2011.03.072. ЗАЙКО Л. БЕЛАРУСЬ: ВЫХОД ИЗ
«КРЕМЛЕВСКОЙ ЛОВУШКИ».
ZAIKO L. Belarus: way out of the «Kremlin trap» // Bell: BelarusInfo Letter. Eastern Europe studies centre. - Vilnius., 2011. - Issue 1 (22). -P. 1-4. - Mode of access: http://www.eesc.lt/public_files/file_ 1296586986.pdf
Как указывает автор статьи, директор Аналитического центра стратегий (Минск), начало 2011 г. характеризуется новым политическим и экономическим положением в Белоруссии. Фаза демократических экспериментов подошла к концу. Что же ждет Беларусь дальше?
По его мнению, борьба двух систем не закончилась в 1991 г., а приобрела новую форму в виде конкуренции за влияние на постсоветском пространстве. В этом свете Белоруссия - сохранившийся фрагмент СССР. Дальнейшее развитие событий в Белоруссии может иметь два формата: российский и европейский. Объединенных действий не может быть, так как России в сфере ее влияния Евросоюз не нужен.
Все варианты развития Белоруссии производны от экономического положения в стране. ВВП Белоруссии в 2010 г. оценивается приблизительно в 54 млрд. долл. при росте продаж товаров и услуг на 7,6%. Страна характеризуется отрицательным чистым экспортом, близким к 9 млрд. долл. (с. 2).
В 2010 г. изменились факторы роста экономики страны. Политикам нужны были хорошие результаты особенно в области обеспечения населения, так как на конец года были намечены выборы. Как следствие, зарплаты были увеличены на 21,7%, что сопровождалось существенным ростом денежной массы. Индекс М2 вырос на 27,2%, а рост ВВП страны уменьшился в четыре раза. Строго говоря, объем денежной массы должен быть ниже. Но в государственном секторе намечено увеличить зарплаты (на 35%) и льготы (на 10%). Для удовлетворения потребностей страны было выпущено в обращение дополнительно 25,2% наличных денег (с. 2).
В 2011 г. появились предложения о девальвации белорусского рубля, естественные в условиях роста ВВП на 7 процентных пунктов и количества денег на руках населения на 25%. Страна достигла стадии, при которой требуется уравновесить экспорт и импорт. Для того чтобы 2011 год стал годом достижения баланса
между государственными доходами и расходами, население должно будет больше экономить, а это непросто для многих социальных групп. Фактически все социальные группы должны тратить меньше и экономить больше, поскольку в 2011 г. нет больше политической потребности в масштабном увеличении доходов населения.
Автор представляет следующий «российский сценарий» для Белоруссии. По его мнению, в течение последних пяти лет политика по удержанию Белоруссии в орбите влияния Кремля становилась все более и более интенсивной. С 2006 г. рычаги давления России на Белоруссию значительно усилились в связи с ростом цен на газ и нефть. В таких условиях правительство Белоруссии приняло решение о строительстве атомной электростанции, что было воспринято как шаг к достижению независимости в энергоснабжении. Однако позднее она согласилась на альтернативный российский проект, и идея независимой политики энергоснабжения стала бессмысленной1.
Согласно российскому подходу, Белоруссия должна стать частью общего экономического пространства, и тогда она не будет способной вести какие-либо независимые переговоры или принимать решения, благоприятные для ЕС. Это формула нового таможенного союза. Действия А. Лукашенко будут ограничены, независимо от того что он говорит о суверенитете и независимости. Структура таможенного союза способствует вертикальной интеграции, вовлечению белорусских государственные компаний в сферу влияния российских индустриальных корпораций. В частности, рассматривается предложение об объединении предприятий масломолочной и мясной индустрии с российскими холдингами, и оно в значительной степени готово к реализации.
Российский сценарий развития может быть успешным в перспективе, если будет основываться на последовательной интеграции России в экономику Белоруссии. Другая сторона российского сценария - непосредственные ограничения режима А. Лукашенко. Он будет лишен рычага воздействия, к которому имел обыкновение прибегать. Трубопровод «Северный поток», начатый в 2011 г.,
1 После встречи с М. Мясниковичем в Москве В. Путин объявил, что Россия построит новую атомную станцию в Калининградской области. Аналогичное строительство стоило бы Белоруссии 6 млрд. долл. Именно это в дальнейшем побудило Белорусское правительство принять российский вариант (с. 3).
