ние этой иллюзии (как аспект игры) всегда является итогом совместной работы партнеров по интеракции. Соучастие в игровой деятельности, в том числе в обмене фантазиями, составляющее стержень отношений ребенка и взрослого, сохраняется в более зрелых социальных интеракциях, подчеркивает Митчелл. Следовательно, способность к игровому соучастию образует психологический барьер для развития патологического нарциссизма.
Перакюла, в свою очередь, классифицирует эту способность как психологическое основание для формирования и сохранения той самой (игнорируемой социальной драматургией) психологической компетентности, которая необходима для успешной лицевой работы в ходе социальной интеракции. С его точки зрения, в работах позднего Гофмана можно найти рассуждения, близкие идее игровой иллюзии как момента продуктивного взаимодействия лицом к лицу. Автор статьи имеет в виду пару альтернативных понятий -ролевая поглощенность и ролевая дистанция. Первое указывает на абсолютную ситуативность Я, его «исчезновение» в виртуальном ролевом имидже, которого требует наличная ситуация. Второе подразумевает разделение индивидом своей роли в контексте взаимодействия и его подлинного Я, или, в толковании Перакюла, подразумевает наличие во взаимодействии игрового аспекта. Включение этих понятий Гофмана в современные практики конверсационного анализа повседневных коммуникаций позволит создать общее поле для социальной драматургии и психоаналитической теории, заключает автор. Применительно к задачам психотерапии продуктивным представляется осмысление ее как «специфического институционально оформленного варианта лицевой работы», ориентированной на максимальную оптимизацию игровых составляющих в восприятии пациентом своих нарциссических иллюзий [с. 465].
Е.В. Якимова
2017.02.008. МАЛИЦИЯ П. СТОЛКНОВЕНИЕ ИДЕНТИЧНО-СТЕЙ: САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ И ВОСПРИЯТИЕ ДРУГИХ КАК ПОДКРЕПЛЕНИЕ ПРЕДУБЕЖДЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВА В «КВАЗИМУЛЬТИЭТНИЧЕСКОМ» ОБЩЕСТВЕ. MALIZIA P. Identità versus identità: Una riflessione sulle identità e sulle rappresentazioni dell'Altro come supporto al pregiudizio e alla
diseguaglianza nelle societa «quasi-multietniche» // Societa mutamento política. - Firenze, 2013. - Vol. 4, N 8. - P. 179-199.
Ключевые слова: мультикультурализм; самоидентификация; предубеждение; неравенство; меньшинство.
Пьерфранко Малиция (Флорентийский университет, Италия) обращается к проблеме самоидентификации в современном европейском обществе и анализирует причины формирования предрассудков в отношении «других сообществ» в условиях мультикуль-турализма. В своих рассуждениях он опирается на гипотезу Г. Зиммеля о том, что каждое социальное действие опосредовано нашим восприятием «других»1, в частности «чужих» поэтому самоидентификация и возникновение устойчивых социальных установок по отношению к «чужим» рассматриваются в статье как взаимосвязанные явления2. Лишь полностью сформированная личность обладает собственной точкой зрения; критика «других» указывает на попытку стать частью коллективного Я или восстановить разрушенное сообщество. Как подчеркивает П. Малиция, желание самоидентификации рождается из потребности в безопасности в условиях несостоятельности социального сообщества, разрушения социальных отношений и идеологии3, что непосредственно связано с процессами глобализации и размывания государственных границ.
Личность - это система смыслов и ценностей, которые сообщают значение действиям самого индивида и интерпретируют действия «других» посредством принятых кодов и символов. Коллективная идентификация личности невозможна без ее привязки к сообществу и его истории. В нестабильном обществе эта идентификация ослабевает, так как происходит размывание социальных кругов, а институты социализации не участвуют в формировании личности. В итоге личность, переживающая состояние отчуждения, лишь частично вовлекается в жизнь сообщества. В этом смысле социокультурная идентификация возможна только при успешной социализации, определяющей границы субъективной и объективной реальности [с. 181].
1 Simmel G. Sociologia. - Milano: Edizioni di Comunita, 1989.
2
Bourdieu P. La distinzione: Critica sociale del gusto. - Bologna: Il Mulino,
1983.
