of «honor killing» in Germany // American behavioral scientist. - Beverly Hills (CA), 2015. - Vol. 59, N 6. - P. 658-678.

Ключевые слова: мультикультурализм; насилие в отношении женщин; этнические меньшинства Германии; европейские ценности; фреймы.

В статье Селен Эркан (Университет Канберры, Австралия) анализируется дискурсивная связь между «убийством чести» и «несостоявшимся мультикультурализмом» и рассматриваются факторы, способствующие формированию и поддержанию этой связи. Исследовательница обращается к изучению событий, происходивших в Германии, где в первой декаде 2000-х годов «убийства чести» стали поводом для горячих споров о крахе идеи мультикульту-рализма и невозможности интегрировать этнические меньшинства в немецкое общество. С. Эркан отмечает, что в ходе общественных и политических дискуссий по этому поводу возобладала позиция, в рамках которой «убийства чести» характеризовались как специфический тип насилия, свойственный только определенным культурным сообществам. При этом на периферии обсуждения оказалось рассмотрение таких убийств как универсальной формы насилия в отношении женщин, существующей во всех обществах.

«Убийство чести» совершается в отношении члена семьи в качестве наказания за нарушение принятых в данном сообществе норм. Такое убийство - это месть родственнику, который, как считается, навлекает на семью «бесчестие» и «позор». Чаще всего жертвами становятся женщины. В Германии наибольший общественный резонанс получило убийство Хатун Сюрюцю в 2005 г. Оно сыграло роль спускового крючка в новом витке дискуссий о мульти-культурализме. Впоследствии одно из самых громких политических заявлений по этому вопросу сделала Ангела Меркель, выступая на молодежной конференции Христианско-демократического союза Германии (ХДС) в Потсдаме в октябре 2010 г. Она публично при-

знала, что «мультикультурализм потерпел полный провал»1. В целом, отмечает С. Эркан, политики и СМИ, использовали «убийство чести» для того, чтобы подчеркнуть несовместимость образов жизни иммигрантских этнических меньшинств и автохтонного населения, а также «встроенность» практик угнетения женщин в исламскую культуру [с. 659]. Автор статьи задается вопросами: почему именно культурно обусловленные объяснения «убийства чести» возобладали в публичном дискурсе, как они формировались и как поддерживались?

В поисках ответов она проанализировала вторичные научные источники, посвященные обсуждаемой проблеме, а также парламентские дебаты в Бундестаге и медиадискуссии после убийства Х. Сюрюцю. В качестве методологической основы исследования ею была использована теория фреймов. С. Эркан отмечает, что в теории фреймов социальные проблемы концептуализируются как конструкты, а не как данности; кроме того, подробно рассматривается, как борьба фреймов в публичном пространстве меняет условия дебатов. Каждый фрейм предлагает особую постановку проблемы, фокусируясь на одних событиях и их причинах и отвлекая внимание от других. В случае с «убийством чести» в Германии речь идет о доминировании фрейма, акцентирующего внимание на культурных отличиях. Ситуация характеризуется с точки зрения невозможности интеграции этнических меньшинств в общество большинства, а не как общая для всех проблема насилия в отношении женщин. Автор полагает, что такой подход ведет к стигматизации и расиализации иммигрантских сообществ, в то время как принимающее их общество позиционируется как свободное от ген-дерного насилия [с. 660].

Рассматривая историю возникновения и применения термина «мультикультурализм», С. Эркан указывает, что чаще всего он использовался при описании культурного разнообразия. В политической сфере под мультикультурализмом подразумевается особый подход к пониманию разнообразия, в рамках которого «помимо защиты основных гражданских и политических прав, гарантированных всем индивидам в либерально-демократическом государст-

1 Merkel: «Multikulti ist absolut gescheitert» // Süddeutsche Zeitung. - München, 2010. - 16. Okt. - Zugriffsmodus: http://www.sueddeutsche.de/politik/integration-seehofer-sieben-punkte-plan-gegen-zuwanderung-1.1012736 [Zugriff am 15.03.2017.]

ве, также предоставляется определенный уровень признания и поддержки этнокультурных меньшинств в сохранении и выражении их отличающихся идентичностей и практик»1. Автор статьи указывает, что при использовании такого определения нельзя говорить о том, что в Германии когда-либо существовала последовательная политика мультикультурализма, поддержанная на федеральном уровне [с. 661]. Тем не менее дискуссии вокруг мультикультурализма в Германии велись с начала 1980-х годов. За эти годы термин постепенно приобрел негативное значение.

«Убийство чести» - относительно новое явление для Германии. Долгое время оно не получало должного внимания со стороны общественности и государственных структур. Например, в 20032004 гг. в докладе, подготовленном по результатам специального исследования Федерального министерства по делам семьи, пожилых граждан, женщин и молодежи Германии2, была рассмотрена лишь практика принудительного брака, а «убийства чести» не были даже упомянуты. Однако постепенно становилось ясно, что проблему таких убийств нельзя игнорировать. Так, по некоторым данным, с октября 2004 г. по июнь 2005 г. были убиты восемь женщин, которые «обесчестили» свои семьи3.

