трансферта знаний и технологий является важным вкладом в понимание того, каким образом функционирует экономика знаний. Сущность экономики знаний заключается в создании стабильных каналов распространения знаний в сферу их практического применения. От того, насколько эффективно функционируют эти каналы, зависит эффективность экономики знаний в целом. Фирмы как рыночные агенты проявляют высокую чувствительность к экономическим результатам своей деятельности, и прежде всего к уровню прибыли. Поэтому от степени влияния трансферта новых знаний и технологий на экономические показатели их деятельности будет зависеть восприимчивость рыночной среды к новым знаниям и технологиям, т.е. уровень инновационной активности, которая является ключевым фактором развития экономики знаний.
М.О. Лихачев
2017.02.027. ШЕФФЕР В., МАТТ М. РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ НЕЗРЕЛОСТИ: РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ.
SCHAEFFERV., MATT M. Development of academic entrepreneurship in an on-mature context: The role of the university as a hub-organisation // Entrepreneurship & regional development. - 2016. - P. 1-23. -D0I:10.1080/08985626.2016.1247915. - Mode of access: http://dx.doi. org/10.1080/08985626.2016.1247915.
Ключевые слова: академическое предпринимательство; стартап; трансферт технологий; университеты; ключевые ограничения; организационные центры; центральные университеты; региональный контекст.
Авторы статьи, сотрудники университетов Страсбурга и Гренобля (Франция), рассматривают роль университетов и университетских структур - отделов, занимающихся трансфертом технологий (ОТТ), в стимулировании академического предпринимательства в условиях недостаточно развитой предпринимательской среды.
В современном мире многие государства и отдельные регионы проводят политику, ориентированную на вовлечение учреждений высшего образования в сферу предпринимательской активности. Однако успешность академического предпринимательства
существенным образом зависит не только от исходного потенциала и активности университетов, но и от качественных характеристик той среды и инфраструктуры, в которой им приходится действовать. В современной литературе этот аспект проблемы получил широкое признание. Развитие концепций инновационных систем1, географических кластеров2 и предпринимательских экосистем3 свидетельствует о том, что региональные, инфраструктурные и политические факторы рассматриваются как наиболее значимые с точки зрения стимулирования создания новых инновационных предприятий. Концепция предпринимательских экосистем концентрирует внимание на распределении и обмене ресурсами, которые имеют специфическое значение для развития предпринимательской деятельности в определенном региональном контексте. Авторы статьи предлагают применить этот подход к исследованию предпринимательской деятельности университетских предприятий. При этом они предполагают исследовать роль университетов в незрелой предпринимательской экосистеме, которая характеризуется внутренней слабостью и фрагментарностью связей между ее основными субъектами и в силу этого неспособна к саморазвитию. Именно такой системе необходим некий центр, который координировал бы ее разрозненные части и стимулировал процессы саморазвития. Главный вопрос, интересующий авторов статьи, заключается в том, способны ли университеты стать такими центрами и, следовательно, преобразовать свою внешнюю среду, сделав ее более пригодной для развития предпринимательской активности, или они обречены постоянно зависеть от качества внешней среды, создаваемой другими субъектами предпринимательской экосистемы.
Построение предпринимательской экосистемы представляет собой сложную долгосрочную задачу, поскольку этот процесс требует вовлечения множества субъектов и создания сложной и раз-
1 Cooke P., Uranga M.G., Etxebarria G. Regional innovation systems: Institutional and organizational dimensions // Research policy. - 1997. - Vol. 26, N 4-5. -P. 475-491.
Breschi S., Malerba F. The geography of innovation and economic clustering: Some introductory notes // Industrial and corporate change. - 2001. - Vol. 10, N 4. -P. 817-833.
Cohen B. Sustainable valley entrepreneurial ecosystems // Business strategy and the environment. - 2005. - Vol. 15. - P. 1-14.
ветвленной системы отношений между ними. Заимствование успешного опыта построения предпринимательских экосистем весьма проблематично, поскольку региональные контексты имеют существенные различия и поэтому единых готовых методов не существует. Создание такой экосистемы должно рассматриваться как сложный многостадийный процесс, который может не только поступательно развиваться, но и поворачивать вспять на любой из своих стадий. Для того чтобы оказать позитивное воздействие на ход этого процесса, университетам необходимо разработать соответствующую стратегию, которая учитывала бы структуру формирующейся экосистемы и способствовала бы развитию позитивного взаимодействия между всеми ее субъектами. Для анализа процесса развития предпринимательской экосистемы авторы статьи используют модель П. Ауэрсвальда и Л.М. Бранскомба1, которая включает в себя пять стадий: исследования, получение результатов, разработка технологии, разработка продукта, производство и реализация продукта.
На первых двух стадиях роль университетов является доминирующей. Они создают необходимую критическую массу исследований, которые становятся основой для дальнейшего развития. При этом научная специализация университетских исследований автоматически предопределяет будущую направленность предпринимательской деятельности. В этом процессе большую роль играет политика университета, которая способствует определению перспективных направлений исследований и максимальному сокращению «инкубационного» периода, необходимого для получения результатов, которые в дальнейшем могут получить практическое применение. Это прежде всего правильное распределение прав интеллектуальной собственности между университетом и непосредственными исполнителями проектов и эффективная система финансирования, позволяющая концентрировать ограниченные финансовые ресурсы на наиболее перспективных направлениях.
