может быть прочитан и в политическом, и в эротическом смыслах. Язык страсти, будь то по отношению к возлюбленному или к господину, - весьма распространенное явление. Подобная двусмысленность классических текстов предоставляет авторам слэша прекрасную возможность использоавть старинный литературный репертуар. Следует, однако, отметить, что в их продукции двусмысленность совершенно исчезает - страсть истолковывается в буквальном смысле, а не метафорически» (с. 230).
Тем не менее попытки авторов-женщин преобразовать литературный канон вызвает законный интерес: «Классическая поэзия знает случаи, когда мужские элиты с радостью заимствуют женские по своей сути позиции, поскольку это позволяет им монополизировать как "инь", так и "ян", как "нэй" (сокровенное), так и "вай" (внешний мир), задвигая женщину в еще более глубокий "нэй" такого рода, что ей по-просту не находится места в литературном тексте. В версии "Троецарствия", возникающей в ХХ1 в., поклонницам данной эпопеи все же удалось неким образом снова вписать себя в текст путем воссоздания и потребления такого рода продукции» (с. 247).
К. Б. Демидов
ИСТОРИЯ
2017.01.027. ОЖЬЕ М., ГУО Дж., РОУЭН Х. ВОЗВРАЩАЯСЬ К ЗАГАДКЕ НИДЭМА: ОРГАНИЗАЦИИ, ОРГАНИЗОВАННОСТЬ И ИННОВАЦИИ В КИТАЕ.
AUGIER M., GUO J., ROWEN H. The Needham puzzle reconsidered: organizations, organizing and innovation in China // Management and organization review. - Cambridge, 2016. - Vol. 12, N 1. - P. 5-24.
Ключевые слова: Китай; история; загадка Нидэма; научно-технический прогресс.
Группа исследователей из США (М. Ожье - Школа повышения квалификации офицерских кадров ВМС США, Х. Роуэн -Стэнфордский университет, Дж. Гуо - Университет Карнеги Мел-лон) рассматривает так называемый «парадокс Нидэма», который состоит в том, что хотя Китай в Средние века был мировым лидером в науке, технике, производстве, но в Новое время не смог осу-
ществить промышленную революцию и стал отставать. Так, в период правления династии Мин (Х1У-ХУ11 вв.) Китай использовал значительно больше железа, был впереди Европы в сельском хозяйстве и ремесле.
Существует несколько объяснений. Одно - рост населения, которое сделало ненужным создание дорогостоящих технологий, существенно удешевив рабочую силу. Другое объяснение - неразвитость частной собственности и как следствие слабость предпринимательства. Наконец - консерватизм как одна из традиционных ценностей конфуцианства.
По мнению авторов, инновации в минском Китае носили совершенно иной характер, нежели в Европе, где в их основе лежала научная революция ХУ11 в. (как продукт позднего Возрождения) и дедуктивное мышление. В Китае же сами новаторы зачастую не признавали ценности изменений, которые они вносили в технологию, поскольку культурная традиция ориентировала на поддержание status quo, а не на развитие.
Кроме того, китайская логика отличается от западной и упор делается не на дедукцию, а на аналогию, что обеспечивает лишь накопление эмпирических знаний при отсутствии теоретической составляющей. Причины могут крыться и в китайской системе образования. В отличие от Запада, где существовала сеть соперничавших друг с другом университетов и других образовательных учреждений, в Китае, начиная с эпохи Цин, существовала тенденция к централизации и унификации образования под эгидой господствующей идеологии. Наиболее образованной прослойкой были чиновники, чьи государственные обязанности не оставляли им времени для внесения вклада в развитие интеллектуальной сферы, и в принципе свободомыслие и привнесение новых идей не поощрялись. В целом все это приводило к тому, что Китай чаще заимствовал изобретения, чем предлагал собственные.
Ситуация несколько изменилась в 1970-х годах, когда среди китайских технических специалистов восторжествовал призыв к самодостаточности. После того как СССР перестал поддерживать КНР в техническом и интеллектуальном плане, китайским (особенно военным) специалистам пришлось работать самостоятельно. Этим во многом объясняется политика «закрытости» Китая до 1970-х годов. Позже, впрочем, произошел откат назад, и изобрете-
ния вновь стали активно заимствоваться, а обучение специалистов за рубежом - спонсироваться государством.
