Научная статья на тему '2017. 01. 016. Вааг Я. Ван дер. Южно-Африканская оборонительная политика в эпоху тотальной войны, 1900-1940. Waag I. Wan der. South African defense in the age of total War, 1900-1940 // Historia. - Durban, 2015. - vol. 60, n 1. - p. 129-155'

2017. 01. 016. Вааг Я. Ван дер. Южно-Африканская оборонительная политика в эпоху тотальной войны, 1900-1940. Waag I. Wan der. South African defense in the age of total War, 1900-1940 // Historia. - Durban, 2015. - vol. 60, n 1. - p. 129-155 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮАР / ИСТОРИЯ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Палаткин Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2017. 01. 016. Вааг Я. Ван дер. Южно-Африканская оборонительная политика в эпоху тотальной войны, 1900-1940. Waag I. Wan der. South African defense in the age of total War, 1900-1940 // Historia. - Durban, 2015. - vol. 60, n 1. - p. 129-155»

соседом и предпочитает проводить сдержанный и взвешенный курс, избегая любых конфликтных ситуаций.

Д.В. Палаткин

ИСТОРИЯ

2017.01.016. ВААГ Я. ВАН ДЕР. ЮЖНО-АФРИКАНСКАЯ ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЭПОХУ ТОТАЛЬНОЙ ВОЙНЫ,

1900-1940.

WAAG I. WAN DER. South African defense in the age of total war, 1900-1940 // Historia. - Durban, 2015. - Vol. 60, N 1. - P. 129-155.

Ключевые слова: ЮАР; история; вооруженные силы.

Автор (Стеленбосский университет, ЮАР) анализирует особенности оборонной политики и военного строительства в ЮАР с 1900 по 1940 гг., а также причины неудовлетворительного состояния вооруженных сил страны накануне Второй мировой войны.

22 и 23 ноября 1941 г. южноафриканские войска приняли боевое крещение во Второй мировой войне в боях под Сиди-Резе-гом против армии Роммеля. Результаты оказались обескураживающими. В 5-й южноафриканской бригаде из 5700 человек состава уцелели только 2306, а сама бригада была полностью разгромлена (с. 129). Такой результат не являлся следствием обычного стечения обстоятельств, а полностью вытекал из логики южноафриканской оборонительной политики начала XX в. Армия не смогла адекватно оценить новые вызовы и угрозы, а также перестроиться для ведения современной войны. Единственное, что может послужить оправданием в данном случае, то что армии большинства участников Второй мировой войны подошли к ее началу примерно в таком же состоянии.

Строительство армии ЮАР непосредственно началось после второй Англо-Бурской войны (1899-1902). Неудивительно, что влияние британской военной школы на формирующуюся армию было чрезвычайно велико.

Основной концепцией оборонительной политики стало ожидание возможного вторжения из Германской Намибии или из Португальского Мозамбика. Разрабатывались возможности превентивных действий на этих направлениях, а также меры на случай

восстания африканеров. Военно-морская угроза рассматривалась как низкая в силу удаленности от европейского театра военных действий. Преимущественно разработка планов осуществлялась в Лондоне, с опорой на информацию из колонии.

Была установлена система формирования местных вооруженных сил. Часть вооруженных сил комплектовалась выходцами из метрополии, а часть - набиралась из местного населения. Страхи по поводу низкой лояльности буров развеивались, благодаря их боевым качествам. Гораздо безопаснее было держать на довольствии этих прирожденных солдат, чем содержать раздутые штаты колониальных войск и ежедневно бояться восстания. Такой подход быстро себя оправдал.

Несмотря на некоторую несогласованность в действиях во время восстания зулусов в провинции Наталь в 1906 г., буры показали себя превосходными бойцами, а военное начальство признало успешным новую систему формирования местных вооруженных сил. Местное населения быстро составило костяк лучших отрядов в армии, в том числе и в восстановленных в 1907 г. отрядах комман-дос (с. 131). Эти события послужили поводом для начала переговоров между военным руководством всех четырех колоний. Угроза восстания местного чернокожего населения признавалась основной. К 1 июля 1912 г. были созданы вооруженные силы союза (Union defense forces) (с. 135).

При формировании вооруженных сил особо подчеркивалось: это будет армия не в духе европейского милитаризма, что претит местному населению, состоявшему преимущественно из африканеров, а войска, созданные в соответствии с нуждами белого населения колоний. В частности, отмечалось отсутствие необходимости в собственных военно-морских силах. Защита побережья возлагалась на британский флот.