Особенно важную роль университетская политика играет на второй стадии процесса. Здесь на первый план выходят структуры, которые осуществляют трансферт технологий. Именно они форми-
1 Auerswald P., Branscom L.M. Valleys of death and Darwinian seas: Financing the invention to innovation transition in the United States // The journal of technology transfer. - 2003. - Vol. 28, N 3-4. - P. 227-239.
руют необходимые финансовые и организационные условия для создания новых предприятий под эгидой университетов, и именно они осуществляют взаимодействие с рыночной средой, помогая ученым-исследователям оценить потенциальную востребованность их разработок на рынке. На второй стадии большая роль отводится также специальным «испытательным центрам», которые возникли сравнительно недавно и получили распространение в 2000-х годах. Их функция заключается главным образом в исследовании потенциального рынка и поиске дополнительного финансирования для ИР, находящихся на ранней стадии экспериментальной проверки, и для технологий, представленных пока только в виде опытных образцов. Таким образом, они помогают новым технологиям достичь стадии зрелости, необходимой для последующего серийного использования. Успешное завершение их работы заключается в привлечении бизнес-ангелов и венчурных капиталистов, которые инвестируют необходимые средства, позволяющие перевести процесс разработки новой технологии на новую, более высокую стадию.
На третьей стадии разработчики доводят технологию до стадии продукта, что позволяет создать предприятие и разработать бизнес-план, который будет описывать стратегию продвижения нового продукта на рынок. Для этого необходимо окончательно определить концепцию продукта, целевую аудиторию, которой его можно предложить, и дать рыночную оценку стоимости проекта и потребности в дополнительных инвестициях для его реализации. На этой стадии важным, если не основным, условием успеха становится доступность венчурного капитала, и здесь критически важен региональный фактор. Многочисленные исследования, базирующиеся на выявлении межрегиональных различий, демонстрируют устойчивую зависимость между доступностью венчурного капитала и интенсивностью создания стартапов. Правда, поскольку венчурный капитал легко пересекает региональные границы, важным является не наличие этого капитала в конкретном регионе, а наличие структур, способных эффективно привлекать его в своем или в других регионах. Эту функцию могут с успехом выполнять бизнес-инкубаторы и другие подобные структуры.
На четвертой и пятой стадиях происходит развитие новых предприятий и распространение создаваемого ими продукта, которое должно дать конкретные финансовые результаты, в первую
очередь прибыль. В этом процессе ведущую роль играют технологические центры и парки, тесно связанные с бизнес-инкубаторами, игравшими ведущую роль на предыдущей стадии. Задача технологических центров и технопарков заключается в создании широкого доступа к новым знаниям и технологиям для их потенциальных покупателей и пользователей - представителей локального бизнес-сообщества. Все эти структуры могут развиваться вокруг университетов, которые таким образом становятся организационными центрами предпринимательской экосистемы.
В условиях конкретного региона, характеризующегося незрелостью предпринимательской среды, многие институты и структуры, необходимые для успешного развития академического предпринимательства, могут просто отсутствовать, а связи между существующими элементами инновационной системы и ее основными субъектами могут быть крайне слабыми. В этих условиях роль университетов будет заключаться в том, чтобы придать необходимый динамизм развитию региональной предпринимательской экосистемы на базе высоких технологий. В результате они оказываются гораздо глубже вовлечены в деятельность инновационной системы региона, чем это имеет место в условиях зрелой предпринимательской экосистемы. Они вынуждены самостоятельно устанавливать связи с другими субъектами региональной инновационной системы (РИС) с целью продвижения своих научных разработок и получения дополнительного дохода. В результате они берут на себя не только функцию создания, но и функцию распространения новых знаний и технологий, что превращает их в организационные центры РИС. На базе университетов осуществляется взаимодействие регионального академического сообщества, бизнесменов, представителей финансового сектора и государственных структур, заинтересованных в технологическом развитии региона и повышении уровня производства добавленной стоимости.
Трансформация научных знаний в бизнес-проекты требует преобразования кодифицированных, неявных знаний из строгой научной формы в форму, приемлемую для рыночных субъектов. Распространение неявных знаний требует создания сложной многосторонней системы взаимодействия между представителями академического сообщества и бизнеса. Поэтому университеты активно участвуют в развитии предпринимательской экосистемы. Они не
только создают необходимые для нее новые знания и технологии, но и в течение длительного периода играют роль организационных центров и посредников между региональным бизнесом, потребителями и местными властями, а также распространяют информацию о предложении новых технологических продуктов и разъясняют бизнес-сообществу возможности их успешного коммерческого применения.
