Научная статья на тему '2017. 02. 020. Пемброук Н. Милосердное лечение: с точки зрения иудаистско-христианской и буддистской традиций. Pembroke N. compassionate care by clinicians: insights from the Judeo-Christian and Buddhist traditions // Eubios: Journal of Asian and International bioethics. - Christchurch, 2015. - vol. 25, N. 1. - p. 21-24'

2017. 02. 020. Пемброук Н. Милосердное лечение: с точки зрения иудаистско-христианской и буддистской традиций. Pembroke N. compassionate care by clinicians: insights from the Judeo-Christian and Buddhist traditions // Eubios: Journal of Asian and International bioethics. - Christchurch, 2015. - vol. 25, N. 1. - p. 21-24 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЭТИКА / УВАЖЕНИЕ ДОСТОИНСТВА ПАЦИЕНТА / БУДДИСТСКИЕ ТРАДИЦИИ / МИЛОСЕРДНОЕ ЛЕЧЕНИЕ / СОЧУВСТВИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Летов О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 02. 020. Пемброук Н. Милосердное лечение: с точки зрения иудаистско-христианской и буддистской традиций. Pembroke N. compassionate care by clinicians: insights from the Judeo-Christian and Buddhist traditions // Eubios: Journal of Asian and International bioethics. - Christchurch, 2015. - vol. 25, N. 1. - p. 21-24»

Во-вторых, необходимо придерживаться уважения к иным точкам зрения, в особенности тем, которые обусловлены силой культурных традиций. В-третьих, в процессе исследования стволовых клеток допустимо использование альтернативных методов при условии, что их сторонники соблюдают основные принципы биоэтики.

О. В. Летов

2017.02.020. ПЕМБРОУК Н. МИЛОСЕРДНОЕ ЛЕЧЕНИЕ: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИУДАИСТСКО-ХРИСТИАНСКОЙ И БУДДИСТСКОЙ ТРАДИЦИЙ.

PEMBROKE N. Compassionate care by clinicians: Insights from the Judeo-Christian and Buddhist traditions // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2015. - Vol. 25, N. 1. - P. 2124.

Ключевые слова: биоэтика; уважение достоинства пациента; буддистские традиции; милосердное лечение; сочувствие.

Н. Пемброук отмечает, что в основе медицинского обслуживания в больницах развитых стран лежит рационалистическая парадигма. Однако вряд ли следует доказывать положение о том, что для пациента важно не только лечение, но и уход. Существует немало врачей, обладающих необходимыми навыками и приемами лечения, у которых имеет место дефицит «человечности». «Другие врачи, хотя и обладают подобными качествами, не всегда способны их реализовать под давлением администрации лечебных учреждений» (с. 21).

Согласно иудаистско-христианской традиции, милосердный человек воспринимает чужую боль, как свою собственную. Милосердие проявляется в таких христианских текстах, как притча о добром самаритянине, притча о блудном сыне и притча о немилосердном слуге. Например, в притче о блудном сыне выражается неизреченное Божье милосердие и прощение ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Нему. Главными персонажами являются отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, выступающий в образе самоправедного верующего, и младший (блудный) сын, сыгравший роль отступившего от Бога верующего и вопиющего к Нему о прощении.

В рамках библейской традиции термин «сочувствие» имеет следующие характерные черты. «Во-первых, во многих текстах отмечается идея нежности» (с. 22). Во-вторых, сочувствие связывается с личностным отношением, в основе которого лежит инстинкт: это чувство можно сравнить с любовью, успокаивающим поступком отца или матери. И наконец, сочувствие относится не столько к эмоции, сколько к глубокой структуре личности. Источником эмоций считали не только сердце, но и желудок. В Библии сочувствие понимается как некая глубокая солидарность с болью другого человека, так что сочувствующий принимает эту боль на себя. Человек, проявляющий сочувствие, принимает другого человека в его страдании и как бы проникает в его внутренний мир.

Эту традицию сочувствия как восприимчивости ярко выразил в своих произведениях французский философ Г. Марсель. Согласно его учению, чтобы преодолеть черствость души, субъект должен погрузиться во внутренний мир другого человека, посмотреть на окружающий мир его глазами. Всякий субъект существует как личность, как «Я»; его бытие неотчуждаемо от него, оно - не нечто предметное, внешнее, а нечто внутреннее, переживаемое. Напротив, вещи, предметы, объекты, которыми обладает индивид, могут быть отчуждены от него. Марсель связывает восприимчивость с предрасположенностью, используя метафору «внутренней связи». Предрасположенность тесно связана с восприимчивостью субъекта. И то и другое предполагает способность открыть свой внутренний мир для окружающих людей. Субъект как бы предага-ет другим быть в процессе общения с ним «как дома». Ведь человек принимает своих знакомых в каком-то определенном месте (в доме, в комнате, в саду), а никак не в незнакомом пространстве (например, в лесу). Дом несет в себе отпечаток личности человека: нечто, принадлежащее субъекту, вливается в сознание другого человека. В противоположность дому номер в гостинице нередко воспринимается человеком как «безымянная грусть», как дом, не принадлежащий никому. Разделить свой дом с близкими людьми означает гостеприимство. Именно гостеприимство помогает субъекту общаться с другими людьми, понимать их.