3 De Vita R. Identita e dialogo. - Milano: Angeli, 2003.
Одним из способов идентификации, продолжает Малиция, выступает нарратив - рассказ «другим» о себе и самому себе о том, кем мы являемся. Тем самым происходит восстановление определенности по отношению к прошлому и настоящему в условиях изменчивости и нестабильности внешней среды1. Самоидентификация происходит за счет разделения на себя и «других»; таким образом, личность оказывается результатом сформировавшихся решений и мнений индивида о самом себе и своей позиции по отношению к миру2. «Другие» при этом олицетворяют негативный образ и подлежат отрицанию либо маргинализации.
Отношение к самому себе также никогда не бывает нейтральным: личность склонна оценивать себя позитивно, вырабатывая негативные представления о «других». Автор статьи отмечает, что многим социальным группам свойственна переоценка себя и умаление значения «других», благодаря чему внутри группы сохраняются сплоченность и определенная иерархия. Подобное явление можно объяснить тем, что в каждую эпоху «другие» олицетворяют будущую неопределенность и, как следствие, опасность3. Предрассудки рационализируют стремление дистанцироваться от «других». Это способ защиты личных интересов или интересов группы, когда «другие» несут угрозу по отношению к сообществу, к которому принадлежит индивид4.
Основную причину конфликта современного западного общества с «чужими» Малиция видит в усилении расизма и ксенофобии, спровоцированном разрушением традиционных институтов социализации. При этом степень культурной гетерогенности классических государств-наций с каждым годом увеличивается, так что сравнение с инокультурными «другими» становится нормальной и даже неизбежной операцией, опосредующей личностное самоопределение.
«Другие» воспринимаются не как отдаленная, экзотическая реальность, а как значимая часть повседневности, социальный феномен, явленный здесь и сейчас. Это обусловлено миграционной
1 Melucci A. Parole chiave: Per un nuovo lessico delle scienze sociali. - Roma:
Carocci, 19б9.
2
Remotti F. Contro l'identità. - Roma; Bari: Laterza, 199б.
Bauman Z. La società dell'incertezza. - Bologna: Il Mulino, 1999.
4 Tentori T. Il pregiudizio sociale. - Milano: Studium, 19б2.
ситуацией в Европе, с одной стороны, и свободным обменом информацией в Интернете - с другой. Присущая любому обществу иерархичность становится проблемой в том случае, если она приводит к неравенству. По мнению Малиции, «чужие» стигматизируются и изгоняются из сообщества, когда последнее признает несоответствие их действий сложившимся в нем шаблонам поведения. То есть неспособность сообщества воспринять иной образ жизни создает категорию «чужие». Присвоение статуса «иной» происходит поэтапно и включает в себя такие стадии, как:
1) наделение «другого» качествами, которые не соответствуют нормам сообщества, полагаемым членами ингруппы универсальными;
2) определение неполноценности «другого» (фиксация дефицита значимых социокультурных или физических качеств у «чужака»);
3) абсолютизация: привычки, образ жизни, внешний вид и поведение «другого» начинают рассматриваться как не соответствующие норме;
4) оценка («другой» характеризуется как отличный от нас, подвергается критике и дискриминации).
Однако роль чужого не всегда негативна; в связи с этим Ма-лиция выделяет следующие образы «чужих».
1. «Чужой» как возможность («чужой» в сообществе может сыграть роль, не свойственную другим его членам). Находясь одновременно в системе и вне ее, «чужой» способен объективно оценить сообщество, стать доверенным лицом, судьей происходящего; «чужому» могут открыть то, что скрывают от близкого окружения, так как это не повлечет за собой серьезных последствий. Отношение к «чужому» как к гостю предполагает большую открытость, что, в свою очередь, создает окно возможностей для переосмысления основ коллективной идентичности сообщества.
2. «Чужой» как опасность (культура, традиции, социальные институты упрощают для индивида процесс принятия решений в повседневной жизни). Когда «другой» действует вопреки установленным правилам, становится очевидным их локальный, т.е. не универсальный характер, что порождает сомнения и беспокойство внутри сообщества. Вместе с тем на чужого легко проецировать внутренние проблемы группы: он становится их причиной, захват-
чиком, врагом и тем самым способствует внутригрупповой солидарности.
