2016.04.022. ЙОХАННИССОН Б. ОГРАНИЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АКАДЕМИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ.
JOHANNISSON B. Limits to and prospects of entrepreneurship éducation in the academic context // Entrepreneurship & regional development. - 2016. - Vol. 28, N 5-6. - P. 403-423. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/08985626.2016.1177982
Ключевые слова: практический подход; предпринимательство; здравый смысл; академическое обучение; предпринимательские университеты.
Автор статьи, сотрудник Департамента организации и предпринимательства Университета Линнеус (Векше, Швеция), анализирует проблему введения предпринимательской подготовки в традиционную академическую систему высшего образования. При этом он рассматривает предпринимательство как более глубокое понятие, чем простое распространение инноваций в рыночной среде. Такое понятие предполагает, что предпринимательскую деятельность способны осуществлять люди, не только обладающие соответствующими личностными качествами, но и имеющие доступ к значительным экономическим ресурсам. В этом случае было бы наивным полагать, что какая-либо образовательная программа, даже самая лучшая, способна сделать успешным предпринимателем среднестатистического студента.
Автор представляет способность к предпринимательству в более широком контексте как фундаментальную характеристику человеческого поведения, которая заложена в нем генетически и находит свое проявление практически во всех сферах человеческой деятельности: в способности ориентироваться в окружающей обстановке, правильно оценивать сложившуюся ситуацию и видеть скрытые в ней благоприятные возможности. Кроме того, предпринимательская способность - это умение принимать самостоятельные решения и готовность нести за них ответственность. Развитие этой способности является одной из важных задач системы образования не только потому, что она готовит человека к эффективному функционированию в рыночной среде, но и потому, что она формирует из него свободную личность, которая не подчиняется жесткому политическому диктату.
Однако развитие предпринимательской способности в условиях традиционной системы высшего образования сталкивается с серьезной проблемой. Предпринимательство - это практическая деятельность, реализующаяся через принятие конкретных решений в конкретных обстоятельствах и изменение этих обстоятельств. Академическая деятельность, напротив, предполагает наличие определенного разрыва между теоретическим осмыслением, анализом действительности и практическим преобразованием этой действительности. Современное предпринимательское образование стремится к созданию жесткой институциональной структуры и системы управления, что в значительной мере затушевывает тот факт, что предпринимательская деятельность на самом деле движима личными интересами, чувствами и желаниями настолько же, насколько реальной практикой и опытом. Все это ставит дополнительную сложную задачу перед структурами современного высшего образования, которые осуществляют целенаправленную подготовку учащихся к предпринимательской деятельности.
Исходя из этого, автор формулирует главные, на его взгляд, вопросы, которые необходимо решить для успешного развития системы предпринимательского образования: 1) какое понятие предпринимательства является наиболее подходящей основой для развития предпринимательского образования в современной академической среде и какое влияние эта интерпретация будет иметь на характер организации процесса обучения предпринимательству в вузах; 2) какие знания нужно давать студентам в соответствии с принятой моделью предпринимательства, чтобы подготовить их к будущей предпринимательской деятельности; 3) какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы интегрировать предпринимательское образование в академический контекст в целом и конкретно для бизнес-школ, технических университетов и других структур подобного рода?
