Научная статья на тему '2017.01.041. ЛИУ З. ПРОМЫШЛЕННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОБЛАСТИ ЭКОТЕХНОЛОГИЙ. LIU Z. LES POLITIQUES INDUSTRIELLES ET DE L’INNOVATION POUR LE DEVELOPPEMENT DES éCOTECHNOLOGIES EN CHINE: WORKING PAPERS. - LILLE: RéSEAU DE RECHERCHE SUR L’INNOVATION, 2016. - N 50. - 23 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://RRIFR.UNIV-LITTORAL.FR/WP-CONTENT/UPLOADS/2016/03/DOC50.PDF'

2017.01.041. ЛИУ З. ПРОМЫШЛЕННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОБЛАСТИ ЭКОТЕХНОЛОГИЙ. LIU Z. LES POLITIQUES INDUSTRIELLES ET DE L’INNOVATION POUR LE DEVELOPPEMENT DES éCOTECHNOLOGIES EN CHINE: WORKING PAPERS. - LILLE: RéSEAU DE RECHERCHE SUR L’INNOVATION, 2016. - N 50. - 23 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://RRIFR.UNIV-LITTORAL.FR/WP-CONTENT/UPLOADS/2016/03/DOC50.PDF Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / КОМПЛЕКСНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СЕКТОРАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЭКОТЕХНОЛОГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жилина И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017.01.041. ЛИУ З. ПРОМЫШЛЕННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОБЛАСТИ ЭКОТЕХНОЛОГИЙ. LIU Z. LES POLITIQUES INDUSTRIELLES ET DE L’INNOVATION POUR LE DEVELOPPEMENT DES éCOTECHNOLOGIES EN CHINE: WORKING PAPERS. - LILLE: RéSEAU DE RECHERCHE SUR L’INNOVATION, 2016. - N 50. - 23 P. - MODE OF ACCESS: HTTP://RRIFR.UNIV-LITTORAL.FR/WP-CONTENT/UPLOADS/2016/03/DOC50.PDF»

стороны, несущие потенциальные выгоды для индивидов и организаций. К их числу авторы относят: 1) творческое формирование дополнительных компетенций, диверсификацию и развитие организационной базы знаний; 2) создание межорганизационных и межотраслевых сетевых связей и контактов; 3) важное доказательство организационной эффективности нелинейной инновации.

АФ, заключают авторы, заинтересована в участии в диверсифицированных сетях, во взаимодействии с университетами и другими учебными и научными организациями. В ней поощряются исследования академического характера, публикации, постоянное обучение сотрудников, гибкие формы организации труда, совместительство, участие сотрудников в работе учебных и научных организаций. В АФ поощряется творчество, создается креативная научная среда, интегрируется инновационность и предпринимательство, формируется потенциал, способный трансформировать условия функционирования экономики знания. Таким образом, развитие АФ представляет нововведенческий вызов для сегодняшнего состояния бизнеса.

И.Г. Минервин

2017.01.041. ЛИУ З. ПРОМЫШЛЕННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ В ОБЛАСТИ ЭКОТЕХНОЛОГИЙ. LIU Z. Les politiques industrielles et de l'innovation pour le développement des écotechnologies en Chine: Working papers. - Lille: Réseau de recherche sur l'innovation, 2016. - N 50. - 23 p. - Mode of access: http://rrifr.univ-littoral.fr/wp-content/uploads/2016/03/doc50.pdf

Ключевые слова: Китай; промышленная политика; комплексная инновационная политика; секторальная инновационная система; экотехнологии.

В статье сотрудницы Исследовательской сети по инновациям (Réseau de recherche sur l'innovation) (Франция) анализируются достижения и ограничения промышленной и инновационной политики Китая в секторе экотехнологий, который охватывает отрасли экономики, непосредственно связанные с воздействием на окружающую среду (ОС).

Высокие темпы экономического роста Китая после 1978 г., а также ускоренная индустриализация и урбанизация привели к со-

циальным диспропорциям и ухудшению состояния ОС. Издержки загрязнения ОС оцениваются в 5,8% ВВП (с. 4). В связи с этим в середине 2000-х годов китайское правительство разработало стратегию превращения Китая в лидера «зеленой» промышленной революции. В ее основе лежит комплексная секторальная промышленная и инновационная политика (policy mix), представляющая собой совокупность политик, влияющих на инновационную результативность страны за счет воздействия на важнейшие ее направления.

