часто неформальную, с формализованными требованиями, которые действуют на рынке труда Германии.
Некоторые специалисты предупреждают о возможной глубокой трансформации германского общества, сопоставимой с той, которая происходила во время объединения Западной и Восточной Германии. Массовый приток мигрантов, стремящихся получить статус беженцев, который наблюдается с 2014 г., должен координироваться с иммиграцией из стран Южной и Юго-Восточной Европы. Эти два миграционных потока могут значительно повысить этническую, религиозную и национальную диверсификацию населения, проживающего на территории Германии. Безусловно, события второй половины 2015 г. оставят глубокий след в коллективном сознании германского общества.
С.Н. Куликова
2016.04.053. ЛАПАВИТСАС К., МАНЕВАР Д. СИРИЗА, МВФ и ЕС: ИГРЫ С БУДУЩИМ ГРЕЦИИ.
LAPAVITSAS C., MUNEVAR D. Syriza, the IMF and the EU: Gambling with the future of Greece. - Brussels: Committee for abolition of illegitimate debt, 2016. - Mode of access: http://cadtm.org/SYRIZA-the-IMF-and-the-EU-Gambling
Ключевые слова: Евросоюз; Греция; финансовая помощь; миграция; безработица.
Греция не в состоянии выполнить условия соглашения о финансовой помощи, которое было достигнуто между ЕС и премьер-министром Греции А. Ципрасом в июле 2015 г., считают К. Лапа-витсас, профессор Лондонского университета и член правительства Греции (2015), и Д. Маневар, бывший консультант министров финансов Греции (в правительстве А. Ципраса) и Колумбии и министра иностранных дел Эквадора. Для реализации этого соглашения от Греции требуется обеспечить бюджетный профицит в размере 3,5% ВВП уже в 2018 г. В реальности экономика страны вернулась к рецессии в четвертом квартале 2015 г., и ее состояние варьировалось от плохого до ужасающего. Так, промышленное производство к концу декабря 2015 г. сократилось на 13,5%, безработица выросла до 24,4%, оборот розничной торговли в январе 2016 г. упал на 3,8%. В банковской сфере размер задолженности по кредитам со-
ставил 115 млрд евро, т.е. почти 50% всего кредитного портфеля. Меры жесткой экономии, нацеленные на снижение совокупного спроса путем повышения налогов и сокращение пенсий в 20162017 гг., лишь углубят рецессию. Поэтому, полагают авторы, нет никаких экономических предпосылок для достижения профицита бюджета в размере 3,5% к 2018 г. Прогноз развития экономики Греции стал еще пессимистичнее после наплыва беженцев с Ближнего Востока и из Северной Африки.
Вместе с тем правительство А. Ципраса пыталось убедить ЕС, что за счет финансовых вливаний оно сможет в течение нескольких месяцев привлечь в страну иностранные инвестиции и таким образом восстановить экономику. Однако этот сценарий в реальных условиях представляется авторам маловероятным. Предсказать, что будет с экономикой Греции в 2017 и 2018 г. весьма проблематично, поскольку привлечение частных инвестиций в среднесрочной перспективе является наименее предсказуемым фактором увеличения совокупного спроса.
МВФ оказался заложником финансово-экономических проблем Греции после двух неудачных попыток в 2010 и 2012 г. стимулировать ее развитие. Прогнозы Фонда относительно положительного воздействия предоставленных им кредитов и жестких мер экономии на экономический рост страны и утверждения о привязанности ее экономики к мировым рынкам оказались ошибочными. Учитывая, что третья попытка реанимации греческой экономики также может быть безуспешной, МВФ призвал снизить требования в отношении размера долга Греции, с тем чтобы создать возможность для финансовой стабилизации к 2018 г. и увеличить шансы на успешное развитие греческой экономики. В обмен на это Греции было предложено принять краткосрочные меры, направленные на повышение темпов прироста ВВП до 1,5%. В соответствии с достигнутым в июле 2015 г. соглашением с МВФ Греции было разрешено снизить планку первичного профицита бюджета до 2,5% ВВП, что означает растягивание во времени (на десятилетия) погашения кредитной задолженности и списание значительной его части.
Для Еврокомиссии очень важно, чтобы греческая проблема находилась под контролем и чтобы оздоровление экономики Греции происходило без принятия мер по облегчению ее долгового
бремени. Такая официальная позиция Еврокомиссии представляется для Греции более выгодной, чем позиция МВФ. Поэтому А. Ципрас, исходя прежде всего из соображений политической целесообразности, выступил за исключение МВФ из программы финансовой помощи Греции и за ведущую роль Еврокомиссии в ее реализации. Однако этому воспротивилось правительство Германии, считающее, что Еврокомиссия не располагает достаточными инструментами, чтобы гарантировать успешную реализацию греческой программы. Бундестаг выразил свое несогласие с дальнейшим повышением размеров кредитования греческой экономики и особенно с мерами по списанию ее долгов.
В обмен на поддержку предложений о снижении требований в отношении бюджетного профицита и о дополнительной финансовой помощи для Греции МВФ требует увеличения текущих налоговых поступлений до 2,5% ВВП, что приведет к сокращению пенсионных выплат и дальнейшему повышению налогов. Такая цена за достижение поставленных целей по оздоровлению греческой экономики, по мнению авторов, является довольно высокой и малооправданной.
Следуя логике А. Ципраса, когда начнутся неизбежные разборки с европейскими кредиторам, Германия вынуждена будет оставить Грецию в зоне евро. Таким образом, правительство Греции, возглавляемое партией СИРИЗА, сможет еще некоторое время держаться на плаву, при этом греческая экономика по-прежнему будет находиться в стагнации, а народ - в нищете, считают авторы.
Авторы считают маловероятным, что будет найдено политическое решение для исключения МВФ из программы оздоровления экономики Греции, поскольку в этом случае возможен новый кризис в зоне евро. В конце концов правительство А. Ципраса будет вынуждено принять условия соглашения по оздоровлению экономики. Следующая (четвертая) попытка реанимации греческой экономики, учитывая драматические события 2015 г. и возможный провал третьего транша финансовой помощи, по мнению авторов, уже вряд ли состоится. У Германии и МВФ накопилось достаточно оснований для отказа ей в очередном (четвертом) транше финансовой помощи.
Б.Г. Ивановский