пользу обществу, а также того, как предотвращать возможные негативные последствия инновационного развития. Тем не менее ряд вопросов, в том числе и практического характера, остаются пока открытыми и требуют дальнейшей разработки.
Е.Г. Гребенщикова
2017.03.002. МОТИВАЦИИ, ОБУЧЕНИЕ И ТВОРЧЕСТВО В ОН-ЛАЙН-ВЕРСИЯХ НАУКИ ГРАЖДАН / ДЖЕННЕТ Ш., КЛОТ-ЦЕР Л., ШНЕЙДЕР Д., ЯКОВИДЕС И., КОКС А., ГОЛД М., ФУКС Б., ЭВЛИ А., МАТЬЕ К., АДЖАНИ З., ТАЛСИ Я. Motivations, learning and creativity in online citizen science / Jennett C., Kloetzer L., Schneider D., Iacovides I., Cox A., Gold M., Fuchs B., Eveleigh A., Mathieu K., Ajani Z., Talsi Y. // Journal of science communication. - 2016. - Vol. 15, N 3. - P. A05-1-A05-23.
Ключевые слова: наука граждан; неформальное обучение; вовлечение общественности в развитие науки и технологий.
Международный коллектив авторов обсуждает проблемы, связанные с развитием науки граждан - новой научной практики, в ходе которой общественность сотрудничает с учеными-профессионалами при проведении научных исследований. Проекты науки граждан, которые используют онлайн-технологии, также известны как «кибернаука граждан» (citizen cyberscience). Они дают исследователям уникальный инструмент. Действительно, проекты науки граждан в онлайн-версиях уже показали их эффективность с точки зрения получения новых знаний, однако мало что известно о потенциальных выгодах, которые получают добровольцы, вовлеченные в эти проекты.
Авторы, представляющие главным образом Университетский колледж Лондона, провели несколько десятков интервью с участниками таких проектов с целью изучения нематериальной мотивации участников, а также выявления возможности дополнительного образования в ходе проектов и степени распространенности реальных творческих достижений отдельных участников. В первую очередь авторы делают обзор статей, относящихся к анализу различных типов кибернауки граждан.
Кибернаука граждан. Развитие Интернета и мобильных технологий существенно повышает потенциал науки граждан. Напри-
мер, увеличивается так называемая «видимость» проекта, повышаются его функциональность и доступность результатов. Принятая классификация кибернауки граждан состоит из трех категорий: 1) добровольческие вычисления; 2) добровольческое осмысливание; 3) кооперативное зондирование1.
В проектах добровольческих вычислений участники устанавливают программное обеспечение на своих компьютерах, временно неиспользуемые мощности которых вовлекаются в решение общих задач проекта. Такие проекты не требуют особых усилий от добровольцев. В проектах добровольческого осмысливания участники вовлекаются на более активном когнитивном уровне. Как правило, они посещают сайт, на котором знакомятся с уже полученными данными, а также проходят подготовку для выполнения анализа этих данных по определенному исследовательскому протоколу. Третий вид кибернауки граждан представляет кооперативное зондирование тех или иных параметров (как правило, имеющих отношение к окружающей среде). Участники скачивают на свой мобильный телефон приложение, позволяющее им собирать данные. При этом используются датчики, которые уже имеются в их мобильном телефоне: различные трансиверы (мобильная сеть, WiFi, Bluetooth), приемники FM и GPS, камеры, акселерометр, цифровой компас и микрофон.
Мотивация. В исследованиях, проводившихся ранее, выявлены следующие виды мотивации добровольцев: интерес к теме исследования; возможность узнать что-то новое; возможность внести вклад в оригинальные исследования; удовольствие от самого факта решения задачи; надежда на признание вклада добровольца и получение отзыва о его вкладе; возможность помогать другим и чувствовать себя частью команды. Было также обнаружено, что типы мотивации могут меняться со временем. Авторы считают, что недостаток предыдущих исследований мотивации заключается в том, что они были обычно сосредоточены на одном проекте кибер-науки граждан или на одном из видов таких проектов. Поэтому они видят одну из целей своей статьи в создании модели мотивации, которая могла бы быть применима ко всем проектам кибернауки.
1 Haklay M. Citizen science and volunteered geographic information: Overview and typology of participation // Crowdsourcing geographic knowledge / Eds.: D.Z. Sui, S. Elwood, M.F. Goodchild. - Dordrecht, Netherlands: Springer, 2013. - P. 105-122.
Для этого они исследовали отношения между мотивацией, полнотой участия и степенью взаимодействия с другими участниками.
