2017.01.059-062. ЦЕНТР ИЗУЧЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ: ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОСВЯЩЕННЫЕ РОССИИ. (Реферативный обзор).
Ключевые слова: Центр изучения Восточной Европы; государственное управление; российско-белорусские отношения.
Eastern Europe studies centre (EESC) - неправительственная, некоммерческая организация, основанная Вильнюсским университетом в 2006 г. благодаря поддержке ряда институтов ЕС (программам PHARE и Еврорегион Балтика1). Деятельность EESC направлена на создание безопасного, свободного и стабильного района единой Европы, построение гражданского общества и демократии в Восточной Европе. Организация занимается мониторингом и анализом политических, экономических и социальных процессов в регионе.
EESC состоит из двух подразделений: подразделения политического анализа и исследований и подразделения по изучению развития гражданского общества и сотрудничества. Организация работает по следующим направлениям2.
1. Мониторинг политических, экономических, социальных и культурных процессов в Белоруссии, Молдавии, на Украине и Южном Кавказе.
2. Прикладные и научные исследования политического, экономического, социального и культурного развития Восточной Европы. Главными целями аналитической деятельности EESC являются:
- поддержка политики ЕС по отношению к новому восточному региону и повышение эффективности этой политики за счет
1 Программа PHARE (Poland and Hungary assistance for restructuring their economics) была создана в 1989 г. с целью помочь странам Восточной Европы перейти к рыночной экономике; к 2000-м годам превратилась в фонд, занимающийся вопросами развития стран - членов ЕС. Еврорегион Балтика - международная ассоциация, созданная в 1998 г. для расширения приграничного регионального сотрудничества для развития юго-восточного региона Балтийского моря (включая территории Дании, Швеции, Латвии, Литвы, России и Польши). - Прим. реф.
См.: About EESC. - Mode of access: http://www.eesc.lt/about-us-2.html.
рекомендаций и предложений чиновникам, ответственным за внешнюю политику Литвы;
- стимулирование интереса к проблемам Восточной Европы со стороны академических кругов Литвы и западных стран.
3. Обучение, конференции и семинары:
- обучение нацелено на передачу переходного опыта Литвы и других восточноевропейских стран фокус-группам. Эта деятельность также расширяет сеть постоянных партнеров организации и помогает раскрыть потенциал местных экспертов;
- проводимые семинары и конференции создают пространство для общественного обсуждения значительных и иногда очень специфических восточноевропейских проблем. Эти события дают возможность экспертам ББ8С представить результаты их исследований, а также служат инструментом, соединяющим восточноевропейских экспертов для обсуждения последних событий.
4. Публичная политика. Результаты деятельности ББ8С доступны для широкой аудитории, что способствует распространению знаний о специфических проблемах Восточной Европы как в Литве, так и в странах-партнерах (Скандинавские государства, Европейский союз, США, Канада).
5. Сотрудничество с партнерами.
6. Помощь развивающимся странам. В 2007 г. ББ8С основал Фонд демократии и помощи развивающимся странам, деятельность которого направлена на поддержку свободы и демократии в Восточной Европе, развитие международного сотрудничества и построение сети для поддержки демократических процессов. Бенефи-циариями Фонда являются неправительственные организации, отдельные граждане и их группы из Белоруссии, Украины, Молдавии и Грузии.
ББ8С специализируется на изучении процессов в странах, входящих в программу ЕС «Восточное партнерство». Но в сферу ее интересов входят и ряд развивающихся стран. К настоящему времени исследования проводились по следующим странам: Азербайджан, Армения, Афганистан, Белоруссия, Бирма, Грузия, Куба, Молдавия, Россия, Украина (060).
Результаты проводимых организацией исследований публикуются в ряде изданий преимущественно на английском и литовском языках. В настоящее время на сайте ББ8С (http://www.eesc.lt/)
в открытом доступе представлены следующие издания: «Analytical review» (17 номеров за 2009-2016 гг.); «The Eastern pulse» (33 номера за 2008-2014 гг.); «Readings» (19 номеров за 2010-2015 гг.); «BelarusInfo Letter. Bell» (52 номера за 2009-2015 гг.); «Prism. UA» (4 номера за 2015 г.); «Over the hedge» (7 номеров за 2007-2014 гг.); «Eastern partnership reality check» (отдельные выпуски по Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украине за 2012-2015 гг.).
Для исследований по России в EESC в 2014 г. начат отдельный аналитический проект «Россия при Путине». В его рамках опубликовано 8 выпусков на английском, литовском и русском языках, в том числе работа (059), посвященная системе государственного управления и отношениям между государством и бизнесом в России.