3. «Чужой» как деструктуризация (в любой социальной группе взгляды и традиции эволюционируют, так что в итоге все ее члены в той или иной степени становятся отступниками, чужими или «метисами»)1. В таком случае появление «других» (включая членов группы), чреватое социокультурными и политическими изменениями, может способствовать сплочению сообщества и возрождению традиций в их прежнем виде.
Появление новых не-членов сообщества (в частности, мусульманских иммигрантов в европейских странах) означает нарушение сложившихся границ. Вторгаясь в преимущественно христианский мир, мигранты «с Востока» разрушают соответствие культуры-территории, выступая тем самым катализаторами процесса ре-идентификации европейского сообщества [с. 190].
Сложившуюся в Европе ситуацию многократно осложняет фактор возрастания разрыва между богатыми и бедными. В определенной степени воспроизведение предрассудков в отношении «чужих» является формой самоутверждения готовых к «восстанию масс» материально обделенных слоев населения, которые обеспокоены возможным понижением своего социального статуса. Кризис идентичности создает питательную среду для формирования негативных расовых и этноконфессиональных гетеростереотипов. Расистами становятся те члены сообщества, которые наиболее остро ощущают угрозу деклассификации. Всего автор выделяет четыре типа дискриминации - по национальному, социальному, этническому и культурному признакам [с. 191].
Участвуя в формировании предрассудков по отношению к «чужим», СМИ выступают в двух качествах: генераторов «второй реальности» и ретрансляторов культурных ценностей. Медиа предлагают аудитории определенную картину мира, сообществу выдается некий «полуфабрикат» - уже готовая к употреблению информация, не требующая самостоятельного анализа. В освещении темы иммигрантов («других») в Западной Европе итальянские СМИ используют шесть типов дискурса.
1 Sorrentino S. Lo straniero «segno dei tempi» nella filosofia del Novecento // Comprendere lo straniero: Aspetto filosofico-etico-politico / A cura di A. Pieretti, G. Cacciatore. - Assisi: Cittadella, 2001. - P. 39-104.
1. Разнообразие: иммигрантские меньшинства разнообразны, они не являются частью нашей страны, поэтому к ним необходимо относиться по-другому.
2. Конкуренция: мигранты используют наше пространство и ресурсы, тогда как приоритетом по праву рождения обладают «коренные» жители Италии.
3. Угроза: интенсивная миграция угрожает культурному единству и экономическому благополучию страны, а приезжие представляют собой реальную опасность для местных женщин и стариков по причине своего агрессивного поведения.
4. Проблемы: мигранты привносят сложности во все сегменты общественной жизни, они всегда недовольны, их образом жизни является протест, в то время как для их развития созданы все условия.
5. Помощь: мы должны сочувствовать и помогать мигрантам; наша единственная награда - принятие ими наших законов, образа жизни и культуры.
6. Самоопределение: мы обязаны показать мигрантам, что у нас нет предрассудков, а дискриминация существует среди маргинальных членов общества.
В определенной степени медиа выполняют функции институтов социализации, подчеркивает Малиция: СМИ интерпретируют реальность и «обучают» аудиторию; они конструируют образ других и отношение к ним сообщества. Все разнообразные формы представления расовых различий средствами массовой информации автор, обобщая, сводит к трем моделям.
1. Межрасовая вражда (характерна для новостных и информационных программ) - драматизация случаев проявления расизма, озвучивание рисков, размышления на тему гражданских обязательств.
2. Межрасовая интеграция (характерна для медиа в США): общество разнообразно и в этом состоит его преимущество; полная ассимиляция меньшинств обеднила бы доступный ему инвентарь этнокульттурных практик.
3. «Пострасовое» видение (характерно для передач, посвященных моде, спорту, музыке, а также для рекламы): внимание сосредотачивается на таких маркерах успешной жизни, как красота и деньги; расовые отличия становятся преимуществом в борьбе за высокооплачиваемую эксклюзивность.
В заключение Малиция констатирует, что с новыми технологиями и ростом мобильности мир стал более прозрачным и компактным: если раньше сообщества могли позволить себе изоляцию от «других», то сегодня они вынуждены договариваться с ними. Автор выражает надежду, что с возрастанием межстрановой взаимозависимости и установлением политики открытости «общество закрытых дверей» превратится в «общество мостов», причем социологии предстоит способствовать поиску наиболее эффективных механизмов обеспечения мирной интеграции различных культур.
Ю.О. Кондрашова