Сосуществовать с другими людьми означает быть подверженным их влиянию. Невозможно быть человеком и не быть проницаемым для подобного влияния. Проницаемость в широком

смысле этого слова - это отсутствие сплочения или плотности. Субъект оказывается открытым к реальности, к окружающим, которые готовы коммуницировать с ним. Человек должен освободить внутри себя пространство для другого. Если субъект целиком сосредоточен на своих мыслях и чувствах, то он не способен поддерживать связь с другими. Наоборот, закрытость субъекта по отношению к другим людям Марсель называет «внутренней инерцией», «духовной астенией». Единственный путь преодолеть внутреннюю замкнутость - это погрузить себя в жизнь другого человека, посмотреть на мир его глазами. Сочувствие предполагает способность представить себя на месте другого человека. Например, врач должен иметь представление о том, что значит боль для пациента, каковы при этом могут быть его мысли и чувства.

Что касается буддизма, то с этой точки зрения чувства, включая и чувство сострадания, присущи всем живым существам. Благословение распространяется на того, кто испытывает глубокое физическое или моральное страдание. Это благословение распространяется на окружающих его людей. Согласно буддистскому учению, сочувствие и любящая доброта суть фундаментальные характеристики всех людей. Однако сочувствие, присутствующее стихийным образом в человеке, недостаточно сильное и универсальное чувство. Это сочувствие требует своего развития. Будда учил тому, что сочувствие не должно иметь различий по отношению к друзьям или врагам: в сочувствии нуждаются все живые существа.

На пути к просветлению человек нуждается в состоянии невозмутимости. Это состояние наряду с сочувствием, любящей добротой и сочувственной радостью составляют четыре фундаментальных свойства живых существ. Невозмутимость нельзя отождествлять с отсутствием эмоций. Буддистский идеал - это невозмутимость разума в сочетании с сочувствием. Будда говорил о том, что существует три возможных чувственных состояния: боль, наслаждение и нейтральность. Цель человека - воспитывать в себе нереактивную позицию по отношению к любому из указанных состояний. Субъект должен проявлять беспристрастное сострадание к другому. Человек открыт к боли другого, сохраняя холодным свой разум. Такой подход наиболее приемлем в случае оказания

медицинской помощи: врач, проявляя сочувствие к пациенту, должен сохранять трезвый ум.

Н. Пемброук приходит к выводу, что задача врача - «разрушить стену, существующую между ним и пациентом и постичь опыт другого человека» (с. 23). Однако опасность заключается в том, что сочувствие может поглотить разум врача. В данном случае полезно обратиться к буддистской идее, согласно которой сопереживание другому должно сопровождаться невозмутимостью разума.

О. В. Летов

2017.02.021. КАРТЕР-ДЖОНСОН Дж. ОПРЕДЕЛЯЯ ГРАНИЦЫ «НОРМАЛЬНОГО»: ЧТО ТАКОЕ БОЛЕЗНЬ? CARTER-JOHNSON J. Defining the spectrum of «normal»: What is a disease? - Mode of access: https://msubioethics.com/2016/10/20/ defining-the-spectrum-of-normal/ (last download: 30.12.2016).

Ключевые слова: биоэтика; нормальное состояние; болезнь; принцип справедливости; генетические технологии.

Дж. Картер-Джонсон указывает, что последние достижения в области генной инженерии, связанные с потенциальной возможностью исправлять «ошибки» генетической природы человека, ставят вопрос об определении границы между «нормой» и болезнью. Например, китайские ученые сообщают о том, что готовы разработать генетическую программу, которая позволит сделать эмбрионы более устойчивыми по отношению к ВИЧ-инфекции. Вместе с тем некоторые ученые и философы указывают на то обстоятельство, что использовать эмбрионы в процессе генетических исследований этически недопустимо, поскольку эмбрионы по своим правам ничем не должны уступать родившемуся ребенку. Другие отмечают, что «вмешательство в генетическую структуру человека способно породить новые проблемы и новые болезни» (1).

Использование генетических технологий может вступать в противоречие с известным принципом справедливости, поскольку лишь обеспеченные люди способны оплатить подобное вмешательство и, следовательно, получить для своих детей изначальное преимущество. Неужели лишь дети богатых родителей смогут в будущем быть наиболее умными, наиболее сильными и наименее подверженными болезням? Все это трудно согласуется не только с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.