Д.Дж. Хёрст приходит к выводу, что, возможно, большую угрозу для современного общества представляет не столько рынок органов для трансплантации, сколько огрубление человеческих чувств и точек зрения. Главная задача человека в настоящее время -это «понять самого себя» (с. 63). Многие современники стремятся увеличить запасы энергии и потратить огромные средства на сохранение и продление телесной жизни, не замечая, что в процессе жизни человек способен лишиться своей сущности и достоинства. Прогресс может проявляться в трагедии.
О. В. Летов
2017.02.019. НУРУННАБИ А.С.М. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СТВОЛОВЫХ КЛЕТОК В БАНГЛАДЕШ: МОГУТ ЛИ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ ПОДДЕРЖИВАТЬСЯ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ? NURUNNABI A.S.M. Prospects and problems of stem cell research in Bangladesh: Can equity and justice be maintained in the context of public health demand? // Eubios: Journal of Asian and international bio-ethics. - Christchurch, 2016. - Vol. 26, N 3. - P. 117-124.
Ключевые слова: биоэтика; стволовые клетки; «принцип пропорциональности»; социальная справедливость.
А.С.М. Нуруннаби отмечает, что ценность стволовых клеток заключается в том, что они обладают способностью делиться и давать начало идентичным клеткам с учетом специализации тех или иных тканей организма. Выделяют следующие два вида стволовых клеток. Во-первых, клетки эмбрионов, которые могут быть получены лишь в период до созревания плода и обладают свойством плю-ропотенциальности: формировать клетки любой ткани взрослого организма. Во-вторых, соматические клетки сформировавшегося организма, которые обладают свойством мультипотенциальности: они в большей степени зависят от специализации той или иной ткани. И те, и другие клетки могут использоваться в процессе замены и восстановления тканей организма.
Стволовые клетки уникальны в том отношении, что не нуждаются в дифференциации клеток и могут воспроизводить самих себя. Эти клетки дают ключ к пониманию базовых механизмов
развития человека и специализации его органов, открывают новые перспективы лечения болезней, таких как диабет, травмы позвоночника, болезнь Паркинсона, инсульт, инфаркт и т.п. Вместе с тем использование в терапевтических целях стволовых клеток имеет ряд побочных эффектов, как, например, опасность возникновения злокачественной опухоли, генетические отклонения, инфекции, отторжение клеток, иммунологические осложнения, высокие цены и технологические затраты. Таким образом, в процессе развития технологий, связанных с изучением стволовых клеток, необходимо придерживаться «принципа пропорциональности», согласно которому преимущества использования этих клеток необходимо соизмерять с возможными отрицательными последствиями.
Многие ученые подчеркивают то обстоятельство, что использование стволовых клеток представляет собой подход, не имеющий себе равных в деле спасения множества человеческих жизней, и поэтому трудно утверждать о какой-либо диспропорциональности подобных исследований. Согласно биоэтическому принципу справедливости, для врача профессионально недопустимо обрекать миллионы людей на страдания от хронических тяжелых болезней, если имеется потенциальное средство избавления от них. Правило дистрибутивной справедливости предписывает врачу равномерно распределять доступные медицинские ресурсы среди нуждающихся сограждан, а подобное распределение требует разумного планирования системы оказания медицинских услуг на государственном уровне. Согласно решению Всемирной организации здравоохранения, «справедливость требует равномерного доступа к генетическим ресурсам» (с. 123).
Исследования в области стволовых клеток сопровождаются множеством этических, экономических и организационных проблем, связанных с вопросами беспристрастности, социальной справедливости и политического выбора. По мере развития исследований в данной области ученые ставят вопрос о получении стволовых клеток в массовом масштабе. В этой связи возникают такие этические проблемы, как доступность, честность и контроль формирования цен.
А.С.М. Нуруннаби приходит к следующим выводам. Во-первых, перспективные научные исследования в области здравоохранения нуждаются в создании публичных фондов для их поддержки.
Во-вторых, необходимо придерживаться уважения к иным точкам зрения, в особенности тем, которые обусловлены силой культурных традиций. В-третьих, в процессе исследования стволовых клеток допустимо использование альтернативных методов при условии, что их сторонники соблюдают основные принципы биоэтики.
О. В. Летов
2017.02.020. ПЕМБРОУК Н. МИЛОСЕРДНОЕ ЛЕЧЕНИЕ: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ИУДАИСТСКО-ХРИСТИАНСКОЙ И БУДДИСТСКОЙ ТРАДИЦИЙ.
PEMBROKE N. Compassionate care by clinicians: Insights from the Judeo-Christian and Buddhist traditions // Eubios: Journal of Asian and international bioethics. - Christchurch, 2015. - Vol. 25, N. 1. - P. 2124.
Ключевые слова: биоэтика; уважение достоинства пациента; буддистские традиции; милосердное лечение; сочувствие.
Н. Пемброук отмечает, что в основе медицинского обслуживания в больницах развитых стран лежит рационалистическая парадигма. Однако вряд ли следует доказывать положение о том, что для пациента важно не только лечение, но и уход. Существует немало врачей, обладающих необходимыми навыками и приемами лечения, у которых имеет место дефицит «человечности». «Другие врачи, хотя и обладают подобными качествами, не всегда способны их реализовать под давлением администрации лечебных учреждений» (с. 21).
Согласно иудаистско-христианской традиции, милосердный человек воспринимает чужую боль, как свою собственную. Милосердие проявляется в таких христианских текстах, как притча о добром самаритянине, притча о блудном сыне и притча о немилосердном слуге. Например, в притче о блудном сыне выражается неизреченное Божье милосердие и прощение ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Нему. Главными персонажами являются отец, олицетворяющий Отца Небесного, старший сын, выступающий в образе самоправедного верующего, и младший (блудный) сын, сыгравший роль отступившего от Бога верующего и вопиющего к Нему о прощении.