С. Эркан считает, что активная фаза дебатов об «убийствах чести» проходила в подготовленной социально-политической обстановке, которая сложилась под влиянием трех основных факторов. Первым фактором стало убийство 2 ноября 2004 г. в Амстердаме нидерландского кинорежиссера Тео ван Гога. Жестокую расправу над ним учинил житель Нидерландов марокканского про-

1 Banting K., Kymlicka W. Multiculturalism and the welfare state: Setting the context // Multiculturalism and the welfare state: Recognition and redistribution in contemporary democracies / Ed. by K. Banting, W. Kymlicka. - Oxford: Oxford univ. press, 2006. - P. 1.

Lebenssituation, Sicherheit und Gesundheit von Frauen in Deutschland: Ergebnisse der repräsentativen Untersuchung zu Gewalt gegen Frauen in Deutschland / Hrsg. von U. Müller, M. Schröttle. - B.: Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend, 2004. - Zugriffsmodus: https://www.bmfsfj.de/blob/94200/d0576 c5a115baf675b5f75e7ab2d56b0/lebenssituation-sicherheit-und-gesundheit-von-frauen-in-deutschland-data.pdf [Zugriff am 15.03.2017.]

3

Böhmecke M. Studie: Ehrenmord. - Tübingen: Terre des Femmes, 2005. -S. 18. - Zugriffsmodus: http://www.humanrights.ch/upload/pdf/070416_TDF_Studie_ Ehrenmord.pdf [Zugriff am 15.03.2017.]

исхождения, последователь радикального ислама. Тео ван Гог прямолинейно осуждал насилие в отношении женщин в мусульманском обществе. Этой теме, в частности, был посвящен его фильм «Покорность» («Submission»), за выход которого ван Гогу отомстил исламский радикал. Многие европейские политики интерпретировали убийство Т. ван Гога как конец мультикультурализма, хотя, например, в Германии, подчеркивает С. Эркан, мультикуль-турализм никогда не осуществлялся в качестве официальной политики.

Вторым фактором, повлиявшим на дебаты об «убийстве чести», стало обсуждение выхода в свет в 2005 г. специального выпуска известнейшего еженедельного немецкого журнала «Шпигель» под заголовком «Бесправные дочери Аллаха»1. В этом выпуске рассказывалось о социальных волнениях в Нидерландах после убийства Т. ван Гога и жизни женщин-мусульманок в Германии. События интерпретировались в терминах «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон), угрозы либеральному Западу и «патриархального ига» в мусульманских семьях. Выход из печати столь провокационно озаглавленного номера запустил процесс активного обсуждения проблем женщин в мусульманских семьях. С. Эркан отмечает, что вопрос гендерного равенства рассматривался только в контексте ислама, а не как цель развития любого общества. Таким образом, происходило формирование образа «другого», неспособного интегрироваться в европейское общество.

Третьим фактором, который С. Эркан называет наиболее важным, стало принятие в 2004 г. нового закона об иммиграции в Германии. Хотя закон был направлен на дальнейшее развитие культурного плюрализма и политической вовлеченности, на практике возник обратный эффект. За Германией закрепился ярлык «страны иммиграции», из-за чего споры об идентичности и принадлежности в стране только усилились. В этот же период в Германии появился контрнарратив о «параллельных обществах». Критики мультикультурализма использовали его, чтобы изобразить угрожающую картину того, как «неинтегрированные» иммигранты уходят в «параллельные миры» и отвергают западные ценности

1 Allahs rechtlose Töchter // Der Spiegel. - Hamburg, 2004. - N 47. - Zugriffsmodus: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-36625556.html [Zugriff am 15.03.2017.]

[с. 664]. «Параллельные общества» характеризовались сильной патриархальной организацией и высоким уровнем семейного и социального контроля над женщинами1. Гендерные формы насилия, такие как принудительный брак или «убийство чести», использовались в качестве доказательства неразрешимого противоречия между культурами. С. Эркан полагает, что в тот период возникла сильная дискурсивная связь между «несостоявшимся мультикультурализ-мом», с одной стороны, и «параллельными обществами», основанными на специфических гендерных культурных практиках, - с другой. Таким образом, общественные дебаты об «убийстве чести» в Германии разворачивались в уже подготовленном политическом поле.

Трагическим символом межкультурного конфликта в немецком обществе стало убийство гражданки Германии курдского происхождения, 23-летней Хатун Сюрюцю, произошедшее в Берлине 7 февраля 2005 г. Окончив 8 классов, 15-летняя Хатун по решению семьи оставила гимназию - ее отвезли в Турцию, где насильно выдали замуж за двоюродного брата. В следующем году она приехала в Берлин, родила там сына, после чего категорически отказалась возвращаться в Турцию. Убийство тремя выстрелами в голову совершил ее 18-летний брат, который был выбран для этого специально, поскольку в семье решили, что благодаря возрасту немецкий суд накажет его не столь строго. Преступление было квалифицировано как «убийство чести», после чего все подобные случаи стали именоваться таким образом.