В дальнейшем изложении автор статьи предлагает свои собственные ответы на поставленные им вопросы. Предпринимательство он рассматривает как процессный феномен, т.е. как «... непрерывный процесс обучения, в ходе которого субъект расширяет сферу своего опыта и приобретает новые навыки при столкновении
с различными новыми обстоятельствами и опытом»1. В этом процессе накопленный опыт дополняется импровизацией, которую субъект проявляет при столкновении с новыми обстоятельствами, в которых он не может опираться на предшествующий опыт. В социальном плане предпринимательство проявляется в постоянном изменении существующих организационных структур. Предприятие, которое является мельчайшей структурной единицей, в рамках которой институционализируется предпринимательская деятельность и создается система внешних и внутренних взаимодействий, находится под постоянным давлением внешней среды, подталкивающей его к изменениям. В результате происходит видоизменение или полное исчезновение существующих структур, а их конституирующие элементы - производственные ресурсы, квалифицированный персонал и т.п. - вливаются в новые структуры с иной системой внешних и внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей. Поэтому при рассмотрении предпринимательской деятельности структурный анализ имеет второстепенное значение. Главную роль играет анализ непосредственной практики, в процессе которой осуществляются структурные изменения. Основным объектом изучения при таком подходе становятся микрособытия, составляющие любую практическую деятельность. Поэтому знание, которое способно сформировать необходимые компетенции для предпринимательской деятельности, должно быть применимо к анализу таких микрособытий и микроситуаций и давать основу для нахождения правильной линии поведения и правильного решения в этих ситуациях. В этом плане исследовательский процесс во многом совпадает с предпринимательским процессом, поскольку предполагает самостоятельное инициирование и последовательное решение ряда частных проблем для достижения общего конечного результата. Однако вопрос заключается в том, насколько практика реализации академических исследований может служить базой для формирования навыков предпринимательской деятельности? В процессе научного исследования анализ частных случаев в конечном итоге оформляется в концепции и теоретические модели, соответствующие универсальным стандартам. Практик же в своих действиях ру-
1 Czarniawska B., Sevon G. Translating organizational change. - Berlin: de Gruyter, 1996.
ководствуется своей оценкой отдельной ситуации и принимает личные решения в соответствии со своими личными выводами. Поэтому знание, которое соответствует практически-предпринимательскому подходу, представляет собой не результат рационального обобщения, построенного по определенным универсальным правилам, а скорее результат «... интуитивной наблюдательности, повышенной осведомленности и ситуационной сообразительности»1. Такое знание с трудом поддается стандартизации и формализации и трудно вписывается в традиционный процесс академического обучения.
Еще одним важным аспектом, отличающим предпринимательскую деятельность от научной, является господствующая в рыночной среде и в социальной жизни «истинная неопределенность». Этот термин используется в современных социальных науках для обозначения ситуации, когда информация, необходимая субъекту для принятия рационального решения, в принципе отсутствует. В этих условиях субъект вынужден выбирать между осторожной стратегией, направленной на минимизацию риска при любом возможном варианте развития ситуации и интуитивным решением, направленным на максимизацию выигрыша. Осторожная стратегия в такой ситуации в наибольшей степени соответствует традиционной концепции рационального поведения, которая является общепринятой в современной экономической науке и во многих других социальных, экономических и политических дисциплинах. Однако такая стратегия исключает возможность максимизации выигрыша, а также поиск новых нестандартных решений, что полностью противоречит как всем базовым представлениям о предпринимательском поведении, так и представлениям об инновационном характере развития современного общества.
Кроме того, важным отличием академической сферы является достаточно глубокая специализация исследователя в своей определенной узкой области. Такая специализация явно противоречит предпринимательской деятельности, которая предполагает взаимодействие с различными структурами и решение разнообразных проблем, требующих знакомства с самыми различными сферами человеческого знания. Это знакомство может быть весьма поверх-
1 Letiche H., Statler M. Evoking metis: Questioning the logics of change, responsiveness, meaning and action in organizations // Culture and organization. - 2005. -Vol. 11, N 1. - P. 7.
ностным, но тем не менее достаточным для принятия осмысленных решений. Узкая же специализация препятствует достижению широты кругозора, необходимой для принятия таких решений.
Для подтверждения этого тезиса автор статьи ссылается на проводившиеся в Швеции в период с 1969 по 1983 г. исследования среди выпускников средних школ с последующим отслеживанием их карьерных траекторий. В нем приняли участие около 450 тыс. молодых людей. Окончательный вывод исследователей гласил, что «. лица, имеющие более сбалансированный профиль способностей, имеют большую вероятность самозанятости»1, т.е. люди с более равномерным развитием способностей имеют больше шансов достигнуть успеха в предпринимательской деятельности, чем люди с высокой степенью развития каких-либо специальных способностей. Этот вывод подтверждается данными американских исследований. Так, опрос около 5 тыс. выпускников университетских бизнес-школ показал, что большинство из тех, кто отдавал предпочтение в своей программе обучения более общим неспециализированным курсам, основали свой собственный бизнес практически сразу после вы-
пуска2.
