Научная статья на тему 'Конституционно-правовое прогнозирование в правотворчестве как способ предотвращения юридических коллизий'

Конституционно-правовое прогнозирование в правотворчестве как способ предотвращения юридических коллизий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
812
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСТВО / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / КОЛЛИЗИЯ / КОЛЛИЗИОННОЕ ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКАЯ КОЛЛИЗИЯ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОЛЛИЗИЙ / СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ МЕТОД / КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ КОЛЛИЗИЯ / LAW-MAKING / FORECASTING / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL LEGAL FORECASTING / CONFLICT OF LAWS / CONFLICT OF LAWS LAW / LEGAL COLLISION / COLLISION PREVENTION / COMPARATIVE LEGAL METHOD / CONSTITUTIONAL LEGAL COLLISION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стародубцева Инна Алексеевна

В статье исследуется конституционно-правовое прогнозирование как один из перспективных способов предотвращения юридических коллизий, требующий использования на современном этапе развития юридической науки и практики. Предлагается авторское определение конституционно-правового прогнозирования в правотворчестве как предположение о возможности возникновения противоречий в правовой системе, основанное на исследованиях действующего законодательства, тенденций его развития, правоприменения, сравнительно-правовых исследованиях конституционно-правового регулирования отдельных институтов в зарубежных странах. Выделяются задачи конституционно-правового прогнозирования, конкретизируются его объекты: тенденции развития основных групп конституционно-правовых отношений и тенденции их правового регулирования действующим законодательством, исследуются их взаимосвязи и рекомендуемые оптимальные направления развития. Приводятся рекомендации по применению сравнительно-правового метода при проведении конституционно-правового прогнозирования и совершенствовании российского законодательства. В результате конституционно-правового прогнозирования предлагается определять вероятность возникновения противоречий в правовой системе, несоответствия законодательства, регулирующего конституционно-правовые отношения, Конституции РФ, и разрабатывать варианты их предотвращения. Выделяются критерии соответствия законодательства Конституции РФ, которые предлагается использовать при составлении прогнозов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Стародубцева Инна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional legal forecasting in the law-making as means of the conflict of laws prevention

Review. The article contains the study of constitutional legal forecasting in the law-making as means of the conflict of laws prevention, which may necessarily be applied at the current stage of development of legal science and practice. The author offers her own definition of constitutional legal forecasting in the law-making as a supposition on the possible collisions in the legal system, which is based upon the studies of the current legislation, tendencies of its development, legal practice, comparative legal studies of constitutional legal regulation of certain institutions in the foreign states. The author singles out the goals of constitutional legal forecasting, specifying its objects: tendencies of development in the main groups of constitutional legal relations and the tendencies of their legal regulation by the current legislation, studies of their interrelations and propositions for the optimum paths of development. The author provides propositions for the application of the comparative legal method when implementing constitutional legal forecasting and improving the Russian legislation. As a result of the constitutional legal forecasting, it is offered to establish the possible contradictions in the legal system, inconformity of the legislation on constitutional legal regulations with the Constitution of the Russian Federation, and to develop the options for their prevention. The author singles out the criteria for conformity of the legislation with the Constitution of the Russian Federation, which may be used in the process of forecasting.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовое прогнозирование в правотворчестве как способ предотвращения юридических коллизий»

И.А. Стародубцева*

Конституционно-правовое прогнозирование в правотворчестве как способ предотвращения юридических коллизий

