Научная статья на тему '2017. 02. 028. Скол Д. Дж. Что-то в крови: нерасказанная история Брэма Стокера, человека, написавшего "Дракулу". Skal D. J. something in the blood: the Untold story of Bram Stoker, the man who wrote Dracula. - N. Y. : Liveright Publishing Corporation, 2016. - 672 p'

2017. 02. 028. Скол Д. Дж. Что-то в крови: нерасказанная история Брэма Стокера, человека, написавшего "Дракулу". Skal D. J. something in the blood: the Untold story of Bram Stoker, the man who wrote Dracula. - N. Y. : Liveright Publishing Corporation, 2016. - 672 p Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
273
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТОРИАНСКАЯ ЭПОХА / ГОТИЧЕСКИЙ РОМАН / ЖАНР БИОГРАФИИ / КЛАССИКА И МАССОВАЯ ЛИТЕРАТУРА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Красавченко Т.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 028. Скол Д. Дж. Что-то в крови: нерасказанная история Брэма Стокера, человека, написавшего "Дракулу". Skal D. J. something in the blood: the Untold story of Bram Stoker, the man who wrote Dracula. - N. Y. : Liveright Publishing Corporation, 2016. - 672 p»

Доброта, мягкость, преданность Тома не способны были изменить его судьбу и противостоять укоренившемуся в обществе рабству. Элиза же осознала, что только побег в свободную страну может спасти ее сына от неволи. Она борется с собственной судьбой и выходит из этой борьбы победительницей.

Лю Си и У И уверены: образ Тома тесно связан с религиозностью самой Бичер-Стоу.

А.З. Балхина

2017.02.028. СКОЛ Д.Дж. ЧТО-ТО В КРОВИ: НЕРАСКАЗАННАЯ ИСТОРИЯ БРЭМА СТОКЕРА, ЧЕЛОВЕКА, НАПИСАВШЕГО «ДРАКУЛУ».

SKAL D.J. Something in the blood: The untold story of Bram Stoker, the man who wrote Dracula. - N.Y.: Liveright publishing corporation, 2016. - 672 p.

Ключевые слова: Викторианская эпоха; готический роман; жанр биографии; классика и массовая литература.

Голливудский историк «литературы ужасов» Дэвид Дж. Скол, автор книг «Голливудская готика: Запутанная сеть Дракулы от романа до сцены и кино» («Hollywood Gothic: The Tangled Web of Dracula from Novel to Stage to Screen», 2004), «Хэллоуин: История самого мрачного американского праздника» («Halloween: The History of America's Darkest Holiday», 2016), создает психологический портрет англо-ирландского писателя Брэма Стокера (18471912), который считается одновременно и литературным классиком, и столпом массовой культуры. Заголовок книги - «Что-то в крови» - указывает на то, что это не обычная биография Брэма Стокера, родившегося в Дублине в 1847 г., автора дюжины романов и нескольких документальных книг. Это биография «человека, который написал "Дракулу"». Д.Дж. Скол подвергает рассмотрению почти каждый аспект жизни Стокера в плане воздействия на его знаменитый роман.

Оригинальность этой биографии Стокера заключается в том, что ее автор, в отличие от других биографов, сосредоточен не на изучении «готических истоков» его знаменитого романа «Дракула» (1897), т.е. готической вампирской новеллы «Кармилла» (1872) Джозефа Шеридана Ле Фаню, а также европейского фольклора и

легенд о вампирах, а на воссоздании сложной социопсихологической атмосферы жизни викторианского общества, которая, на взгляд Д.Дж. Скола, сыграла решающую роль в создании Стокером своего шедевра. При этом писатель, несмотря на почти такую же известность, как и его ставший культовым персонаж граф Дракула, до сих пор как личность остается загадкой.

Известно, что родившийся в Дублине Брэм Стокер в детстве пережил необъяснимый паралич и до семи лет не мог ни вставать, ни ходить. За ним ухаживала мать, женщина с очень сильным характером, Д.Дж. Скол придает особое значение ее влиянию в этот период и, в частности, ее рассказам сыну страшных историй об эпидемии холеры, которую она наблюдала в 1830-е годы. Стокер, преодолев болезнь, поступил в Дублинский университет, и там даже стал хорошим футболистом и легкоатлетом.

Но в целом значительная часть книги построена на анализе проблем, беспокоивших людей конца века - медицинских тайн и ужасов: холера с ее предательскими отметинами на лице, лихорадка от голода, детская опиумная наркомания, кровопускания с пиявками, месмеризм, одержимость идеей крови и в том числе «плохой крови», морального разложения, сифилиса, гомосексуализма. Д.Дж. Скол пишет также о напоминающих гробы кораблях, увозивших ирландцев в США, о юношеском увлечении Стокера театральными постановками, и прежде всего шекспировскими «Макбетом» и «Гамлетом», о страстной юношеской переписке Стокера с Уолтом Уитменом, воспевшим мужскую дружбу. Д.Дж. Скол вспоминает и знаменитую ночь эксгумации тела умершей жены поэта Данте Габриеля Россетти, оказавшегося не тронутым тлением; историю Джека-потрошителя, и при этом напоминает, что лучший друг Стокера, некогда известный романист Холл Кейн, был учеником американского доктора-шарлатана, которого подозревали в том, что он и есть «потрошитель».