В современной системе бизнес-образования существует еще одна проблема, которая заключается в том, что учебные планы бакалаврских и магистерских программ построены на основе менеджмента как базовой дисциплины. В результате студенты без размышлений усваивают базовые принципы и идеологию менеджеризма, что создает дополнительные трудности для развития предпринимательских компетенций в академическом контексте. Менеджмент ориентирован, в первую очередь, на организацию и контроль за существующими бизнес-процессами. А любой контроль изначально предполагает, что будущее в принципе познаваемо, и старается исключить любой элемент неопределенности, а если это невозможно, то игнорировать его. Менеджеризм стремится к созданию эффективных инструментов управления действующими
1 Alden L., Hammarstedt M., Neuman E. All about balance? A test of the jack-of-all-trades theory using military enlistment data // Essays on segregation, gender economics and self-employment / Neuman E. (ed.). - Vaxjo/Kalmar: Linnaeus univ. press, 2015. - Diss. N 223/2015 - P. 1-33.
2 Lazear E.P. Entrepreneurship // Journal of labor economics. - 2005. - Vol. 23, N 4. - P. 649-680.
структурами, но, как правило, не способен выйти за пределы заданного формата и найти радикально инновационные решения. Это противоречит более свободному предпринимательскому стилю деятельности, предполагающему значительно большую открытость по отношению к внешней среде и готовность радикально изменяться в соответствии с ее новыми вызовами.
Поскольку академическая система накопления и воспроизводства знаний неспособна полностью интегрировать в себя практическое знание, необходимое для формирования и развития предпринимательских способностей, она должна быть модернизирована таким образом, чтобы дать возможность обучающемуся соприкасаться с реальным миром, в котором его знания и умения должны получить свою реализацию. Поэтому современное бизнес-образование нуждается в учебных программах, органически сочетающих теоретические знания и формирование практических навыков. Автор выделяет целый ряд форм, в рамках которых эта задача решается в шведской системе высшего бизнес-образования.
Одним из таких примеров является программа «Администрирование малого бизнеса» (Small Business Administration). Обучаясь по этой программе, студенты получают возможность формировать свои предпринимательские навыки, непосредственно наблюдая за деятельностью руководителей малых предприятий, участвующих в программе, и даже оказывать им содействие в выполнении их управленческих функций. Такой подход позволяет студентам познакомиться непосредственно с деятельностью предпринимателя и на практике получить навыки, необходимые для этой деятельности. При этом практика проходит параллельно с теоретической подготовкой. В течение одной учебной недели студенты получают очередную порцию теоретических знаний и наблюдают, как описанные в теории процессы реализуются на практике и как соотносятся теоретические рекомендации с деятельностью предприятия. Учебный процесс построен таким образом, что практический опыт воспринимается через призму соответствующей теории. Студенты могут формулировать и высказывать свои предложения относительно совершенствования работы фирм, в которых они практикуются. Эти предложения обсуждаются совместно с их преподавателями и руководителями фирм. При этом задачей студентов является не просто выдвинуть рекомендации по совершенствованию бизнеса на
базе изученной ими теории, но и суметь донести смысл этих рекомендаций до практиков, которые реально руководят этим бизнесом. В результате учащиеся приобретают не только практический опыт и навыки анализа реальных ситуаций и процессов, но и навык коммуникации в профессиональной среде, который также является неотъемлемой частью предпринимательских способностей.
Давая в целом высокую оценку данной программы, автор тем не менее отмечает, что, несмотря на расширение практических возможностей, ее магистерский уровень имеет существенный недостаток в виде усиления идеологии менеджеризма в теоретической подготовке. По мнению автора, усиление менеджерской ориентации, т. е. ориентации на построение жесткой структуры управления и контроля, в значительной степени обесценивает предпринимательские навыки и ослабляет предпринимательский дух, которые были сформированы у студентов на бакалаврском уровне программы.