Аннотация. В статье исследуется конституционно-правовое прогнозирование как один из перспективных способов предотвращения юридических коллизий, требующий использования на современном этапе развития юридической науки и практики. Предлагается авторское определение конституционно-правового прогнозирования в правотворчестве как предположение о возможности возникновения противоречий в правовой системе, основанное на исследованиях действующего законодательства, тенденций его развития, правоприменения, сравнительно-правовых исследованиях конституционно-правового регулирования отдельных институтов в зарубежных странах. Выделяются задачи конституционно-правового прогнозирования, конкретизируются его объекты: тенденции развития основных групп конституционно-правовых отношений и тенденции их правового регулирования действующим законодательством, исследуются их взаимосвязи и рекомендуемые оптимальные направления развития. Приводятся рекомендации по применению сравнительно-правового метода при проведении конституционно-правового прогнозирования и совершенствовании российского законодательства. В результате конституционно-правового прогнозирования предлагается определять вероятность возникновения противоречий в правовой системе, несоответствия законодательства, регулирующего конституционно-правовые отношения, Конституции РФ, и разрабатывать варианты их предотвращения. Выделяются критерии соответствия законодательства Конституции РФ, которые предлагается использовать при составлении прогнозов.

Ключевые слова: правотворчество, прогнозирование, конституция, конституционно-правовое прогнозирование, коллизия, коллизионное право, юридическая коллизия, предотвращение коллизий, сравнительно-правовой метод, конституционно-правовая коллизия.

Предотвращение юридических коллизий является актуальным вопросом для современной юридической науки и практики, так как позволяет не допустить появление противоречий в правовой системе, нарушающих ее функционирование. Значение предотвращения коллизий велико в связи с тем, что для эффективного правового регулирования общественных отношений и согласованного функционирования всех элементов правовой системы важнее предупредить коллизии, чем впоследствии их устранять, когда уже будет причинен ущерб субъектам правоотношений. Предотвращение юридических коллизий является составной частью коллизионного права, концепция которого как суперотрасли была предложена Ю.А. Тихомировым1 и с конституционно-правовой позиции разрабатывается автором настоящей статьи2.

Среди внесудебных процедур предотвращения коллизий с конституционно-правовой точки зрения является перспективным и требующим развития прогнозирование в правотворчестве. Прогнозирование развития законодательства и практики его применения — это разработка научно обоснованных вариантов будущих состояний, динамики развития законодательства, практики его применения, проводимое специально организованными в этих целях исследовательскими коллективами на основе достижений правовой науки, других отраслей знаний, а также данных правоприменительной практики3. В литературе отмечается, что состояние действующего российского законодательства, отличающегося недоста-

1 См.: Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учеб. и науч.-практ. пособие. М.: Юринформцентр, 2000.; Он же. Коллизионное право и отклонения в правовой сфере // Право и политика. 2013. № 3. С. 363-370.

2 См.: Стародубцева И.А. Конституционные принципы

федерального коллизионного права // Журнал российского

права. 2012. № 6. С. 59-66; Стародубцева И.А., Карташов В.Г. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2012; Она же. Коллизионное право : модель новой отрасли российского права. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 3 См.: Юридическая техника: учеб. пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти / под ред. Т.Я. Хабрие-вой, Н.А. Власенко. М.: Эксмо, 2009. С. 18.

© Стародубцева И.А., 2015

* Стародубцева Инна Алексеевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета. 394000, Россия, г. Воронеж, пл. Ленина, д. 10 а, каб. 712.

точной системной сбалансированностью, противоречивостью, пробельностью, обусловливает необходимость актуализации работы по прогнозированию развития и совершенствования законодательства. В законотворческой деятельности прогностическое мышление как необходимый ее атрибут находится не на должной высоте, порой практически отсутствует4.

В общем понимании правовой прогноз представляет собой вариативное научное предвидение будущего состояния той или иной сферы правового регулирования или отдельных ее элементов. Его основными признаками являются: направленность на оценку будущего состояния предмета прогнозирования; вариативность; научность; многофакторность; достоверность и объективность. Основными задачами правового прогнозирования являются: определение вероятностного развития конкретной правовой сферы на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы; повышение качества и эффективности законодательства и практики его применения посредством выявления наиболее социально оправданных вариантов развития правовой сферы; предупреждение возможных ошибок в правовом регулировании5.