Имеет смысл и подзаголовок «Нерассказанная история», означающий, что речь идет о новом, неизвестном, возможно, сенсационно-скандальном материале.

Д.Дж. Скол исследует неясную, на его взгляд, сексуальную ориентацию Стокера. Во многом его книга - это книга и об Оскаре Уайльде, тем более что и Стокер, и Уайльд родились в Дублине, учились в колледже Троицы, Стокер нередко посещал салон матери

Оскара Уайльда, оба они ухаживали за одной и той же девушкой -красавицей Флоренс Бэлком (на которой женился Стокер). В Оскаре Уйальде ученый видит подавленное теневое «я» Стокера - его двойника, вполне достойного готического романа.

Д.Дж. Скол пишет о том глубоком впечатлении, которое произвел на Стокера во время его учебы в колледже Троицы известный шекспировед и харизматичный профессор Эдвард Дауден. Окончив колледж, Стокер стал театральным критиком в дублинской газете «Ивнинг Мейл». И благодаря Шекспиру произошла роковая в его жизни встреча с великим актером Генри Ирвингом во время интервью после гастрольного выступления Ирвинга в «Гамлете» в Дублине. Стокер, как полагает Д.Дж. Скол, был гораздо менее одержим графом Дракулой, чем будущие поколения его поклонников. Гораздо больше он гордился своей ролью личного помощника Ирвинга, которому посвятил значительную часть своей жизни: в 1878 г. он стал его театральным менеджером, директором-распорядителем его театра «Лицеум», одного из старейших и известнейших лондонских театров, что хорошо показано в прежних биографиях Стокера, особенно в книге Барбары Белфорд «Брэм Стокер и человек, который был Дракулой»1. Смерть Ирвинга в 1905 г. просто подкосила Стокера - у него был удар, и сутки он не приходил в сознание.

В целом Стокер остается головоломкой для биографов. Частично это вызвано тем, что он был очень замкнутым человеком, а его потомки оказались не слишком откровенны. Д.Дж. Скол еще более затрудняет свою задачу детальным исследованием жизни людей, связанных со Стокером. Д.Дж. Скол находит много черт сходства между романом «Напиток» (1906) Холла Кейна, которому посвящен «Дракула», и самим «Дракулой».

В описании Д.Дж. Скола Стокер предстает неутомимым трудоголиком, воплощавшим творческие идеи в разных видах своей деятельности.

Исследователь пишет еще о нескольких важных сюжетах. В 1900 г. исландский писатель и издатель Вальдимар Асмундссон начал работать над переводом романа Б. Стокера «Дракула», назвав его «Силы тьмы» (Май Мугкгаипа), предисловие к нему написал

1 Belford B. Bram Stoker and the man who was Dracula. - N.Y.: Knopf, 1998.

сам Б. Стокер. Исландский перевод вышел в 1901 г., но оставался неизвестным за пределами Исландии до 1986 г.; а в 2014 г. немецкий литературовед (голландского происхождения) Ганс де Роос (Hans de Roos) обнаружил, что В. Асмундссон не просто перевел роман Стокера, а фактически сделал новую версию романа с новыми персонажами и сюжетом, едва ли не более захватывающим, чем оригинал (теперь она выходит в английском переводе с комментариями де Рооса).

Д.Дж. Скол пишет также о мечте великого ирландского художника - книжного графика и витражиста - Гарри Кларка (1889— 1931) сделать иллюстрации к «Дракуле».

Д.Дж. Скол прослеживает формирование мифа Дракулы в литературе, искусстве и кино, в частности, в ранних киноверсиях «Дракулы», в немом киношедевре «Носферату» и различных постановках, в которых снимались Бела Лугоши, Кристофер Ли, Фрэнк Лангелла, Гари Олдмен и др.

Книга привлекает ярким визуальным рядом: 16 цветных и 80 черно-белых иллюстраций.

Т.Н. Красавченко

ЛИТЕРАТУРА XX-XXI вв.

Русская литература

2017.02.029. ВИРАБОВ И.Н. АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ. — М.: Молодая гвардия, 2015. — 703 с. — (Жизнь замечательных людей; вып. 1500).

Ключевые слова: А.А. Вознесенский; Б.Л. Пастернак; биография поэта; «шестидесятники»; лирика; поэма; повесть; театр; метафора; литературная критика; литературная традиция; художественное новаторство.

В книге филолога и журналиста И.Н. Вирабова прослеживается жизненный и поэтический путь поэта и прозаика Андрея Андреевича Вознесенского (1933—2010).

В книгу включены воспоминания, которые оставили о Вознесенском композитор Р. Щедрин, актер В. Смехов, писатель В. Гладилин, поэты О. Сулейменов, Ю. Кублановский, Кедров, се-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.