сможет пропускать 30% газа, поставляемого Россией в Германию, что равно доле Белоруссии в этих поставках. Третьим аспектом является официальное распределение субсидии в 4 млрд. 124 млн. долл., которая ежегодно выделяет Россия Белоруссии. Как считает автор, после 19 декабря 2010 г. Кремль приобрел контрольный пакет акций в Беларуси и платит от 4 до 8 млрд. долл. ежегодно, чтобы страна осталась в сферы его влияния (с. 3).
Что касается «европейского сценария» для Белоруссии, то в настоящее время он, по мнению автора, находится в стадии формирования. Отсутствует согласованный подход, не говоря уже о единственной точке зрения на ситуацию. Автор видит следующие альтернативы.
Традиционный европейский вариант. Его сущность выражается в осуждении действий и собственно личности А. Лукашенко, а также в остракизме его команды. Запрет на путешествия (так же, как в советские времена) наложен на довольно обширный список белорусских чиновников. Однако эта мера теряет смысл в условиях той поддержки, которую Белоруссия получает от России.
Атака на кремлевские предложения. ЕС больше открывается для Белоруссии. Безвизовый режим обеспечивается всем гражданам, кроме официальных представителей белорусского режима (что является уникальной практикой). Белорусским студентам предоставляется 4-5 тыс. грантов для обучения в странах ЕС. Интенсивно формируются широкие программы сотрудничества с институтами гражданского общества. Для создания «новой Беларуси» требуется 500-600 млн. евро (с. 4).
Экономический аспект данных вариантов имеет свои преимущества и недостатки. Для Белоруссии очень важны торговые отношения с Германией, которые включают стратегически важный импорт машин и оборудования, а также химикатов. В 2010 г. импорт Белоруссии из Германии составил более 2 млрд. долл., это больше, чем в предыдущем году. Белоруссия покупает широкий спектр продуктов - от свинины и фармацевтических препаратов до двигателей внутреннего сгорания и оборудования для тепловой обработки материалов. Каждый из этих потоков импорта составляет десятки млн. долл. Машины и оборудование из Германии нельзя заменить товарами из России или Венесуэлы (с. 4).
Самым сильным противодействием деятельности ЕС в стране является отказ от российских поставок нефти в Белоруссию. Если Кремль прекратит поставки нефти, то их нечем заменить. В. Путин проверил это в 2006 г., вызвав панику среди белорусских элит. Сократив объемы поставок нефти со скидкой, Москва уменьшила долю ЕС в экспорте Белоруссии до 29% вместо 44% в предшествующий период.
Настоящий момент, считает автор, можно охарактеризовать как время принятия решений, когда Западом могут и должны быть сделаны шаги для того, чтобы уравновесить влияние России в Белоруссии. Возможности альтернативного развития ситуации ограничены, поэтому должен быть сделан концептуальный выбор. Автор опасается реализации «российского сценария» развития для Белоруссии, считая, что это путь в ловушку как для А. Лукашенко, так и для европейских политиков.
М.А. Положихина
2011.03.073. ЮНАВИКИУС Л. ПОЧЕМУ УКРАИНА И ГРУЗИЯ НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛИ «ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ»? НЕОИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИОННОГО ЗАСТОЯ В ГРУЗИИ И УКРАИНЕ.
JONAVICIUS L. Why Ukraine and Georgia have not used the «window of opportunity»? Neo-institutional analysis of transformational stagnation in Georgia and Ukraina // UNISCI discussion papers. - Madrid, 2009. - N 19. - Р. 12-38. - Mode of access: http://www.ucm.es/ info/unisci/revistas/UNISCI%20DP%2019%20-%20NUMER0%20 ENTERO.pdf
В статье сотрудника Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета отмечается, что «революция роз» в Грузии и «оранжевая революция» в Украине были восприняты как начало движения к демократии в этих странах. Пришедшие к власти в Тбилиси и в Киеве новые политические лидеры объявили демократизацию и европеизацию своими главными приоритетами. В терминах неоинституционализма эти изменения открыли «окно возможностей» для необходимого изменения институтов на Украине и в Грузии. Однако демократические достижения в этих странах не так значительны, как связанные с ними надежды. Конечно, нельзя недооценивать успехи в таких сферах,