Для конституционного права актуальным и требующим дополнительного исследования является конституционно-правовое прогнозирование. Оно также направлено на решение всех вышеуказанных задач правового прогнозирования. Однако одной из задач конституционно-правового прогнозирования в правотворчестве является предотвращение не только ошибок в правовом регулировании, но и конституционно-правовых коллизий в правовой системе (между нормами права и регулируемыми общественными отношениями (материальных коллизий), между Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами).

Конституционно-правовое прогнозирование в правотворчестве как способ предотвращения коллизий — это предположение о возможности возникновения противоречий в правовой системе (в том числе между нормативными правовыми актами), касающихся конституционно-правовых отношений, основанное на исследованиях действующего законодательства (федерального и регионального), тенденций его развития, правоприменения (прежде всего судебной практики в России и международных органах), сравнительно-правовых исследованиях конституционно-правового регулирования отдельных институтов в зарубежных странах.

Задачи конституционно-правового прогнозирования:

4 См.: Чернобель Г.Т., Иванюк О.А. Правовое прогнозирование в нормотворческой деятельности // Нормотвор-ческая юридическая техника / под ред. Н.А. Власенко. М.: Юстицинформ, 2011. С. 57.

5 См.: Там же. С. 63.

1) определение вероятностного развития конституционно-правовых отношений и их правового регулирования на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы;

2) повышение эффективности регулирования конституционно-правовых отношений посредством предотвращения коллизий в правовой системе между нормами права и регулируемыми общественными отношениями (материальных коллизий), между Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами;

3) улучшение качества законодательства путем предотвращения возникновения противоречий и пробелов в нормативных правовых актах;

4) увеличение эффективности практики применения законодательства посредством выявления наиболее социально и экономически обоснованных вариантов развития конституционного законодательства.

Ю.А. Тихомиров и С.М. Шахрай называют следующие объекты юридических прогнозов: анализ границ правовой сферы общества; оценка объема и содержания законодательства в целом, его отдельных отраслей и комплексов; определение причин и критериев принятия законов и подзаконных актов; изучение уровня правоприменения; анализ отношения граждан к праву; характеристика действия государственных и иных институтов6.

Объектом конституционно-правового прогнозирования с целью предотвращения коллизий должно являться развитие общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, тенденции их правового регулирования действующим законодательством и его соответствие Конституции РФ.

Объекты конституционно-правового прогнозирования с целью предотвращения коллизий могут быть конкретизированы следующим образом:

1. Тенденции развития следующих групп конституционно-правовых отношений: а) человек как высшая ценность; б) народовластие, многопартийность; в) основы социальных и экономических отношений, распределение социальных благ; г) организация публичной власти (федеративное устройство, разделение властей, местное самоуправление).

2. Тенденции правового регулирования действующим законодательством вышеуказанных групп конституционно-правовых отношений.

Результат конституционно-правового прогнозирования — определение вероятного возникновения противоречий в правовой системе, несоответствия законодательства, регулирующего конституционно-правовые отношения, Конституции РФ, и разработка вариантов их предотвращения.

6 См.: Тихомиров Ю.А., Шахрай С.М. Риск и право: науч. изд. М.: Изд-во МГУ, 2012. С. 46-47.

Рассмотрим подробнее указанные объекты конституционно-правового прогнозирования, их взаимосвязи и рекомендуемые оптимальные направления развития.

Статус человека как высшей ценности обеспечивается приоритетом его прав и свобод, которые должны быть защищены от власти, переданной государству, и при разрешении споров между государством и личностью приоритет должен принадлежать правам и свободам человека. Исключение составляет возможность ограничения прав на основе ст. 55 Конституции РФ для защиты ценностей, в ней указанных. Государство должно гарантировать возможность свободной реализации прав и свобод. Для современной России особенно актуальны и требуют либерализации реализация свободы слова и информации, пассивного избирательного права всеми гражданами независимо от партийной принадлежности, права свободного проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. Приоритет прав и свобод личности должны гарантировать юридические механизмы, которые в настоящее время недостаточно эффективны (независимость судов не всегда существует на практике, невысокая активность Уполномоченного по правам человека в РФ, отсутствие полномочий по защите прав у региональных омбудсменов). Развитие обязанностей человека и гражданина не должно идти по пути необоснованного их расширения по направлениям, не вытекающим из Конституции РФ.