С помощью фрейм-анализа С. Эркан показала, как различные политические силы репрезентировали «убийство чести», какие решения они предлагали и к каким действиям призывали. Она провела качественный анализ дебатов в парламенте, парламентских докладов, внесенных предложений и пресс-релизов политических партий за 2005-2012 гг. Поиск по ключевому слову «убийство (а) чести» позволил получить 95 документов. С. Эркан выделила три частично пересекающихся друг с другом фрейма.

Фрейм «"Убийство чести" как индикатор "параллельных обществ" и "несостоявшегося мультикультурализма"». Дискур-

1 См.: Maier S. Honor killings and the cultural defense in Germany // Multicultural jurisprudence: Comparative perspectives on the cultural defense / Ed. by M.-C. Fo-belts, A.D. Renteln. - Portland (OR): Hart, 2009. - P. 233.

сивная связь между «убийством чести» и «провалом мультикуль-турализма», как указывает автор статьи, поддерживалась ведущими СМИ и политиками, в частности членами ХДС и ХСС. «Убийство чести» определялось ими как культурная и / или религиозная практика меньшинств, которые живут в своих городских анклавах и не имеют контактов с немцами [с. 666]. Такая позиция была нацелена на поляризацию ценностей и четкое разделение «мы - они». Женщины были представлены в качестве угнетенных жертв, которые из-за незнания немецкого языка не могли получить информацию о своих правах в либерально-демократическом обществе. В качестве решения проблемы предлагалось еще активнее интегрировать мигрантов, которые как социальные аутсайдеры должны принять ценности и практики местного большинства.

Фрейм «"Убийство чести" как индикатор гендерного неравенства в культурах меньшинств». В рамках данного фрейма, который использовался и консервативными, и либеральными политическим силами, «убийство чести» репрезентировалось как показатель гендерного неравенства в традиционных культурах. Хотя этот фрейм пересекается по смыслу с первым, он отличается формулировкой предлагаемого решения проблемы: успех интеграции иммигрантов в принимающее общество связывается с их движением в сторону гендерного равенства, а не адаптацией к немецким ценностям [с. 668]. Таким образом, в рамках этого фрейма гендерное равенство определяется как один из основополагающих принципов функционирования немецкого социума. Тем не менее, указывает автор статьи, политики говорили о гендерном неравенстве только применительно к обществам традиционным, обходя существование аналогичных проблем в самой Германии. Иными словами, снова подчеркивалось различие между «своими» и «чужими» ценностями.

Контрфрейм «"Убийство чести" как насилие в отношении женщин». Этот контрфрейм был выделен в рамках анализа заявлений и высказываний членов Зеленой и Левой партий, которые обращали внимание на то, что «убийство чести» не связано напрямую с определенными культурами, а скорее является гендерно обусловленным насилием в отношении женщин. Решение проблемы в рамках этого контрфрейма предполагало установление сотрудничества с иммигрантскими сообществами в вопросе соблюдения гражданских прав. В одном из парламентских предложений «зеленых», в

частности, говорилось, что стигматизация меньшинств ведет лишь к их дальнейшей эксклюзии [с. 669]. Схожую позицию заняли представители некоторых иммигрантских организаций. Тем не менее этот фрейм как альтернативная точка зрения остался на периферии обсуждений, поскольку в тот период он не выполнял главную политическую функцию - дискредитацию мультикультурализма.

Причинами доминирования фреймов, основанных на отличии культур, С. Эркан называет отсутствие взаимодействия между гражданским обществом и циклами принятия решений, существование в немецком социуме предубеждений и фактор так называемых «достоверных информаторов».

Отсутствие диалога между обществом и властью проявилось в том, что акторы, выступающие за рассмотрение гендерных аспектов проблемы, не были допущены к принятию решений, а главные политические партии Германии придерживались строго определенной позиции и игнорировали альтернативные мнения.

По поводу существовавших в немецком обществе предубеждений С. Эркан отмечает, что, когда определенные фреймы уже связаны с волнующими людей проблемами, они получают преимущество в конкурентной борьбе за доминирование в информационном пространстве. Как уже было показано, в Германии несколько лет формировалась глубокая озабоченность вопросами культурного и религиозного разнообразия, неудачной интеграции и толерантности, поэтому первые два фрейма оказались более востребованными в публичном дискурсе.

Что касается «достоверных информаторов», то здесь заметную роль сыграло мнение женщин, воспитанных в мусульманских семьях. С. Эркан отмечает, что в Германии после описанных событий рядовые граждане, СМИ и политические элиты стали с большим вниманием прислушиваться к общественным активистам, в особенности обладающим двойственной идентичностью, таким, например, как известная берлинская адвокат турецкого происхождения Сейран Атеш или немецко-турецкий социолог Неджлы Ке-лек. Их выступления и публикации с историями из жизни, освещающие проблему репрессивных тенденций в традиционных турецких семьях, были широко растиражированы и стали восприниматься как более значимые и достоверные источники информа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.