Несмотря на сложность динамики секторального инновационного процесса и его подверженность различным сбоям (рыночным, системным, институциональным), в фазе догоняющего развития секторальная политика помогает местной промышленности развивающихся стран (РС) в полной мере использовать внутренний рынок и развивать навыки, учась на собственных ошибках, а также ориентировать инновации предприятий на сферы деятельности, нуждающиеся в государственной поддержке на начальном этапе изменения инновационной траектории. Опыт различных стран показывает, что экотехнологии представляют собой сектор экономики именно такого типа.

Китайский сектор экотехнологий включает ряд существующих или формирующихся отраслей: энергетику и энергоснабжение, технологии энергетической эффективности, водные ресурсы, утилизацию отходов, лесоводство и экологически устойчивое сельское хозяйство. Особое внимание уделяется развитию таких формирующихся стратегических сегментов как технологии экономии энергии и защиты ОС, новые информационные технологии, биотехнологии, производство передового оборудования, новые виды энергии, новые материалы и автомобилестроение на альтернативной энергии. Эти сегменты рассматриваются как промышленные отрасли будущего, вклад которых в ВВП Китая составит в 2020 г. 15 против 8% в 2015 г. (с. 7).

В современной китайской экономической системе планирование как институт регулирования наряду с рынком является основным инструментом мобилизации ресурсов и базой для оценки эффективности местных властей. На национальном уровне каждое министерство принимает свой план действий, который доводится до каждого уровня местной власти. Реализация целей, определен-

ных правительствами различных уровней, опирается в большей степени на государственные предприятия, играющие главную роль в формировании инновационной способности всей промышленности, а также на государственные исследовательские центры и университеты. Взаимодействие между ними поддерживается различными направлениями государственной политики с помощью планов и административной координации. Обмен информацией между различными агентами (государством и его административными органами, местными правительствами, государственными исследовательскими центрами, университетами, предприятиями и т.д.), секторальной инновационной системой и рынком поддерживается за счет координации различных государственных политик на горизонтальном (между различными министерствами) и вертикальном (между национальными и местными властями) уровнях.

Промышленная и инновационная политика в секторе экотех-нологий призвана обеспечить развитие конкурентоспособности китайских предприятий в рамках четко обозначенной технологической траектории: от поглощения зарубежных технологий к имитации, изобретательству и эндогенным инновациям предприятий. Комплексная политика в секторе экотехнологий включает прямые финансовые (финансирование исследовательских программ, субвенции) и косвенные (в частности, налоговые льготы на импорт технологий) меры, а также меры, направленные на создание базы знаний и рынка (государственные закупки, демонстрационные проекты, поддержка экспорта экопродуктов).

Центральное правительство чаще всего прибегает к прямому финансированию НИР в рамках программ, реализуемых государственными исследовательскими центрами - Китайской академией наук (КАН), Китайской академией исследований об окружающей среде (Chinese research academy of environmental sciences, CRAES), а также крупными государственными предприятиями. Кроме того, принимаются меры, направленные на облегчение доступа к кредитам при реализации исследовательских и инновационных проектов предприятий или исследовательских институтов. В 2011 г. 19% общего объема финансирования НИР центральным правительством приходилось на проекты, касающиеся возобновляемых источников энергии и ОС (с. 10). Местные правительства также наделены пра-

вом предоставления налоговых льгот, кредитных гарантий и т.д. для привлечения инвестиций, в частности иностранных.

В целом политика китайских властей ориентирована на обеспечение доступа предприятий к источникам технологий за счет их импорта, международного обмена и т.д.; формирование инновационного потенциала (способности к поглощению технологий и развитию эндогенных инновационных компетенций); создание условий, стимулирующих развитие инновационных предприятий; развитие местных и международных рынков экопродуктов с помощью демонстрационных программ или воздействия на спрос.

Политика поддержки исследований и технологического развития включает развитие фундаментальных и прикладных исследований, а также промышленные НИР. Фундаментальные исследования в области экотехнологий осуществляются в рамках Национальной базовой исследовательской программы с участием КАН (National basic research program), на которую в 2012 г. приходилось 7,7% финансирования. Прикладные исследования проводятся КАН, CRAES, ведущими государственными лабораториями (state key laboratories, SKLs) или финансируются в рамках Национальной программы высокотехнологичных НИР (National high-tech R&D program). В 2012 г. 10,6% бюджетов этих программ приходилось на экотехнологические проекты. Промышленные НИР поддерживаются Программой НИР для ключевых технологий (Key technologies R&D program), 6,2% бюджета которой в 2012 г. также направлялось на финансирование развития экотехнологий. Важную роль в сотрудничестве промышленности, университетов и лабораторий НИР играют 35 государственных инжиниринговых центров по защите ОС. Значительное внимание уделяется энергетике. Так, в 2003 г. доля государственных средств, выделяемых на НИР в области защиты ОС и энергетики, составляла 4,1 и 10,3%, а в 2012 г. 22,6 и 7,1% соответственно (с. 13). База научных знаний поддерживается программами подготовки научных работников и стимулирования их мобильности.