Народовластию будет способствовать более широкое использование непосредственных форм волеизъявления: прямые выборы на всех уровнях публичной власти; предоставление пассивного избирательного права беспартийным гражданам; реальная возможность смены партий, находящихся у власти; начало практики проведения референдумов, для чего требуется изменение действующего законодательства; создание условий для реальной многопартийности и общественного контроля за выборами.

Экономические и социальные отношения тесно связаны, развитие экономики обеспечивает возможность проведения социальной политики. Распределение социальных благ должно осуществляться на основе принципа социальной справедливости для достижения достойной жизни всех граждан, гарантированной ст. 7 Конституции РФ, с учетом общественного мнения. При этом необходимо сочетать поддержку и малозащищенных категорий граждан, и наиболее активной части общества для создания инновационной экономики. Развитие экономических отношений должно быть направлено на формирование конкурентоспособной экономики. Пробелом Конституции РФ является отсутствие ответственности государства за развитие экономики с целью обеспечения достойной жизни граждан.

Организация публичной власти в России строится на принципах федерализма, разделения властей, самостоятельности местного самоуправления. В данных сферах требуются дополнительные гарантии прав субъектов РФ при уточнении полномочий федеральных и региональных органов государственной власти по предметам совместного ведения, а также по обеспечению возможности самостоятельно регулировать предметы исключительного ведения субъектов РФ, для чего необходимо уточнить их перечень. Требуется формирование реального разделения власти, системы «сдержек и противовесов», для чего следует расширять полномочия парламента и судов по контролю за Президентом РФ и Правительством РФ, не использовать практику расширения полномочий главы государства в законах; создавать дополнительные гарантии независимости судов. Для обеспечения большей финансовой самостоятельности региональных и местных бюджетов необходимо изменить распределение доходов, поступающих в бюджеты всех уровней. Детализации требует законодательство, регулирующее меры конституционно-правовой ответственности органов публичной власти, должностных лиц и его применение на практике.

При выявлении тенденций развития вышеуказанных конституционно-правовых отношений всегда необходимо учитывать общественное мнение. По мнению разработчиков требований к прогнозам законодательства, одним из них может быть изучение общественного мнения в тех случаях, когда объект прогнозирования затрагивает интересы широких слоев населения либо касается жизненно важных областей экономики и по-литики7. Для конституционно-правового прогнозирования оно должно быть обязательным, так как все объекты прогнозирования касаются жизненно важных для каждого человека вопросов.

Г.Т. Чернобель и О.А. Иванюк подразделяют факторы развития законодательства на постоянные и временные, позитивные и негативные. Правовой прогноз призван найти такие пути развития правовой сферы в будущем, которые сводят к минимуму действие негативных факторов, способствуют повышению качества и эффективности правового регулирования в целом8. Н.Н. Чер-ногор в наиболее общем виде к факторам, воздействующим на прогнозную модель, относит: политический фактор (политические процессы, явления, факты различного уровня, которые оказывают воздействие на изменения правовой системы); экономический фактор (процессы в эко-

7 См.: Радченко В.И., Иванюк О.А., Плюгина И.В., Ци-рин А.М., Чернобель Г.Т. Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм // Журнал российского права. 2008. № 8. С. 172-196.

8 См.: Чернобель Г.Т., Иванюк О.А. Указ. соч. С. 64-65.

номике, влекущие изменения правовой регуляции); социальный фактор (динамика социальных отношений, влияющая на изменение правового регулирования); культурный фактор (воздействие ценностей, нравов, верований); психологический фактор (психологическое состояние людей, влияющее на восприятие права)9.

