КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
2017.02.006. СЕМЕНОВ А.В. НОРМЫ РОССИЙСКОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / Под ред. ВТ. Кабышева. - Саратов: Сарат. гос. юрид. акад., 2016. - 184 с.
Ключевые слова: конституционное право России; конституционализм; конституционно-правовое регулирование; нормы конституционного права.
В книге доцента Саратовской государственной юридической академии, кандидата юридических наук А.В. Семенова исследуются вопросы юридической природы норм российского конституционного права, их дифференциации и эффективности. Конституционные нормы рассматриваются как разновидность правовых норм, они обладают всеми признаками юридических предписаний. Одним из таких важнейших признаков признается их иерархическая дифференциация как по вертикали, так и по горизонтали. В основании иерархии указанных норм лежат юридическая сила и содержательные особенности разграничения предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ, органами государственной власти.
Предмет конституционного регулирования охватывает многоуровневую типологическую структуру конституционных норм. Основанием формирования такой системы выступает принцип разграничения предметов ведения и полномочий. Особенности нормативной конструкции конституционных норм детализируются в текущем законодательстве. Конституционные нормы обусловлены тенденциями развития государства (с. 28).
Другой признак конституционных норм - более высокий уровень выражения содержания регулируемого общественного отношения. Следствием этого и является большое количество правовых установок, оговорок, норм-принципов, норм-определений. Че-
рез конституционные нормы задается вектор развития системы права и правовой системы России. Поэтому конституционно-правовое упорядочение предполагает необходимость конкретизации и детализации конституционных установлений. В этом смысле конституционные нормы являются не только основанием, но и вершиной всей пирамиды системы права.
Следующим признаком конституционных норм выступает их ценностная природа, имеющая два аспекта. С одной стороны, конституционные предписания являются нормативным средством закрепления аксиологических основ развития российского общества, с другой - они сами выступают результатом эволюции господствующей идеологии и поэтому принадлежат к нормативным ценностям, например нормы главы второй Конституции РФ. Важным признаком конституционных норм, вытекающим из их ценностной природы и отличающим эти нормы от правил поведения других отраслей права, является содержательная особенность конституционной нормы. Например, в гражданском и уголовном праве большинство статей содержат права и обязанности. Конституционная норма - всеобщая мера, содержащая разноуровневые государственно-властные нормативные волеизъявления.
Конституционные нормы устанавливают соответствующие нормативные модели взаимодействия между обществом и государством, обществом и личностью, государственным аппаратом и народом, федеральным и региональным законодательством. В этих нормах отражаются закономерности развития социально-экономической сферы. Именно конституционное право закрепляет выявленные закономерности.
Структура конституционных норм зависит от их природы, социального назначения и места в системе права. В конституционном праве превалируют нормы-принципы, нормы-цели, нормы-определения, волеизъявления, установки и оговорки, а они существенно отличаются от нормы-правила поведения. Неопределенность природы конституционных норм обусловлена следующими обстоятельствами: 1) высоким уровнем обобщений в содержании предмета конституционно-правового регулирования; 2) отождествлением конституционных правоположений с правовыми источниками. Поэтому в конституционном праве сложилась практика, при которой с помощью подзаконного нормативного правового акта могут созда-
ваться конституционные предписания. Концепция формирования конституционных норм при помощи таких актов, считает автор, нарушает официальную доктрину формальной природы конституционного права, игнорирует принцип юридической силы, снижает эффективность их применения. В связи с этим для построения отрасли конституционного права предлагается помимо традиционных критериев - предмета и метода правового регулирования - использовать компетенцию органа государственной власти и принцип формальной определенности конституционного правооб-разования (с. 44).
Многогранность и широта предметной области конституционно-правового регулирования множит субъективные оценки. В связи с этим предлагается выделить соответствующие критерии действия конституционных норм. Один из таких критериев - легитимность. К признакам легитимности конституционных норм автор относит: 1) ее производность от легитимности государственной власти; 2) выражение в процессе материализации конституционных норм в политико-правовой действительности; 3) фиксацию понимания народом обоснованности и правомерности принятия, вступления в юридическую силу и соблюдения конституционных предписаний; 4) отражение единства формального и материального характера конституционных норм - внедрение в юридическую практику и осознание необходимости правомерного поведения; 5) узаконивание полномочий государственной власти по конституционному правотворчеству (с. 65).
Как важнейший компонент формирования правовой политики в сфере конституционного нормотворчества рассматривается конституционная установка. Она определяется как нормативно-правовое мировоззренческое представление, выраженное в конституционной доктрине или законодательстве, как средство согласования и аккумуляции нормативно-оценочных представлений человека о характере воздействия политико-правовой действительности, одно из ведущих оснований по совершенствованию конституционного законодательства. Конституционная установка направлена на обеспечение публичных интересов, отражает особенности идеологического, политического и нравственного аспектов эволюции конституционного права и государственной власти, применяется для
согласования интересов и поведения людей с действующим законодательством (с. 94-96).
В работе рассматривается также проблема конституционных оговорок как правового акта, в котором выражается согласованное юридически значимое условие, дополняющее волю субъектов конституционных правоотношений с целью обеспечения их законных интересов. Проблема эта, как отмечает автор, не новая и до сих пор предложения о построении самостоятельного института конституционных оговорок не реализованы в правоведении, отсутствует законодательное определение оговорки, что отражается на разработке ее теоретико-эмпирической конструкции в конституционном праве. Автор считает оправданным описание средств объективизации оговорок в сфере действия конституционных норм (с. 110).
Далее он останавливается на проблеме эффективности конституционных норм, формулирует перечень критериев такой эффективности, в том числе тех, которые нашли отражение в конституционном законодательстве. На взгляд автора, решение указанной проблемы связано с выявлением общих национально-государственных интересов.
Е.В. Алферова
2017.02.007. СТАРОДУБЦЕВА И.А. КОЛЛИЗИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. - Воронеж: Издат. дом ВГУ, 2016. - 330 с.
Ключевые слова: конституционное право; конституционно -правовое регулирование; конституционно-правовые коллизии; конституционно-правовые отношения; коллизионные отношения; коллизионное право.
Как отмечает автор - доцент юридического факультета Воронежского государственного университета, - актуальность исследования конституционно-правового регулирования коллизий обусловлена следующими причинами: наличием большого количества конституционно-правовых коллизий как противоречий в правовой системе России (ежегодно в Конституционный Суд РФ (далее - КС РФ) поступает от 18 до 20 тыс. обращений); недостаточной эффективностью механизмов устранения коллизий (неисполнение решений КС РФ, требующего принятия нормативных правовых актов,