Аспекты обучения. Обычно считается, что проекты науки граждан помогают участникам разбираться в теме исследования и развивать научную грамотность путем наблюдения и участия в процессе научных исследований. Процесс обучения может быть неформальным (спонтанное обучение) и формальным (ученые обеспечивают формальное обучение в процессе подготовки добровольцев). Проводятся исследования, изучающие влияние проектов науки граждан на обучение их участников. Если добровольцы уже успели достичь нужного профессионализма в предыдущих проектах, то рассмотрение лишь одного проекта часто оказывается не показательным в отношении образовательной динамики: рост образовательного уровня может быть слабым. Однако проведенные исследования касаются традиционных проектов науки граждан в отличие от менее изученной кибернауки граждан. Поэтому вторая цель статьи состояла в исследовании особенностей обучения участников кибернауки граждан.
Аспекты творчества. Известны случаи, когда участие добровольцев в проектах кибернауки граждан приводит к важным научным открытиям. Изучение этих случаев помогает понять, каким образом участники кодифицируют свои стратегии, обмениваются ими и улучшают их. Известно, что обязательным условием является наличие в проекте форума, позволяющего комментировать и обсуждать идеи. Менее заметные личные творческие достижения участников не носят прорывного характера, но также полезны для общего успеха проекта. Психологи называют это явление повседневным творчеством. Таким образом, изучение различных видов личных творческих достижений участников проектов - третья цель статьи.
Методы обследования. Серия интервью должна была пролить свет на особенности участия добровольцев в проектах кибер-науки граждан. В частности, нужно было выяснить, какие факторы мотивации заставляют добровольцев включаться в эти проекты. Авторы пытались также решить ряд других проблем: факторы, поддерживающие стабильное участие в проектах; препятствия, с которыми сталкиваются добровольцы и которые заставляют их отказаться от продолжения работ; способы и предметы обучения уча-
стников проектов; виды личных творческих достижений участников проектов.
Отбор потенциальных респондентов был основан на целенаправленной выборке и на «выборке из возможного». Важно было, чтобы выборка состояла из проектов, которые представляют различные виды кибернауки граждан. Были отобраны семь проектов, представляющих полный спектр проектов кибернауки граждан: добровольческие вычисления (один проект); добровольческое осмысливание (четыре проекта); кооперативное зондирование (два проекта). Руководителям проектов были разосланы соответствующие запросы. Таким образом, удалось провести 39 интервью, из них 28 - с участниками-добровольцами и 11 - с профессиональными исследователями. Большинство интервью было получено посредством 8куре (28 добровольцев и три профессиональных исследователя). Четыре интервью состоялись при личной встрече (по отдельности и в группе) (с. А05-6).
Интервью показали, что в основе первичной мотивации добровольцев были три причины: чистое любопытство, общий интерес к науке и желание внести свой вклад в общее исследование. Обнаружено, что личные творческие достижения характерны для небольшой части добровольцев, которые очень плотно заняты в проекте. Что касается мотивации на постоянной стадии проектов, то опрошенные были движимы скорее ответственностью за успех проекта и стремлением поделиться успехами с другими. При обработке интервью важно было учесть, что участие в проектах «не сбалансировано», а именно: небольшое количество добровольцев выполняют большую часть работы. Это так называемые «супердобровольцы». Для некоторых проектов ставка на них приемлема, и менеджеры проектов заинтересованы в таких «супердобровольцах» в ущерб массовости. Однако другие проекты борются за массовость участия, потому что интерес заключается не только в выполнении элементов работы, но и в достижении образовательной и научной целей проекта. Были учтены выводы предыдущих исследований о том, что мотивация носит динамичный характер, а ядро преданных участников может распадаться. На основе интервью создана модель, предполагающая петлю обратной связи между обучением, устойчивой мотивацией и стремлением к кооперативному участию. Анализ модели показал, что добровольцы имели
мотивацию участвовать в проекте более чем один раз в том случае, если они: чувствовали, что обладают способностями для решения задачи; получали удовольствие от совместной работы; могли общаться в форуме или в чате. Самые преданные добровольцы имели способность попадать в ритм работы. Поскольку они участвовали в проекте регулярно, они были в курсе всех новостей проекта, приобретали новые способности, знакомились с другими участниками и со временем становились частью основной аудитории форума сообщества.
Например, в одном из проектов удалось взять интервью у десяти добровольцев, которые активно участвовали в проекте, и у семи добровольцев, которые больше не были активными участниками, но состояли в списке рассылки. Эти интервью позволили понять причины, по которым добровольцы принимали решение прекратить работу. Одним из препятствий для продолжения участия в проекте, например, был тот факт, что задача оказывалась для них трудной или скучной. Добровольцы могли иметь другие занятия или им не хватало на проект времени.