Для выявления тенденций конституционно-правового развития законодательства очень важно использовать сравнительно-правовые прогнозы. В.Е. Чиркин справедливо определяет главную цель науки сравнительного конституционного права: путем сравнения конституционного права различных стран найти или сконструировать такие конституционно-правовые институты, которые наиболее полно будут выражать общечеловеческие ценности и способствовать экономическому, социальному, духовному прогрессу данной страны, достойной жизни и развитию человека10. Он отмечает, что прогностический элемент сравнения позволяет предвидеть возможное развитие и результаты событий. В связи с этим сравнение может (а в целях практической эффективности исследования — должно) содержать предложения, рекомендации11.

По мнению исследователей12, компаративистский подход в деятельности по прогнозированию развития законодательства и эффективности его применения может быть применен в следующей последовательности: сбор и анализ информации о состоянии и развитии законодательства зарубежных стран, практики его применения; оценка объективности отражения общественных потребностей в законодательстве зарубежных стран; согласование общепризнанных принципов и норм международного права с национальным законодательством и практикой его применения; изучение и сопоставление зарубежного и национального опыта по применению приемов юридической техники в законодательстве и практике его применения; анализ и оценка сравнительно-правовых данных о развитии законодательства и практики его применения, составление прогнозных рекомендаций и прогнозной модели.

При использовании сравнительно-правового метода для совершенствования российского законодательства также рекомендуется учитывать следующие аспекты:

а) конституции зарубежных стран, принимаемые с конца XX в., более детально регулиру-

9 См.: Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / под ред. Н.Н. Черногора. М.: Изд-во Междунар. юрид. ин-та, 2010. С. 92.

10 См.: Чиркин В.Е. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2011. С. 16.

11 См.: Там же. С. 28.

12 См.: Радченко В.И., Иванюк О.А., Плюгина И.В., Ци-

рин А.М., Чернобель Г.Т. Указ. соч. С. 172-196.

ют многие группы общественных отношений: основы экономической и социальной систем, государственной политики в различных сферах, деятельность парламента, квалификационные требования для главы государства и министров, ответственность правительства и отдельных министров, деятельность омбудсменов, финансово-контрольных органов, государственная собственность, государственная служба и др.;

б) выявление отличий конституционных норм позволяет вывить пробелы в конституционно-правовом регулировании в России;

в) взаимосвязь между конституционными нормами и уровнем жизни населения как важнейшим показателем эффективности правового регулирования.

Отсутствие таких прогнозов и учета положительного опыта зарубежных стран ярко демонстрирует «судьба» Федерального закона «О временном запрете на клонирование человека»13, который с 2002 г. вводил на 5 лет (до 2007 г.) запрет на клонирование человека. С 2007 г. по 2010 г. закон не действовал, о нем, вероятно, «забыли», что позволяет думать о лоббировании такой «забывчивости» медицинскими, фармацевтическими и иными компаниями, заинтересованными в проведении в нашей стране исследований в сфере клонирования человека. 29 марта 2010 г. были внесены изменения14 и введен временный запрет на клонирование человека впредь до дня вступления в силу Федерального закона, устанавливающего порядок использования технологий клонирования организмов в целях клонирования человека. В отличие от России, в Швейцарии запрет клонирования предусмотрен на конституционном уровне так же, как и регулирование иных вопросов, связанных с развитием медицинских технологий и защитой жизни и здоровья человека (отд. 8 Конституции Швейцарской Конфедерации), что может быть использовано для прогнозов развития российского законодательства.

При проведении конституционно-правового прогнозирования особое внимание необходимо уделять учету в прогнозах решений Конституционного Суда РФ (по всем направлениям конституционно-правового развития) и Европейского суда по правам человека (в части прав и свобод личности).