Как подчеркивают авторы этого исследования, существующий в настоящее время в стране политический и экономический уклад принято называть государственной корпорацией или системой бюрократического капитализма. Определяющие черты такого уклада - закрытая и устойчивая к внешнему влиянию политическая система, «сращивание» политической и экономической элиты, контроль бюрократии над стратегическими отраслями экономики (которые изолированы от влияния зарубежного капитала) (059, с. 5).
Рассматривая историю создания такой системы, авторы приводят высказывание Б. Березовского 1996 г. о том, что семь банкиров контролировали тогда около половины всей российской экономики. Но во время первого срока полномочий В. Путина стала формироваться новая модель отношений между властью и бизнесом. На смену доминированию так называемых олигархов пришли представители политической элиты, которые уже в 2005 г. управляли пятью крупнейшими российскими газовыми, нефтяными, транспортными компаниями и компанией атомной энергетики. Эти компании все вместе создавали треть ВВП страны (059, с. 5). В «Ельцинской России» крупные предприниматели разделяли между собой сферы влияния в бизнесе, контролировали политическую систему и не были заинтересованы в формировании политической вертикали. «Путинская Россия» отличается качественно другими отношениями между политикой и бизнесом - направление слияния политических интересов и интересов бизнеса сместилось в сторону государственного капитализма. При этом группы полити-
ческой элиты (так называемые кланы), установившие контроль над важнейшими компаниями, укрепляют централизацию политической системы. Идея «сильной России» в обязательном порядке объединяет всю политическую элиту.
При такой системе частные предприниматели могут сохранить контроль над своими компаниями, только если примут главное условие - будут лояльными к политической власти. Частный бизнес не может выступать как самостоятельный центр политической мощи. В современной России гарантии права на крупный капитал и на собственность являются вопросом договоренности между государством и бизнесом - «новое общественное соглашение». Государство гарантирует неприкосновенность права на собственность и равновесие между разными группами интересов, а бизнес-структуры - лояльность к государству.
Причем модели «сращивания» бизнеса и политики могут быть разными. Частные бизнес-структуры могут пользоваться скрытым протекционизмом (к примеру, крупнейшая российская нефтяная компания «ЛУКойл»). Бизнес может принадлежать бюрократам и политикам высшего звена (или их группам) несмотря на то, что формально такая практика не узаконена. Именно так действует вторая по величине нефтяная компания «Роснефть». Крупные предприниматели в России ведут себя по-разному - одни из них явно связаны с конкретными группировками и пользуются их «крышей» и лоббизмом, а другие умудряются успешно лавировать между многими группировками.
Созданию такой системы власти, отмечают авторы, способствовало значительное проникновение государства в экономику страны (к примеру, роль государства в нефтяном и газовом секторе в путинский период выросла на 60%), а также политические назначения руководителей государственных компаний и корпораций (059, с. 6). По мере увеличения роли государства в экономике росла возможность осуществления политики ренты и, таким образом, увеличивалась способность поддерживать равновесие между различными группами политической элиты.
Еще один важный гарант стабильности системы - коррупция. В целях укрепления лояльности и снижения угрозы сепаратизма регионов, с одной стороны, создана система получателей ренты и тех, кто ее выплачивает. С другой стороны - значительно раздут
бюрократический аппарат. С 2000 по 2012 г. он увеличился на 65%. Отношения между получателями ренты и теми, кто ее выплачивает, внутри политической элиты России сохраняют стабильность режима, обеспечивая лояльность как различных групп, так и всего бюрократического аппарата. Согласно подсчетам, цена этого - 16% российского ВВП, «съедаемая» коррупционными связями (059, с. 7).
Сформировавшаяся политическая система и устоявшееся «сращивание» бизнеса и политики, по мнению авторов, обусловливают тот факт, что российская политическая и экономическая система плохо поддается внешнему давлению. Однако она чувствительна к внутренним проблемам, в частности, к перераспределению различных сфер влияния или конкуренции между группами элиты (кланами), которая между стратегическими отраслями российской экономики наблюдается постоянно.
По мнению авторов, компании, работающие в нефтяном и газовом секторах и реализующие свою продукцию на Западе, могут конфликтовать с представителями оружейной промышленности или атомной энергетики, которые заинтересованы в развитии связей со странами, настроенными против Запада (к примеру, Ираном). Компании, работающие в области обработки металлов, всегда были заинтересованы в членстве России в ВТО, поскольку это помогает им расширять экспорт. Между тем конгломераты российской машиностроительной промышленности и управляющие ими представители политической элиты членство в ВТО оценили очень сдержанно, поскольку оно ограничивает возможности применения протекционистских мер. Компании нефтяного сектора заинтересованы в строительстве новых нефтепроводов, а компания «Российские железные дороги» занимает совершенно иную позицию, поскольку 14% всей экспортной российской нефти переправляют в железнодорожных цистернах (059, с. 8).