Сотрудничество между промышленностью, университетами и сферой НИР осуществляется также в рамках промышленных парков высоких технологий и университетских инкубаторов. Они обеспечивают взаимодействие между участниками инновационного процесса и развитие инновационных малых и средних предпри-

ятий (МСП) через Инновационный фонд для технологических МСП (Fonds d'innovation pour les PME technologiques) и венчурные фонды. Однако доля МСП в государственном финансировании НИР остается незначительной (с. 13).

В последнее десятилетие сектор экотехнологий демонстрирует значительный рост. В 2011 г. оборот китайской экоиндустрии достиг 3072 млрд юаней, т.е. вырос на 660% по сравнению с 2004 г. и в 18 раз по сравнению с 2000 г. Начав практически с нуля, Китай стал первым производителем и экспортером солнечных батарей (с. 14). Благодаря активной государственной политике китайские экотехнологические предприятия быстро преодолели технологическое отставание. Доля патентов, полученных китайскими предприятиями в рамках международной системы патентования, приближается, а по некоторым позициям превышает долю основных конкурентов. За период с 2008 г. по 2012 г. количество «зеленых» патентов, полученных китайскими предприятиями на национальном рынке, увеличилось в три раза (с. 15).

Однако, несмотря на прагматичность и в целом высокую результативность китайской политики, она не лишена недостатков. После 20 лет системных реформ сохраняется как разобщенность агентов, так и несбалансированность фундаментальных, прикладных исследований и промышленных разработок. На национальном уровне 84% расходов на НИР приходится на промышленные разработки, на региональном (в ряде провинций) - более 90% (с. 17), что отрицательно влияет на потенциал эндогенных инноваций предприятий. Кроме того, громоздкая система планирования затрудняет поддержание динамичных связей между органами, принимающими решения, и исполнителями, а система оценки деятельности местных властей, основывающаяся на результатах реализации плановых показателей, приводит к конкуренции между провинциями за государственные фонды и частные инвестиции для развития местной экономики.

Изъяны системы, считает автор, мешают координации исследований с промышленностью и рынком и, следовательно, развитию инновационной системы в целом. В результате способность китайских предприятий к реализации эндогенных инноваций в секторе экотехнологий остается низкой (с. 18). Институциональные недостатки ведут также к появлению диспропорций на рынке. Весьма

показателен в этом плане кризис перепроизводства солнечных батарей в начале 2010-х годов. Несмотря на значительные усилия, запаздывает и развитие местных рынков экопродуктов.

Одно из наиболее тяжелых вторичных последствий развития экотехнологий в Китае - усиление давления на ОС. Из-за системных недостатков сектор экотехнологий сам становится источником загрязнений. Для устранения этих перекосов необходимо включить в комплексную инновационную политику контроль над защитой ОС и соблюдением экологических норм в производственной деятельности, а также стимулировать предпринимательство в частном секторе.

И.Ю. Жилина

2017.01.042. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В МАЛЫХ ФИРМАХ: ОПЫТ ИСПАНИИ / САДАБА СМ., ПЕРЕЗ-ЭЗКУРДИА А., ЭКЕВЕРРИА-ЛАЗКАНО А.М., АМУРРИО М. Définition of innovation projects in small firms: A Spanish study / Sádaba S.M., Pérez-Ezcurdia A., Echeverría-Lazcano A.M., Amur-rio M. // R&D Management. - 2016. - Vol. 46, N 1. - P. 36-48. - Mode of access: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/radm.12109/full

Ключевые слова: малые и средние предприятия (МСП); инновационные проекты; управление и планирование; модель интеграции факторов реализации проекта; Испания.

Профессора Университета Наварры (Испания) и сотрудник консалтинговой фирмы «Zabala Innovation Consulting» на основе исследования опыта испанских малых и средних предприятий (МСП) рассматривают проблемы, возникающие в процессе проектного планирования и управления инновационными проектами, и предлагают модель его совершенствования.

Авторы отмечают существенную роль, которую играют МСП в экономике ЕС с точки зрения инноваций и занятости, и подчеркивают значение инновационных проектов как важнейших инструментов обеспечения их роста. Согласно данным Евростата, МСП составляют 99% общего числа предприятий. Как свидетельствуют различные исследования, в том числе проведенные под эгидой Европейской комиссии, наиболее существенными, часто встречающимися препятствиями для инновационной деятельности в МСП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.