медицинской помощи: врач, проявляя сочувствие к пациенту, должен сохранять трезвый ум.
Н. Пемброук приходит к выводу, что задача врача - «разрушить стену, существующую между ним и пациентом и постичь опыт другого человека» (с. 23). Однако опасность заключается в том, что сочувствие может поглотить разум врача. В данном случае полезно обратиться к буддистской идее, согласно которой сопереживание другому должно сопровождаться невозмутимостью разума.
О. В. Летов
2017.02.021. КАРТЕР-ДЖОНСОН Дж. ОПРЕДЕЛЯЯ ГРАНИЦЫ «НОРМАЛЬНОГО»: ЧТО ТАКОЕ БОЛЕЗНЬ? CARTER-JOHNSON J. Defining the spectrum of «normal»: What is a disease? - Mode of access: https://msubioethics.com/2016/10/20/ defining-the-spectrum-of-normal/ (last download: 30.12.2016).
Ключевые слова: биоэтика; нормальное состояние; болезнь; принцип справедливости; генетические технологии.
Дж. Картер-Джонсон указывает, что последние достижения в области генной инженерии, связанные с потенциальной возможностью исправлять «ошибки» генетической природы человека, ставят вопрос об определении границы между «нормой» и болезнью. Например, китайские ученые сообщают о том, что готовы разработать генетическую программу, которая позволит сделать эмбрионы более устойчивыми по отношению к ВИЧ-инфекции. Вместе с тем некоторые ученые и философы указывают на то обстоятельство, что использовать эмбрионы в процессе генетических исследований этически недопустимо, поскольку эмбрионы по своим правам ничем не должны уступать родившемуся ребенку. Другие отмечают, что «вмешательство в генетическую структуру человека способно породить новые проблемы и новые болезни» (1).
Использование генетических технологий может вступать в противоречие с известным принципом справедливости, поскольку лишь обеспеченные люди способны оплатить подобное вмешательство и, следовательно, получить для своих детей изначальное преимущество. Неужели лишь дети богатых родителей смогут в будущем быть наиболее умными, наиболее сильными и наименее подверженными болезням? Все это трудно согласуется не только с
правилом справедливого распределения медицинских ресурсов, но и с принципом равных возможностей для всех детей.
Вместе с тем в рамках генетических исследований само понятие болезни, или отклонения от нормы, оказывается отнюдь не простым вопросом. Не исключена ситуация, когда генетики предложат изменить генетическую структуру того или иного человека, а эти изменения могут столь же косвенно избавить его от недуга, как и изменение роста или цвета глаз. Иными словами, ученым порой нелегко определить, приведут ли те или иные генетические изменения к избавлению от болезни или просто к некоей вариации в рамках нормального существования человека.
Некоторые опасные с точки зрения ученых генные мутации могут на практике оказаться ответом организма человека на угрозы новых заболеваний. Ученые не способны исследовать все мутации, направленные на борьбу с теми или иными болезнями. Возможно, что генетически модифицированный с помощью новых технологий «сверхздоровый» человек будущего, неуязвимый для известных в настоящее время недугов, может оказаться, в отличие от «обычных» людей, слабым по отношению к новым болезням. Существуют и такие генетические мутации, которые, с одной стороны, способствуют формированию позитивных с общественной точки зрения качеств, а с другой - порождают те или иные заболевания. Например, ученые выявили закономерность, согласно которой некоторые типы болезней, такие как психическая биполярность, характерны лишь для людей с высоким интеллектуальным коэффициентом. Возникает закономерный вопрос, выиграет ли общество от того, что, умножая число умственно одаренных людей, увеличивает масштабы заболеваний?
Болезнь для одних может оказаться нормой для других. Например, родители, глухие от рождения, нередко отказываются от применения терапии (в том числе и генетической), восстанавливающей слух для их ребенка. Они рассматривают глухоту не столько как болезнь, сколько как принадлежность к определенному сообществу со своим языком и традициями. «Избавление мира от им подобных эти люди могут рассматривать как своего рода геноцид» (1). Сходную позицию способны занимать люди, принадлежащие к сообществам аутистов или сексуальных меньшинств.
Дж. Картер-Джонсон приходит к выводу, что некоторое отклонение от нормы нельзя безусловно относить к болезни. Это отклонение суть проявление различия. Некоторые болезни или предрасположенности к болезням способны обернуться преимуществом в изменившихся обстоятельствах. Пока ученые не достигнут должного уровня понимания генетической структуры человека, трудно с определенностью утверждать, какие изменения приводят к благу, а какие наносят вред.
О. В. Летов
2017.02.022. ДАСТАГИР Ш. ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ И ЗУБОВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА В БАНГЛАДЕШ: ОБЗОР ЗНАНИЯ, ПОДХОДОВ И НАВЫКОВ ПРАКТИКУЮЩИХ ЗУБНЫХ ВРАЧЕЙ.
DASTAGIR Sh. Informed consent in dental practice in Bangladesh: A survey on dental practitioners' knowledge, attitudes and awareness // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2015. - Vol. 25, N. 5. - P. 216-226.
Ключевые слова: биоэтика; информированное согласие; принцип свободы пациента.
Ш. Дастагир отмечает, что правило информированного согласия опирается на известные биоэтические постулаты, такие как принцип свободы пациента и принцип благодеяния. Согласно этому правилу, врачу надлежит сообщить пациенту или его представителям всю необходимую информацию, касающуюся диагноза его болезни и процесса лечения, так, чтобы сам пациент смог сделать необходимый выбор.
Канули те времена, когда пациенты зубных врачей молча сидели в лечебных креслах, безусловно принимая и оплачивая все те процедуры, которые им предписаны. Современный пациент более образован (во многом благодаря Интернету) и менее доверчив, чем 30 лет назад. В центре предмета медицинской этики находятся, прежде всего, такие вопросы, как отношения между врачом и пациентом, конфиденциальность информации о здоровье пациента, необходимость достижения информированного согласия, в то время как предмет биоэтики носит более широкий характер.