По мнению авторов, политическая стабильность в России и возможные перемены зависят от равновесия между конкурирующими группами элиты и от умения «обуздать» конкуренцию между ними. Созданная система «рычагов и противовесов» гарантирует, что даже самый влиятельный лидер какой-либо из группировок, занявший пост главы той или иной государственной корпорации, не получает полного контроля над ней. Очевидно, что подобная схема может работать лишь в том случае, если экономика страны
централизована, а важнейшие секторы хозяйства находятся под контролем государства (под прямым или через лояльных олигархов). Иначе говоря, для сохранения стабильности в государстве эти правила игры должны соблюдаться.
Модель «контроля над элитой» ярко просматривается в жизненно важном для экономики страны и очень прибыльном энергетическом секторе, особенно в вопросе транспортировки энергоресурсов на внешние рынки. Авторы приводят пример, когда влияние двух компаний - «Роснефти» и «Новатек», добивающихся лишения «Газпрома» монополии на экспорт газа - обусловило изменение отношения В. Путина к идее демонополизации экспорта газа по трубопроводам. При этом подобная «фасадная» демонополизация (когда вместо одного экспортера-монополиста появляется несколько компаний-гигантов) позволила Москве говорить о приспособлении российских энергетических компаний к условиям конкуренции и либерализации рынка, на которых настаивает ЕС.
Российская власть, подчеркивается в работе, далеко не строго вертикальная структура, которой управляет один человек. Вертикаль власти - не более чем пропагандистский штамп. Система российской власти - это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы. В среде аналитиков, общественных деятелей и даже политиков давно укоренился термин «коллективный Путин». Это, по сути, отражает убеждение в том, что решения в стране принимаются не единолично. Роль В. Путина в этой системе - это роль арбитра и модератора. Правда, влиятельного арбитра, слово которого, по крайней мере, в конфликтных ситуациях, остается решающим, поскольку он обладает рычагами контроля (управления) конкуренцией между различными группами политической элиты.
Систему кланов российской власти различные исследователи представляют неоднозначно: отдельных людей относят к разным группировкам и по-разному оценивают число этих группировок. Есть разногласия даже в вопросе, сколько самых важных кланов, действующих в масштабе всей стране. Однако анализ публичных обсуждений позволяет назвать самые влиятельные группировки.
В других выпусках проекта «Россия при Путине» представлены, в частности, результаты изучения структуры кланов Д. Рогозина и Е. Примакова, история их развития и влияния. Как отмеча-
ется в (059), события в Украине стали, наверное, самым ярким индикатором того, что перераспределение влияния действующих в Кремле кланов имеет серьезное значение для внутренней и внешней политики России. «Жесткие» действия России по отношению к Украине позволяют предположить, что в данный момент на «коллективного» В. Путина больше влияли представители «великодержавных силовиков». В то время как попытки договориться связаны с усилиями клана Е. Примакова, в основном контролирующего российскую внешнюю политику (059, с. 8).
Еще одним проявлением «сражений кланов», влияющим на внутреннюю ситуацию в России, считается случай В. Евтушенко-ва1, против которого в 2014 г. было возбуждено уголовное дело в связи с незаконным приобретением акций ПАО АНК «Башнефть» (062). Автор полагает, что В. Евтушенков не повторит судьбу М. Ходорковского или М. Гуцериева, но ему придется расстаться с акциями ПАО АНК «Башнефть»2. Подобные переделы собственности возможны и в дальнейшем при изменении равновесия сил между кланами. В связи с этим изучение кланов российской политической и экономической элиты помогает не только лучше понять, как действует система власти в стране, но и позволяет более точно прогнозировать действия Кремля.
1 Российский предприниматель, один из богатейших людей России, председатель Совета директоров и владелец более 64% акций АФК «Система». Возбужденное против В. Евтушенкова уголовное лело было прекращено в январе 2016 г. в связи с отсутствием состава преступления. - Прим реф.