Прогнозирование соответствия Конституции РФ законодательства, регулирующего конституционно-правовые отношения, должно осуществляться для выявления одного из следующих

13 Федеральный закон от 20.05.2002 № 54-ФЗ «О временном запрете на клонирование человека» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 21. Ст. 1917.

14 Федеральный закон от 29.03.2010 № 30-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О временном запрете на клонирование человека» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 14. Ст. 1550.

направлений его развития: позитивного — соответствие Конституции РФ; негативного — несоответствие Конституции РФ, возможность возникновения конституционно-правовых коллизий в правовой системе. Такие коллизии могут быть между нормами права и другими элементами правовой системы: опосредуемыми общественными отношениями (материальные), правосознанием граждан, а также между нормативными актами (формальные): Конституцией РФ и иными актами.

При проведении прогнозирования на данном этапе развития правотворчества рекомендуется предвидеть соответствие Конституции РФ законодательства по следующим критериям:

1) развитие конституционных принципов;

2) обоснованность ограничения прав и свобод человека и гражданина;

3) направленность социально-экономического развития на достижение достойной жизни всех граждан;

4) гарантирование прав субъектов РФ и муниципальных образований.

По каждому критерию следует определить позитивное или негативное направление его развития и обобщенный прогноз в целом.

В настоящее время пробелом в развитии законодательства является отсутствие его соотношения с конституционными принципами, направленности на их развитие. На основе конституционных принципов должно развиваться не только конституционное право, но и все другие отрасли права (административное, гражданское, уголовное, финансовое, процессуальные отрасли). Для этого следует проводить комплексные межотраслевые исследования и уже действующего законодательства, и прогнозов его развития. В конституционном праве данный процесс должен быть обязательным и носить системный характер для обеспечения верховенства Конституции РФ.

Для выявления обоснованности и соразмерности ограничений конституционных прав и свобод личности угрозе причинения ущерба тем ценностям, для защиты которых допускается ограничение, предлагается использовать следующие показатели: а) цель ограничения и точное определение конституционных ценностей, указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, для защиты которых устанавливается ограничение; б) вероятность возникновения негативных последствий при неустановлении ограничения конкретного права; в) реальность угрозы причинения вреда подлежащим защите конституционным ценностям; г) степень ограничения права; д) обоснованность ограничения с определением того, в какой мере цель, ради которой были ограничены права, могла быть достигнута при меньшей степени ограничения.

Прогнозирование направленности социально-экономического развития на достижение достойной жизни всех граждан возможно только с

использованием методов и расчетов, применяемых в исследованиях экономической сферы, на базе основных показателей развития экономики. Прогнозы социально-экономического развития РФ разрабатываются Министерством экономического развития РФ15 на основе Правил разработки прогноза социально-экономического развития РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ16. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. разработан на основе сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития РФ, одобренных Правительством РФ, с учетом задач, обозначенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010 г. и Бюджетном послании о бюджетной политике в 2012-2014 гг., а также ориентиров и приоритетов социально-экономического развития, предусматриваемых Основными направлениями деятельности Правительства РФ и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В прогнозе учтены итоги социально-экономического развития РФ в январе—июле 2011 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и Банка России. При разработке конституционно-правовых прогнозов в части направленности социально-экономического развития на достижение достойной жизни всех граждан полезным будет использование анализа регулирующего воздействия, подготовленного в рамках Организации Экономического сотрудничества и развития17, а также Положения о порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия, утвержденного Министерством экономического развития РФ18.

Выделение гарантирования прав субъектов РФ и муниципальных образований как критерия соответствия законодательства Конституции РФ обусловлено тем, что в настоящее время тенденции развития законодательства таковы, что возникает сомнение в их соответствии конституционным нормам обо всей полноте государственной власти субъектов РФ вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения (ст. 73) и самостоятельности местного самоу-

15 См.: Прогноз социально-экономического развития РФ на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. // СПС «Консультант Плюс».