Виды активности, способствующие онлайн-обучению добровольцев, авторы рассматривают на двух уровнях - микроуровне (непосредственное участие в проекте) и макроуровне (использование документации проекта, личные исследования в Интернете, выполнение определенных ролей в проектных сообществах). Качество обучения, как выяснилось, не коррелирует с объемом выполняемой работы, а зависит скорее от разнообразия форм участия и возможности полноценных обсуждений на форумах «за пределами задачи». В основном образование, получаемое в ходе киберпроектов, является неформальным и непланируемым. Повторяющаяся практика участия позволяет добровольцам получать новые навыки. Они уверены в том, что вносят в исследования важный вклад; они ценят возможность обмениваться знаниями с коллегами на форумах и оказывать помощь новичкам. Рост навыков и знаний участника ведет к изменению его статуса от простого участника до привилегированного, например до модератора форума или до ведущего страницы вопросов и ответов.
Полученные результаты позволяют выделить неформальные и социальные аспекты обучения взрослых и подчеркнуть важность
косвенных возможностей обучения в проекте, в частности возможность коллективного прогресса.
Авторы указывают на определенное сходство разработанной модели с моделью игрового участия и неформального обучения (GIIL)1, хотя имеются и некоторые заметные различия. В то время как GIIL фокусируется на неформальном обучении в контексте игрового характера участия в проекте, их модель рассматривает процесс обучения просто в контексте выполнения научных проектов, которые могут включать, а могут и не включать игровую компоненту. Сходство моделей заключается в том, что обе они различают микро- и макроуровни участия, а также то, как учатся добровольцы и чему.
Модель, разработанная авторами, также позволяет учитывать и личные творческие достижения участников. Добровольцы, способные к творческой работе и к распространению новых знаний внутри сообщества, имеют особую мотивацию. Она состоит в чувстве полноценной принадлежности к сообществу конкретного проекта и в желании улучшить проект. Полученные авторами результаты показывают, что участие добровольцев может оказаться еще более сложным явлением, чем ожидалось, особенно в случаях, когда вокруг проекта уже сложилось активное сообщество.
Форумы проектов - основное пространство, где происходит обмен творческими достижениями. Личные творческие достижения помогают добровольцам усилить чувство идентичности и сопричастности к проекту. В связи с этим важно предоставить им разнообразные инструменты для взаимодействия и общения, одним из которых является так называемая «геймификация» участия. Обнаружено также, что добровольцы «пропагандируют» проект с помощью различных внешних средств, создавая новые условия для роста сообщества. Поэтому они должны иметь коммуникативные инструменты для поддержки социального обучения, создания профильных сообществ и обмена информацией.
Главная причина, по которой добровольцы могут отказываться от продолжения участия в проекте, - боязнь предоставить неверные данные. Авторы опровергают распространенное заблуж-
1 The gaming involvement and informal learning framework / Iacovides I., McAndrew P., Scanlon E., Aczel J. // Simulation and gaming. - 2014. - Vol. 45, N 4. -P. 611-626.
дение о том, что добровольцы не заботятся о качестве предоставляемых данных либо не интересуются вопросами, касающимися этих проблем.
В заключение авторы утверждают, что различные типы кибернауки граждан имеют больше общих, чем отличительных, черт. Например, общим для проектов является понимание важности кооперативного обучения и сотрудничества, выходящих за рамки простой «механики» задачи проекта. Здесь имеется в виду как обучение в рамках задачи проекта, так и обучение более широкого профиля.
По мере того как растут масштабы кибернауки граждан, все больше ученых заинтересованы в поиске наилучшей практики для проектирования и управления такими проектами. Проведенное исследование доказало, что возможности обучения и развития творческих способностей участников положительно влияют на качество работы и продолжительность индивидуального участия в проектах. По мнению авторов, полученные ими результаты могут быть востребованы при подготовке онлайн-проектов науки граждан и их менеджменте.
С.В. Егерев
2017.03.003. СЭМУЭЛЬ Г., УИЛЬЯМС К., ГАРДНЕР Дж. ПРЕСС-СЕКРЕТАРИ В НАУКЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ И ГЕНЕРАЦИЯ ОЖИДАНИЙ. SAMUEL G., WILLIAMS C., GARDNER J. UK science press officers, professional vision and the generation of expectations // Public understanding of science. - 2017. - Vol. 26, N 1. - P. 55-69. - D0I:10. 1177/0963662515597188.
Ключевые слова: реклама; СМИ; пресс-секретари; профессиональное вйдение; социология ожиданий.
Авторы из Великобритании (Лондонский университет Бру-неля, Университет Йорка) ставят своей целью обобщить и обновить сложившийся взгляд на роль так называемых научных пресс-секретарей в современной научной системе.
Применительно к биомедицинской отрасли научные пресс-секретари играют важную роль в развитии общественных ожиданий и создании определенного ажиотажа вокруг будущих резуль-