В качестве еще одного позитивного примера интеграции академических и практических методов бизнес-образования автор статьи приводит Чалмерскую предпринимательскую школу. Специфика программы этой школы заключается в ориентации на высокие технологии и стремлении совместить передовые технологические и бизнес-идеи. Чалмерский технологический институт - один из трех негосударственных университетов в Швеции. На сегодняшний день Чалмерская школа предоставляет широкий выбор бакалаврских и магистерских программ по самым различным направлениям бизнес-образования. В рамках двухлетней магистерской программы обучающиеся на первом курсе получают необходимую теоретическую подготовку и необходимые коммуникативные навыки, а на втором они формируются уже непосредственно как начинающие предприниматели. В этот период процесс обучения почти целиком концентрируется на анализе конкретных проблемных ситуаций и поиске их оптимального решения. Способность находить оптимальные решения рассматривается как базовая компетенция предпринимателя, и процесс обучения нацеливается на ее формирование. Главную роль в реализации программы играет разнообразие конкретного опыта практической предпринимательской деятельности, используемой для подготовки студентов. Важнейшим компонентом финальной стадии обучения является разработка студентом
своей собственной бизнес-идеи и отработка практических аспектов ее реализации. В результате такого построения процесса обучения выпускник выходит из стен школы с готовым бизнес-проектом и способен немедленно приступить к его реализации.
Третий проект, рассматриваемый автором в качестве положительного опыта развития бизнес-образования, «Социальная региональная инновационная система» (Social Regional Innovation System - SORIS) является, по его определению, удачной попыткой соединения академического исследовательского и предпринимательского опыта, направленного на интеграцию в конкретные процессы социально-экономического развития на региональном уровне. SORIS представляет собой своеобразный тренировочный лагерь, на базе которого организуется взаимодействие будущих предпринимателей с действующими представителями предпринимательского сообщества, представителями бизнес-инфраструктуры и государственными чиновниками регионального уровня. Студенты постоянно находятся под наблюдением какого-либо практика, который помогает им ориентироваться в мире современного бизнеса и избегать наиболее распространенных ошибок при разработке собственного бизнес-проекта. Разрабатываемый бизнес-проект должен быть обязательно вписан в региональный контекст и иметь ярко выраженную социальную направленность.
Обобщая анализ конкретных образовательных программ в сфере подготовки к предпринимательской деятельности, автор отмечает, что формы организации таких программ могут быть многообразны, но, для того чтобы быть успешными, все они должны строиться в соответствии с определенными принципами. Во-первых, они должны формировать представление о том, что внешняя среда не является статичной и жестко заданной структурой и что она открыта для изменений, в частности для создания новых предпринимательских структур. Во-вторых, в ходе реализации этих программ у обучающихся должно формироваться стойкое убеждение в том, что продвижение новых бизнес-идей и создание новых предприятий возможно только путем активного и интенсивного взаимодействия с внешней средой. В-третьих, необходимо формировать уверенность в том, что идеология и принципы менеджеризма являются вторичными по отношению к предпринимательской ориентации, направленной на инновационные изменения. В-чет-
вертых, функция преподавателя должна заключаться не в авторитарном ретранслировании готового знания, а в поддержке обучающегося и стимулировании его собственной активности.
В заключение автор дает собственные ответы на поставленные им в начале статьи три вопроса.
Ответ 1: предпринимательство в академическом, а также в более широком контексте должно рассматриваться как непрерывный процесс, который успешно развивается в условиях неопределенности внешней среды. С точки зрения процессного подхода предпринимательство нуждается не только в традиционном академическом, но и в практическом знании, которое не может быть получено в рамках традиционного академического процесса обучения. Из этого вытекает необходимость включения в учебные программы значительной практической составляющей, которая может быть обеспечена только сотрудничеством с предпринимательскими структурами.
Ответ 2: поскольку практика рассматривается как создание, разрешение и анализ конкретных проблемных ситуаций, она требует совмещения практического здравого смысла с теоретическими знаниями. Для установления правильного баланса между теоретическими знаниями и практическими навыками необходимо участие в учебном процессе как профессиональных академических преподавателей, так и практиков, занимающихся реальным бизнесом. Сотрудничество с внешними партнерами в процессе практической деятельности способствует развитию у студентов способности к оценке реальной ситуации, принятию правильных решений и последовательному проведению этих решений в жизнь.
Ответ 3: поскольку идеология современного менеджмента, которой пронизаны учебные планы современного бизнес-образования, коренным образом противоречит принципам и духу предпринимательской деятельности, в процессе обучения необходимо уделить большее внимание передаче практического и ситуационного знания в противовес общим и абстрактным принципам современного менеджмента.
Все эти принципы и рекомендации, по мнению автора, должны способствовать существенному повышению эффективности современного бизнес-образования и формированию полноценных предпринимательских университетов.
М.О. Лихачев