Научная статья на тему '2016.04.052. ЭНГЛЕР М. МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ГЕРМАНИИ И ЕВРОПЕ. ENGLER M. EXPLOIT HUMANITAIRE OU éCHEC? LA CRISE DES RéFUGIéS EN ALLEMAGNE ET EN EUROPE // NOTES DU CERFA. - P., 2016. - N 129. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI.ORG/FR/PUBLICATIONS/ENOTES/NOTES-CERFA/EXPLOIT-HUMANITAIRE-ECHEC-CRISE-REFUGIES-ALLEMAGNE-EUROPE'

2016.04.052. ЭНГЛЕР М. МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ГЕРМАНИИ И ЕВРОПЕ. ENGLER M. EXPLOIT HUMANITAIRE OU éCHEC? LA CRISE DES RéFUGIéS EN ALLEMAGNE ET EN EUROPE // NOTES DU CERFA. - P., 2016. - N 129. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI.ORG/FR/PUBLICATIONS/ENOTES/NOTES-CERFA/EXPLOIT-HUMANITAIRE-ECHEC-CRISE-REFUGIES-ALLEMAGNE-EUROPE Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
247
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОСОЮЗ / ГЕРМАНИЯ / МИГРАЦИЯ / БЕЖЕНЦЫ / ГУМАНИТАРНЫЙ КРИЗИС / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2016.04.052. ЭНГЛЕР М. МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ГЕРМАНИИ И ЕВРОПЕ. ENGLER M. EXPLOIT HUMANITAIRE OU éCHEC? LA CRISE DES RéFUGIéS EN ALLEMAGNE ET EN EUROPE // NOTES DU CERFA. - P., 2016. - N 129. - MODE OF ACCESS: HTTP://WWW.IFRI.ORG/FR/PUBLICATIONS/ENOTES/NOTES-CERFA/EXPLOIT-HUMANITAIRE-ECHEC-CRISE-REFUGIES-ALLEMAGNE-EUROPE»

Евросоюз в состоянии, по мнению Дж. Сороса, найти требуемые 30 млрд евро в год (051). Данная сумма составляет менее 0,25% совокупного ВВП 28 стран - членов ЕС (который превышает 16 трлн евро) и менее 0,5% совокупных расходов правительств стран ЕС. Однако для решения этой задачи у руководства Евросоюза не хватает политической воли. Бюджетные правила ЕС запрещают большинству стран - членов Евросоюза наращивать дефицит бюджета и финансировать его путем выпуска новых долговых обязательств.

Б.Г. Ивановский

2016.04.052. ЭНГЛЕР М. МИГРАЦИОННЫЙ КРИЗИС В ГЕРМАНИИ И ЕВРОПЕ.

ENGLER M. Exploit humanitaire ou échec? La crise des réfugiés en Allemagne et en Europe // Notes du Cerfa. - P., 2016. - N 129. - Mode of access : http://www. ifri.org/fr/publications/enotes/notes-cerfa/exploit-humanitaire-echec-crise-refugies-allemagne-europe

Ключевые слова: Евросоюз; Германия; миграция; беженцы; гуманитарный кризис; миграционная политика.

Автор, консультант Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, указывает, что массовый приток беженцев из Сирии, Ирака и Афганистана стал основной темой политической и общественной жизни Германии. Отношение к беженцам разделило германское общество, что ведет к возникновению конфликтных ситуаций. Общественный климат вокруг кризиса с беженцами и политическая обстановка становятся все более мрачными, отмечает М. Энглер.

Решение руководства ЕС об обязательных квотах распределения беженцев по странам оказалось трудно выполнимым. Большинство беженцев по-прежнему стремятся получить убежище в Германии, куда уже прибыли сотни тысяч человек. Помимо Германии только небольшое число стран - членов ЕС соблюдают установленные квоты приемы беженцев.

В контексте продолжающегося экономического кризиса и террористических актов немногие европейские государства имеют желание принять участие в выполнении решений Евросоюза. Количество беженцев с февраля 2016 г. снизилось в связи с тем, что

был перекрыт путь через Балканские страны. Соглашение ЕС с Турцией по беженцам (март 2016 г.) вряд ли будет способствовать длительному решению проблемы, считает автор; скорее всего, беженцы или их часть будут искать новые обходные пути.

Для Германии этот новый приток беженцев представляет огромную социальную проблему, поскольку большинство беженцев останутся здесь надолго или даже навсегда. С одной стороны, за счет мигрантов Германия сможет решить проблему нехватки рабочей силы в условиях демографического спада, с другой стороны, ей предстоит огромная работа по интеграции этого населения в жизнь страны. Отмечается, что положение на рынке труда и политический режим в настоящее время стали более благоприятными для такой интеграции, но, возможно, рост численности мигрантов усилит отрицательные реакции немецкого общества.

Политика ЕС в отношении беженцев пока не достигла успеха. В начале кризиса с беженцами федеральное правительство Германии выступило за усиление сотрудничества между европейскими странами. Оно предложило ввести принцип согласованного приема сирийских беженцев на европейском уровне и разработало гуманитарную программу по приему беженцев на национальном уровне.