Вплоть до самого начала Второй мировой войны в вооруженных силах ЮАР имели место проблемы из-за разношерстного характера личного состава. Поскольку новобранцы набирались из разных концов страны, зачастую они испытывали трудности из-за культурных и языковых различий. Нередки были случаи и политической неблагонадежности. Например, африканеры из Намибии и ЮАР чувствовали себя намного ближе друг к другу, чем к англичанам, поэтому они не представляли ситуации, при которой им

придется стрелять друг в друга. Да и внутри армии были сильны позиции африканерства. Однако все это не представляло серьезной угрозы для сплоченности армии.

В то же время постоянные поиски компромисса между сторонниками воссоздания армии по образцу старой армии буров и создания армии по английскому образцу приводили к неразберихе в вопросах комплектования офицерских должностей, структуры подразделений, а также их материального обеспечения и вооружения. В результате наличия сильных различий между военными традициями буров и британцев, армия так и не смогла выработать собственную стратегическую культуру. Итогом борьбы стало полное равенство среди высшего командного состава между африканерами и британцами.

Таблица 1

Родной язык представителей высшего командования ЮАР

(с. 137)

Годы -------------" ----""" Языки Английский Африкаанс

1912-1920 8 11

1920-1930 2 3

1930-1940 4 1

1940-1950 17 15

Всего: 31 30

Постоянные инциденты и скандалы практически все время сопровождали процесс формирования армии. Не было практически ни одного вопроса, в решении которого стороны занимали одинаковую позицию. Зачастую конфликты выливались на страницы прессы. Но даже подобная практика не останавливала местный истеблишмент от борьбы за создание армии, согласно их представлениям и требованиям.

Регулярно разгорались конфликты на предмет финансирования тех или иных мероприятий. Очень часто правительство союза просто отказывалось финансировать неприемлемые с их точки зрения организационные изменения в армии. Если Лондон требовал быть готовыми начать боевые действия против Намибии и Мозамбика, то местные африканеры не видели врага в лице португальцев и африканеров, проживающих в Намибии, а также стремились из-

бежать переброски своих войск в Европу или Индию для выполнения задач колониальной армии.

Решение вступить в Первую мировую войну далось правительству крайне нелегко. Значительная часть военнослужащих, набранных из местного населения, приняла решение покинуть службу. Это не удивительно, так как в 1914 г. еще не было единой страны ЮАР, более того, южноафриканская нация не являлась единой и целостной. Местное население чувствовало себя гораздо ближе к соседям-колонистам и немцам, нежели к англичанам. В обществе регулярно проходили антивоенные выступления.

Главной причиной, подвигнувшей Южно-Африканский Союз вступить в войну, как ни странно, стал местный национализм. В какой-то момент националисты решили, что участие в войне послужит сплочению нации. В целом население восприняло эту войну без энтузиазма, однако удалось избежать большинства негативных последствий, типичных для Европы: общего упадка морального духа, дискредитации военного руководства, тяжелейших демографических и экономических потерь. Самые тяжелые бои проходили в Европе, в Южной Африке о них узнавали только из сообщений прессы. Весь негатив выливался исключительно во время послевоенных дискуссий между генералами, которые обвиняли друг друга в систематическом принятии некомпетентных решений во время боевых действий.

Для рядового и офицерского состава, попавшего на Западный фронт, война стала своего рода шоком. Привыкшие к небольшим и быстрым кампаниям у себя на родине, они столкнулись с длительным ведением боевых действий в бесконечных коридорах траншей, удушающими газами, массивным применением артиллерии. Подобная практика повлияла на теоретические дискуссии в армии. Однако центральным пунктом дискуссий стал вопрос о моральных основаниях применения армии в интервенциях. Если к пограничным конфликтам с соседями общество еще хоть как-то относилось с пониманием, то посылка войск за рубеж вызывала стойкое неприятие и раздражение. В результате решение этого вопроса было вынесено в индивидуальную сферу.

За время войны технически армия стала значительно совершеннее. Принимались на вооружение новые образцы техники, офицеры проходили обучение в британских военных академиях,

значительно вырос уровень дисциплины и спайки войск. Появился новый род войск: авиация. При этом создание военно-морских сил тщательно блокировалось местным истеблишментом. Несмотря на давление националистов, служба в армии стала престижной.

В заключение автор отмечает, что в первой половине XX в. Южно-Африканский Союз участвовал в трех тотальных войнах. Это наложило серьезный отпечаток как на развитие вооруженных сил, так и на общество в целом. Несмотря на всю политическую борьбу вокруг становления новых вооруженных сил Южно-Африканского Союза, они смогли успешно прошли путь от полувоенных формирований до современной армии, способной проводить крупные операции и координировать взаимодействие различных родов войск.

Д.В. Палаткин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.