В декабре 2014 г. АФК «Система» передала все принадлежавшие ей акции ПАО АНК «Башнефть» государству. В марте 2015 г. АФК «Система» и ООО «Урал-Инвест» заключили мировое соглашение, по которому Корпорация получила компенсацию в размере 46,5 млрд руб. за вычетом социальных инвестиций в Республику Башкортостан в размере 10% от этой суммы. В третьем квартале 2015 г. АФК «Система» дополнительно получила от ООО «Урал-Инвест» денежные средства и финансовые инструменты на общую сумму 12,9 млрд руб. в счет компенсации убытков, которые возникли в результате изъятия акций ПАО АНК «Башнефть». 12 октября 2016 г. компания «Роснефть» заключила договор купли-продажи акций госпакета ПАО АНК «Башнефть» и полностью выполнила свои обязательства, перечислив 329,7 млрд руб. на счет федерального казначейства (Калюков Е., Подобедова Л., Махукова А. «Роснефть» закрыла сделку по покупке «Башнефти» // РБК. - 2016. - 12.10. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/ 12/10/2016/57£е50029а7947а28а£а£48с). - Прим. реф.
Важным направлением исследований ББ8С является изучение отношений России с восточноевропейскими странами. В частности, в работе (061) рассматриваются отношения России и Белоруссии.
Как подчеркивают авторы, никто не спорит с фактически пророссийской позицией А. Лукашенко в контексте конфликта России с Украиной. Однако, понимая риски внешней политики России, президент Белоруссии ищет безопасную нишу для сохранения статус-кво. Вместо того, чтобы зависеть от Кремля, А. Лукашенко пытается выступать в качестве посредника между Востоком и Западом, продолжая свое маневрирование между ними.
Кроме того, у А. Лукашенко нет друзей в российских политических кругах. Однако его сторонники и, возможно, лоббисты могут быть найдены в военно-промышленном секторе России и аффилированных с ним компаниях, а также среди государственных чиновников с прямыми связями в вооруженных силах и среди представителей левого политического спектра. Вместе с тем российские либералы никогда не терпели А. Лукашенко. Большинство же российской властвующей элиты и администрации президента относятся к А. Лукашенко прагматически. Хотя российские политики, настроенные за и против Лукашенко, не являются самостоятельными игроками, любая сторона готова поддержать Кремль в случае необходимости.
Причем у Москвы есть много инструментов «мягкой силы», чтобы удержать контроль над Минском. В их числе: доминирование русского языка в СМИ и системе государственного управления; пророссийская ориентация чиновников в службах безопасности (связанных с Кремлем идеологически или даже профессионально); Белорусская православная церковь (филиал Русской православной церкви). Значительное идеологическое воздействие на общество оказывают пророссийские НКО. Казацкие лагеря для молодежи, спортивные соревнования, культурные и научные мероприятия, торжества, посвященные знаменательным датам российской истории, а также усилия ряда мозговых центров могут создать сеть, направленную против белорусской государственности в критический момент, полагает автор. Поддерживают русофилию в Белоруссии ряд специальных фондов: Русский мир, Институт российской эмиграции, Российский институт стратегических исследований,
Фонд поддержки публичной дипломатии им. А.М. Горчакова, Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ). Эти фонды активизировали свою деятельность после «запуска» Евразийского союза.
Режим А. Лукашенко, вероятно, будет предпринимать шаги, чтобы уменьшить влияние пророссийских групп. Президент Белоруссии уже высказал определенные намерения и принял конкретные меры в этом направлении. Не следует ожидать, что белорусское руководство станет менее пророссийским, делает вывод автор. Однако режим будет контролировать уровень русофилии в обществе.
Список литературы
1. Лауринавичюс М., Кащюнас Л., Каршанскас В. Пирамида Путинской власти: Кто на самом деле управляет Россией // Россия при Путине. Аналитический проект. - Вильнюс: EESC, 2014. - № 1. - 8 с. - Режим доступа: http://www. eesc.lt/uploads/news/id772/PutinRussiaRU_No1.pdf
2. Activities Report / EESC. - Vilnius, 2014. - 36 p. - Mode of access: http:// www.eesc.lt/uploads/EESC_Activities%20report%202014.PDF
3. Chavusau Y., Daneika E. Lukashenka's friends and foes in Russia / Belaruslnfo Letter. Bell. - Vilnius: EESC, 2014. - № 7(49). - 5 p. - Mode of access: http://www.eesc.lt/uploads/news/id815/Bell%20Nr.7_2014.pdf
4. Laurinavicius M. The case of Yevtushenkov: one more look at Russia through the prism of clan battles // Analytical project Putin's Russia. - Vilnius: EESC, 2014. -№ 5. - 6 p. - Mode of access: http://www.eesc.lt/uploads/news/id795/Putins%20 Russia%20No5.pdf
М.А. Положихина