16 Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития РФ» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 30. Ст. 3833.

17 См.: Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М.: Формула права, 2010. С. 165-179.

18 Приказ Министерством экономического развития РФ от 31.08.2010 № 398 «Об утверждении Положения о Порядке подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия» // СПС «Консультант Плюс».

правления (ст. 12). Развитие федеративных отношений в России в последнее десятилетие характеризуется активной реализацией РФ своих полномочий в сфере совместного ведения, даже вторжением в предметы ведения субъектов федерации. При этом не принимается никаких мер, гарантирующих возможность субъектов РФ осуществлять всю полноту государственной власти вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения в соответствии со ст. 73 Конституции РФ. Именно это необходимо сделать, чтобы Россия не превратилась в унитарное государство. Поэтому при проведении прогнозов в сфере организации публичной власти на соответствие Конституции следует исходить из необходимости гарантирования прав субъектов РФ и муниципальных образований и недопустимости произвольного расширения полномочий федеральных органов государственной власти и сосредоточения основной массы доходов в федеральном бюджете.

Библиография:

Результатом конституционно-правового прогнозирования является составление прогнозных рекомендаций (прогнозной модели) и определение вероятности возникновения противоречий в правовой системе, несоответствия Конституции РФ законодательства, регулирующего конституционно-правовые отношения, и разработка вариантов их предотвращения. В ходе прогнозирования необходимо учитывать максимально возможное количество вариантов развития объекта прогнозирования с учетом позитивных и негативных факторов для разработки оптимальной модели. Результаты прогнозирования могут использоваться в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, при планировании нормотворческой деятельности органов государственной власти, разработке концепций развития законодательства, проектов законов и иных нормативных правовых актов на федеральном и региональном уровнях.

1. Глигич-Золотарева М.В. «Увлечение общими местами» и ценностный компонент конституционализма // NB: Проблемы общества и политики. 2013. № 3. C. 296-317. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_503.html

2. Нормотворческая юридическая техника / под ред. Н.А. Власенко. М.: Юстицинформ, 2011. 312 с.

3. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / под ред. Н.Н. Черногора. М.: Изд-во Меж-дунар. юрид. ин-та, 2010. 232 с.

4. Радченко В.И., Иванюк О.А., Плюгина И.В., Цирин А.М., Чернобель Г.Т. Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм // Журнал российского права. 2008. № 8. С. 172-196.

5. Стародубцева И.А. Конституционные принципы федерального коллизионного права // Журнал российского права. 2012. № 6. С. 59-66.

6. Стародубцева И. Коллизионное право: модель новой отрасли российского права. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 248 с.

7. Стародубцева И.А., Карташов В.Г. Коллизии в конституционном законодательстве и муниципальных правовых актах: теория и практика выявления и разрешения. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2012. 228 с.

8. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учеб. и науч.-практ. пособие. М.: Юринформцентр, 2000. 394 с.

9. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право и отклонения в правовой сфере // Право и политика. 2013. № 3. С. 363-370.

10. Тихомиров Ю.А. Правовое регулирование: теория и практика. М.: Формула права, 2010. 400 с.

11. Тихомиров Ю.А., Шахрай С.М. Риск и право: науч. изд. М.: Изд-во МГУ, 2012. 64 с.

12. Чиркин В.Е. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2011. 400 с.

13. Юридическая техника: учеб. пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти / под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А. Власенко. М.: Эксмо, 2009. 227 с.

References (transliteration):

1. Gligich-Zolotareva M.V. «Uvlechenie obshchimi mestami» i tsennostnyi komponent konstitutsionalizma // NB: Prob-lemy obshchestva i politiki. 2013. № 3. S. 296-317. URL: http://www.e-notabene.ru/pr/article_503.html

2. Normotvorcheskaya yuridicheskaya tekhnika / pod red. N.A. Vlasenko. M.: Yustitsinform, 2011. 312 s.

3. Pravovoi monitoring: aktual'nye problemy teorii i praktiki / pod red. N.N. Chernogora. M.: Izd-vo Mezhdunar. yurid. in-ta, 2010. 232 s.