Для подтверждения выдвинутых тезисов о роли университетов в незрелой предпринимательской среде авторы статьи используют данные, полученные ими из интервью различных представителей академического сообщества, которые в течение последних 12 лет активно участвовали в развитии академического предпринимательства на региональном уровне. Кроме того, они проанализировали различные университетские документы финансового и организационного характера и сайты университетов и других организаций, участвующих в деятельности РИС. На основе этих данных авторы осуществили реконструкцию процесса формирования предпринимательской экосистемы под воздействием активности университета во временной последовательности. Это позволило им выявить связи, сложившиеся между различными субъектами этого процесса и отследить их развитие. При этом авторы стремились разграничить общую руководящую роль университетов и конкретную деятельность университетских структур, осуществляющих трансферт технологий.
Университет как организационный центр предпринимательской экосистемы выполняет две основные функции: 1) функцию посредничества между субъектами экосистемы; 2) функцию расширения сети взаимодействия, позволяющей вовлекать новых субъектов. На первой стадии процесса развития предпринимательской экосистемы доминирует посредническая функция. Происходит формирование сети посредников, распространяющих инновации, разработанные в недрах университета. Эта стадия в большинстве европейских стран началась в конце 1980-х годов. В частности, в Страсбургском университете первые посреднические структуры, осуществляющие трансферт технологий, начали формироваться с 1987 г., когда в других французских университетах подобных структур еще практически не было. Главной функцией этих структур стало управление реализацией исследовательских контрактов с
представителями промышленности и бизнеса и защита интересов коммерческих интересов университета в этой сфере. В 1998 г. был учрежден пост проректора, ответственного за коммерциализацию результатов исследовательской деятельности и взаимодействие с частными компаниями, а также за разработку и осуществление общей политики университета в распространении инноваций. В начале 2000-х годов был создан бизнес-инкубатор для развития связей с представителями бизнес-сообщества региона. А в 2005 г. Страс-бургский университет совместно с университетом Haute Alsace и рядом других высших учебных заведений создали совместную структуру для осуществления трансферта технологий и создания венчурных предприятий.
Дальнейшее развитие предпринимательской экосистемы происходит за счет расширения сети взаимодействия путем вовлечения в нее новых субъектов. Университетские структуры стали заниматься трансфертом технологий и осуществлять внешнюю экспертизу университетских научных проектов с привлечением специалистов из сферы индустрии и бизнеса. Это позволило создать сеть контактов, которые впоследствии были поставлены на регулярную основу. Однако в процессе развития целевые ориентиры трансферта технологий изменялись. В 2000-х годах эта деятельность была ориентирована главным образом на максимизацию дохода и являлась средством диверсификации источников доходов университета и повышения его финансовой устойчивости. В начале 2010-х годов резко возросло государственное финансирование этого вида деятельности. Государственные структуры поставили перед ОТТ две не вполне совместимые цели: поддерживать прибыльность своей деятельности и одновременно стимулировать региональное экономическое и социальное развитие на базе высокоэффективного академического предпринимательства. Конфликтность этих целей была неоднократно отмечена участниками проведенных авторами интервью. Один из них сформулировал эту проблему следующим образом: «Если я хочу максимизировать свой доход, я продам все мои технологии иностранным компаниям. В результате я получу большие деньги, но эффект от Эльзасских научных исследований для развития экономики региона будет нулевым... Разумеется, мы должны рассматривать наши проекты в терминах при-
быльности, но мы не должны также забывать о развитии РИС» (с. 14).
Однако, несмотря на некоторую противоречивость целей, университет продолжал оказывать позитивное воздействие на развитие предпринимательской экосистемы региона. Это воздействие заключалось в первую очередь в создании новых инновационных предприятий, а также в поддержке существующих малых и средних предприятий, продолжающих продвижение инноваций на базе университетских научных разработок. В результате взаимодействие внутри сложившейся сети становилось все более интенсивным, что способствовало генерированию новых проектов и повышению их качества как на уровне исследований, так и на уровне внедрения в производство и коммерческой реализации.
Проведенный анализ позволил авторам сделать вывод о том, что университеты действительно способны играть роль организационного центра, обеспечивающего прогрессивное развитие и повышение зрелости предпринимательской экосистемы в долгосрочной перспективе.
М.О. Лихачев
2017.02.028. ФИГЕЙРА К., ТЕОДОРАКОПУЛОС Н., КАЗЕЛЛИ Дж. ИЗУЧЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОГО РИСКА СРЕДИ СОТРУДНИКОВ УНИВЕРСИТЕТОВ: ФЕНОМЕ-НОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД.
FIGUEIRAC., THEODORAKOPOULOS N., CASELLI G. Unveiling faculty conceptions of academic risk taking: A phenomenographic study // Studies in higher education. - 2016. - P. 1-15. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2016.1250074.
Ключевые слова: принятие риска в академической среде; академическая деятельность; конструкция идентичности; новое общественное управление; феноменография; университетские риски.
Авторы статьи, сотрудники Университета Крэнфилда (Бедфорд, Великобритания) и Астонского университета (Бирмингем, Великобритания), представляют результаты своего исследования отношения к риску, сформировавшегося в академической среде в