Основное препятствие на пути инноваций в Китае состоит, по мнению авторов, в том, что китайские научные организации нацелены на немедленный технологический и производственный результат. Намного больше внимания уделяется разработке технологий, применение которых возможно в ближайшем же будущем. А еще в большей степени китайские инженеры склонны к имитации зарубежных образцов, поскольку она дешевле, несет значительно меньше рисков. В совокупности это дает хороший экономический эффект, но оставляет Китай в стороне от научно-технического прогресса. Немаловажен страх провала, без которого невозможен научный поиск. В то время как американские инноваторы не боятся потерпеть неудачу в каком-то направлении своих поисков, китайские стремятся избежать риска и ведут разработки только в тех направлениях, где успех гарантирован.
Помимо обусловленного культурной традицией менталитета, вред инновационному процессу наносит жесткая централизация и как следствие отсутствие инициативы у инженеров. В 1956 г. был принят 12-летний план по развитию науки и техники. С тех пор в КНР инновационный процесс встраивается в государственное планирование. В этом есть положительные стороны: знать, что программа исследования напрямую связана с государственными целями - дополнительный, а часто главный стимул к работе. Однако в целом это тормозит инновации, поскольку госзадания проходят через длительный бюрократический процесс.
Жесткая централизация обусловливает и отсутствие конкуренции между учебными заведениями, к тому же традиции университетского образования, развивавшегося с конца Х1Х в., были подорваны в период «культурной революции» (1966-1976). В результате закрытия университетов и других пертурбаций значительная часть молодежи фактически не была охвачена системой обучения в течение долгого времени.
Институты академии наук, большинство из которых были основаны в 1940-е, пострадали в меньшей степени. Они занимались преимущественно военными исследованиями, включая создание ядерного оружия, но эти разработки координировались с гражданскими проектами. Тесная связь академии с университетами - осо-
бенность КНР, что можно отнести к плюсам китайской системы. В целом же эта система, по мнению авторов, несет в себе больше минусов и не способствует техническому прогрессу.
А.А. Новикова
2017.01.028. ЦУРНДОРФЕР Х. ОКЕАНЫ ИСТОРИИ, МОРЯ ПЕРЕМЕН: НЕДАВНИЙ ПЕРЕСМОТР ИСТОРИИ КИТАЯ И МОРЕЙ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ПЕРИОД 1500-1630 В ИССЛЕДОВАНИЯХ НА ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКАХ.
ZURNDORFER H. Oceans of history, seas of change: recent revisionist writing in Western languages about China East Asian maritime history during the period 1500-1630 // Intern. j. of Asian studies. - Cambridge, 2016. - Vol. 13, N 1. - P. 61-94.
Ключевые слова: династия Мин; история морских путей сообщения; Восточная Азия; Юго-Восточная Азия.
Исследователь из Лейденского университета дает историографический обзор морской истории Восточной и Юго-Восточной Азии.
Долгое время преобладал взгляд на Китай как на исключительно сухопутную державу, не заинтересованную в создании морского судоходства и зарубежной торговле. Страну, мировосприятие которой характеризовали крайний культурный эгоцентризм и восприятие других народов в качестве «варваров», обязанных приносить дань правителю Китая как центру мироздания. Дань при этом понималась ритуально как знак уважения, поскольку ответные дары китайского двора обычно превосходили подношения «варваров». Но от «варваров» требовалось пройти унизительный ритуал, сопровождавший установление дипломатических отношений.
Теоретически такой тип отношений мог поддерживаться, если иностранная держава разделяла китаецентричный взгляд, а также придерживалась «трех учений» (конфуцианство, буддизм, даосизм) и использовала иероглифическую письменность. На практике же оказывалось, что Китай поддерживал контакты с множеством народов. Так, раскопки показали, что при империи Сун (960-1279) Фуцзянь и Гуандун был фактически огромной международной торговой агломерацией, где постоянно проживали арабы, персы, си-