4. Radchenko V.I., Ivanyuk O.A., Plyugina I.V., Tsirin A.M., Chernobel' G.T Prakticheskie aspekty prognozirovani-ya zakonodatel'stva i effektivnosti primeneniya prognoziruemykh norm // Zhurnal rossiiskogo prava. 2008. № 8. S. 172-196.

5. Starodubtseva I.A. Konstitutsionnye printsipy federal'nogo kollizionnogo prava // Zhurnal rossiiskogo prava. 2012. № 6. S. 59-66.

6. Starodubtseva I. Kollizionnoe pravo : model' novoi otrasli rossiiskogo prava. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 248 s.

7. Starodubtseva I.A., Kartashov V.G. Kollizii v konstitutsionnom zakonodatel'stve i munitsipal'nykh pravovykh aktakh: teoriya i praktika vyyavleniya i razresheniya. Voronezh: Izd-vo Voronezh. gos. un-ta, 2012. 228 s.

8. Tikhomirov Yu.A. Kollizionnoe pravo: uchebnoe i nauchno-prakticheskie posobie. M.: Yuinformtsentr, 2000. 394 s.

9. Tikhomirov Yu.A. Kollizionnoe pravo i otkloneniya v pravovoi sfere // Pravo i politika. 2013. № 3. S. 363-370.

10. Tikhomirov Yu.A. Pravovoe regulirovanie: teoriya i praktika. M.: Formula prava, 2010. 400 s.

11. Tikhomirov Yu.A., Shakhrai S.M. Risk i pravo: nauch. izd. M.: Izd-vo MGU, 2012. 64 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Chirkin V.E. Sravnitel'noe konstitutsionnoe pravo: ucheb. posobie. M.: Yurisprudentsiya, 2011. 400 s.

13. Yuridicheskaya tekhnika: ucheb. posobie po podgotovke zakonoproektov i inykh normativnykh pravovykh aktov organami ispolnitel'noi vlasti / pod red. T.Ya. Khabrievoi, N.A. Vlasenko. M.: Eksmo, 2009. 227 s.

Материал поступил в редакцию 30 марта 2014 г.

Constitutional legal forecasting in the law-making as means of the conflict of laws prevention

STARODUBTSEVA, Inna Alekseevna — PhD in Law, Associate Professor of the Department of Constitutional Law of Russia and Foreign States, the Voronezh State University. 394000, Russia, Voronezh, pl. Lenina, 10, kab. 712.

Review. The article contains the study of constitutional legal forecasting in the law-making as means of the conflict of laws prevention, which may necessarily be applied at the current stage of development of legal science and practice. The author offers her own definition of constitutional legal forecasting in the law-making as a supposition on the possible collisions in the legal system, which is based upon the studies of the current legislation, tendencies of its development, legal practice, comparative legal studies of constitutional legal regulation of certain institutions in the foreign states. The author singles out the goals of constitutional legal forecasting, specifying its objects: tendencies of development in the main groups of constitutional legal relations and the tendencies of their legal regulation by the current legislation, studies of their interrelations and propositions for the optimum paths of development. The author provides propositions for the application of the comparative legal method when implementing constitutional legal forecasting and improving the Russian legislation. As a result of the constitutional legal forecasting, it is offered to establish the possible contradictions in the legal system, inconformity of the legislation on constitutional legal regulations with the Constitution of the Russian Federation, and to develop the options for their prevention. The author singles out the criteria for conformity of the legislation with the Constitution of the Russian Federation, which may be used in the process of forecasting.

Keywords: law-making, forecasting, constitution, constitutional legal forecasting, conflict of laws, conflict of laws law, legal collision, collision prevention, comparative legal method, constitutional legal collision.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.