Что касается распределения беженцев между странами, то по решению Комиссии ЕС каждое государство - член ЕС должно принять определенное количество беженцев. Германия и другие страны, переполненные беженцами (Греция, Италия, Австрия, Бельгия, Нидерланды и Швеция), уже выполнили свои обязательства. Но страны Восточной Европы, Испания и Великобритания отказались принимать дополнительные квоты беженцев, ссылаясь на внутренние политические и социальные проблемы, а также на протесты населения.

Страны Восточной Европы говорят также о том, что за миграционный кризис несут ответственность западноевропейские страны в связи с их колониальным прошлым и что беженцы в любом случае не хотят оставаться на их территории.

В результате многочисленных переговоров и консультаций удалось достигнуть компромисса, в соответствии с которым для большинства стран Восточной Европы и Испании были установлены значительно меньшие квоты приема беженцев, чем для других стран ЕС.

Федеральное правительство Германии до сих пор призывает к долгосрочной международной стратегии и противодействию попыткам сорвать процесс выработки решений на уровне ЕС. Закрытие границ Германии для беженцев, по мнению автора, будет иметь катастрофические последствия в гуманитарном плане для Греции и Балканских стран. Если не будет найдено правильное решение миграционной проблемы, то может произойти не только гуманитарная катастрофа: значительно и надолго затормозится процесс европейской интеграции и доверие к ЕС в мире резко снизится.

Германия и Европа в целом должны играть основную роль в защите беженцев, полагает автор. Политика Германии и Европы в области иммиграции не должна ограничиваться сиюминутными задачами по управлению кризисом, а должна опираться на долгосрочную стратегию. Необходимо исполнять все принятые решения на уровне ЕС, а также разработать ясные правила по приему беженцев.

Стареющее немецкое общество нуждается в притоке молодой рабочей силы, указывает автор. По оценкам, немецкий рынок труда может поглощать 350 тыс. беженцев ежегодно (с. 31). Однако интеграция беженцев - это долгосрочный процесс. Для его ускорения требуются соответствующие подготовительные мероприятия.

Системы школьного образования и ученичества Германии столкнулись с трудной задачей, так как огромное число молодых беженцев уже долгое время не обучались в школе. Нехватка квалифицированных преподавателей может затормозить процесс интеграции. Кроме того, значительно осложняет интеграцию беженцев в немецкое общество напряжение на рынке недвижимости; в итоге тысячи переселенцев, имеющих статус беженцев, продолжают проживать в специальных общежитиях и временных лагерях.

В настоящее время нет точных данных об уровне квалификации беженцев. По предварительным оценкам, большая их часть не может сразу по прибытии найти работу; требуется время для их адаптации. Необходимо также учитывать то обстоятельство, что многие беженцы не смогут пока трудоустроиться, так как больны или имеют травмы. Кроме того, им в любом случае надо сначала выучить язык, что требует определенного времени. Следует также привести в соответствие имеющуюся у беженцев квалификацию,

часто неформальную, с формализованными требованиями, которые действуют на рынке труда Германии.

Некоторые специалисты предупреждают о возможной глубокой трансформации германского общества, сопоставимой с той, которая происходила во время объединения Западной и Восточной Германии. Массовый приток мигрантов, стремящихся получить статус беженцев, который наблюдается с 2014 г., должен координироваться с иммиграцией из стран Южной и Юго-Восточной Европы. Эти два миграционных потока могут значительно повысить этническую, религиозную и национальную диверсификацию населения, проживающего на территории Германии. Безусловно, события второй половины 2015 г. оставят глубокий след в коллективном сознании германского общества.

С.Н. Куликова

2016.04.053. ЛАПАВИТСАС К., МАНЕВАР Д. СИРИЗА, МВФ и ЕС: ИГРЫ С БУДУЩИМ ГРЕЦИИ.

LAPAVITSAS C., MUNEVAR D. Syriza, the IMF and the EU: Gambling with the future of Greece. - Brussels: Committee for abolition of illegitimate debt, 2016. - Mode of access: http://cadtm.org/SYRIZA-the-IMF-and-the-EU-Gambling

Ключевые слова: Евросоюз; Греция; финансовая помощь; миграция; безработица.

Греция не в состоянии выполнить условия соглашения о финансовой помощи, которое было достигнуто между ЕС и премьер-министром Греции А. Ципрасом в июле 2015 г., считают К. Лапа-витсас, профессор Лондонского университета и член правительства Греции (2015), и Д. Маневар, бывший консультант министров финансов Греции (в правительстве А. Ципраса) и Колумбии и министра иностранных дел Эквадора. Для реализации этого соглашения от Греции требуется обеспечить бюджетный профицит в размере 3,5% ВВП уже в 2018 г. В реальности экономика страны вернулась к рецессии в четвертом квартале 2015 г., и ее состояние варьировалось от плохого до ужасающего. Так, промышленное производство к концу декабря 2015 г. сократилось на 13,5%, безработица выросла до 24,4%, оборот розничной торговли в январе 2016 г. упал на 3,8%. В банковской сфере размер задолженности по кредитам со-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.